Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущностные характеристики связей с общественностьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель PRразличные авторы определяют по-разному, однако можно найти общее содержательное звено. В качестве цели чаще всего обозначают гармонизацию отношений между организацией и ее общественностью (С.Блэк, Э.Бернэйз, Р.Харлоу, Н.Григорьева, IPR и др.), создание паблисити, позитивного имиджа организации или позитивного общественного мнения о ней (Д.Доти, И.Артемникова, Г.Почепцов, и др., Webster's New World Dictionary), создание эффективной системы коммуникаций организации с ее средой (А.Зверинцев, Т.Хант и Дж. Грюниг и др.). Эти формулировки достаточно близки между собой и дают основание к тому, чтобы определить цель PR следующим образом. Целью public relations является формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его социальных взаимодействий со значимыми сегментами среды (с его общественностью). При этом под общественностью понимается совокупность индивидов и социальных общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут некие общие интересы и ценности, имеющие публичный статус. Говоря о субъекте PR, следует отметить, что субъектное пространство связей с общественностью не является однородным и одномерным. В PR – деятельности задействованы как минимум две стороны. С одной стороны, это тот, кому делается PR (так называемый Заказчик), т.е. субъект, коммуникативное пространство которого подлежит оптимизации, с другой - это тот, ктоделает PR (Исполнитель), т.е. субъект, который будет осуществлять данную деятельность. С нашей точки зрения, обе стороны данного отношения, и Заказчика и Исполнителя, следует рассматривать как субъектов PR. Только это субъекты, существующие в разных измерениях. Обозначим субъекта-Заказчика как базисного субъектаPR,а Исполнителя как технологического субъекта PR. Причины использования термина «базисный субъект PR» заключаются в следующем: 1) именно этот субъект выступает основанием для начала PR-деятельности, у него образуется потребность в оптимизации коммуникативного пространства, формировании или трансформации имиджа, создании благоприятной социально-коммуникативной среды; 2) именно он задает исходные параметры PR-деятельности, изменить которые, как правило, другие субъекты не в состоянии (например, если речь идет об имидже политика, в качестве таких исходных параметров могут выступать его антропометрические данные, пол, возраст, национальность, место рождения и социальное происхождение, темперамент и т.п.); 3) базисный субъект потому и является таковым, что он часто выступает заказчиком PR-деятельности, формулирует заказ, подписывает контракт и финансирует его. Технологическими субъектами PR являются социальные субъекты, деятельность которых отвечает на вопрос: кто делает PR? Исходным технологическим субъектом PR выступает лицо, осуществляющее PR-деятельность или PR – специалист. Он может действовать и как частное лицо (индивидуальный предприниматель, свободный агент рынка PR и т.п.), и как представитель какой-либо структуры, предназначенной для осуществления PR-деятельности. Более подробно о базисных и технологических субъектах мы будем с вами говорить на одной из следующих лекций. Продолжая рассматривать public relations как деятельность особого рода, обратимся к вопросу о ее характере. Характер и содержание PR определяются следующими параметрами: 1. PR — это управленческая деятельность,существо которой составляет управление (менеджмент) коммуникативным пространством и всем комплексом коммуникаций социального субъекта с субъектами, влияющими на его публичный дискурс. Базовая характеристика PR как управленческой деятельности дает основание многим авторам и определять этот феномен как собственно управление, или менеджмент коммуникаций (например, Т.Хант и Дж.Грюниг), или как функцию менеджмента (М.Менчер, И.Алешина и др). 2. Связи с общественностью являются социально-практической деятельностью. PR—это деятельность, направленная на практическое преобразование социальной реальности, на формирование новых и изменение существующих социальных практик. 3. Связи с общественностью — это коммуникационная деятельность.Связи с общественностью имеют дело, прежде всего, с публичной коммуникацией. Они управляют публичной коммуникацией своего базисного субъекта, формируют, организуют и упорядочивают его коммуникативное пространство. Вне и помимо коммуникации связи с общественностью функционировать не могут. В рассмотренных выше управленческих трактовках PR коммуникация выступает в качестве одного из смыслообразующих понятий. Поскольку там идет речь о PR как о коммуникационном менеджменте, именно коммуникация предстает в роли объекта управления. 4. PR — это рыночная деятельность. Public relations представляет собой деятельность в условиях рыночной среды. О каких рынках может идти речь применительно к PR? С нашей точки зрения, таких рынков несколько. Прежде всего, это рынок информации. Вне отношений рыночного обмена в коммуникационной сфере связи с общественностью в своем естественном виде существовать не могут. Если информационный рынок ограничен или закрыт, предположим в тоталитарном государстве, PR перестает существовать или превращается в пропаганду. Другой вид рынка, который неразрывно связан с public relations — это реальный национальный, транснациональный или международный рынок, PR - это особый вид бизнеса и деловой активности, целью которой является получение прибыли. 