Терминологический словарь к темам 3.4,5. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминологический словарь к темам 3.4,5.



Литература

Основная

Введение в психологию /Под ред. А.В.Петровского. М.,1995

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,1989

Дополнительная

Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. "Одаренные дети" Москва "Прогресс" 1991г.

Лейтес Н.С. "Возрастная одаренность школьников". Москва "Академия" 2000г.

Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования Пермь, 1988

Содержание

Когда ученые пытаются понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, они обращаются к понятию способности. В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине прочности овладения способами деятельности и их выполнения. Всякая способность есть способность к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Наличие у человека определенной способности означает его пригодность к деятельности. всякая специфическая деятельность требует более или менее специфических качеств. Способности складываются из ряда компонентов, в основе которых лежат психические процессы (восприятие, мышление, воображение), необходимые для осуществления деятельности. Способности являются важным показателем потенциала личности.

В зарубежной психологии при изучении способностей делается акцент на путях выявления и прогнозирования способностей, их соотношения с природными задатками, на использовании тестов и элементов факторного анализа для изучения структуры способностей.

В отечественной психологии в изучении способностей выделятся два крупных направления:

-личностно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, В.А.Крутецкий,В.Н.Мясищев, П.М.Теплов.С.Л.Рубинштейн), в котором способности рассматриваются как свойства личности, развивающиеся в деятельности и определяющие ее успешность;

-функционально-генетический подход (Э.А.Голубева, Н.С.Лейтес,В.Д.Шадриков), в рамках которого анализ способностей осуществляется через соотношение их с психическими функциями и процессами, в которых они реализуются.

В целом в изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, закономерности развития и формирования способностей.

В истории философии способности длительное время толковались как особые свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Подобные представления закрепились в обыденном представлении людей. Английский философ Д.Локк и французские материалисты выдвинули тезис об абсолютном влиянии на индивида (следовательно, и на его способности) внешних условий жизни. В последующем был принят диалектический подход к способностям, указывающий на единство внешнего и внутреннего.

В настоящее время наиболее употребимым в психологии стало определение способностей, данное П.М.Тепловым -

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. «Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются.» (С.Л.Рубинштейн)

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности. Будучи принадлежностью личности, способность сохраняется за ней как потенция и в тот момент, когда она не действует.

Способности есть понятие динамическое. Они существуют не только в движении, но и в развитии. Развитие способностей, как и вообще всякое развитие не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий.

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Уровни способностей

Базовым уровнем способностей следует считать задатки – природные предпосылки способностей. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Задатками называют некоторые органические особенности и свойства нервной системы (степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и другое). Между задатками и способностями, можно сказать – весь путь развития человека. Задатки многозначны – они могут развиваться в различных направлениях Важно понимать, что развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков, а развития. Ибо задатки как органические и нервно-психические предпосылки способностей обуславливают, но не предопределяют одаренности и возможностей развития человека.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

Разнообразие и богатство задатков, дающее предрасположенность к развитию множественных способностей называют общей одаренностью. Вопрос об одаренности дискусионный. Одаренностью называют и уже проявившиеся способности, то есть не только потенциал, но и результат.. Причем, если в житейском обиходе под одаренностью имеют в виду высокий уровень развития способностей (термин «одаренные дети» характеризует особо отличившихся, имеющих значительные достижения детей), то в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Одаренностью называют и сочетание различных высокоразвитых способностей, которые не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Таким образом, одаренность - это синтетическое понятие.

Наряду с понятием общей одаренности употребляют специальная одаренность, - техническая, музыкальная, математическая, литературная и т.п.

Признаки одаренности в детские годы выступают в повышенной восприимчивости к учению, более быстром темпе продвижения и более выраженных прочих равных условиях. Существенным показателем одаренности могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения в обучении. Одаренность коррелирует с понятием обучаемость.

Показателем одаренности служит ее раннее проявление, как симптом значительности дарования. Известно, что П.И. Чайковский написал свои первые музыкальные пьесы в семь лет, лицеист Александр Пушкин поразил великого Державина будучи еще отроком, М.Ю. Лермонтов начал свои поэтические пробы также еще в нежном возрасте.

