Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.Деятельность и общение личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: Понятие деятельности Структура деятельности Освоение деятельности. Типологии деятельности 5. Развитие деятельности и общения в онтогенезе 6.Содержание обобщающей информации: Рекомендуемая литература Основная Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М.,1996 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М..1982 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998 Дополнительная Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и спихологии активности М..1966 Выготский С.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.3., М..1983 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения М.,1986 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека М.,1995 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979 Содержание: 1. Понятие деятельности «Научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении пcихической деятельности» (И.М. Сеченов) Введение категории деятельности в психологию изменило весь понятийный строй психологического знания. В традиции отечественной психологической науки категория деятельности имеет важнейшее значение. Идея анализа деятельности принадлежит Л.С. Выготскому: им введены понятия орудия, орудийных операций, мотива и цели Согласно теории Л.С. Выготского высшие психические функции возникают в совместной деятельности, в процессе общения как функции «разделенные между людьми», и лишь позднее становятся индивидуальными функциями. По Выготскому, возникновение человеческого мышления можно понять лишь в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Именно язык делает возможным появление сознания, самосознания высших форм саморегуляции. Словесное формулирование требований и описание условий образуют задачу деятельности, на решение которой направлено мышление и действия человека, Основательная разработка теории деятельности сделана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Их теоретические подходы к толкованию деятельности до сих пор остаются классическими. Серьезный вклад в понимание деятельности сделан в работах А.В. Брушлинского («Проблемы психологии субъекта» 1994), Г.П. Щедровицкого («Избранные труды»,1993), конкретные виды деятельности игровая и учебная - разработаны соответственно Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и их последователями. По определению А.Н. Леонтьева «Деятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире». По природе деятельность социальна. Социальность ее состоит, прежде всего, в исторической преемственности: поколения передают потомкам орудия и средства деятельности, способы их использования, что позволяет новым поколениям осваивать более сложные уровни деятельности. Вне социальной преемственности деятельности невозможен прогресс человечества. Кроме того, социальность состоит и в совместном производстве. Чем сложнее деятельность, тем большего взаимодействия людей с разделенными функциями она требует. Человеческий опыт материализован не в виде генного кода или усложняющихся инстинктов, а в создаваемых поколениями людей предметах, вещах, орудиях и социальной среде. Человек не может существовать вне деятельности и социальных взаимоотношений. В деятельности человек использует орудия труда и создает продукт, удовлетворяющий (непосредственнно или опосредованно) его потребности. Данный продукт – предмет деятельности. Предметность – является основной (конституирующей) характеристикой деятельности. Отдельные конкретные виды деятельности различаются по форме, по временной и пространственной характеристике, по их эмоциональной напряженности и т.п. однако главное их различие – в предмете, ибо именно предмет деятельности придает ей направленность, являясь ее действительным мотивом (А.Н. Леонтьев). Предмет деятельности может быть как материальным, так и данным в восприятии, в воображении, в мысли. Главное, что он всегда отвечает какой – либо потребности. Деятельность всегда мотивирована, кажущаяся немотивированность деятельности означает лишь, что мотив скрыт. Структура деятельности Деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и пр. Причиной, побуждающей человека к деятельности является потребность. Потребность – это исходная форма активности живых организмов: в живых организмах пеериодически возникает состояние острой напряженности, связанные например с нехваткой питательных веществ. Такое состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования и есть потребность Применительно к человеку - Потребность – есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. (органические - потребности в пище, воде. тепле, кислороде и пр). Органические потребности врождены, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными: у ребенка они проявляются очень рано в виде т.н. «комплекса оживления», неудовлетворенность подобной потребности ведет к устойчивой ЗПР. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность – познавательная. Сразу после рождения она проявляется какреагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев). Ю.Б. Гиппенрейтер приводит пример опыта с обезьяной, для которой при выработке условного рефлекса использовали не пищевой стимул-подкрепление, а познавательныйо – она имела возможность выглянуть из ящика и посмотреть на результат своих действий – она работала на таком подкреплении очень долго, решая сложные задачи. Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, появляются интеллектуальные формы познания. На первых порах эти две потребности очень тесно переплетены – это очевидно, обе связаны с близким взрослым, обе они составляют условие формирования человека на всех ступенях его развития. В развитии каждой потребности можно выделить два периода – до встречи с предметом ее удовлетворения, и после. На первом этапе потребность еще как бы «не расшифрована» для субъекта, субъект демонстрирует поисковое поведение. (интересный пример подобного поиска приводит Б. Спок - он отмечал, что одной из причин лишнего веса детей может быть депревированная потребность в общении: дети, не получая удовлетворения потребности в контактах, начинают много есть, компенсируя другим предметом). Поиск приводит к встрече потребности с предметом («Ты чуть вошел, я вмиг узнала). Процесс узнавания потребностью своего предмета – есть опредмечивания потребности. Он протекает по принципу импритинга, важно отметить, что спектр выбора предмета может быть широким, но фиксация на удовлетворяющем предмете происходит очень быстро. Учитывая этот феномен, следует делать и педагогические выводы: разнообразить развивающую среду для обеспечения возможности альтернативного выбора. (это относится ко многим сферам жизни, даже к таким, как выбор вкусовых предпочтений) Итак, потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлетворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Мотив – есть форма проявления потребности, или опредмеченная потребность. