Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для дальнейшего развития социологической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
§ 1. Классический этап развития социологии: основные итоги Эга глава посвящена подведению итогов первого, классического этап становления и институционализации социологической науки на Западе выявлению его значения для последующего ее развития. Рассмотрение процесса становления и утверждения социологии как науки в XIX — начале XX в. показывает, что она прошла не простой и длительный путь, пока не получила общественного признания. Временной ла1, отделяющий признание обществом ее научного статуса от провозглашения^ социологии в качестве самостоятельной науки (О. Конт), имеющей сво| предмет, метод, «гнездо» центральных и актуальных для общества пг. блем, круг основных понятий (категорий), составляет примерно три че верти века (с 1830-х п. до рубежа 1910—1920-х гг.). Именно в конце XIX • начале XX в. стали появляться социологические кафедры и факультеты) университетах, издаваться первые социологические журналы, возникав ассоциации и сообщества социологов, что означало на деле институциона| лизацию социологической науки, т.е. общественное признание ее ценное и необходимости. Почему XIX — начало XX в. считают классическим этапом в станов.! нии и развитии мировой социологической науки? Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы иде и концепции, которые стали «классическими», т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгей-ма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее даль- j нейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным. С учетом этого обстоятельства важнейшее значение истории западной социологии XIX — начала XX в., ее классического этапа, состоит в том,Ч что в его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу i Глава 13. Значение истории западной социологии XIX — начала XX в.... речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве. Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова «социальный» — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием. Названные выше понятия и категории рассматривались в основном в рамках теоретической социологии, которая оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующим направлением развития. Однако они уже содержали в себе возможность их использования в процессе перехода к эмпирическим исследованиям. Именно это произошло в 1920—1930-е гг., когда эмпирическая социология стала очень активно утверждать себя в десятках, сотнях конкретных изысканий. В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны «классического» капитализма. Это в первую очередь Англия, Франция, Германия, затем — Италия, Австрия, США. Процессы возникновения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патронировало государство, в других — благотворительные организации и спонсоры, одни университеты приветствовали создание социологических струк-iyp, в других не хотели даже слышать и принимать термин «социология». Так, в конце XIX — начале XX в. появились первые социологические кафедры и факультеты в Чикагском университете (США), Сорбонне (Франция), Лондонском университете (Англия). Они возглавлялись соответственно А. Смоллом (Чикаго), Э. Дюркгеймом (Париж), Л. Хобхаузом (Лондон). Ксли в США (там уже в 1901 г. курсы социологии предлагались студентам в 169 университетах и колледжах) и во Франции создание кафедр и факультетов социологии осуществлялось путем их государственной поддержки, то появление в 1907 г. кафедры социологии в Лондонском университете и утверждение академического статуса этой дисциплины происходило за счет благотворительной деятельности. Вместе с тем в этой же Англии в универси-1етах Кембриджа и Оксфорда социологические подразделения открылись i ораздо позднее, поскольку предпочтение было отдано антропологии и этно- ч
Часть I. Классический этап графии. Социологические курсы стали читаться в них с большим опозданием — в сравнении со многими другими университетами. Что касается Германии, то в ней ситуация с преподаванием социоло гии выглядела еще хуже, поскольку на философских факультетах (;i именно там было сосредоточено изучение всех гумапитарпых паук) суще ствовало «табу» на эту науку. Несмотря па работы Ф. Тенниса, Г. Зимме ля, М. Вебсра, имевшие аптипозитивистскую направленность, в целом и университетах Германии социология воспринималась как исключитель но позитивистская дисциплина, к тому же связанная с пропагандой соци алистических взглядов, а это было недопустимо в условиях крайнего тео ретико-идеологичсского консерватизма. В упомянутых выше европейских странах и США возникали первые центры социологических исследований: Лондонское социологическое об щество — 1903 г., Немецкое социологическое общество — 1909 г., Американское социологическое общество — 1905 г. Это способствовало социологическому сближению различных стран и созданию способов и форм и\ международного сотрудничества. В 1894 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии, на котором было провозглашено создание этого учреждения (Международный институт социологии существует и сейчас и, так же как и раньше, проводит свои кошрессы). На первом конгрессе присутствовали Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. Уорд, Л. Гумп-лович, Г. Тард, А. Смолл, Ф. Гиддингс, русский социолог М. Ковалевский и др. У института был свой печатный орган — «Международное социологическое обозрение» («Revue Internationale de Sociologie»), впервые опубликовавшее свои материалы в 1893 г. В-четвертых, потому, что в рамках рассматриваемого.папа происходило формирование идентичности европейской социологии. Именно в это время складываются, как говорит об этом французский социолог Р. Будон1, специфические особенности европейской социологии, характеризующие ее в качестве определенной единой и идентичной системы, имеющей общее направление развития. Это те особенности, которые отличали европейскую социологию от американской. В качестве главной из них молено назвать интерес к выявлению закономерностей развития общества, его глобальным теоретическим проблемам. Чтобы лучше понять значение классического этапа социологической науки для последующего ее развития, можно попробовать провести некоторую аналогию между процессами, которые происходят в социологии и иных науках, прежде всего естественных. Возьмем для примера физику. Современные ее представители практически никогда не ссылаются на И. Ньютона, сформулировавшего основные физические законы для мак- I 1 Boudon R. European Sociology: The Identity Lost? // Sociology in Europe In Search of Identity. Berlin; N.Y, 1993. P. 28. Глава 13. Значение истории западной социологии XIX — начала XX в..„ 221 1>омира (законы механики), крайне редко ссылаются на А. Эйнштейна, ав-юра теории относительности и многих открытий в области квантовой теории спета. I Io представить физика наших дней, который не изучал бы то-к> и другого, невозможно. Оба ученых, их труды и открытия — в том 1 амом золотом запасе физической науки, которым определяется станов-ш'пие ее потенциала. Нечто похожее происходит сегодня и в социологической науке, хотя, к примеру, Копта по его значению для нее трудно сравнить с Ньютоном и по местом в физике, а, скажем, Всбсра с этой же точки зрения — с Эйнштейном. Копта в социологии цитируют пока еще значительно чаще, чем 11ьютопа — в физике, а без ссылок на Вебера редко когда обходится серь-г.шая социологическая публикация. Но, вероятно, в социологии наступит 1акое время (судя но тенденциям ее развития, это может произойти в нерпой половине XXI п.), когда Конта, действительно, будут вспоминать очень мало и редко. Однако его идеи, прежде всего сформулированные им положения и принципы позитивизма, навсегда останутся неотъемлемой частью золотого запаса науки, которой он посвятил всю свою жизнь. § 2. Основные направления западной социологии в рамках ее классического этапа Подводя итоги классического этапа развития социологии, следует остановиться в первую очередь на характеристике сложившихся в его границах основных направлений (парадигм) с точки зрения их значения для последующего развит ия этой науки. Начнем с позитивизма как одного из основных направлении, течений, как одной из парадигм, моделей подхода к изучению социальных явлений, появившейся в социологии раньше других, и именно в границах классического этана се развития. Это значение определяется стремлением вывести социологию на уро-нень естественных и даже точных наук. Попытки применить различные ме-|оды естественных наук (в том числе математические) к анализу социальных явлений и процессов, имевшие место в XIX — начале XX в., активизировались в социологии XX в. Противопоставление этих методов (наблюдения, эксперимента, сравнительного) методам получения абстрактного, зачастую спекулятивного, умозрительного знания (обеспечивающего лишь общие рассуждения об обществе), появившееся на классическом этапе развития социологии, усилилось в XX в. В границах классического этапа развития социологии позитивизм (иногда его называют ранний позитивизм) означал в то же время редукционизм, проявлявшийся в натурализме, органицизме, эволюционизме. В одних формах редукционизма акцентировалось статичное состояние общества (органицизм), в других — динамичное (эволюционизм), в тре- 222 Часть I. Классический этап тьих проводились излишне жесткие, иногда даже