Однако, справедливости ради надо сказать, что истории известно немало случаев, когда люди, ставшие крупнейшими деятелями науки, искусства и других областей, в детском возрасте никак не проявили себя. Анекдотична история А. Энштейна, имевшего в школе по математике неудовлетворительную отметку.

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" каждой конкретной деятельности.

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями талант и гений.

Талант – это определенное состояние способностей, их совокупность. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.

Гениальность предполагает способность создавать принципиально новое, прокладывать новые пути, а не только достигать высот ан уже проторенных. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гении по сути – генераторы общественного развития.

Такого триумфа за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек. Гениальность обычно коррелирует с незаурядность в нескольких областях (даже во всех). Среди гениев, добившихся подобного универсализма, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова. Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях - в химии, астрономии, математике и в тоже время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию и сам творчески работал в этой области. Интересно, что биографии гениальных людей говорят о трудном жизненном пути, непонимании, даже отверженности их современниками. Многие гениальные открытия были признаны таковыми, примерно, по прошествии ста лет. В науке есть мнение, что гениальный человек опережает своих современников уровнем своих творческих возможностей как раз на один век. Другими словами, гений рождается на сто лет раньше своего времени.

тся взаимообусловленным процессом.

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях, способностях и талантах необходима для общественного развития.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите теорию, устанавливающую связь между телосложением и типом темперамента.

2. Назовите свойство темперамента, характеризующее быстрое и легкое приспособление к новым условиям.

3. Назовите известные Вам теории темперамента

4. Назовите основные подходы к изучению характера

5. Назовите свойства темперамента

6. Перечислите уровни проявления способностей.

7. Дайте определение темперамента

8. Дайте определение характера

9. Дайте определение способностей

10.Назовите основные типы акцентуаций характеров

Задания для самостоятельной работы

1.Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.

- Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.

- Совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения.

- Индивидуальные особенности человека, определя­ющие динамику его деятельности и поведения.

- Психическое свойство которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению.

- Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру.

2.Определите тип темперамента.

- Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.

- Подвижен, но без резких движений, склонен к час­той смене настроения, сензитивен, экстраверт.

- Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо.

- Характеризуется неуравновешенностью, общей под­вижностью, резкой сменой настроения, активной моторикой.

- Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой пе­реоценивать себя, экстравертирован.

- Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, довольно легко переносит одиночество.

- Неусидчив, активен в общении, легко и быстро схо­дится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.

- Имеет замедленный темп реакций, региден, мало­подвижен, интраверт.

3.Разведите черты характера и свойства темперамента.

- Неуравновешенность.

- Трудолюбие.

- Чувство долга.

- Ответственность.

- Хорошая координация.

- Аккуратность.

- Впечатлительность.

- Вежливость.

- Низкая работоспособность.

-.Быстрое включение в работу.

- Низкая адаптируемость.

- Склонность к оперативной работе.

- Высокая контактность.

- Цикличность в настроении и деятельности.

- 3амкнутость.

4.Определите тип акцентуации характеров подростков по А.С. Личко (циклоидный, конформный, шизоидный, эпилептоидный, сензитивный).

1. Демонстрирует некритическое, а часто коньюктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих инте­ресов способен поступиться интересами товарища.

2. Характеризуется повышенной раздражительностью, склонностью к апатии. Подростки такого типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные трудности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение их изменчиво.

3. Свойственна повышенная чувствительность ко всему: и к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Такие подростки не любят больших компаний, слишком озорных и подвижных игр. Обычно робки и застенчивы при посторонних людях. Открыты и общительны только с хорошо знакомыми людьми. Общению со сверстниками предпочитают общение с малышами. Отличаются послушанием и большой привязанностью к родителям.

5. Определите характеристики, позволяющие говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности. 1. Быстрота овладения деятельностью.

2. Желание овладеть данной деятельностью.

3. Качество достижений.

4. Интерес к деятельности.

5. Творческое начало деятельности.

6. Легкость овладения деятельностью.

7. Динамика овладения знаниями и умениями.

6.Определите вид способностей.

