Личность как деятельный субъект.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как деятельный субъект.



В личности как системе выделяются две основные подсистемы: одна – внутренняя – сознание – скрытое от других, зачастую непонятное и для самой личности; вторая – поведение – открытое для людей, позволяющее наблюдать внешние проявление личности и проникать в ее внутреннюю жизнь. Сознание и поведение тесно связаны между собой. Это связь может проявляться в совпадении актов сознания и поведения или наоборот в их несоответствии, противостоянии.

В социологии и социальной психологии под сознанием понимается то, что формирует и определяет готовность к поведению, его регуляции и саморегуляции. В него входят потребности и интересы, цели и мотивы, ожидания и ориентации, установки и диспозиции. Их взаимодействие образует мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов и, в конечном итоге, – цели личности. Потребности выступают как исходные побудители ее деятельности. Это естественные потребности (нужда в еде, одежде, жилье и т.п.) и социальные потребности (в различных формах деятельности, общения).

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. Интересы обуславливают мотивы поведения и оказываются главными причинами действий личности. Направленность личности на определенные ценности представляет собой ценностные ориентации.

Потребности и интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют стремление удовлетворить их или внутренние побудители действий – мотивы. Смысл таких действий – в достижении определенной цели.

Диспозиция личности – это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, выбор деятельности. Этот выбор происходит в результате взаимодействия мотивов и стимулов и появления установок личности. Если мотивы – внутренние побудители, то стимулы – внешние побудители к деятельности.

Под стимулами обычно понимают экономические, социальные и политические и другие факторы, действующие в среде, окружающей личность.

Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление действительности. Социальные установки – один из регуляторов поведения личности, выражают ее готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки отражают «вектор» поведения. В западной социологии их называют «аттитюдами» (от франц – attitud – поза).

Структура личности кроме мотиваций и диспозиций характеризуется еще памятью. В качестве социальной памяти она предстает: во-первых, на уровне освоенных опыта и знаний человечества. И во-вторых, на уровне внешней, динамичной оперативной информации. Такая память в процессе взаимодействия с мотивами и диспозициями определяет поведение личности.

Поведение предстает как совокупность поступков личности, в которых отражается все механизмы сознания. Поведение личности зависит от ее демографического, социального, профессионального положения, места в системе общественных связей.

В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру ее деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. По отношению личности к ходу исторического процесса выделяется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. По результату выделяется творческая и воспроизводящаяся, инновационная и рутинная деятельность.

Все формы и виды деятельности характеризуют образ жизни – это превращение внутреннего во внешнее, наблюдаемое. Социологическое исследование образа жизни имеет важное значение, включает в себя выявление ценностных ориентаций, установок, интересов личности и анализ условий (и уровня) ее жизни. Это позволяет комплексно изучать личность, выявлять образ жизни как основу трудовой деятельности и его влияние на личность (скажите мне, каков ваш образ жизни и я скажу, что вы за личность).

Проблема активности личности актуализируется в период реформ, в период общественных перемен. Сейчас много говорят и пишут о «менталитете личности». «Менталитет» (от анг. – mentality – умственно-интеллектуальное состояние субъекта). На личностном уровне это социальное самосознание личности, ее образ мышления, уровень мыслительной культуры. Менталитет часто связывается с духовностью человека, а в российской традиции – с русской душой и русской идеей.

Менталитет россиянина связан, опирается на духовные основы и социальные традиции русской народной жизни, в том числе и советский период истории. Он не отделим от национального самосознания и образа жизни.

Еще менталитет связан с «русской идеей» - объединяющим, гуманистическим началом для всех народов, населяющих Россию. Социальные традиции определяются как элементы социального и культурного наследия, передающегося из поколения в поколение.

Чем определяются особенности менталитета россиян?

1) Естественно-географической средой, прежде всего. Более суровый климат, холодные, долгие зимы, короткое, порой дождливое лето, менее вегетативный период для растений в сравнении с Западной Европой. Отсюда изворотливость, терпеливая борьба с невзгодами и лишениями. Русские медленно запрягают, но быстро едут, долго раскачиваются, но сильно бьют.

2) Артельной формой труда как традицией. Она поддержала в свое время коллективизацию. Ее истоки в сельской общине. Отсюда коллективизм как национальная черта.

3) Стремлением к равенству и справедливости.