вульгарные аналогии между обществом и биологическим организмом (социальный дарви низм), обществом и механическим агрегатом (социальный механицизм) Одновременно и параллельно с позитивизмом утверждала себя в рамках классического этапа социологии еще одна модель видения общества -марксизм, которой также суждено было сыграть значительную роль в XX в., причем не только в рамках теоретических истолкований, но и практического применения. Речь идет о реализации идей марксизма в осуществлении социалистических революций и создании социалистических государств. Однако в наши задачи рассмотрение этого аспекта марксизма не входит. Мы ограничимся его характеристикой как определенного социологического направления, социологической парадигмы, оказавшей значительное влияние на развитие науки об обществе в XX в. Суть марксистской модели подхода к изучению общества состоит в материалистическом истолковании общественно-исторического процесса, базирующемся на признании приоритета экономического базиса его развития. Положив в основу социологического анализа общества экономические факторы, связанные с развитием общественного производства,] марксизм теоретически определил тесную зависимость от пего социаль*| ной, в первую очередь классовой структуры, а также духовной жизни. Еще одно направление марксистского социологического анализа, пред-1 ложенное науке, заключалось в признании жесткой логики развития про- ] цессов: от прот иворечий между производительными силами и производст-' венными отношениями, которыми всегда наполнено общественное бытие, к классовому противоборству, являющемуся отражением этих противоречий на уровне отношений между классами, разрастанию этого противоборства до состояния конфликта между ними и его разрешению в ходе социальной революции. Марксизм первым среди течений общественной мысли и социологических направлений провозгласил социальный конфликт основным типом межгрупповых и классовых взаимодействий в ясизии общества, базирующихся на различных отношениях их субъектов к средствам производства. Поскольку здесь речь идет о марксизме как о направлении социологической науки классического этапа ее развития, следует сказать о разных взглядах ученых на признание этого обстоятельства. Среди и отечественных, и зарубежных специалистов бытует точка зрения, в соответствии с которой неправомерно считать К. Маркса представителем социологической науки, а марксизм — ее направлением и тем более — парадигмой. Основные аргументы, выдвигаемые в защиту этой позиции, состоят в том, что, во-первых, сам Маркс никогда не считал себя социологом, во-вторых, он решительно противопоставлял свое учение буржуазной социологии, в-третьих, многие последователи и сторонники марксизма открещивались от своей причастности, тем более принадлежности к миру этой науки. Глава 13. Значение истории западной социологии XIX — начала XX в... Полемизируя с данной позицией, следует отметить, что главный пункт противоречий между разными подходами к вопросу о признании Маркса (оциологом, а марксизма — особым направлением социологической науки иа самом деле заключается не в субъективном отношении Маркса и его по-(ледова!елей к социологии как предмету собственной научной деятельно-(i и. Можно пс считать себя социологом, но ставить и изучать социологиче-(кие проблемы, более того, показывать пути их решения, что в полной мере характеризует i ворчество Маркса и его сторонников, т.е. тех, кого относят к марксистскому направлению в общественной мысли. При такой постановке вопроса вполне корректно считать многих приверженцев этого направления, и в первую очередь его основателя — самого Маркса, представи-i елями социологической науки. Ведь проблемы общества, основных моделей, законов, тенденций и факторов его развития, социальной структуры, отношений между классами и группами людей, социальных противоречий и конфликтов и многие другие — это проблемы социологические. Да и сам их теоретический анализ имеет также социологический характер. Рассмотрим еще одно основное направление социологической мысли, позникшее в рамках классического этапа становления и функционирования социологии и оказавшее существенное влияние на последующие процессы в пей, — веберианство. Оно явилось закономерным результатом ан-i ипозитивистской линии развития социологии, сначала и прежде всего в I ермании, а затем за ее пределами, где идеи Вебера были восприняты и изяты на вооружение. Центральное теоретическое положение веберианства состоит в том, ■Iго основной сферой социологического интереса является социальное поведение, которое должно стать предметом исследовательского понимания. Со времен Вебера его последователи стали трактовать социологию как науку о социальном поведении, которое необходимо понять и истолковать. Именно на понимании смысла и значения того, что думают и делают люди, т.