Для типологии деятельности существуют разные основания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для типологии деятельности существуют разные основания.



Первое основание – историческая обусловленность типов деятельности: фундаментальная деятельность, развитие которой обусловило развитие психики и сознания человека, - трудовая (производственная); другие типы деятельности по этому основанию – игровая, художественная, деятельность в сфере морали и нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта. Названные виды деятельности присутствуют у большинства цивилизованных людей.(В.В. Давыдов). Деятельность может различаться по ее функциям: ориентировочная(мотивирование), исполнительская, сличения (соотнесение полученного результата с образцом) и контроля.Через эти функции психическая деятельность выступает как механизм регуляции всех проявлений человека. Эти проявления могут иметь разную степень активности, которая определяется как изменением объекта деятельности, так и изменениями субъекта, выполняющего ее. Психологический анализ деятельности возможен еще и сточки зрения достигаемых результатов. В этом смысле следует различать репродуктивную (воспроизводящую) и творческую деятельность. В них в разных соотношениях представлены подражательность и самостоятельность, а в их результатах – объективная и субъективная новизна и оригинальность. Указанные характеристики деятельности присутствуют во всех основных ее видах – общении, игровой, учебной, трудовой, выделяемых по основанию онтогенетического развития

Развитие деятельности и общения в онтогенезе

Онтогенетически первый вид деятельности, выполняемый и осваиваемый ребенком еще в младенческом возрасте, является общение. Общение – это взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно – оценочного характера. По мнению Г.М. Андреевой общение выступает как способ цементирования индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих индивидов. Это специфически человеческая деятельность, имеющая полифункциональную нагрузку.

Следующей деятельностью в онтогенезе человека является игра. Психология игровой деятельности

Игровая деятельность – особая сфера человеческой деятельности, в которой человек не преследует других целей, кроме получения удовольствия; это деятельность, не дающая материального результата. При этом игра –есть осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива (С.Л. Рубинштейн)

Игру называют «королевой детства» (Д.Б. Эльконин), ибо наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребенка. Это первая деятельность

Природа создала игру для всесторонней подготовки к жизни, поэтому она имеет генетическую связь со всеми видами деятельности и выступает как специфическая детская форма и познания, и труда, и общения. При этом ребенок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни, потому что взрослые специально организуют ее таким образом. В этом смысле игра является бесценным средством развития. Внутренний характер и результаты совершающегося в ходе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игр, отражая жизнь ребенка и взрослых.

Психологическая характеристика учения

Учение – деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков. Главная особенность учения, таким образом, состоит в том, что оно является основным средством психического развития человека, ибо обеспечивает активное функционирование когнитивных и эмоционально – волевых процессов. Учение выполняет функцию подготовки к собственно производственной деятельности. По И.В. Гете «годы мастерства» предваряются «годами учебы». В учении общая установка уже не игровая, а трудовая, ибо в нем надо выполнять задания, подчиняться дисциплине. Основной целью учения является подготовка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, основное средство – освоение обобщенных результатов открытий и достижений человечества. Учение всегда организовано. Оно является компонентом социального процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Спецификой учения является то, что оно предполагает отсроченный (не сиюминутный) результат, который будет выражен в изменении личности. Личность достигнет качественно нового уровня информированности, воспитанности и общего развития. Центральный процесс процесса учения – усвоение знаний. Психологически это сложный многокомпонентный процесс, включающий: восприятие информации, ее осмысление, запоминание, закрепление и последующее свободное пользование ею в различных ситуациях. Каждый из названных компонентов имеет свои особенности на разных возрастных стадиях учения, при его различной мотивации и при различных способах организации обучения. Установлена существенная зависимость усвоения знаний от первичного их изложения: изложение, вызывающее «включенность» сенсорных и осмысливающих систем обеспечивает мотивированное и результативное усвоение. В этой связи решение проблем учения связано использованием закономерностей и механизмов перцептивной мнемической, и собственно умственной деятельности человека. Вопрос о применении знаний на практике есть вопрос о специфическом способе учения (научения), нацеленного не на учебный результат как самоцель, а на конкретные практические цели. В этой связи современные технологии обучения ориентируют на формирование компетентности как функциональной готовности человека к соответствующей профессиональной деятельности.

