Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 18. Методы сбора и анализ социологической информации.

Поиск

1. Измерение и выборка в социологическом исследовании.

2. Наблюдение.

3. Анализ документов.

4. Социологический опрос.

5. Анализ социологических данных.

Измерение и выборка в социологическом исследовании.

В ходе социологического исследования возникает проблема измерения. Речь идет о поиске и использовании таких фактов, которые являются количественной (числовой) характеристикой сторон и свойств социальных явлений. Такими фактами могут быть предметы, события, поступки, оценки и суждения людей. Все факты, которые используются для измерения и служат числовым выражением социальных явлений и процессов, в социологии называются индикаторами.

В качестве индикаторов могут быть сами признаки, явления, которые четко выражают свойства явления, или содержат в себе числовые значения (возраст, национальность, пол, образование и т.д.).

Важнейшим инструментом измерения в социологии является шкала. В ней индикаторы расположены в той или иной последовательности по позициям.

Для измерения прежде всего объективных признаков респондентов – их пола, семейного положения, профессии, образования и т.д. применяется номинальная шкала. Например, вопрос: «Ваш пол? 1 – мужской, 2 – женский.

Для измерения свойств и признаков социальных явлений через отношение к кому или чему-либо используется ранговая (порядковая) шкала. Ее позиции располагаются в строгом порядке по значимости (от большего к меньшему или наоборот).

Общий вид порядковой шкалы выражает отношение респондента к чему-либо, например, от максимально положительного к максимально отрицательному.

Измерить свойства и признаки не просто в понятиях больше – меньше, а с фиксацией величины интервала позволяет интервальная (метрическая) шкала. По ней в основном можно измерять те признаки и свойства, значение которых можно выразить числом (возраст, стаж работы, учебы, число членов семьи и т.д.). Например, вопрос: «Стаж Вашей работы в занимаемой должности?» 1 – до 1 года, 2 – от 1 года до 5 лет, 3 – 5-10 лет, 4 – более 10 лет.

Социологическое исследование часто основывается на методе выборки. Он используется, когда генеральная совокупность – весь объект исследования очень большая. Суть выборочного метода в выборе оптимальной численности лиц для опроса с как можно меньшими ошибками отбора и с как можно большей надежностью полученных эмпирических данных. Тем самым выводы выборочного опроса ограниченного числа лиц (выборки) распространяются на всю (генеральную) совокупность лиц по изучаемой социальной проблеме. Для этого выборка должна быть репрезентативной, пропорционально воспроизводить все основные признаки (характеристики) генеральной совокупности. Отклонение от базовых характеристик допустимо в пределах 5%.

Выборка может быть случайной, систематической или механической, когда единицы обследования выбираются случайно, но по какому-то принципу (например, каждый десятый), жребию из хорошо перемешанной генеральной совокупности.

Выборка также может быть типической (стратифицированной), квотной (гнездовой), когда отбор производится с учетом удельного веса каждой однородной группы респондентов в генеральной совокупности.

Выборка может быть и многоступенчатой, когда на каждой ее ступени применяются разные подходы к отбору единиц наблюдения.

Объем выборки расчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки. В массовых опросах (при генеральной совокупности 500 человек и более) объем выборки можно брать по опубликованным таблицам (см. В.А. Ядов. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Издательство Самарского университета. 1995, с. 73). С допущением 5-ти процентной ошибки объем репрезентативной выборки составляет

Объем генеральной совокупности                
Объем выборки                

 

Для генеральных совокупностей более 100000 выборка составляет 400 единиц.

Если генеральная совокупность менее 500 человек, то объем выборки не менее 50%. Если же 100-200 человек, то целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование.

Часто берут выборку 10% от генеральной совокупности, но, как правило, не более 2000-2500 человек. В опросах общественного мнения бывает достаточно 500-1200 человек для получения достоверных результатов. При проведении телефонных опросов в миллионных городах со случайным набором номеров достаточно опросить 300 респондентов, в менее крупных городах – 150-200 человек. Когда все же нет возможности проводить сплошное обследование по теории малых выборок наименьший ее объем – 10 человек, но он умножается на число учитываемых признаков (например, по полу на 2 и т.д.).

Качество выборки зависит от трех условий:

а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования;

в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Наблюдение.

В отличие от обыденного научное наблюдение как метод сбора информации отличается тем, что, во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; во-вторых, наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; в-третьих, все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; в-четвертых, информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В простом наблюдении он регистрирует события “со стороны”. В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия.

Надежность (обоснованность и устойчивость) данных повышается, если выполняются следующие правила:

1) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

2) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

3) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

4) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

5) Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и их истолкования.

6) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к их перепроверке.

7) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

 

Анализ документов.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Анализ документов начинается с их отбора путем выделения наиболее значимых для исследования, доступных, определения объема их репрезентативной выборки.

При работе с документальными источниками применяются приемы качественно-количественного анализа. Основной из них контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

1) Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области экономики: а) формы собственности, приватизация, финансовая система, денежное обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; б) термины политического содержания: правящие круги и оппозиция, интернационализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; в) нравственные или правовые символы: права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; г) научные: модель, система, космическое пространство и т. п.

2) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.

3) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений.

4) Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т. п. несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества.

5) Смысл апелляций к потенциальному адресату -пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения.

Наряду с контент-анализом часто используется традиционный (неформализованный, качественный). Фактически это толкование документа, выявление его сути, основных идей, логики. При этом ищутся ответы на вопросы о форме и виде документа, его авторе, целях составления, достоверности, времени действия, резонансе. Важны также оценки и факты, содержащиеся в документе, его соответствие целям исследования и другие вопросы.

 

Социологический опрос.

Опрос наиболее применяемый в социологии метод сбора информации. Он позволяет получить первичную, вербальную (словесную) информацию. Респондент дает ее в форме ответов на поставленные вопросы о социальных фактах, событиях и о мнениях, оценках. Благодаря опросу в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Чтобы использование опроса было эффективным, важно знать о чем спрашивать, как спрашивать и можно ли доверять полученным ответам.

Из ряда видов опросов основными являются анкетирование (письменный, опосредованный) и интервьюирование (устный, непосредственный). В основе того и другого лежит анкета (опросный лист).

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов по выявлению мнений респондентов и получению от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет определенную структуру. Начинается с вводной части – обращения к респонденту, где кратко говорится кто проводит опрос, о его теме – целях и задачах, практическом значении, сообщается как будут использоваться результаты. Здесь же приводятся правила заполнения (ответов на вопросы) анкеты, гарантируется анонимность.

Вторая часть анкеты – основная. В ней вопросы, ответы на которые дают информацию в соответствии с целями и задачами исследования, позволяют проверить выдвинутые на этапе разработки программы гипотезы. Обычно каждой из задач исследования соответствует свой блок вопросов. Но логика анкеты и логика научного анализа могут не совпадать. Рекомендуется вначале ставить простые, контактные, конкретные вопросы. Важно сразу вызвать интерес, расположение респондента к искренним и полным ответам. Затем ставят основные, сложные вопросы на выявление мотивов, установок, оценок людей.

В третьей части, так называемой паспортичке (иногда она может быть за вводной частью), выясняются нужные для исследования социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, социальное положение, уровень жизни и т.д.

В заключение выражается благодарность респонденту за участие в исследовании.

Анкета не должна быть слишком большой, чтобы не притуплялось внимание, не ослабевал интерес, не допускались ошибки и не пропускались вопросы. При групповом опросе важно добиться самостоятельности ответов.

Одним из наиболее разработанных в социологии является социометрический опрос, который позволяет выявить, измерить и описать структуры отношений в малых группах: школьных классах, студенческих группах, трудовых коллективах и др. Для выявления отношений внутри группы проводится опрос о желательных и нежелательных партнерах в совместной деятельности (например, выполнение лабораторной работы, подготовка научной конференции), в общении на досуге и т.п. В результате исследователь получает множество выборов и отклонений, которые являются показателями, индикаторами сложившихся между членами группы отношений. Среди них выделяется подмножество взаимных выборов и отклонений, которые характеризуют стабильность группы. Информация в таком виде уже поддается количественной оценке и счету. Выборы оцениваются положительными числами, отклонения – отрицательными. Выборы и отклонения могут служить показателем интенсивности межличностных отношений. Трем первым выборам присваиваются более высокие баллы. Располагая количественной информацией о межличностных отношениях, можно конструировать индексы, то есть сложные, комбинированные показатели свойств изучаемой группы, положения человека в ней. К числу наиболее важных относятся индексы групповой сплоченности и социально-психологического статуса членов группы. Индекс статуса определяется как частное от деления алгебраической суммы полученных выборов и отклонений на количество максимально возможных выборов. Измерение межличностных отношений, вычисление групповых и индивидуальных индексов позволяет также провести сравнение разных коллективов и дополнить общие качественные характеристики более точными количественными оценками. Необходимо, чтобы группа во время социометрического опроса находилась в обычном для нее состоянии, чтобы все ее члены имели равные возможности быть выбранными и отклоненными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.199.182 (0.008 с.)