5. Public relations — это деятельность, в которой присутствуют наука и искусство. PR опирается на собственный научный базис и базис смежных наук — теории коммуникации, социологии, психологии, теории менеджмента и соответственно имеет все предпосылки к тому, чтобы носить научный характер. Работа PRмена — это в существенной мере исследовательская, научная деятельность, в состав которой входит изучение коммуникационного рынка, анализ факторов, влияющих на состояние и динамику публичного дискурса, построение системной модели PR-кампании, разработка и проверка гипотез о динамике управляемого паблицитного капитала и т.д. С другой стороны, public relations — это и искусство, так как во многом опирается на творческое отражение, переживание и преобразование действительности, на интуицию, на производство художественных образов. Искусство еще и потому, что задействует не только когнитивную, но и эмотивную сферу общественного сознания и тесно связано с креативной деятельностью. PR – специалист творит, создает новые события, имиджи, дискурсы. У public relations всегда есть своя художественная сторона, своя эстетика. 6. Public relations — это технологическая, социоинженерная деятельность.Любой public relations представляет собой разработку и внедрение конкретных технологических решений по проектированию PR-кампании, конструированию имиджа, корректировке или трансформации общественного мнения и т.д. В состав базисного знания PR входит технологическое знание — различные методики и социальные технологии, связанные, например, с организацией функционирования эффективной пресс-службы; подготовкой и проведением пресс-конференции; написанием пресс-релиза; организацией презентации, выставки; формированием и «запуском» слуха или утечки информации; разработкой и корректировкой индивидуальных и корпоративных имиджей; осуществлением внутрифирменного PR. В результате совокупность социальных технологий, составляющих содержание PR-деятельности, может рассматриваться как средства PR. Шесть обозначенных базовых характеристик достаточно четко определяют характер и содержание public relations, позиционируют его среди других видов деятельности. Наша следующая задача — это определение результата (или продукта) PR. Результат public relations должен коррелировать с его целью. Исходя из этого постулата, и в соответствии с принятой за основу комплексной трактовкой изучаемого явления, в качестве результата (продукта) PR будем понимать комплексное образование, представляющее собой совокупность и, в известной мере, пересечение разнопорядковых феноменов, в частности оптимальную коммуникативную среду базисного субъекта PR, положительное общественное мнение о его социальной позиции и деятельности, эффективные для базисного субъекта PR публичный дискурс и паблисити. Таким образом, рассмотрев основные признаки связей с общественностью как специфического вида социальной деятельности мы можем сформулировать следующее определение данного понятия: связи с общественностью—это управленческая коммуникативная рыночная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью). Анализируя смысл определений «связи с общественностью», целесообразно сопоставить их с различными по формальному обозначению, но фактически пересекающимися с ними по ряду моментов понятиями: паблисити, реклама, пропаганда, журналистика. Рассмотрим каждый из указанных видов деятельности. Путаница с термином «паблисити» чаще всего возникает потому, что к паблисити обращаются в тех случаях, когда необходимо привлечь внимание к специальным событиям или же к активности, развертывающейся вокруг акций содействия (продвижения). Именно поэтому паблисити часто воспринимают как синоним связей с общественностью. В действительности же это дваразных вида активности.Паблиситивыполняет сугубо информативную функцию. Паблисити — это информация из независимого источника, используемая средствами информации потому, что она имеет ценность новости. Это неконтролируемый метод размещения сообщений в средствах информации, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение и, следовательно, не в состоянии влиять на то, как предоставляемая информация будет использована. Достаточно часто паблисити является результатом такого вида деятельности как пресс-посреднечество, под которым подразумевается написание материалов или организация специальных мероприятий с целью привлечения внимания средств информации и обеспечения общественной заметности. Связи с общественностью помимо функции распространения информации, включают в себя еще и функцию менеджмента (управления). А значит паблисити - это не синоним связей с общественностью, а лишь одно из средств, которым специалисты по связям с общественностью пользуются в своей работе. Имеет смысл разобраться и еще с одним «родственником» PR— пропагандой. Здесь существуют два магистральных направления мнений. Согласно первому направлению, пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга; оба понятия означают использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. Тем не менее, большинство PR-менов считают, что называть пропагандой их деятельность неправомерно, и вот почему: · пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как связи с общественностью основываются на правдивой информации; · главная цель пропаганды - формирование у объекта воздействия нужного и выгодного субъекту мировоззрения и его поддержание, для этого оказывается воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т.