4) Гостеприимством, взаимопомощью в беде, уважительным отношением к старшим, к детям, к женщинам. Это тоже народные традиции.

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните разницу в понятиях “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.

2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу личности?

3. Охарактеризуйте социальную структуру личности.

4. В чем особенности ролевой теории личности?

5. В чем сущность социализации личности?

6. Что такое “социальный тип личности”? Приведите примеры социальных типов личности современной России.

7. Что такое социальная роль и социальный статус? Как эти понятия связаны между собой?

8. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах?

 

 

Лекция 11 Девиация и социальный контроль

1. Девиация

2. Социальный контроль

Девиация.

Основной движущей силой поведения человека являются его потребности: витальные (жизненные), социальные и идеальные (духовные). При анализе человеческого поведения надо учитывать их все.

В СССР в государственной политике господствовал тезис о том, что главным в человеке является сознание. Сделаем людей сознательными и они будут делать то, что хорошо и не будут, что плохо. Но это утопический подход. Еще Сократ сказал, что самая главная загадка человека в том, что он знает, что хорошо, и, зная это, делает то, что плохо. Значит, он не сознанием руководствуется, а своими потребностями, интересами, желаниями.

Для деятельности человека характерно:

1. в наших генах заложена потребность в экономии сил. Это стимулирует изобретательность одних, лень и безответственность других, стремление к нечестности третьих;

2. человеческое поведение характеризует и срабатывание такого механизма: если ты не понимаешь, что происходит, делай, как другие, авось они понимают. Для нашего времени стрессов характерно подражательное поведение;

3. природа работает грубо: 60% популяции выживает, 40% она жертвует. Но для человека этот механизм неприемлем. В нас заложены механизмы, которые включаются, когда мы подходим к какой-то критической точке. Они включаются не автоматически, а через людей, осознавших или интуитивно почувствовавших, что сейчас надо делать.

Недостаточное понимание, что есть человек, кто есть человек – камень преткновения в решении многих проблем общественного развития. Чего только не сделает организм, когда речь идет о жизни и смерти. Страх и чувство самосохранения – великие стимуляторы. Они могут сделать так, что наш позвоночник выдержит нагрузку в 10 тн., частота дыхания увеличится в 4 раза. Наш мозг функционирует лишь на 5-7% своих возможностей. 93-95% - запас, гарантия выживания, биологическая защита, которая может быть и не востребована или может быть использована 1-2 раза в жизни. Специалисты считают, что опыт выживания в нашей стране в настоящее время уникален.

Мы тратим свой запас незаметно. Но вот в экстремальной, опасной для жизни ситуации женщина поднимает машину, под которой оказался ее ребенок; пожилой человек перепрыгивает через двухметровый забор, хотя и в молодые годы спортсменом не был; во время пожара сухая, субтильная (слабая, хрупкая) старушка выволокла со второго этажа громадный сундук с нажитым скарбом. После пожара двое молодых ребят с трудом вернули его на место.

Какие бы нагрузки ни переносил человек, очень вероятно, что при смертельной опасности у него появятся новые возможности. К тому же каждый человек получает в наследство от родителей определенные задатки, диапазон которых может различаться в 10-20 раз. Но лучше в такие ситуации не попадать, далеко не у каждого получается свой запас использовать.

В процессе социализации возможны сбои, неудачи и как результат возникают нежелательные формы поведения, появляются гении и злодеи, ленивые и очень трудолюбивые, нищие и богатые. Резкие отклонения от нормы в ту или другую (положительную или отрицательную) стороны грозили стабильности общества.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Это нравственные пороки, отступления от норм морали и права. Борьба с девиациями превращалась в борьбу с разнообразием поступков и даже чувств и мыслей в тоталитарном обществе. Обычно отклонения в плохую сторону осуждались и пресекались, в хорошую – одобрялись и поощрялись.

Статистика показывает, что на каждую из таких групп приходится по 10-15%, а 70% - это середняки. Но при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались, что они в жизни совершили один или более незаконных поступков (воровали, обманывали на работе, курили в неположенном месте, переходили улицу в неположенном месте и т.п.).

В широком понимании девиантное – это любое отклоняющееся от нормы поведение. В узком – такие отклонения, которые не влекут за собой уголовные наказания.