е. их социальных действий, основывается творчество социолога. Сама социология должна быть понимающей потому, что действие индивида, как правило, им осмысливается, и науке, следовательно, необходимо «войти» в этот смысл, понять его. Отсюда — «понимающая социология» как главная линия веберианства. Другая его линия связана с концепцией социального действия и его Часть 1. Классический этап Третья основная линия веберианства связана с социологическим ан| лизом механизмов власти и бюрократии. Он оказался сопряженным с bJ явлением трех типов господства — легального (легитимного), традицию] ного и харизматического, соответствующих основным типам социаль действия. Политическая социология XX в., а в значительной мерс и пек торые другие отрасли социологии (экономическая социология, социол гия организаций) испытали и продолжают испытывать по сей день сил нос воздействие веберианства. Анализ влияния идей Вебера молено применить и при рассмотрении инь отраслей социологического знания, активно развивавшихся в XX в.: социол! гии религии, социологии права, социологии культуры, социологии исторг и т.д. Более того, этот анализ может быть распространен па соседние с соц] логией сферы научного исследования: философию, этику, эстетику, истори право, экономику, политику и др. Все это свидетельствует о мощном методе логическом потенциале веберианства и его значительных возможностях. Рассмотренные три основных направления классического этапа разви тия социологии — позитивизм, марксизм, вебериапство — стали ее нервы ми парадигмами, основными моделями и подходами к исследованию как общих, так и конкретных проблем социальной жизни. Не случайно в ХХ| все они обновлялись, модернизировались. Перед названиями этих напра лений появилась сначала приставка «нео» (что означало новый позит| визм, новый марксизм, новое веберианство), затем — приставка «пост» (ч значило уже развитие каждого направления после его очередного обнов ния). При очередной теоретической модернизации в XX в. от содержат] этих направлений, утвердившихся в социологии XIX — начала XX в., ост валось все меньше и меньше исходных, базовых положений. Тем не мен охарактеризованные выше парадигмы и сейчас признаются как имеюга значение в социологической науке. Определив и рассмотрев три направления в качестве основных для < циологии XIX — начала XX в., необходимо осознавать, что они находили| не в идейном вакууме, не в ситуации, когда каждое из них «консервироЕ| лось в собственном соку». Названные выше направления онределеннь образом «относились» друг к другу. Общая характеристика этих «взаиъ отношений» может быть обозначена как неприятие в целом каждым дру го на уровне их лидеров. Кроме того, можно много говоришь о конфронт, ции с социологическими воззрениями Маркса (но при этом в осповш] уважительном отношении к его фундаментальным идеям), о взаимном i желании Э. Дюркгейма и М. Вебера признавать значение идей другого! негативном отношении В. Парето к своим социологическим предшесгвег? никам и современникам и полном отрицании им концепций Дюркгейма, Тенниса, Зиммеля, Вебера и т.д. Вероятно, для последующего развития социологии такая ситуация тоже имела значение в плане того, как не нужно относиться к социологическому творчеству других. Глава 13. Значение истории западной социологии XIX — начала XX в.... f § 3. Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа ()(мако при всем при этом «классикам» мировой социологии (отнесем к ним в первую очередь О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Ф. Тенниса, I Лиммсля, М. Вебсра, Э. Дюркгейма, В. Парсто) были присущи общие черты. Конечно, они по-разному проявлялись в их творчестве с точки зрения глубины, выраженности, влияния на социологическую концепцию в иг/юм. Тем не менее некоторые общие черты можно назвать. В первую очередь речь должна идти о высоком уровне теоретического мышления, который проявился в историко-эволюционном подходе каждо-К1 социолога к анализу общества в целом (как системы) и его конкретных подсистем - политики, экономики, религии, культуры, идеологии, морали, образования. Этот подход у многих социологов (особенно у Маркса, Тёп-миса, Вебсра, Дюркгейма, Парсто) часто сопрягался со структурным анали-юм общества, в ряде же случаев имели место попытки дополнить последний эмпирическими исследованиями (Теннис, Дюркгейм, Вебер). К тому же не следует забывать, и это тоже общая черта «классиков», 'по все они были по существу энциклопедистами, специалистами во мно-iiix областях знания: истории, экономике, праве, философии, религии, политике, культуре, педагогике, антропологии, этнографии и др. Не слу-'мйпо в смежных с социологией отраслях знания ее представителей счи-|ают собственными «классиками»: Маркса и Парсто — в политэкономии, Кота — в философии, Вебера — в религиоведении, истории, экономике, праве, Дюркгейма — в педагогике, этике, религиоведении и т.