II. Объективные социальные потребности личности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Объективные социальные потребности личности.



Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Его учение называют иерархической теорией потребностей. Он расположил потребности от низших биологических до высших духовных.

1. Физиологические и сексуальные.

2. Экзистенциальные или потребности в безопасности.

3. Социальные потребности.

4. Престижные потребности.

5. Духовные потребности.

III. Способности к творческой деятельности, знания, навыки.

IY. Духовный мир личности ( степень овладения культурными ценностями).

Y. Нравственные нормы и принципы, убеждения.

Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда говорят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе.

2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "подлинном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.

3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный условиями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включиться.

4) Реактивная личность - такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по течению", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность - тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную лит поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пугают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность - широко распространенный в кризисных и переходных состояниях развития общества тип человека, тающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готового пойти на преступление ради достижения целей, как правило, как правило, антиобщественных.

 

III. Социальный статус и социальная роль.

Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе — он либо президент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо сту­дент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.

Социальный статус —это позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимо­действий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оцен­ку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, пре­мия, звание и т.п.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­сколько статусов, американский социолог Роберт Мертон ввел понятие «статусный набор». Статусный набор - вся совокупность статусов, характеризующие данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех ос­тальных, например, Джордж Буш – президент США, Лев Толстой - писатель и т.п. Главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, сте­пь ее влияния на других и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и социальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях:

1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого или мешают их выполнению.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще дна вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными, прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания, воли, деятельности. Таковы: национальность, пол, раса, дворянские титулы и т.п.

Достигаемый статус достается человеку благодаря его собственным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы статусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые достигаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активности, преодолению препятствий на пути к достижению цели.

 

В реальной жизнедеятельности социальный статус лично­сти проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Ральфом Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как ди­намическую сторону социального статуса, как его функцию, связан­ную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, та­ким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на про­тяжении длительного времени личность воспроизводит в определен­ных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его опреде­ленные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожи­даний и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Социальная роль - это динамическая характеристика социального статуса или реальное поведение, ассоциируемое со статусом.Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных соци­альных нормах.

Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, связанных со свойственным ему социальным стату­сом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкрет­ного индивида в определенных ситуациях.Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии с другими людьми.

В социологии рассматриваются три основных типа социальных ролей:

1) представляемая роль - система определенных ожиданий ин­дивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевою поведения;

2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов;

3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по oтношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в себя, по мнению Парсонса, три основных компонента:

1) интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, конкретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;

2) предоставление обществом благоприятных для него условий стельности в соответствии с предписываемыми ему или избирае­мыми им самим ролями;

3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­ждению немецкого социолога Никласа Лумана, специфические «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность различных ролей создает условия для возникновения партнерства.

В реализации идеи партнерства, считает американский социолог Ирвин Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Исполнение роли - это и есть реальное поведение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сценическими и закулисными. Официант в ресторане, например, играет сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Посредством социальной роли и ее воплощения в своих поступках человек включается в развитие культуры. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру об­щества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека.

Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:

1) описание того типа поведения, которое требуется социаль­ным окружением от лица, выполняющую данную роль;

2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в его роли;

3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.).

В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях:

1) должное (обязательное);

2) желательное;

3) возможное поведение.

В процессе осуществления свойственных человеку ролей по­следний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, к ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга, американский социальный психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли - сложный про­цесс, показывающий, что способность человека эффективно участво­вать в согласованных действиях зависит от его способности прини­мать на себя роли других людей и становиться в воображении различными людьми.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.008 с.)