Совокупность противоправных поступков или преступлений получила в социологии название делинквентное (преступное) поведение. Алкоголизм – тип девиантного поведения. Наркоман по закону - преступник. Самоубийство – девиация, а убийство-преступление. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения: а) чем больше с ними сталкивается, б) чем он моложе. Поведение индивида, социальной общности – это одна из острых проблем общества.

Попытки объяснить отклонения в поведении предпринимались и предпринимаются. Одни из первых из них биологические. Итальянский криминалист Чезаре Ломброзо (1835-1909) в 70—х гг. XIX века пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. По его мнению, преступные типы могут быть определены по форме черепа. Он не отрицал и влияния социального опыта на развитие криминального поведения. Его основная идея: большинство преступников биологически дегеративно или дефективно. Впоследствии эти идеи были полностью отвергнуты, но всплывали не раз. Так, идея о связи между биологическими факторами и склонностью к преступлению вновь воскресла в работах Вильяма А. Шелдона в 1940-х годах. Шелдон выделил три физических типа человека: 1) мускулистый, активный – он прямо связан со склонностью к правонарушениям; 2) субтильного (худого) телосложения; 3) более полной комплекции. Подобные взгляды имеют защитников, но и критиков.

Психологические теории также связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Они опирались на идеи австрийский ученого Зигмунда Фрейда (1856-1939), в частности, у небольшой части людей развивается аморальная психопатическая личность. Согласно Фрейду, большинство наших моральных качеств происходят из самоограничений. Таким самоограничениям мы обучаемся в раннем детстве. Но вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются самоограничения. Психопатов можно описать как замкнутых на себя людей, находящих удовольствие в насилии как таковом. Но это может объяснить лишь некоторые аспекты преступлений. Только незначительная часть преступников имеет личностные характеристики, отличные от остального населения.

Удовлетворительное объяснение природы преступлений дают социологические теории, так как преступления связаны с социальными институтами общества. В современных обществах существует множество субкультур и поведение как норма в одной субкультуре можно рассматривать как отклонение в другой. Кроме того сильные различия между бедными и богатыми влияют на возможности различных групп.

Еще один из основателей социологии Дюркгейм предложил концепцию аномии, когда в современных обществах традиционные нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. Когда в определенных областях социальной жизни нет ясных стандартов поведения, возникает аномия. Люди испытывают при этом, по мнению Дюркгейма, тревогу, страх, аномия предрасполагает к самоубийству.

На эту концепцию аномии опирается американский социолог Мертон. Он также исходит из признания нормальности преступника. Аномию модифицирует как напряженность в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Так, в американском обществе общепринятые ценности ориентируют человека, на продвижение вперед, на «делание денег», т.е. на материальный успех. Люди, работающие интенсивно, должны добиться успеха вне зависимости от своей стартовой позиции в жизни. Но, в действительности те, кто изначально находится в неблагоприятном положении, располагает ограниченными возможностями роста. Кто не преуспел, сталкиваются с осуждением своей неспособности добиваться успеха. У них возникает большое искушение «продвинуться» любыми способами, законными или незаконными. Мертон выделяет пять возможных реакций на такое напряжение. «Конформисты» придерживаются принятых ценностей несмотря ни на что. Это большинство населения. «Инноваторы» придерживаются ценностей, но используют и незаконные средства их достижения, в том числе преступления. «Ритуалисты» следуют ценностям, но утратили их смысл. Работа для них утомительна и неинтересна. «Ретриатисты» отвергают ценности и санкционированные средства их достижения (независимые самоокупающиеся коммуны). «Бунтари» отвергают существующие ценности и средства, но активно желают преобразовать систему. Это члены радикальных политических группировок.

 

Социальный контроль.

Социализация – индивидуальный процесс. Но обучение ведет общество, социальные институты, родители, педагоги и др. Они же и контролируют усвоение образцов поведения. Такой общественный социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает в себя нормы и санкции.

Нормы – это предписания о том, как надо правильно вести себя в обществе, т.е. это запреты или разрешения. Санкции – это средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы.

Социальный контроль связан с сохранение поведения в рамках групповых ожиданий и основан на согласии. Он является фундаментом стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии (беззаконию, безнормности), беспорядкам, смуте.

Особенности социального контроля:

1) Социальный контроль осуществляется в основном через социализацию, т.е. люди выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу привычек, предпочтений. Социализация таким образом, является одним из факторов социального контроля, причем, внутреннего контроля личности за своим поведением.

