Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие личности в социологии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепция личности в марксизме. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Личность – продукт общества, общественных отношений. Личность – это модель общества, проекция общества на индивида. Связь личности и общества носит диалектический характер: каково общество, таков и человек, живущий в нем (и наоборот). Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество». Последователи Маркса абсолютизировали это положение и забывали о другой стороне взаимоотношения человека и окружающей среды - об активной деятельности самого человека (человек - творец истории). Однако, все равно игнорировалось влияние на человека биологического фактора, его генетической обусловленности. Диспозиционная концепция и структура личности. Название происходит от лат. Disposito - расположение. Диспозиция предполагает наличие у личности готовности эффективно реагировать на макро и микросреду и на меняющуюся ситуацию. Социологический аспект этой концепции разработан российским социологом Владимиром Ядовым. Диспозиционная концепция пытается объяснить вариативность поведения человека. При этом структурируются потребности личности (по уровню включенности личности в расширяющиеся сферы деятельности от семьи до общества). Второй компонент - ситуации (условия), в которых могут быть реализованы потребности. Деятельность личности - это постоянное разрешение противоречий между потребностями и ситуациями. Первый уровень диспозиционной структуры личности связан с простейшими жизненными ситуациями. Этот уровень не требует знания, рассудочности (отсутствие остановки на привычном месте). Второй уровень - социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: эмоционального (оценочного), когнитивного (рассудочного) и собственно поведенческого (взаимодействие индивида с отдельными объектами в конкретных ситуациях). Высший уровень образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения, т.е. речь идет о высших потребностях личности.
Ролевые концепции личности. Это социологические концепции, использующие в качестве ключевой категории понятие «социальная роль» (Ральф Линтон, Роберт Мертон, Толкотт Парсонс). Она возникла в 30-е г. в американской социальной психологии, благодаря трудам Герберта Мида и Чарлза Кули. Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" состоит из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу) 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я". Как и Кули, он считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего "Я". По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может "помогать" родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос или даже палку. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в футбол. Эти установки и ожидания создают образ некого "другого" - безликого человека "со стороны", олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным "другими со стороны". Следование правилам игры в футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
К характеристикам личности можно подойти двояким образом: · С точки зрения её структуры; · С точки зрения её взаимодействия с окружающими, общения с другими.
2. Социальная структура личности и её типология.
Элементами структуры личности являются: I. Социальные качества личности и способ их реализации в её деятельности (трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой). Наиболее значимые социальные качества личности таковы: 1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними. 2) Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки - регуляция поведения личности, следовательно, она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков. 3) Активность - способность личности производить самостоятельно, социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве. Самое концентрированное выражение активность получает в сверхнормативности, т.е. совершении деятельности, которая не является строго обязательной по существующим нормам, но вытекает из понимания личностью своего долга, призвания. 4) Интересы - это социальное качество личности, выступающее в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности. 5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению вполне определенной цели. 6) Убеждения - личностные потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. 7) Установка - это такая социальная характеристика личности, которая выражает её готовность к определенной социальной активности и действиям. 8) Ценностные ориентации - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. Различают целевые ценностные ориентации (счастье, здоровье, личная свобода) и инструментальные, воплощающие одобряемые обществом средства достижения целей (профессиональная подготовка, удача и везение, самообразование и т.д.) 9) Идентичность - сознательное и эмоциональное самоотождествление индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалами. Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности. Социальный статус —это позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оценку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, звание и т.п. Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, американский социолог Роберт Мертон ввел понятие «статусный набор». Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующие данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех остальных, например, Джордж Буш – президент США, Лев Толстой - писатель и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, степь ее влияния на других и т.п. В социологии принято различать два статуса - личный и социальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого или мешают их выполнению. В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще дна вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность, пол, раса, дворянские титулы и т.п. Достигаемый статус достается человеку благодаря его собственным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы статусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые достигаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активности, преодолению препятствий на пути к достижению цели.