п. (например, искусственное создание образа врага); связи с общественностью носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи; · наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; связи с общественностью в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории. Как отмечено в статье Тима Траверса - Хили «PR и пропаганда. Сравнение ценностей»: «Цель PR - достижение согласия; цель пропаганды - создание движения. PR стремиться к достижению диалога, пропаганда к этому не стремиться. Методы PR подразумевают полную открытость пропаганда при необходимости скрывает факты. PR стремятся к пониманию; пропаганда к привлечению сторонников». И если пропаганда используется там, где имеет место монополизация, то основными условиями существования связей с общественностью являются конкуренция, наличие альтернатив, демократия и гражданское общество. Нельзя обойти вниманием и такую похожую пару, как PR иреклама. Сходство между ними выражается в том, что в период разработки PR - кампаний и рекламных кампаний используются аналогичные этапы и методики для определить целевых аудиторий и формулировки основных сообщений. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из которых— средства массовой информации. Но тут и начинаются различия. Если основной механизм рекламы— это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента, то задача PR-специалиста — добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности. Поэтому здесь применяется техника коммуникации через событие, совпадающая во многом с канонами журналистики, когда этому событию уделяется максимум общественного внимания, а услуги, товары, название организации, марка могут фигурировать лишь в связи с этим событием. Если реклама — это открыто оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем, имеющие к тому же формальные признаки (например, рубрику «Реклама») и регулируемые специальным законом (в отечественной ситуации это Закон РФ «О рекламе»), то связи с общественностью формализованы значительно меньше. В то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью не так легко, во-первых, распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности. По образному выражению Е.А. Блажнова, «PR — это особая реклама, это реклама отсроченного приобретения, реклама предстоящей покупки». Другими словами, если реклама прямо ориентирована на конкретный результат, то PR — на создание косвенных благоприятных условий для его достижения. Следующее различие заключается в том, что если реклама — это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей», то механизм PR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера. Отличаются связи с общественностью от рекламы и по целевым группам. В коммерческой рекламе потребитель (реальный или потенциальный) выступает как единственный значимый сегмент, на который воздействуют с одной единственной целью: побудить купить эти товары услуги. Целевыми группами для PR могут быть самые разнообразные, которые определяются исходя из стратегии позиционирования компании в обществе, властных кругах, экономическом сообществе (финансовые, правительственные, общественные и др.). Еще одной смежной со связями с общественностью сферой является маркетинг. Так же как и в PR, исследования и тестирование здесь играют важную роль, но способы тестирования, используемые в PR, могут составлять только часть маркетинговых исследований. Маркетологам нужно знать; две вещи: а) востребован ли товар или услуга; б) если да, то кому и в к форме они могут быть реализованы. Маркетинг ориентирован на потребителя, хотя он также взаимодействует и с другими целевыми группами— специалистами по продажам. В 80-е годы XX в. приобрел популярность термин «маркетинговые PR» для обозначения связей с общественностью, используемых в маркетинге, но это вызвало еще большую путаницу в основной терминологии. В действительности деятельность в этой сфере не есть PR, но она включает рекламу (обычно торговую рекламу), агитацию в прессе (частные события и новости) и популяризацию. В 1985 г. Американской маркетинговой ассоциацией (АМА) было принято определение маркетинга,уточняющее эти связи: «Маркетинг — это процесс планирования и выполнения планов (продукция), оценка, продвижение и реализация (ее место) идей, товаров и услуг в целях взаимовыгодного обмена между людьми и организацией». В это определение АМА включает деятельность некоммерческих организаций (идеи и услуги) наряду с коммерческими. Но недопонимание так и продолжало сохранятся. В 90-х годах «маркетинговые PR» во многих организациях стали называть «интегрированные маркетинговыми коммуникациями» (ИМК). Маркетологи и рекламисты говорить о «конструировании отношений», что на слух очень похоже на связи с