д. Практически все «классики» характеризуются в своей методологической ориентации па науку, на достижение объективности, па использование уже апробированных методов научного познания и исследования. Вместе с гем по существу все наиболее крупные представители социологии XIX — начала XX в. считают недостаточным использование только этих методов как простой экстраполяции па процесс изучения социальной реальности и выступают за создание собственно социологической методологии. С названной общей чертой тесно связана еще одна: социологи-классики» (исключая Маркса) были сторонниками организационного «отделения» социологии от философии, разрыва «пуповины», их связывающей, исключительно в целях провозглашения и институциоиализации первой как самостоятельной науки. Но они вовсе не выступали за отказ от анализа философской проблематики в изучении социальной реальности, в том числе таких вопросов, как взаимоотношения общества и личности, природа общества, специфика социального познания и др. Еще одна общая черта наиболее выдающихся представителей классического этапа социологии, о которой нельзя не упомянуть, — их критическое отношение к капитализму, разочарование в его видимых достижениях и вера и Часть I. Классический этап надежда в светлое будущее этого социального строя (последнее положен)к абсолютно не характерно для Маркса, который надежды общества связывал < ликвидацией капитализма и победой коммунизма). Теннис отмечал разруп к ние общинных связей при капитализме и в этом смысле — наличие кризш ,\ отношений между людьми и их группами, Зиммель обращал особое вниман i к на кризис культуры, Маркс — на жестокую эксплуатацию трудящихся, Дюрк гейм много писал о проявлениях аномии при капитализме, Парето — об ирр.1 циональных характеристиках социального поведения и т.д. Развитие социологии в XIX — начале XX в. показало наличие своей рода «сквозных» проблем, характерных для основных направлений школ, творчества ведущих ученых. Такими сходными, а подчас единыл оказались проблемы общества, его классификации и структуры, деятели ности различных социальных институтов и организаций, социально общности (в том числе группы), личности. Разумеется, способы аналк и решения социальных, системно-структурных, институциональных «общностных» и личностных проблем были весьма дифференцированы Но важно отметить другое: в рамках классического этапа социология пи степенно, сначала как бы «ощупью», затем все более уверенно поднимала эти вопросы в качестве центральных. Свою «стержневую» содержатель ную роль они будут выполнять и в дальнейшем. § 4. Первые школы в социологии Значение классического этапа в развитии социологической науки заклюЧ| лось в том, что уже в его рамках стали возникать первые социологически школы. Здесь необходимо сказать о двух — французской социологически школе Э. Дюркгейма и Чикагской социологической школе (США). За всю более чем полуторавековую историю социологии существова ло всего лишь несколько крупных школ. Значительная научная школа -явление в социологии не такое уж частое и распространенное. Для ее воз никновения необходимо наличие нескольких совпадающих по времени, месту, содержанию и направленности обстоятельств. Речь идет о каком-то конкретном периоде и его определенной продолжительности. Как правило, он занимает не менее 20 лет; это тот срок, в течение которого школа должна сформироваться как некоторое объединенное на основе общих методологических принципов и подходов научно-творческое неформальное сообщество и проявить себя соответствующим образом в социологической деятельности. Школа характеризуется наличием ярко выраженного лидера (лидеров), институционального статуса (к примеру, принадлежность к университету), центра для обмена научными идеями и творческих встреч (теоретический семинар, издание журнала), общих профессионально-этических установок ее представителей. Именно эти:
