Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сертификация PR-деятельности: зарубежный и отечественный опыт.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Основные направления профессиональной деятельности PR -специалиста. Профессиональный статус PR- специалиста отличается противоречивостью, что обусловлено, с одной стороны, зависимым положением PR-профессии от внешних обстоятельств: социально-экономического фона, состояния массовогосознания,, нравственных и этических принципов, присущих конкретному обществу или историческому отрезку., с другой – родовым признаком профессии – выступать инструментом согласия. Приспособленческий и изменчивый характер PR таит в себе опасности. Модификации связей с общественностью не должны выходить за очерченные его природой рамки двустороннего диалога. В случае нарушения этого условия PR превращается в иные коммуникационные формы. Для ведения двустороннего коммуникационного процесса, налаживания связей с общественностью крайне важное значение имеет разработка принципов деятельности PR -специалиста. Менеджеру по связям с общественностью необходимо четко знать, каким образом следует действовать для того, чтобы успешно решать поставленные задачи. Естественно, рекомендаций на все случаи жизни не существует, особенно в такой динамично развивающейся сфере, как связи с общественностью. Однако можно разработать общие принципы, зная которые грамотный специалист сможет найти оптимальное решение вопроса. Принципы деятельности специалиста по связям с общественностью — это стратегические нормы выстраивания взаимодействия между несколькими участниками коммуникационного процесса. В практической сфере они тесно взаимосвязаны и дают максимальные результаты в том случае, если используются совместно. Главным принципом деятельности специалиста по связям с общественностью можно считать принцип социальной ориентации. Конец XX столетия охарактеризовался тем, что любые действия как на макро-, так и на микроуровне рассматриваются с точки зрения общественных интересов. В данном случае в связях с общественностью взаимодействуют три стороны: компания-заказчик, PR-агентство или менеджер по СО, общественность. Работая над реализацией стратегии, PR-агентство или менеджер по СО должны в первую очередь руководствоваться интересами широкой общественности, а также заповедью «не навреди». В случае соблюдения данного принципа репутационный капитал PR-агентства или менеджера по СО очень высок, а осуществляемая им политика позволяет компании создать серьезную репутацию социально ориентированного бизнеса. Практика показывает: если на начальных этапах неизбежна ориетация на интересы заказчика, то по мере институционализации деятельности, специалист PR выступает по существу медиатором между обществом и организацией. Принцип открытого информирования заключается в том, что специалист по связям с общественностью должен предоставлять информацию не в усеченном, а в полном виде по тому вопросу, который ее максимально интересует. Как отмечалось выше, сейчас коммуникационный процесс отличается двусторонностью. Количество задействованных каналов коммуникации увеличивается, также существенно расширился доступ людей к информации. В том случае, если базисный PR- субъект утаивает какие-либо факты или же представляет их вне общего контекста, он серьезно рискует полностью потерять доверие своей общественности. При этом всегда надо помнить, что репутация создается годами, в то время как разрушается за считанные доли секунд. В свое время крупная американская компания, работавшая в России на рынке информационных технологий, решила свернуть часть бизнеса. У большого количества клиентов в долгосрочной аренде находилось дорогостоящее оборудование. Для того чтобы сохранить лояльность клиентов, компания вышла в Интернет, а также в ряд профильных СМИ с объявлением об уходе с российского рынка. В публикуемых статьях всесторонне обсуждались причины этого ухода. Также отдел по связям с общественностью организовал работу «горячей линии», где клиенты могли получить интересующую их информацию. В результате оборудование вернули 87,3 %, лояльность к компании была сохранена. Многие из клиентов отметили честность и открытость компании по отношению к ним. В результате, когда компания вернулась через несколько лет на российский рынок, все ее прежние клиенты присоединились к ней. Принцип обратной связи. В условиях постоянного возрастания объемов получаемой информации особое значение приобретает интенсификация коммуникационных процессов: четкость и полнота сведений, поступающих по каналам коммуникации, своевременность и непротиворечивость информации, установление каналов обратной связи, получение реакции на наши сообщения. Принцип коллегиальности предполагает, что ряд решений принимается только после совместного обсуждения. Коллегиальность в связях с общественностью предполагает личную ответственность и участие каждого конкретного человека в общем процессе. При соблюдении этого принципа необходимо устанавливать линейную зависимость: чем выше степень участия в обсуждении вопроса, тем большая ответственность за судьбу проекта. Принцип научной обоснованности позволяет целенаправленно и планомерно действовать на основе познания и использования объективных закономерностей. Зачастую можно услышать мнение, что