общественностью. Некоторые PR- специалисты согласились с мнением, что все коммуникационные функции организации должны достичь такой степени унификации, чтобы «организация говорила в один голос». Вместе с тем они предпочли термин «интегрированные коммуникации», подчеркивая, таким образом, отличия от маркетинга в чистом виде. Так, в чем же различия между маркетингом и PR? В концентрированном виде их можно свести к следующему. · Маркетинг ориентирован на действие и немедленную реакцию, PR — на долговременную коммуникацию. · Маркетинг опирается на опробованные техники и измеримые результаты, PR — на новационные техники, результат которых трудно измерить. · Маркетинг направлен на разделенные целевые группы, PR — на множественную группу общественности со специальными интересами. · Маркетинг работает в своей нише рыночного пространства, PR действует в более широком поле общественного мнения. Как отмечает Г. Тульчинский, маркетинг является деятельностью, нацеленной на сделку, а PR – на общественную реакцию[3]. · PR – специалист должен принадлежать к руководящему составу организации; чем выше его должностной статус, тем эффективнее его деятельность, маркетолог — консультант или менеджер — наиболее эффективен тогда, когда он независим и не является штатным сотрудником. Рассматривая взаимосвязь и различия связей с общественностью с другими смежными сферами нельзя обойти вниманием журналистику, тем более что по своему генезису, общим средствам и частично задачам PR тесно с ней связан. Однако в отличие от журналистов, описывающих свершившееся событие, PR – специалисты достаточно часто сами выступают в роли создателей события, которое затем будет описано теми же журналистами. Среди технологических особенностей работы журналистов следует отметить, что они поставляют информацию потребителю «порциями (номерами, программами), каждая из которых должна иметь цельную концепцию, а это уже обусловливает определенный спектр информации. Подводя итог, следует отметить: выявление соотношения связей с общественностью с другими видами деятельности, также предусматривающими построение и управление системой коммуникаций, позволяет нам дать более точную характеристику этого феномена и определить, что есть PR и чем он не является. 3. Модели PR-деятельности (по Дж. Грунигу). Исторически сложившаяся практическая деятельность PR может быть описана в терминах четырех моделей, в которых шаг за шагом просматривается практика PR — от простых коммуникаторов (еще не называвших себя PR-специалистами) до сегодняшнего понимания, что представляет собой связи с общественностью. Американским ученым Дж. Грунигом было выделено 4 модели PR: (1) пресс-агентство/паблисити; (2) информирование общественности; (3) двусторонняя асимметричная; (4) двусторонняя симметричная. Эти модели различаются по направленности коммуникативных потоков (от организации к общественности и наоборот) и по сбалансированности учитываемых интересов (включаются ли интересы общественности в ожидаемый результат). В таблице 2 представлена обобщенная характеристика четырех моделей: «пресс-агентство (паблисити)»; «информирование общественности»; «двусторонняя асимметричная» и «двусторонняя симметричная». Первые три характеристики раскрывают сущность моделей. Три последние дают представление об их происхождении и применении в сегодняшней практике. Таблица 2 Модели PR - деятельности
Основное различие моделей выражают характеристики коммуникационных потоков и баланса интересов (каким образом оценивается понимание общественности и включаются ли ее интересы в планируемый результат). Для первых двух моделей коммуникации всегда однонаправлены — от организации к общественности. Для них характерен тезис о том, что организация обладает всей полнотой информации об общественности без необходимых исследований; убежденность в том, что «если адекватно «продать» общественности позицию (имидж) организации, то она легко согласится взаимодействовать с компанией в своих же интересах»; «внутренняя направленность» (члены организации не могут взглянуть на себя со стороны); «закрытость системы» (информация только уходит из организации и не поступает в нее извне); явный приоритет экономических показателей, «элитарность» («лучше всех все знают руководители фирмы»), консерватизм (попытки изменить политику компании извне будут восприняты как подрывная деятельность), традиционализм, автократия (власть по определению должна быть сконцентрирована в руках руководства, самостоятельность и самодеятельность рядовых работников исключается). Д. Груниг полагает, что «теоретическим базисом» односторонних моделей являются манипулятивные концепции формирования общественного мнения, он также отмечает большое воздействие журналистской практики на их формирование. Сами же модели отличаются тем, что пресс-агентства (паблисити) не связывают себя обязательством давать полную картину организации (или представляемого ими продукта). Причем здесь неважно, полную ли правду вы сообщаете общественности и правду ли вообще. Основными чертами данной модели являются: · используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее; · потребитель (часть общественности) рассматривается как пассивный получатель информации; отношение может быть