Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное мнение как социальный институтСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественное мнение рассматривается прежде всего как совокупное суждение, оценка различных социальных общностей тех или иных событий. Другими словами, общественное мнение – это состояние массового сознания, отношение общностей к актуальным проблемам, явлениям. Оно есть в коллективе, у социального класса, этнической группы, общества в целом. Общественное мнение как проявление массового сознания связано со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правом, религией, наукой и обыденной жизнью, обыденным сознанием). Общественное мнение – это и политический институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти. Общественное мнение как реальная политическая и социальная сила, во-первых, влияет на принятие или отмену решений, во-вторых, заставляет подавать в отставку руководителей – влияет на формирование органов власти, в-третьих, формирование общественного мнения выступает фактором реализации политики. Ленин, например, отмечал: «Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами» (ПСС, т. 34, с. 332); в-четвертых, есть и манипулирование общественным мнением, живут мифы, слухи, выдаваемые за общественное мнение. Как таковое общественное мнение существует во все исторические эпохи. Но сам термин появился в Англии в XII веке («public opinion») и с конца XVIII века стал общепринятым. Развитие общественного мнения коррелируется с демократизацией общества – при переходе к авторитарному затухает. Тоталитаризм предельно ограничивает возможности социальных общностей выступать в качестве субъектов исторического действия. Народ отвергнут от управления. Здесь или всеобщее одобрение, или безмолвие. В годы тоталитаризма общественного мнения не существовало, была лишь точка зрения руководства КПСС, выдаваемая за общественное мнение (40-50-е гг.). То есть общественного мнения не было как политического института, но было как совокупное суждение, состояние массового сознания. Примером действенности общественного мнения, силы его воздействия может быть судьба проекта переброски на юг стока северных рек. В конце 80-х гг. XX века в России против научных институтов, министерств сначала поднялась небольшая группа интеллигенции, затем телевидение и пресса. Это вызвало общественное движение и привело к государственному решению о прекращении проекта. Общественное мнение изучают, сведения публикуют, его формируют и прогнозируют. И такой подход к нему неслучаен. Во-первых, общественное мнение связано со своим носителем – массами людей, а значит, с их потребностями и интересами. И чем больше эта масса, тем больше авторитет и действенность общественного мнения, тем больше с ним считаются. Субъект общественного мнения – группа, общество. Но включенность в него той или иной группы зависит от значимости мнения группы. Во-вторых, общественное мнение работает в каждой (во всех) сферах общественной жизни. В политике оно как форма демократии, народовластия, самоуправления, что проявляется, например, на референдумах. В этом качестве оно приобретает статус средства управления социальными процессами. В экономике общественное мнение оценивает положение дел, мобилизует людей на решение экономических задач. В социальной сфере выражает социальную справедливость. В нравственности поддерживает и формирует образцы и нормы поведения. В-третьих, общественное мнение обладает возможностью психологически стимулировать поведение и действия людей. Они сначала сообща переживают, анализируют события, соотносят их со своими представлениями и опытом. Это запечатляется в массовом сознании, общественном мнении, которое потом поддерживает или тормозит идеи и действия. В-четвертых, диапазон проявления общественного мнения расширяется с ростом культуры, информированности и образованности людей. Но роль общественного мнения в жизни общества во многом зависит от того, как оно изучается, учитывается, формируется. То есть, насколько здесь проявляется научный подход. Более того, общественное мнение все больше выходит за национальные рамки. Общественное мнение становится мировым с присущими ему функциями: 1) оценочная (проблемы человечества, приоритеты), 2) контрольная (моральные санкции), 3) защитная (отстаивание общечеловеческих интересов), 4) коммуникативная, 5) регулятивная. В ходе своего развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования, развития. Активность функционирования общественного мнения определяется социальными условиями (развитием производительных сил и производственных отношений, культуры общества) и развитием демократических институтов, свобод. В