наука оторвана от практики. Тем не менее, как показывает практика, все большее количество PR-компаний и агентств разрабатывают образовательные программы. Это позволяет вычленить общие закономерности и выработать технологии, применяющиеся в различных ситуациях. С учетом сказанного основные профессиональные задачи PR-специалиста включают: · построение позитивного диалога субъекта PR с целевой общественностью, когда результатом взаимодействия становится не только изменение установок и поведения общественности, но и корректировка организационной активности для устранения диссонанса во взаимоотношениях с общественностью; · разрешение спорных, конфликтных ситуаций между субъектами PR и общественностью через диалог путем объективного и равновесного обмена информацией, анализа общественного мнения и т.д.; · организация каналов равноправного информационного обмена и равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия; · установление и поддержание интереса и равновесия между различными группами общественности на основе стратегии доверия. Конкретизация и сисЛекциятизация содержания профессиональной деятельности PR –специалиста позволяет разработать следующую классификацию функций PR-специалиста[10]. По отношению к двум направлениям PR можно выделить: Функции сбора и анализа информации (работа на входе системы): 1. Исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и др. исследований; 2. Изучение юридических, экономических, политически и др. документов; 3. Сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам; 4. Контакты с журналистами, представителями органом управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями; 5. Подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации. Функции по распространению информации (работа на выходе системы): 1. Подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов); 2. Информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в СМИ, в почтовой корреспонденции; 3. Совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и т.д.); 4. Информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений. В свою очередь в соответствии с четырехступенчатым алгоритмом разработки конкретной PR-кампании по отношению к процессу деятельности речь идет об исследовательских функциях (сбор, обработка и анализ информации), функциях планирования (определение целей, задач и разработка плана мероприятий по их реализации), организаторских функциях (участие специалиста в реализации намеченных мероприятий), экспертных функциях (оценка эффективности проведенной работы и выявление новых проблем). И наконец, в соответствии с системой общественных отношений выделяют экономические, политические и социальные функции PR-специалиста. Предложенная классификация позволяет подходить к анализу и практической реализации функций специалиста по PR комплексно, в их тесных взаимосвязях и взаимных пересечениях. Функциональная характеристика специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение им необходимыми знаниями и навыками для выполнения самых разнообразных профессиональных услуг — пресс-секретаря; менеджера коммуникационной структуры; эксперта, консультанта, референта в государственных, общественных и коммерческих структурах по вопросам массовой информа ции и деловой коммуникации и др. Требования к специалисту по связям с общественностью. В научных исследованиях нет пока единого подхода к определению профессионально значимых качеств специалиста по PR. Так, например, американские исследователи Дж. Грюниг и Т. Хант проблемы в становлении PR объясняют следующими факторами: отсутствие профессионально ценностных ориентаций у практиков PR; невключенность большинства практиков в профессиональные ассоциации; частые нарушения практиками профессионального кодекса PR; отсутствие концептуального в знаниях специалистов по PR. Кроме того, они указывают на то, что в обучающих программах основной акцент делается на коммуникативных техниках, а не на знании менеджмента. Это, по словам исследователей, проявляется в том, что многие преподаватели излагают скорее случаи из практики и анекдоты, чем систему теорий, основанную на исследованиях. Отечественный исследователь профессор И. П. Яковлев еще в 1995 г. высказал мысль о том, что в недалеком будущем в подготовке специалистов по связям с общественностью «...в борьбе журналистско- коммуникативного и социально-управленческого уклонов... чаша весов должна все больше клониться в сторону менеджмента, социологии и психологии». Прогноз профессора И. П. Яковлева нашел свое подтверждение в Государственных образовательных стандартах, утвержденных Министерством образования РФ в 2000 г. Существуют и другие подходы к определению содержания профессиональной подготовки специалистов по PR(см.: исследования Н. Ф. Золотухиной, С. М. Климова, Г. Г. Почепцова, А. П. Панфиловой, М. А. Шишкиной и др.). В «Постановление Минтруда РФ от 28.07.2003 № 59 о внесении дополнений в классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» отмечается, что «специалист по связям с общественностью: · Выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов. · Участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью. · Осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации. · Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение. · Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования. Разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации. · Участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера. · Выполняет работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов, подготовке документов для сдачи в архив. Обеспечивает исполнение решений руководства, своевременно информирует его о текущем ходе работ и их результатах. Кроме того, указывается, что специалист по связям с общественностью должен знать: · постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью; · основы законодательства о средствах массовой информации и рекламе; · международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью; · специализацию, особенности деятельности и перспективы развития организации; · основы политологии, социологии, психологии; · основные методы проведения качественных и количественных социологических исследований; методику ведения мониторинга средств массовой информации; · законы композиции и стиля рекламных сообщений, статей, обращений, публичных выступлений; · методы анализа статистической информации; основы делопроизводства; · методы и средства формирования и использования собственной базы данных организации; · методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств и компьютерных технологий; · основы законодательства о труде; правила по охране труда. В качестве требований к квалификации выделяются высшее профессиональное образование по специальности «Связи с общественностью» без предъявления требований к стажу работы или высшее образование и дополнительная подготовка по специальности связи с общественностью без предъявления требований к стажу работы» (информация взята с http://www.lawru.info/base60/part0/d60ru0816.htm). Проведенный анализ различных исследований позволяет сисЛекциятизировать требования к специалистам по связям с общественностью, выделив следующие важнейшие структурные компоненты. 1. Профессиональная компетентность, основу которой составляют: · Широкая гуманитарная, экономическая, политическая и культурологическая эрудиция. Специалист по связям с общественностью должен обладать широкой эрудицией в области внутренней и внешней политики России, современных международных отношений, истории России, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира. Это далеко не полный перечень требований к фундаментальной подготовке специалиста в области связей с общественностью, изложенных в государственном образовательном стандарте. · Психологическая компетентность. Специалист по связям с общественностью должен обладать самыми обширными и глубокими знаниями в области психологии личности и психологии социальных групп, психологии массовых коммуникаций. Он должен владеть навыками использования этих знаний в реализации своих профессиональных функций. · Коммуникативная компетентность. Специалист по связям с общественностью должен владеть приемами эффективного общения, стратегиями взаимодействия с деловыми партнерами и представителями общественности, уметь налаживать обратную связь, устанавливать контакт со СМИ, владеть технологиями журналистского творчества. · Информационно-технологическая культура. Специалист по связям с общественностью должен знать возможности современных информационных технологий, в том числе и Интернет, и владеть ими. · Нравственно-правовая культура. Специалист по связям с общественностью должен обладать широкими правовыми знаниями и правовым сознанием, он должен быть высоконравственной личностью. 2. Психологическая предрасположенность и готовность к профессии специалиста по PR, основу которой составляют: · Направленность личности. Специалист по связям с общественностью должен иметь устойчивые мотивы к своей профессиональной деятельности. · Интеллектуальная сфера. Специалист по связям с общественностью должен обладать аналитическим, критическим и прогностическим мышлением. · Эмоционально-волевая сфера. Специалист по связям с общественностью должен обладать развитыми высшими чувствами (нравственными, эстетическими и интеллектуальными) и уметь управлять своими эмоциями. · Креативный потенциал. Специалист по связям с общественностью должен обладать предрасположенностью к установлению контактов и высокому коммуникативному контролю, к генерированию идей и созданию новой информации. · Харизматическая внешность. Специалист по связям с общественностью своей внешностью должен вызывать межличностную аттракцию у окружающих. Кроме того, он должен обладать физическим и психическим здоровьем и хорошим энергетическим потенциалом. Предложенная сисЛекция требований может модифицироваться под влиянием тенденций развития современного рынка PR - услуг. Так в последнее время можно выделить следующиеосновные тренды на рынке труда в сфере PR: · рынок кандидатов превратился в рынок работодателя; · компании смещают маркетинговую активность в сторону увеличения PR- проектов; · работа в условиях ограниченного и часто нулевого PR-бюджета; · сокращение количества сотрудников в PR-отделах и расширение функционала; · предпочтение отдается многопрофильным специалистам; · изменение уровня зарплат в период кризиса. В связи с произошедшими изменениями наиболее актуальными стали следующие качества: · быстрая реакция, · умение хорошо и быстро писать, · ораторские способности, · творческое начало, · опыт работы с минимальным бюджетом, · опыт работы в кризисных ситуациях, · умение создать диалог между медиа и целевыми группами, · умение грамотно задавать вопросы, · увлеченность работой. Основные требования к специалисту по связям с общественностью и характер профессиональной деятельности определяют содержание профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью, которая выступает как степень совершенства в решении профессиональных задач, а отражает достигнутый уровень развития личности как специалиста. Т.