выражено формулой «потребитель- жертва»; · правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются; · главным «проводником» являются СМИ, отношения с иными группами общественности минимальны. PR – специалисты, работающие по данной модели постоянно стремились иметь свободное пространство в средствах массовой информации для своих клиентов и пользоваться им даже путем хитрости и обмана. «Грубая и примитивная техника», — так назвал один из американских исследователей деятельность пресс-агентств; · данная модель рассчитана на получение немедленного результата и меньше всего ориентирована на создание устойчивой во времени репутации. Философия пресс-агентств (паблисити) создавалась в конце XIX — начале XX столетий в США, когда набирал силу большой бизнес. В это время большой бизнес действовал по доктрине: чем меньше общественность знала о его деятельности, тем эффективнее и прибыльнее (и для общества в равной степени) была эта деятельность, однако многие службы PR до сих пор функционируют по этой модели обладают достаточной эффективностью в таких сферах, как спорт, шоу-бизнес, продвижение товаров. Также данная модель эксплуатируется при необходимости формирования общественного мнения по поводу ярко выраженных дисфункциональных явлений (терроризм, убийства, похищение людей с целью выкупа), которым приписываются «благородные» мотивы и побуждения (например, необходимость разрешения социальных или этнических конфликтов). При всех издержках, данная модель является шагом вперед по сравнению с бизнес - практиками второй половины XIX века, выраженными в формуле «плевать на общественность». Вторая модельPR-деятельности получила названия: «информирование», «информирование общественности», «общественная осведомленность», Д. Груниг называет ее «журналистской». Ее характеристики: · осознание необходимой регулярной работы со средствами массовой информации; более того, распространение информации является главной целью PR-деятельности; · информация должна быть точной и правдивой, однако только позитивной, негативные факты и события замалчиваются; · как и первая модель, «информирование» относится к односторонним моделям, необходимость исследования общественности и обратной связи с ней не предполагается. Это так называемое манипулятивное общение сужает возможности взаимодействующих сторон в адекватном восприятии друг друга, и как следствие – нарушение адаптации организации к своей социальной среде, которая в данном случае воспринимается не как реальная группа, а как проективное отображение собственных интенций. · PR на данном этапе реализуется как «дело журналистов, прописавшихся в фирме». Зарождение этой модели обычно относят к началу XX века, она является свидетельством неэффективности манипуляционной борьбы организации за выживаемость в условиях жесткой конкурентной борьбы, в ней фиксируется необходимость правдивого, но позитивного информирования правительства, общественных организаций и общественности для получения их поддержки. Две другие модели являются двусторонними. В обобщенном виде эти модели могут быть охарактеризованы формулой «коммуникация ведет к пониманию», основной целью коммуникации становятся именно взаимоотношения между людьми, организациями, общественностью, обществом; убеждение одним участником коммуникации другой стороны здесь менее желательно. Свойствами двусторонних моделей коммуникаций являются: целостность (понимание того, что системы состоят из подсистем, а сами являются элементами «суперсистемы»), взаимозависимость (относительность границ системы), открытость (двусторонний обмен информацией и влиянием), динамическое равновесие (достижимое путем заключения взаимных соглашений с другими сисЛекциями), отношения с людьми (в том числе и внутри организации) на основах равенства, партнерства, признания их самостоятельности и ценности; децентрализованное управление, ответственность, инновации, разрешение конфликтов через переговоры, общение и компромисс, либерализм интересов группы. По мнению Д. Грунига, воздействие на формирование основных идей двухсторонней коммуникации оказали системные теории, теории обмена и конфликта. Что, однако, более важно, по его мнению, сама концепция двусторонней коммуникации может лечь в основу формирующийся теории PR. Первая из двусторонних моделейPR -деятельности — «двухсторонняя асимметричная коммуникация» — может быть охарактеризована следующим образом: · широко используются исследовательские методы, в первую очередь для того, чтобы определить, какая информация вызовет положительную реакцию общественности, таким образом, деятельность становится «двухсторонней», «диалоговой»; · результат такого вида PR асимметричен, потому что от коммуникации выигрывает только организация, а не общественность (хотя многие практики PR, по замечанию Д. Грунига, считают, что и общественность получает определенную выгоду); · при реализации данной модели роль PR может быть охарактеризована как «прагматическая»: на первом месте стоит выгода, желательна позиция одинаковой практической выгоды, для организации и общественности. Вторая двусторонняя модельPR -деятельности получила название «двухсторонней симметричной». Для нее характерны такие приемы: · полное осознание субъектом PR -деятельности