1. Способности, определяющие успех человека в раз­нообразных видах деятельности.

2. Способности, связанные с созданием предметов ма­териальной и духовной культуры, производством новых идей, изобретений.

3. Способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоение человеком знаний, умений и навыков.

4. Способности, непосредственно связанные с врож­денными задатками, но не тождественные с ними, а формирующиеся на их основе при наличии элемен­тарного жизненного опыта.

7.Выразите Ваше отношение к утверждению И.М. Сеченова, что в темпе­раменте человека от природы лишь 1/1000 часть, а от окружающей среды 999/1000.

8.Выразите Ваше отношение к утверждению: темперамент человека связан с его потребностями и интересами и более всего проявляется в том, что для человека значимо, т.е. - в направленности.

9. Составьте схему, отражающую виды способностей

10. Составьте схему типов характеров

Понятие деятельности

Структура деятельности

Освоение деятельности.

Типологии деятельности

5. Развитие деятельности и общения в онтогенезе

6.Содержание обобщающей информации:

Рекомендуемая литература

Основная

Дополнительная

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и спихологии активности М..1966

Структура деятельности

Деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая определенную структуру, свои внутренние переходы и превращения. Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех психических процессов, человеческих поступков, практической деятельности и пр.

Причиной, побуждающей человека к деятельности является потребность. Потребность – это исходная форма активности живых организмов: в живых организмах пеериодически возникает состояние острой напряженности, связанные например с нехваткой питательных веществ. Такое состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования и есть потребность Применительно к человеку - Потребность – есть состояние, выражающее зависимость человека от материальных и духовных предметов и условий существования. (органические - потребности в пище, воде. тепле, кислороде и пр). Органические потребности врождены, наряду с ними врожденными являются потребности в контактах с себе подобными: у ребенка они проявляются очень рано в виде т.н. «комплекса оживления», неудовлетворенность подобной потребности ведет к устойчивой ЗПР. В онтогенезе эта потребность меняет свои формы и круг лиц, которым она адресована. И еще одна врожденная потребность – познавательная. Сразу после рождения она проявляется какреагирование на звуки, зрительные раздражители, выделение фигуры из фона (это подтверждают опыты по фиксации зрительных движений младенцев). Ю.Б. Гиппенрейтер приводит пример опыта с обезьяной, для которой при выработке условного рефлекса использовали не пищевой стимул-подкрепление, а познавательныйо – она имела возможность выглянуть из ящика и посмотреть на результат своих действий – она работала на таком подкреплении очень долго, решая сложные задачи.

Познавательная потребность нормативно развивается в течение жизни, появляются интеллектуальные формы познания. На первых порах эти две потребности очень тесно переплетены – это очевидно, обе связаны с близким взрослым, обе они составляют условие формирования человека на всех ступенях его развития. В развитии каждой потребности можно выделить два периода – до встречи с предметом ее удовлетворения, и после. На первом этапе потребность еще как бы «не расшифрована» для субъекта, субъект демонстрирует

поисковое поведение. (интересный пример подобного поиска приводит Б. Спок - он отмечал, что одной из причин лишнего веса детей может быть депревированная потребность в общении: дети, не получая удовлетворения потребности в контактах, начинают много есть, компенсируя другим предметом). Поиск приводит к встрече потребности с предметом («Ты чуть вошел, я вмиг узнала). Процесс узнавания потребностью своего предмета – есть опредмечивания потребности. Он протекает по принципу импритинга, важно отметить, что спектр выбора предмета может быть широким, но фиксация на удовлетворяющем предмете происходит очень быстро. Учитывая этот феномен, следует делать и педагогические выводы: разнообразить развивающую среду для обеспечения возможности альтернативного выбора. (это относится ко многим сферам жизни, даже к таким, как выбор вкусовых предпочтений)

Итак, потребность побуждает человека к поиску предмета ее удовлетворения. Осознанный предмет удовлетворения потребности является мотивом. Мотив – есть форма проявления потребности, или опредмеченная потребность. Важно понимать, что одна и та же деятельность у разных людей может иметь разные мотивы, а на основе одинаковых потребностей могут образовываться мотивы к разным деятельностям. Сложные виды деятельности всегда полимотивированы, то есть побуждаются несколькими мотивами. Например, учебная деятельность студента может побуждаться познавательными, социальными, материальными мотивами (гораздо реже – только одним из них). Именно множественность действий – типичный признак мотива. Не все мотивы, сходящиеся на одной деятельности равнозначны: главный мотив – ведущий, второстепенные – мотивы – стимулы. Мотивымогут быть осознанными (большие жизненные цели) или неосознанными.