Трудовая деятельность

Жизнеобеспечивающей деятельностью человека является трудовая. Труд – основной закон развития человека. (С.Л. Рубинштейн)Труд есть насущная потребность человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело, обогащать свое собственное бытие, быть создателем. Труд следует рассматривать в качестве как психологической, так и социальной категории. Труд как социальная категория – есть процесс воздействия человека на природу. Как психологическая категория труд – есть деятельность, характеризуемая:

1. Наличием цели, которая определяет характер и способ трудовых действий;

2.Продуктивным характером - труд всегда направлен на производство какого – либо продукта;

3.Употреблением и изготовлением орудий труда;

4.Направленностью на преобразование внешнего мира

5. Общественным характером труда – трудовые действия либо осуществляются совместно, либо в ходе их используются уже освоенные человечеством способы действий.

6. Содержание обобщающей информации:

В современной отечественной психологии деятельность используется как объяснительный принцип и как психологическая категория. В первом смысле деятельность есть фактор психического развития, во втором – это способ человеческой активности, реализуемой по разным причинам и с разными целями. Деятельность имеет определенную структуру и видовую содержательность. С разной степенью отчетливости выделяется следующая цепочка структурных компонентов деятельности: Потребность – Мотив – Цель – Задача - Условия - Действие - Операция. Эти компоненты связаны внутренними отношениями и преобразованиями, возникающими в ходе развития деятельности.

Объединение представленных компонентов выражает уровни деятельности:

- содержательный (составляют потребности, мотивы, цели, задачи);

- собственно структурный – (составляют действия и операции);

-динамический – (составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов в цели, целей – в задачи, действий – в операции).

Взаимопереходы элементов деятельности осуществляются по определенным механизмам и подчиняются определенным закономерностям.

Типологии деятельности производится по разным основаниям:

- по исторической обусловленности типов деятельности (трудовая, игровая, художественная, деятельность в сфере морали и нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта);

- по функциям: ориентировочная(мотивирование), исполнительская, сличения (соотнесение полученного результата с образцом) и контроля.

- по достигаемым результатам (репродуктивная (воспроизводящую) и творческая деятельность);

- по основанию онтогенетического развития (общение, игровая, учебная, трудовая деятельности).

Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельности внешнюю и внутреннюю. Внешняя – деятельность с предметами материального мира или их обозначениями; внутренняя – это деятельность на уровне сознания, оперирование образами, символами, идеями.

Первоначально деятельность выполняется человеком во внешнем предметном плане. Способы выполнения деятельности он присваивает их от других людей в процессе сотрудничества и общения. Позднее происходит интериоризация - перевод присвоенных действий во внутренний план, превращение их в собственные схемы действий, мысли, представления. Параллельно происходит изменение самой формы отражения реальности: возникает рефлексия субъектом действительности, своей собственной деятельности, самого себя. В результате порождается сознание.

Таким образом, процесс интериоризации - это процесс, в котором внутренний план формируется. Интериоризация - переход, в результате которого внешних по своей форме процессов в процессы, протекающие в умственном плане, в ходе которого они обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию,

В цивилизованном обществе наблюдается все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельностей: физический труд все более интеллектуализируется, а познавательная деятельность исследователя может наполняться процессами, которые по своей форме являются внешними действиями.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Знание механизмов деятельности служит ее более успешному освоению.

Задания для самостоятельной работы

1.Составьте таблицу, отражающую развитие деятельности в онтогенезе

2.Докажите деятельностное происхождение высших психических функций

3.Проведите психологический анализ привычек человека (по выбору)

4.Составьте схему освоения деятельности

5.Подберите примеры, иллюстрирующие процесс формирования навыка

6. Составьте отчет о формировании Вами какого – либо навыка

7.Составьте схему, отражающую единство содержательных, операционных, мотивационных компонентов деятельности (можно на примере конкретной деятельности)

8. Составьте таблицу, отражающую специфику основных видов деятельности по их цели, предмету, результату

9. на примере собственного учения покажите процесс освоения

учебной деятельности

10.Проанализируйте собственные мотивы деятельностей, включенных в Вашу практику

Терминологический словарь

Деавтоматизация, - утрата легкости, быстроты, плавности выполнения действий

Девиация –отклоняющееся от нормы поведение.

Имажитивные – действия создания образов воображения.

Интериоризация -переход действия из внешнего материального (материализованного) в умственное

Интерференции навыков – отрицательное влияние имеющегося навыка на образование нового

Мнемические действия - запоминания, сохранения, воспроизведения информации

Мотив – есть форма проявления потребности, или опредмеченная потребность.

Мыслительные – действия, связанные с решением мыслительных задач.

Навыки - частично автоматизированные действия

Перцептинвые – действия восприятия действительности Положительный перенос навыка - более легкое и быстрое овладение новым навыком, на базе уже имеющегося

Потребность – есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования.

Экстериоризации -перевод внутренних действий во внешний план

Учение – деятельность, результатом которой являются знания, умения и навыки

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.34 (0.007 с.)