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности всегда полимотивированы, то есть побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже – только одним из них). Именно множественность действий – типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятельности равнозначны: главный мотив – ведущий, второстепенные – мотивы – стимулы. Мотивымогут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными. Формой проявления осознанного мотиваявляется личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Мотивы образуют иерархическую систему, имеющую у разных людей свою конфигурацию. Мотивационная система человека определяет масштаб его личности. С точки зрения самовоспитания личности развитие мотивов играет определяющую роль. В известном комедийном фильме «новый русский», желая помочь только что пришедшему из армии парню, сокрушался, что у того «нет мечты», другими словами, - нет четкой осознаваемой мотивации. Вывод не был озвучен, но дальнейшее развитие сюжета фильма показало малую содержательность дальнейшей жизни этого молодого человека. Воздействие на предмет всегда целенаправленно. Цель – заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая - то конкретная задача. По сути задача – это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата. По мере изменения условий, получения отдельных результатов, усложнения деятельности цели могут трансформироваться в задачи. Например, для выпускника школы актуальна цель поступления в вуз. Первая сессия ставит новую цель – ее успешную сдачу, а факт поступления в вуз рассматривается уже как решенная задача. Осуществление деятельности происходит через действия. Действие – это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели. Следовательно, действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь называются предметными. Они, как правило складываются из моторных движений – взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и т.п. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием. Способы осуществления действий – операции. Термины «действия» и «операции» различаются не всегда. Однако в контексте психологического анализа деятельности такое различие необходимо. Действия соотносятся с целью. Операции – с условиями. Если сохраняется цель какой - либо деятельности, но меняются условия ее достижения, то изменится и операционный состав действий. Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Первоначально операция формируется как действие, позднее, по мере ее усвоения, включается в другое действие как составляющая его операция. Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность – Мотив – Цель – Задача - Условия - Действие - Операция Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень – содержательный – составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй – собственно структурный – составляют действия и операции. Третий – динамический – составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов в цели, целей – в задачи, действий – в операции. В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное - смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов. А.Н. Леонтьевым дифференцированы три уровня деятелньости: 1.(самый высокий) - уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности); 2.уровень действий; 3. уровень операций; Освоение деятельности. В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек. Навыки - частично автоматизированные действия. В первый еприод формирования навыка происходит первоначальное знакомство с движением и овладение им, важную роль при этом играет внутренняя картина движения; второй – автоматизация движения; третий – окончательная шлифовка движения – стандартизация (стереотипность) и стабилизация (упрочение навыка). Следует обратить внимание на то, что в случае приобретенных навыков можно говорить лишь о их частичном автоматизме. Физиологически автоматизация заключается в изменении регулирующей роли сознания: в начале выполнения нового действия оно жестко регулируется сознанием, по мере повторения этого действия, сознательный контроль снижается, заменяется сенсорным. Навыки формируются в результате упражнений как многократных целенаправленных повторений действий. При этом по мере упражнений меняется качество действий: происходит совмещение движений, умственный контроль заменяется сенсорным, или один вид сенсорного контроля заменяется другим. Это хорошо видно на примерах: начинающий занятия на фортепьяно ученик вначале разучивает произведение каждой рукой по отдельности, затем – одновременно; вначале следит за клавиатурой, затем свободно и бегло ориентируется руками, снимая зрительный контроль. Выполнение автоматизированных действий все же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях. Вот хорошо знакомая каждому ситуация – человек возвращается ночью по неосвещенной улице. Ходьба как действие доведена им до автоматизма, но даже она в темноте «дает сбой». И человек вынужден к сенсорному контролю «подключить» контроль сознания, иначе просто упадет. По этой же причине человек не может одновременно выполнять более двух действий, освоенных на уровне навыка Это обусловлено тем, что каждое требует внимания и контроля на уровне сознания. В этой связи следует помнить, что всякое, даже доведенное до автоматизма, действие «берет» на себя долю сознательного контроля, тем самым, ослабляя участие сознания в действии, выполняемом параллельно. Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков. Доказано различное влияние уже сформированных навыков на овладение другими. Существуют как «положительное» влияние одного навыка на формирование другого, так и отрицательное. Положительное влияние, выражающееся в более легком и быстром овладении новым навыком получило название «положительный перенос навыка». Положительный перенос имеет место при овладении игрой на втором музыкальном инструменте, при изучении второго (третьего) иностранного языка, при овладении различными техническими средствами передвижения, он проявляется и как перенос навыка игры на музыкальном инструменте в работу с клавиатурой компьютера. Обратное влияние одного навыка на овладение другим получил название интерференции навыков. Особенно сказывается интерференция при так называемом переучивании. Так, если ученик научился побуквенному чтению, его бывает трудно переучить читать по слогам. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация, - утрата легкости, быстроты, плавности выполнения действий. Так, если случается длительный перерыв в пользовании иностранным языком, музыкальным инструментом и т.п., непременно отмечается «потеря беглости», и человеку необходимо «разыграться», «разговориться». Даже преподаватель вуза с большим опытом лекторской деятельности в начале нового учебного года после летнего отпуска может испытывать некоторое дополнительное напряжение, приступая к чтению лекции. Умения – это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Различают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и прочие умения. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровень умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже в изменившихся неблагоприятных ситуациях, способен достичь высокого результата деятельности. Умения и навыки развиваются в результате многократных упражнений (повторяющихся действий), требуют усердия и терпения. Жизненное значение умений и навыков чрезвычайно велико. Они уменьшают физические и умственные усилия, прилагаемые для выполнения действий, высвобождая таким образом энергию, ослабляя напряжение. Устойчивые навыки образуют привычное поведение. Привычка есть потребность в выполнении определенных действий. Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, сформированный как система условнорефлекторных связей в ответ на некоторые повторяющиеся условия. Динамический стереотип достаточно устойчивое образование и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно. Так, отмечаемые адаптационное проблемы при смене места работы, переезде на другое место жительства, переводе школьников в другой класс, другую школу – все они представляют собой изменение привычки, «ломку» динамического стереотипа. В подобных случаях полезно знать особенности нервной системы (пластичность - регидность), чтобы создать соответствующую установку на предстоящие перемены. Типологии деятельности
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.011 с.) |