Формой проявления осознанного мотиваявляется личностный смысл как переживание повышенной субъективной значимости действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему, имеющую у разных людей свою конфигурацию. Мотивационная система человека определяет масштаб его личности. С точки зрения самовоспитания личности развитие мотивов играет определяющую роль. В известном комедийном фильме «новый русский», желая помочь только что пришедшему из армии парню, сокрушался, что у того «нет мечты», другими словами, - нет четкой осознаваемой мотивации. Вывод не был озвучен, но дальнейшее развитие сюжета фильма показало малую содержательность дальнейшей жизни этого молодого человека. Воздействие на предмет всегда целенаправленно. Цель – заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. На отдельных этапах деятельности достигается не общая цель, а лишь какая - то конкретная задача. По сути задача – это цель отдельного этапа, шага на пути к получению общего результата. По мере изменения условий, получения отдельных результатов, усложнения деятельности цели могут трансформироваться в задачи. Например, для выпускника школы актуальна цель поступления в вуз. Первая сессия ставит новую цель – ее успешную сдачу, а факт поступления в вуз рассматривается уже как решенная задача.

Осуществление деятельности происходит через действия. Действие – это процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели. Следовательно, действия есть основные составляющие деятельности. Действия, объектом которых является некий предмет, вещь называются предметными. Они, как правило складываются из моторных движений – взять, переместить. Помимо предметных действий выделяют умственные, речевые, соматические, выразительные и т.п. Умственные действия выполняются во внутреннем плане и регулируются сознанием.

Способы осуществления действий – операции. Термины «действия» и «операции» различаются не всегда. Однако в контексте психологического анализа деятельности такое различие необходимо. Действия соотносятся с целью. Операции – с условиями. Если сохраняется цель какой - либо деятельности, но меняются условия ее достижения, то изменится и операционный состав действий. Действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разную судьбу. Первоначально операция формируется как действие, позднее, по мере ее усвоения, включается в другое действие как составляющая его операция.

Итак, в общем потоке деятельности, которая образует человеческую жизнь, с разной степенью отчетливости, но всегда выделяется следующая цепочка составляющих: Потребность – Мотив – Цель – Задача - Условия - Действие - Операция Эти компоненты и образуют макроструктуру человеческой деятельности. Они связаны внутренними отношениями, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, в ее движении. Представленные компоненты можно объединить в некие уровни. Первый уровень – содержательный – составляют потребности, мотивы, цели, задачи. Второй – собственно структурный – составляют действия и операции. Третий – динамический – составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов в цели, целей – в задачи, действий – в операции. В отдельных случаях деятельность «вызревает» не сразу на всех ее уровнях. Может быть осознано ее содержательное наполнение, а структурное - смутно представляемо. В таких случаях человек знает, что он хочет, но не знает, как он этого достигнет. Или же он приступает к выполнению действий, не осознавая четко конечного желаемого результата. Качественное выполнение деятельности предполагает высокий уровень осмысления всех ее компонентов. А.Н. Леонтьевым дифференцированы три уровня деятелньости:

1.(самый высокий) - уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности);

2.уровень действий;

3. уровень операций;