2) Социальные нормы различаются масштабом. Одни существуют только в малых группах и осуществляются через групповое давление. К примеру, американский социолог Элтон Мэйо (1880-1949) в знаменитых Хотторнских экспериментах (1927–1932 г.г.) обнаружил специфические нормы трудового поведения. Новичкам старшие говорили:

- ты не должен вырабатывать слишком много или слишком мало;

- ты не должен говорить начальнику ничего такого, что способно нанести вред товарищу;

- ты не должен со «своими» сохранять дистанцию или держаться официально;

- ты не должен общаться с начальством больше, чем со своими товарищами.

Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью индивида в первичную социальную группу. Другие нормы существуют в больших группах или в обществе в целом – это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манера поведения.

3) Социальный контроль осуществляется через принуждение. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости – от неодобрения до смертной казни.

4) Нормы являются стандартами поведения. Это еще и ожидания однозначного поведения других и тем самым они формируют систему социального взаимодействия. Нормы связаны с ценностями. Но если ценности – абстрактные понятия – добро - зло, правильное – неправильное, то нормы – правила поведения.

5) Санкции – охранники норм. Это вознаграждение за выполнение норм – конформизм – согласие с ними или наказание за отклонение от них.

Социальные санкции вместе с нормами и ценностями составляют механизм социального контроля. Соблюдение норм делает поведение предсказуемым. Также предсказуемы и санкции. Мы знаем, что ожидать за то или другое действие.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя, то такая форма контроля является самоконтролем, или внутренним контролем. Его проявление – совесть. И основывается он на волевом усилии. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше обществу приходится прибегать к внешнему контролю, который осуществляется совокупностью институтов.

При рассмотрении личности социальный контроль выступает одной из проблем. По сути речь идет о регулировании обществом, социальными институтами поведения людей, о их следовании социальным нормам, законам, о их свободе.

В социальном контроле важно определить границы, пределы вмешательства общества в жизнь личности или сферу ее личной, частной жизни, автономности.

Одно из существенных отличий тоталитарного общества от демократического, гражданского в резком сужении сферы личной жизни, автономии личности. В тоталитарном обществе регламентация, социальный контроль распространяются даже на самые интимные, личностные стороны жизни человека. Общество в лице властных структур пытается навязать человеку с кем ему дружить, общаться, кого любить, что читать, как одеваться, какие песни петь и т.д.

В гражданском демократическом обществе сфера личной жизни, напротив, имеет больший объем, неприкосновенность личной жизни защищена законом, нравами. Здесь говорят: «Мой дом – моя крепость». Но даже и здесь все не так просто. Проблема соотнесения свободы с социальным контролем имеет следующие социологические грани:

- свобода не противостоит правовым и нравственным нормам;

- свобода личности не беспредельна, она ограничена правом и других людей на свободу;

- свобода неотделима от ответственности;

- свобода предполагает и внутренний самоконтроль – определение для себя тех границ, рамок, за которые человек не может выйти;

- свобода – это самостоятельный выбор человеком жизненного пути, моделей поведения, конкретных жизненных решений.

То есть контроль – это не ограничение свободы, а свобода – не бесконтрольность.

Проблема соотнесения свободы и социального контроля особо значима в периоды кардинальных общественных изменений. Тогда происходит смена типов контроля. Старые (тоталитарные) нормы и механизмы социального контроля рушатся, а новые (демократические) еще не утвердились. В обществе возникает правовой (и даже социальный) беспредел. А на уровне человека – нормативная дезориентация, кризис моральных и правовых ориентиров. В итоге идет переход от запретительного типа социального контроля (запрещено все, что не разрешено) к разрешительному («разрешено все, что не запрещено»). Но это на практике порождает вседозволенность, поэтому у многих проявляется тоска по порядку, «сильной руке». Примем во внимание, что тоталитаризм, ограничивая свободу личности, в чем-то снимал с нее бремя ответственности.

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое “социальный контроль” и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества? Что такое социальные нормы и санкции?

2. Охарактеризуйте механизм социального контроля на конкретном примере.

3. В чем сущность социальных санкций? Дайте их классификацию.

4. Что такое делинквентное поведение?

5. Что такое девиация?

6. Специфика социологического подхода к изучению преступности?

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.017 с.)