Глава 13 Значение истории западной социологии XIX — начала XX в. 227 фгбованиям отвечали появившиеся в границах классического этапа две упомянутые выше школы. Французская социологическая школа Э. Дюркгейма При рассмотрении творчества Э. Дюркгейма уже отмечалось, что он оста-иил после себя многочисленных учеников, часть которых после его смер-i п (а некоторые — еще при жизни) стали известными не только во Франции, но и далеко за ее пределами исследователями. У школы был центр, но крут которого объединились ее представители. Им оказался журнал «Социологический ежегодник», созданный по инициативе Дюркгейма и подаваемый при его жизни в период с 1898 по 1913 гг. (после смерти основателя школы журнал пытались восстановить — в 1925—1927 гг., а роль ••с лидера перешла к ученику Дюркгейма М. Моссу). В состав школы входило до 15 социологов, среди них такие известные, как Л. Леви-Брюль, С. Бугле, М. Хальбвакс, Р. Герц, А. Юбер, П. Фоконне, Ж. Дави, П.Фавр п др. Эта школа начала свою деятельность на рубеже XIX^XX вв., а распалась уже в 1930-х гг. Особенности французской социологической школы состояли в следующем. В теоретическом плане ее представителей сближало использование в качестве методологии социологического анализа позитивизма. Центральной, интегрирующей идеей стала концепция социальной солидарности Дюркгейма и стремление ее реализовать в либеральных позициях социал-реформаторского характера (мирное разрешение классовых противоречий, учет интересов беднейших слоев населения, антиклерикальная направленность). С точки зрения определения векторов деятельности заслуга школы состояла в институциоиализации социологии во Франции. Сам Дюркгейм, как известно, работал в Сорбонне, там же работали многие его последова-1сли, но некоторые из них заведовали кафедрами и были профессорами 1юрдоского, Тулузского и других университетов. Деятельность школы в конечном счете привела к тому, что в 1923 г. изучение социологии стало обязательным во всех вузах Франции, готовивших педагогов. Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология (структура общества); социология религии; социология права; социоло-i ия морали. Ее представители тесно сотрудничали с экономистами, пра-моведами, лингвистами, историками культуры и т.д. В этом нашла свое отражение реализация замысла Дюркгейма о превращении социологии в систему социальных наук. Для школы был характерен не только высокий уровень научной интеграции (хотя не все идеи Дюркгейма разделялись в полной мере участниками творческого сообщества), но и наличие дружеских связей и регулярного общения между ее представителями. Школа организовала и провела ряд серьезных научных дискуссий: о предмете социологии как науки, о социологических проблемах религии, 228 Часть I. Классический этап образования, экономики, политики, права, сравнительных исторических исследований и т.д. Специалисты, изучавшие деятельное п> школы, свидс тельствуют о бойцовском, прямо-таки задиристом характере ее предстл вителей, проявлявшемся в ходе дискуссий. Дюркгеймовское движение как часто называли школу за рубежами Франции, вызывало большой ип тсрес, а в Сорбонну и иные университеты, где работали социологи, нрие.1 жали учиться из США, Германии, других европейских стран. Чикагская социологическая школа В США социологической школой, начавшей свою деятельность во вре\ классического этапа и продолжившей ее уже за его границами, была Чик екая. Под Чикагской школой принято понимать направление научной сон ологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирически исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (социологическо| факультете) Чикагского университета в период между 1892-м и 1935 В рамках этого периода в деятельности школы можно выделить два этапа;* подготовительный и этап активного функционирования, на который падает ник ее творчества. Рассмотрение второго.папа, связанного с возникновением и развитием зарубежной эмпирической социологии в 1920—1930-е гг., будет осуществлено в специальной главе второй части учебника. Здесь же предлагается характсрип ика лишь первого этапа, связанного с появлением Чикагской социологической школы (1892—1915), т.е. момента основания социологического факультета Чикак-кого универср тета до оформления центральных идей эмпирической социологии лиде рами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом. Небезынтересно отметить, чт| термин «Чикагская социологическая школа» появился во время приблв жающегося ее кризиса, в 1930 г., принадлежит" он исследователю рабо| школы Л. Бернарду, сами же основатели и наиболее яркие представителе этого направления «школой» себя не называли. Рассматриваемый этап существования Чикагской школы характсризу! ется стремлением к созданию единой исследовательской программы, кото! рую, однако, сформулировать полностью так и не удалось. Зато были реше| иы другие задачи, которые позволили собрать вокруг кафедры социолог! и социологического факульгета университета немало сторонников соедине пия теоретических и эмпирических исследований. Так, в 1895 г. был созда первый в мире социологический журнал — «Американский журнал социо-| логии» («American Journal of