Основные факторы и стадии социализации личности в обществе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы и стадии социализации личности в обществе.



 

Человек в своем реальном социальном бытии является, с од­ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельности. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, становится личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Однако включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избирательность становится все более интенсивной и точной. Следователь­но, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, Но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процес­се своего формирования, развития и деятельности предстает не только и качестве объекта, но и социального субъекта общественных отно­шений и взаимодействий.

На основании сказанного можно дать уточненное и более содержательное определение рассматриваемого социального феномена. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­ностей и норм культуры путем вхождения в систему социалъных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации - направлен­ная и ненаправленная. Ненаправленная социализация - это стихийное, как бы "автоматическое" формирование определенных социаль­ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстником, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на рынке и т.д.

Направленная социализация - это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в cooтветствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способом направленной социализации является воспитание — процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняю­щей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправ­ленная социализация может стать ущербной для формирования лич­ности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее до­полнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.

Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личности соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя свое "Я" с определенной социальной группой - семейной, профессиональной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопределяющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь ко принимая установки определенного сообщества ("обобщенного другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообществ, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность.

Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального oкружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

Выделяются несколько этапов (стадий) социализации. Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых два года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе - эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками - погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап социализации - дошкольное детство (6-7 лет). В тот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Пятый этап социализации — подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса - юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирую­щейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренче­ских установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обду­мывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой – профессионально - квалификационному развитию личности.

Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов

Важное значение в социологии придается факторам социали­зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1) биологические частности биологическая наследственность индивидов);

2) психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­цессов выполняют социальные агенты, институтысоциализации. Таковыми являются:

1) семья - первичная группа и социальный институт, где фор­мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа - социальный институт, который силами учителем осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4) трудовой коллектив, который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);

5) средства массовой информации - включают личность и мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально культурный, политический горизонты, делают ее социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура - важнейший социальный институт социализации, поскольку именно культура всем богатством человеческой творческой цельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.

 

Превращение индивида в личность в процессе социализации, благоприятным протеканием которой заинтересованы как отдельный индивид, так и общество в целом.

Смысл социализации- ограничение естественных влечений и потребностей человека в в соответствии с установленными нормами.

Исходным понятием для понимания социализации является категория “норма”.

В теории организации систем сложилось единое понимание нормы, как предела меры допустимости, за которыми неминуемо следует разрушение системы. Социальная норма предполагает определенный диапазон в границах которого, возможны действия адаптивного свойства сохраняющие, но и одновременно изменяющий систему. Социальные нормы всегда имеют конкретно – исторические и национальные содержания.

Социальные нормы тесно связаны с социальными ценностями. Социальные ценности представляют собой концентрированные выражения опыта жизнедеятельности конкретной социальной общности, общественный идеал, к которому следует стремиться, т.к. он показывает оптимальные пути и формы достижения социумов энергетического равновесия.

В процессе социализации человек усваивает социальные установки.

Социальная установка- это устоявшиеся массовые стереотипы поведения, принятые для общества для исполнения распределения социальных ролей, помогающие с меньшими энергетическими затратами ориентироваться в социальном мире. Родственным понятием является аттитюд- личностная социальная установка.

В процессе социализации происходит:

- Структурирование психики (наряду с бессознательным появляется сознание, подсознание (память) и подсознание);

- Самоидентификация;

- Усвоение социальных установок по исполнению тех или иных социальных ролей;

- Развитие творческих способностей

 

Действие человека контролируется обществом через механизм социального контроля, под которым понимается все способы поддержания порядка среди людей.

Процесс социализации позволяет:

- сохранять определенное постоянство личности, непрерывно меняющимся внешнем мире;

- освобождать от необходимости принимать решения в стандартных ситуациях;

- способствует сохранению внутренней энергии человека;

- обуславливает инерционность, затрудняющую приспособление человека в новой ситуации.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.017 с.)