XVIII веке под общественным мнением понимали публичное выражение личных мнений социальной элиты (она с капиталом претендовала на участие в управлении). В XIX веке общественное мнение проявляет себя уже как народное, но еще через избранных представителей – элиту. И только в ХХ веке, когда регулярно проводятся опросы общественного мнения, а грамотность стала признаком всех слоев населения, общественное мнение стало реальностью политической жизни. Характерные черты общественного мнения следующие: 1) оценочный характер суждений в зависимости от идеологии, взглядов. В нем выражается отношение социальной общности к явлению действительности. На оценку влияет знание явления или степень информированности о нем, мнение о явлении других (одобряют или осуждают) людей, общностей, традиции и мнение лидера. С точки зрения содержания суждений общественное мнение может быть: - аналитическим, когда вскрываются причины и следствия, - конструктивным, когда даются предложения, - нормативным, когда что-то разрешается или запрещается, т.е. оно регулятор отношений. 2) политизированность. В общественном мнении выражаются интересы людей. Оно полиструктурно, так как в нем присутствуют все оттенки и позиции, которые реально существуют в обществе. Политизированность общественного мнения при этом характеризуется зыбкостью, открытостью, широтой и плюрализмом. 3) степень общности или психических и эмоциональных проявлений. Считалось, что общественное мнение при социализме выступает как «единодушное суждение народа» (А.К. Уледов) или как суждение «разделяемое большинством» (Б.А. Еруков). Но морально-политическое единство (или одинаковая оценка всеми) – не более, чем один из мифов социализма. Степень общности общественного мнения зависит от того, по коренным или частным проблемам оно складывается. В реальной жизни сталкиваемся с морем мнений различных социальных общностей и коллективов, групп. Их мнение общественное в отличие от индивидуального мнения одного человека. И мнение любой социальной общности всегда общественное независимо от того за или против, большинство или меньшинство его высказывают (заметим, мнение меньшинства тоже общественное мнение). Различают еще общее во мнениях людей и общественное мнение. В час пик тысячи людей не могут уехать на работу, недовольны. Это общее, но не общественное мнение. Общее мнение становится общественным, когда социальная общность становится субъектом социального действия, то есть проявляет и выражает себя. 4) волевой потенциал. Общественное мнение занимает определенную позицию, проявляет отношение к власти. Общественное мнение дает совет относительно путей, способов разрешения различных проблем. Обладая волевым потенциалом, общественное мнение выносит решения на референдумах, при выборах органов государственной власти, президента. Для проявления волевого потенциала общественное мнение общности должно узакониться, оформиться организационно и политически, то есть стать политическим институтом. 5) эмоциональность или общественное настроение. С него общественное мнение начинается. Начальная ступень общественного мнения – эмоциональный отклик людей на происшествие, событие. 6) распространенность. Общественное мнение действует практически во всех сферах общества. Однако есть естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не переступает. Это те явления и события, которые вызывают общественный интерес, отличаются социальной значимостью. При этом в общественном мнении могут быть расхождения в оценках, то есть мнения общностей могут быть дискуссионными. Но в основе общественного мнения лежит коллективный, общий интерес. Еще Г.В. Плеханов – русский марксист отмечал, что безразличие не может служить основанием для вынесения оценочного суждения. Только то, что глубоко затрагивает интересы людей, существенно для их жизни и борьбы может быть и стать объектом общественного мнения, тем, по поводу чего оно складывается. Есть и искусственные границы функционирования общественного мнения. Они определяются объемом открытой, доступной информации. 7) стабильность. Общественное мнение – динамичная часть общественного сознания. Оно наиболее подвержено изменению, хотя и отличается консервативностью. Общественное мнение формирует устойчивые стереотипы поведения людей на некоторый промежуток времени. Устойчивость вытекает из общественных потребностей и интересов, которые, как правило, имеют долговременный характер. Кроме того, общественное мнение кристаллизуется в виде обычаев, традиций. На общественное мнение серьезное воздействие оказывают убеждения человека. Они – фундамент мнения и поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.40.118 (0.01 с.) |