Освоение деятельности.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Навыки - частично автоматизированные действия. В первый еприод формирования навыка происходит первоначальное знакомство с движением и овладение им, важную роль при этом играет внутренняя картина движения; второй – автоматизация движения; третий – окончательная шлифовка движения – стандартизация (стереотипность) и стабилизация (упрочение навыка). Следует обратить внимание на то, что в случае приобретенных навыков можно говорить лишь о их частичном автоматизме. Физиологически автоматизация заключается в изменении регулирующей роли сознания: в начале выполнения нового действия оно жестко регулируется сознанием, по мере повторения этого действия, сознательный контроль снижается, заменяется сенсорным. Навыки формируются в результате упражнений как многократных целенаправленных повторений действий. При этом по мере упражнений меняется качество действий: происходит совмещение движений, умственный контроль заменяется сенсорным, или один вид сенсорного контроля заменяется другим. Это хорошо видно на примерах: начинающий занятия на фортепьяно ученик вначале разучивает произведение каждой рукой по отдельности, затем – одновременно; вначале следит за клавиатурой, затем свободно и бегло ориентируется руками, снимая зрительный контроль.

Выполнение автоматизированных действий все же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо, если приходится выполнять действия, доведенные до автоматизма, в изменившихся условиях. Вот хорошо знакомая каждому ситуация – человек возвращается ночью по неосвещенной улице. Ходьба как действие доведена им до автоматизма, но даже она в темноте «дает сбой». И человек вынужден к сенсорному контролю «подключить» контроль сознания, иначе просто упадет. По этой же причине человек не может одновременно выполнять более двух действий, освоенных на уровне навыка Это обусловлено тем, что каждое требует внимания и контроля на уровне сознания. В этой связи следует помнить, что всякое, даже доведенное до автоматизма, действие «берет» на себя долю сознательного контроля, тем самым, ослабляя участие сознания в действии, выполняемом параллельно. Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков. Доказано различное влияние уже сформированных навыков на овладение другими. Существуют как «положительное» влияние одного навыка на формирование другого, так и отрицательное. Положительное влияние, выражающееся в более легком и быстром овладении новым навыком получило название «положительный перенос навыка». Положительный перенос имеет место при овладении игрой на втором музыкальном инструменте, при изучении второго (третьего) иностранного языка, при овладении различными техническими средствами передвижения, он проявляется и как перенос навыка игры на музыкальном инструменте в работу с клавиатурой компьютера. Обратное влияние одного навыка на овладение другим получил название интерференции навыков. Особенно сказывается интерференция при так называемом переучивании. Так, если ученик научился побуквенному чтению, его бывает трудно переучить читать по слогам.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация, - утрата легкости, быстроты, плавности выполнения действий. Так, если случается длительный перерыв в пользовании иностранным языком, музыкальным инструментом и т.п., непременно отмечается «потеря беглости», и человеку необходимо «разыграться», «разговориться». Даже преподаватель вуза с большим опытом лекторской деятельности в начале нового учебного года после летнего отпуска может испытывать некоторое дополнительное напряжение, приступая к чтению лекции.

Умения – это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Различают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и прочие умения. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы. Это означает, что освоение деятельности на уровень умений следует за уровнем навыков. Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надежный планируемый результат. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже в изменившихся неблагоприятных ситуациях, способен достичь высокого результата деятельности.

Умения и навыки развиваются в результате многократных упражнений (повторяющихся действий), требуют усердия и терпения.

Жизненное значение умений и навыков чрезвычайно велико. Они уменьшают физические и умственные усилия, прилагаемые для выполнения действий, высвобождая таким образом энергию, ослабляя напряжение.

Устойчивые навыки образуют привычное поведение. Привычка есть потребность в выполнении определенных действий. Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, сформированный как система условнорефлекторных связей в ответ на некоторые повторяющиеся условия. Динамический стереотип достаточно устойчивое образование и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно. Так, отмечаемые адаптационное проблемы при смене места работы, переезде на другое место жительства, переводе школьников в другой класс, другую школу – все они представляют собой изменение привычки, «ломку» динамического стереотипа. В подобных случаях полезно знать особенности нервной системы (пластичность - регидность), чтобы создать соответствующую установку на предстоящие перемены.