необходимости взаимопонимания и учета взаимовлияния среды и организации; · цель PR -деятельности — взаимная польза фирмы и общественности («симметричность»); · широкая практика ведения переговоров, заключения договоров, использования стратегии разрешения конфликтов, для того чтобы добиться изменений во взглядах, мнениях и поведении общественности и организации; · акценты в функциях PR -специалистов смещаются от журналистских и рекламных к исследовательским и консультативным; · именно на этом этапе PR -деятельность становится полной и законченной: очевидна необходимость исследования и планирования, при оценке эффективности акции учитываются не только экономические показатели, но и социальная значимость, «нематериальные активы»; · данная модель может быть названа «идеологической», «идеальной» в том смысле, что PR здесь становится механизмом взаимодействия организации и среды на основе партнерства; клиент, потребитель, покупатель воспринимается как «партнер по бизнесу». Данная модель деятельности коренным образом меняет функции PR-специалиста: он реально начинает воздействовать на политику менеджмента организации, меняется его статус, усиливается внимание к группам внутренней общественности; происходит переход от дискретных, разовых PR-акций и кампаний к перманентному процессу коммуникации, меняются профессиональные требования к специалисту (нужны не столько конкретные знания и умения, сколько менеджерские качества), правовые и этические аспекты становятся центральными. Организации могут выбрать одну из моделей в качестве доминирующей, в качестве сознательной идеологии фирмы, или использовать разные модели при работе с различными группами общественности и для решения различных проблем. В целом выбор модели в обоих случаях зависит от характеристик «господствующей коалиции» (властной группы), она ставит PR-специалисту задачу, которая, по сути дела, определяет выбор модели, корпоративной культуры организации и статуса PR -специалиста в компании (его возможности или невозможности влиять на выбор стратегии, а значит, и определять характер модели). В целом анализ PR-моделей позволяет выделить следующие тенденции развития данного вида деятельности: · развитие PR идет по линии усложнения этого рода деятельности: происходит постепенный переход от более простых моделей к более сложным; · происходит существенное изменение роли и функций PR-специалиста в организации от журналистских и рекламных к исследовательским и, консультационным, даже менеджерским; · усиливается внимание к вопросам профессиональной этики; · современная нормативная модель public relations строится на основе двусторонней симметричной коммуникации, которая предполагает взаимопонимание на основе полноты информации, осознание взаимозависимости понимание автономности и равенства участников коммуникации, социальную ответственность организации, учет всех групп интересов, децентрализацию управления, контроль и предотвращение кризисов. Исходя из этих положений, определяются и основные принципы и функции PR. 4. Принципы и функции связей с общественностью. Специалисты по связям с общественностью фактически являются посредниками между представляемой организацией и различными группами общественности, с которыми организация имеет дело. Поэтому на PR-специалистов возлагается ответственность и перед организацией, от имени которой они действуют, и перед различными группами общественности. В качестве основных ориентиров, которым должна соответствовать PR-деятельность, выступают принципы. При этом нельзя отождествлять принципы с закономерностями. В отличие от закономерностей принципы лишь по источнику объективны, по сути же своей они глубоко субъективны. Они являются неким конечным выводом из существующих закономерностей и могут быть как верными, так и ошибочными в зависимости от ситуации. 1. PR имеют дело с реальной, а не воображаемой действительностью, с фактами, а не фикцией. Поэтому основой их успешной политики является тщательное планирование и выполнение программ, отдающих приоритет интересам общества. 2. Связи с общественностью — профессия, ориентированная не на личные выгоды, а на интересы общественности. 3. Поскольку PR – специалист обязан обращаться к общественности и искать у нее поддержки программ и политики организации, главным критерием выбора этих программ и направлений политики должен быть общественный интерес. PR – специалист должен иметь мужество, чтобы сказать «нет»или отвергнуть деструктивную программу. 4. Поскольку PR – специалист вступает в контакт с широкими массами через средства массовой информации, представляющие собой каналы всеобщей коммуникации, нельзя наносить вред этим каналам. Он никогда не должен преднамеренно или невзначай вводить в заблуждение средства массовой информации. 5. Находясь между организацией и окружающей ее общественностью, PR- специалисты обязаны быть эффективными коммуникаторами, передавать информацию в обоих направлениях до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание. 6. Чтобы содействовать коммуникации в обоих направлениях и быть эффективными коммуникаторами, PR – специалист должен широко использовать научные исследования в области о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.019 с.) |