Sociology»). В отличие от «Социологичсског ежегодника», выходившего во Франции, периодичность американское журнала составила один номер в месяц. Следует отметить, что этот журнал' под таким же названием продолжает выходить и сейчас и является, таким образом, старейшим социологическим периодическим изданием в мире. Через 10 лет после выхода его первого номера, в 1905 г., возникло Американское социологическое общество, впоследствии Америкатгская социологиче- Глава 13. Значение истории западной социологии XIX — начала XX в.... i кая ассоциация (ЛСА). Она также продолжает свою работу по сей день. 11срвым ее президентом и основателем был известный американский соци-11 юг Л. У орд. Затем на этом посту побывали почти все известнейшие амери-i.шские социологи XX в. (по положению, президенты ассоциации избира-Ю1СЯ па каждый год новые). На возникновение и деятельность Чикагской социологической школы польшое влияние оказали идеи американской философии прагматизма..)ю были концепции Ч. Пирса, У. Джемса, Дж. Дьюи. Кстати, интересно in мстить, что первой Чикагской научной школой в области социального шания была не социологическая, а философская школа прагматизма и инструментализма, которую возглавлял Дьюи. Его взгляды, особенно в области развития личности, образования, воспитания, оказали значи-к'льное воздействие па содержание социологических трактовок многих (оциальпых проблем. В частности, одна из центральных идей Дьюи за-к/попалась в том, что общество молено создавать и развивать только посредством воспитания людей, цель же последнего — формирование у чс-иовека стремления к достижению успеха как универсального образца поведения. Для молодой американской социологии эта теоретическая по-1НЦИЯ стала одной из ключевых, особенно с учетом того обстоятельства, что развитие США па рубеже веков было тесно связано со стремлением всего общества, каждого конкретного человека к практической полезнос-i и действий и достижениям в любой сфере деятельности как самоцели. В рамках первого, или подготовительного, этапа школы тон задавала 1ак называемая «большая четверка» отцов-основателей: А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Д. Винсент, У. Томас. Из этой четверки на последующем этапе развития и расцвета школы лишь Томас усилил свое влияние благодаря написанию совместно с польским социологом Ф. Знанецким ставшей впоследствии знаменитой пятитомной работы «Польский крестьянин в Европе и Америке». Поскольку деятельность школы группировалась вокруг социологического факультета Чикагского университета, необходимо сказать хотя бы кратко о се направленности и подготовке социологов-профессионалов, которая здесь велась. Уже на подготовительном этане школа отличалась стремлением к постановке, анализу и решению конкретных социальных проблем, поскольку именно в этом состояла потребность бурно развивающегося американского индустриального общества, переживавшего на рубеже веков мощный экономический подъем, приток громадного количества эмигрантов и ярко выраженные процессы урбанизации. Руководители созданного в конце XIX в. Чикагского университета и прежде всего его основатель У. Хариер считали, чю в первую очередь необходимы эффективные социальные реформы, направленные па оптимизацию жизни быстро растущего города Чикаго. Поскольку половину его населения составляли эмигранты (ирландцы, итальянцы, поляки, немцы, Часть I. Классический этап
скандинавы, евреи и т.д.), переживавшие серьезные трудности адаптаци] к абсолютно новым для них условиям жизни, постольку нужны были, одной стороны, меры социального контроля, с другой — усилия по уста3 новлению согласия между различными группами населения. Отсюда вы текала суть проблемы, стоявшей перед социологами, — прояснить и объ яснить до конца ситуацию и наметить пути ее оптимизации. На выработку реформистского подхода к решению этих задач была на; целена подготовка и деятельность социологов. Здесь проявилась еще одш существенная особенность зарождающейся Чикагской школы: академиче| ское образование, обучение студентов тесно увязывалось с проведением ис! следований под руководством профессоров. По существу, процесс обучения в значительной своей части осуществлялся в ходе подготовки и проведения исследований, обработки полученных данных и написания соответствующих материалов. При этом исследования, что было обязательным требованием к ним, посвящались исключительно конкретным проблемам жизни города и социальных общностей (групп), обитавших в нем. Но, несмотря на эмпирический характер многих исследований, о проблемах социологической теории также не забывали, уделяя им определенное, хотя и не так
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.021 с.) |