В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Ральфом Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Социальная роль - это динамическая характеристика социального статуса или реальное поведение, ассоциируемое со статусом. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах. Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным статусом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми. В социологии рассматриваются три основных типа социальных ролей: 1) представляемая роль - система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевою поведения; 2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов; 3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по oтношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя, по мнению Парсонса, три основных компонента: 1) интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям; 2) предоставление обществом благоприятных для него условий стельности в соответствии с предписываемыми ему или избираемыми им самим ролями; 3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям. Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению немецкого социолога Никласа Лумана, специфические «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства. В реализации идеи партнерства, считает американский социолог Ирвин Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли - это и есть реальное поведение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сценическими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы. Посредством социальной роли и ее воплощения в своих поступках человек включается в развитие культуры. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека. Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента: 1) описание того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица, выполняющую данную роль; 2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в его роли; 3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения; 4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.). В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях: 1) должное (обязательное); 2) желательное; 3) возможное поведение. В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, к ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли - сложный процесс, показывающий, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности принимать на себя роли других людей и становиться в воображении различными людьми.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ.
1. Понятие личности в социологии и ее основные концепции. 2. Социальная структура личности и её типология. 3. Социальный статус и социальная роль. 4. Основные факторы и стадии социализации личности в обществе. 1. Понятие личности в социологии и её основные концепции. Проблема изучения человека и личности в социологии является одной из центральных, каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязи людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни социальных групп и общества в целом. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. В философии «личность»рассматривается как творение Природы, Бога или Общества, творец, деятель, преобразующий сам себя посредством своей активности. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе сосуществования с другими людьми. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога возможности субъектов различны, поскольку и врожденные, и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое). Говоря о личности, важно уточнить понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие человек указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Как определил российский социолог Игорь Кон, понятием индивид (лат. Individ - неделимый, конечный) обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности, обладающий своеобразными психофизиологическим особенностями - определенным темпераментом, характером, чувствами, способностями и т.п. Многозначный термин индивидуальность, напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные, социальные, психические и другие свойства, унаследованные или приобретенные им. Когда употребляется понятие "личность", то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п. Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность - это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Все определения личности обуславливаются двумя противоположными точками зрения на её развитие. 1. Каждая личность формируется в соответствии с её врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. 2. Сознание человека при рождении подобно чистой доске (tabula rasa), на которой пишет свой текст окружающая его среда. Человек здесь предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. На самом деле на развитие личности влияют целый ряд факторов: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Психологи и социологи предложили ряд теорий или концепций, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия этих факторов происходит формирование неповторимой личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Микросоциология рассматривает проблематику личности в поле межличностного взаимодействия. В микросоциологическом исследовании часто заимствуются психологические концепции.
1. Концепция личности З. Фрейда (1856-1939). Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и развитие личности есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") – бессознательное - источник энергии, направленной на получение удовольствия. Это четыре основных влечения - питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности. Ид (Оно) не имеет организации, не обладает волей, не подчиняется логическим законам мышления, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. Эго ("Я") -сознание и самосознание личности - контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами: рациональности (разумности) и реальности. Эго помогает личности ориентироваться в окружающем мире. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Супер-Эго (Сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.Суперэго формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и оценки деятельности индивида. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами общества. Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться. Таким образом, З. Фрейд рассматривал человека как стремящегося к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу.
2. Поведенческая (бихевиористская) концепция (Б. Скиннер, Дж. Уотсон). Главным источником развития личности является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности — труженика или бандита, поэта или торговца. Например, американский психолог Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Наше поведение и есть личность. В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы грустны и печальны или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы — продукт общества и воспитания. Для человека существует своя иерархия подкреплений. Для ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем — манипулятивное (поиграть, порисовать), далее — поссессиальное (от англ. роххези — владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец — социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т. д.). В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода конструктом «могу - не могу». Если человек принимает решение: «Могу», — то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», — то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы почему-то решили, что не сможете выучить курс социологии, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите. Существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать: 1. прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по- 2. самоинструкция; например, «Я могу это сделать!»; 3. повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь); 4. (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению Таким образом, в рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Это пример крайне биологизаторской трактовки человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.38 (0.012 с.) |