Типологии деятельности

Трудовая деятельность

Жизнеобеспечивающей деятельностью человека является трудовая. Труд – основной закон развития человека. (С.Л. Рубинштейн) Труд есть насущная потребность человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело, обогащать свое собственное бытие, быть создателем. Труд следует рассматривать в качестве как психологической, так и социальной категории. Труд как социальная категория – есть процесс воздействия человека на природу. Как психологическая категория труд – есть деятельность, характеризуемая:

1. Наличием цели, которая определяет характер и способ трудовых действий;

2.Продуктивным характером - труд всегда направлен на производство какого – либо продукта;

3.Употреблением и изготовлением орудий труда;

4.Направленностью на преобразование внешнего мира

5. Общественным характером труда – трудовые действия либо осуществляются совместно, либо в ходе их используются уже освоенные человечеством способы действий.

6. Содержание обобщающей информации:

В современной отечественной психологии деятельность используется как объяснительный принцип и как психологическая категория. В первом смысле деятельность есть фактор психического развития, во втором – это способ человеческой активности, реализуемой по разным причинам и с разными целями. Деятельность имеет определенную структуру и видовую содержательность. С разной степенью отчетливости выделяется следующая цепочка структурных компонентов деятельности: Потребность – Мотив – Цель – Задача - Условия - Действие - Операция. Эти компоненты связаны внутренними отношениями и преобразованиями, возникающими в ходе развития деятельности.

Объединение представленных компонентов выражает уровни деятельности:

- содержательный (составляют потребности, мотивы, цели, задачи);

- собственно структурный – (составляют действия и операции);

-динамический – (составляют взаимопереходы компонентов деятельности: мотивов в цели, целей – в задачи, действий – в операции).

Взаимопереходы элементов деятельности осуществляются по определенным механизмам и подчиняются определенным закономерностям.

Типологии деятельности производится по разным основаниям:

- по исторической обусловленности типов деятельности (трудовая, игровая, художественная, деятельность в сфере морали и нравственности, в сфере права, религии, в сфере спорта);

- по функциям: ориентировочная (мотивирование ), исполнительская, сличения ( соотнесение полученного результата с образцом ) и контроля.

- по достигаемым результатам (репродуктивная (воспроизводящую) и творческая деятельность);

- по основанию онтогенетического развития (общение, игровая, учебная, трудовая деятельности).

Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельности внешнюю и внутреннюю. Внешняя – деятельность с предметами материального мира или их обозначениями; в нутренняя – это деятельность на уровне сознания, оперирование образами, символами, идеями.

Первоначально деятельность выполняется человеком во внешнем предметном плане. Способы выполнения деятельности он присваивает их от других людей в процессе сотрудничества и общения. Позднее происходит интериоризация - перевод присвоенных действий во внутренний план, превращение их в собственные схемы действий, мысли, представления. Параллельно происходит изменение самой формы отражения реальности: возникает рефлексия субъектом действительности, своей собственной деятельности, самого себя. В результате порождается сознание.

Таким образом, процесс интериоризации - это процесс, в котором внутренний план формируется. И нтериоризация - переход, в результате которого внешних по своей форме процессов в процессы, протекающие в умственном плане, в ходе которого они обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию,

В цивилизованном обществе наблюдается все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельностей: физический труд все более интеллектуализируется, а познавательная деятельность исследователя может наполняться процессами, которые по своей форме являются внешними действиями.

В историческом плане человеческая деятельность возникает как деятельность совместная, из которой позднее выделяется деятельность индивидуальная. Освоение индивидуальной деятельности осуществляется путем формирования навыков, умений и привычек.

Знание механизмов деятельности служит ее более успешному освоению.

Задания для самостоятельной работы

1.Составьте таблицу, отражающую развитие деятельности в онтогенезе

2.Докажите деятельностное происхождение высших психических функций

3.Проведите психологический анализ привычек человека (по выбору)

4.Составьте схему освоения деятельности

5.Подберите примеры, иллюстрирующие процесс формирования навыка

6. Составьте отчет о формировании Вами какого – либо навыка

7.Составьте схему, отражающую единство содержательных, операционных, мотивационных компонентов деятельности (можно на примере конкретной деятельности)

8. Составьте таблицу, отражающую специфику основных видов деятельности по их цели, предмету, результату

9. на примере собственного учения покажите процесс освоения

учебной деятельности

10.Проанализируйте собственные мотивы деятельностей, включенных в Вашу практику



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.69 (0.1 с.)