Лекция 13. Экономическая социология



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13. Экономическая социология



1. Экономическая социология

2. Экономическое поведение

3. Собственность как социальный институт

4. Предпринимательство

5. Труд

 

Экономическая социология

Экономика как система отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, это и система социальных институтов. Важнейшими из них являются собственность, семья (домохозяйство), рынок, государство, труд, корпорация. Социология изучает выполняемые функции и характер взаимосвязи между ними и с другими институтами. Роль социологии в изучении экономики связана с анализом места человека в экономической системе, т.е. экономическим поведением человека, социальных групп.

Речь идет об экономической социологии. Как самостоятельная отрасль социологического знания она сформировалась в середине 50-х годов XX столетия на Западе.

Каковы же различия экономики и социологии? Американский социолог Н. Смелзер отвечает на этот вопрос так:

1) Если экономика интересуется каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы для производства, распределения и обмена товаров и услуг в целях потребления, то социология занимается социальной структурой и связанным с ней экономическим поведением.

2) Экономисты признают, но принимают как заданное влияние политики, права, образования на экономическую жизнь, социологи анализируют взаимосвязь экономических и социальных переменных.

3) Экономисты более строго и точно выстраивают теорию, социологи ставят вопросы шире, упрощают теорию.

Назначение экономической социологии:

во-первых, в сборе и анализе информации о реакции основных социальных групп общества на экономическую политику и ее составные части;

во-вторых, в научно обоснованных прогнозах предпринимательской активности населения и масштабах массового высвобождения рабочей силы;

в третьих, в изучении социальных институтов собственности, распределения, управления и других в экономике;

в четвертых, в изучении человека как субъекта экономического процесса, его мотивов и отношения к труду.

Еще Вебер в XIX веке в своем труде «Хозяйство и общество» рассматривал экономику как социальный процесс, как систему социальных институтов.

В XX веке американский социолог и экономист Торнстейн Веблен (1857-1929) создал социологическую концепцию потребления. Он показал, что потребляемые вещи не только средство удовлетворения потребностей, но и символы, знаки статуса, положения человека в обществе. На этой основе была развернута концепция общества массового потребления (обладание ценной вещью характеризует ее владельца, т.е. свойства вещи переносят на личность).

Что же может дать экономическая социология, изучение социальных аспектов экономики?

1) улучшение экономических показателей за счет поиска и обнаружения социальных резервов и ресурсов; разработки социальных принципов эффективности экономической системы и ее приемлемости для человека; установления социальных ограничений и рисков, игнорирование, которых делает экономическую систему нестабильной, конфликтной;

2) экономическая социология может способствовать формированию экономических отношений наиболее приемлемых для человека с точки зрения существующего социального и психологического комфорта, социализации и адаптации человека в них, содействия в выборе лучших способов поведения.

Человек не только производственный компонент в экономике, но и самостоятельная ценность в нем. Он должен быть не просто «экономическим человеком» - фактором производства, а сознательным человеком. Помочь ему стать таким как раз и призвана экономическая социология.

 

Экономическое поведение.

Экономическое поведение – это присущее человеку взаимодействие с окружающей средой по поводу производства, распределение и потребления благ и услуг. Такое поведение по-разному осуществляется в разных типах экономики. Исторически выделяются три типа экономики и соответственно три типа поведения и защиты интересов граждан и социальных групп.

Первая - либеральная рыночная экономика на базе частной собственности. Во имя частной инициативы ограничивает социальные программы.

Вторая - плановая экономика на базе государственной собственности – экономика социализма. Она обеспечивает минимум социальных гарантий, но сдерживает частную инициативу, предприимчивость.

Третья – социально – ориентированная рыночная экономика на базе плюрализма форм собственности. Она призвана преодолеть крайности либерализма, ограниченность социализма и обеспечить баланс свободы предпринимателя, частной инициативы и удовлетворения рациональных разнообразных потребностей всех членов общества.

В разных экономических системах мы наблюдаем и разное отношение к человеку, различное понимание человеческой природы. Так, в социалистической экономике, как плюс могут быть отмечены результаты плановых целенаправленных усилий десятков миллионов людей, как минус – опора на массовое и систематическое принуждение населения (экономическое, политическое и идейное). Здесь государство, коллектив - все, индивид – ничто. На первом плане общественный интерес, а не личный, тем более частный.

Для каждой экономической системы присущи свои разные социальные типы (качества) личности. Так, основной принцип поведения человека в рыночной системе сформулирован еще классиком английской политэкономии Адамом Смитом: «Преследуя свой частный интерес, ты будешь лучше способствовать общему благу». В основе же огосударствленной экономики лежит неверие в возможности человека. Не сам индивид, а планирующие органы знают потребности общества и личности. Здесь можно воспитать нового человека, преданного идеям бескорыстного служения обществу.

Эти различные представления о нормах и образцах человеческого поведения, о стандартах социальных ролей личности могут быть развернуты в систему оппозиций.

Ценность социальных качеств личности

в рыночной экономике: в плановой социалистической экономике:
1. Приоритет частного интереса 1. Приоритет общественного интереса
2. Индивидуализм 2. Коллективизм
3. Расчет на собственные силы 3. Иждивенчество, патернализм
4. Свобода личности 4. Контроль над личностью
5. Инициатива и предприимчивость 5. Исполнительность
6. Готовность к риску 6. Привычка к социальным гарантиям
7. Ценность богатства как цели 7. Бедность и ограниченность потребностей, как добродетель
8. Равенство возможностей успеха 8. Равенство в конечных результатах (уравнительность)
9. Время – деньги 9. Работа не волк, в лес не убежит
10. Ориентация на максимальные достижения в труде 10. Ориентация на сохранение достигнутого социального статуса

 

Заметим, что нормы экономического поведения, его стандарты принципиально отличаются в зависимости от типа экономической системы. То, что в одной норма (коммерция), в другой карается (спекуляция).

Экономические процессы и ситуации могут быть сложны или просты в зависимости от того, какие социальные группы и индивиды и как в них участвуют. Люди одновременно похожи, одинаковы и различны, неповторимы. Поэтому при принятии одних экономических решений поведение людей легко и безошибочно прогнозируется, при принятии других необходимо учитывать индивидуальные особенности поведения. Назовем эти индивидуальные особенности:

- стремление к свободе, как личному выбору. Оно противостоит способу хозяйствования, принципам трудовых и распределительных отношений;

- непредрасположенность к страху перед какими-то обстоятельствами и нестремление к ценностям, навязываемым извне.

- действия вопреки нормам своего класса ради общечеловеческих принципов или собственной индивидуальности;

- доступность информации для индивидов или групп, ее интерпретация;

- образование и культура, наличие или отсутствие группового самосознания и сплоченности, характер лидерства в социальной группе;

- восприятие административных команд, исполнительность, отношение к органам власти и управления;

- настроение;

- инерция.

Таким образом, в конкретной ситуации люди действуют объективно одинаково вследствие общечеловеческой природы и субъективно по разному вследствие индивидуальных особенностей.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.01 с.)