е. профессиональная культура специалиста функционально проявляется в двух взаимосвязанных аспектах: во-первых, в подготовленности специалиста к решению сложных задач профессиональной деятельности и, во-вторых, в его личностных качествах, которые оказывают самое непосредственное и существенное влияние на решение профессиональных задач. Таким образом, профессиональная культура является основой эффективной деятельности любого PR- специалиста. О ее уровне мы можем судить на основе анализа пяти хараткеристик, отражающих модель PR-специалиста: · практикуемая модель PR; · роль в организации; · проведение и применение данных исследований с использованием методов социальных наук; · идентификация с социальной подструктурой; · отношение к своей специальности. Одним из важных условий формирования основных составляющих профессиональной культуры является усвоение специалистом по связям с общественностью этических норм и правил социального взаимодействия в своей профессиональной деятельности, представленных в многочисленных кодексах и профессиональных уставах, а также в практических разработках многих ученых. Но знать и владеть навыками нравственного поведения еще не означает придерживаться такого поведения. И здесь мы сталкиваемся с вопросом профессиональной направленности, которая предполагает не только профессиональные знания специалиста, в том числе и этические знания, но и определенные установки, идеалы, убеждения, которые являлись бы своеобразным нравственным стержнем его профессиональной деятельности. Особая роль в формировании такого нравственного стержня принадлежит воспитанию личности будущего специалиста в довузовский период его подготовки, и, конечно же, в период обучения в вузе. 3. Сертификация PR-деятельности: зарубежный и отечественный опыт. Одним из средств контроля за соблюдением профессиональных норм и поддержанием уровня профессиональной культуры является сертификация PR-специалистов. Сертификация соответствия представляет собой действие, удостверяющее посредством сертификата соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенному стандарту или нормативно – техническим документам. Сертификация работников в области PR, которая призвана обеспечить высокие этические качества и профессиональный уровень представителей данной профессии. Опыт сертификации PR – специалистов существует в различных странах с развитой демократией и системой зрелого PR. Так, в США и Канаде существует процедура присвоения звания APRSO (аккредитованного, или сертифицированного, PR- профессионала). Национальные и международные PR- объединения настоятельно рекомендуют работодателям и клиентам при заключении контрактов отдавать предпочтение квалифицированным практикам с приставкой APR перед именем. Для аккредитации или сертификации на Западе необходимо сдать ряд экзаменов и иметь соответствующий послужной список, в котором бы подчеркивалось соблюдение кандидатом кодексов этики и профессиональных стандартов, так называемых «Минимальных стандартов качества» Хельсинской хартии (этот документ, подписанный наиболее крупными PR – сообществами IPRA, CERP, ICO, содержит минимальные требования к цепочке любого PR –процесса; эти требования соответствуют модели «двусторонней симметричной коммуникации, и касаются не содержания (что надо делать), а отвечают на вопрос «как надо делать?»). В России в кон. 90-х гг. ХХ в. также встал вопрос о необходимости регулирования рынка PR, что во многом было связано с низким качеством предоставляемых услуг. В мае 2000 года по инициативе РАСО был создан Общественный Комитет по профессиональной сертификации в области связей с общественностью. В его состав вошли представители всех национальных профессиональных организаций (РАСО, АКОС, РАРА и др.) Комитет получил мандат на разработку адекватной системы профессиональных критериев, на основе которой следует вести процесс профессионального самоопределения отрасли связей с общественностью. В среде российских PR- специалистов данная инициатива вызвала активную дискуссию. Главным аргументом противников выступала невозможность четкого определения границ профессиональной деятельности, а также адекватной системы критериев, по которым следует вести процесс самоопределения отрасли. Тем не менее Общественным комитетом был разработан «Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью», согласно которому данная сертификация является добровольной и проводится на базе заявительно-регистрационной, а не разрешительной схемы. В документе отмечается: 1. Общественная сертификация специалистов и организаций, профессионально занимающихся деятельностью по организации массовых коммуникаций и связей с общественностью, проводится в целях: · создания условий для равноправной профессиональной деятельности специалистов и организаций на едином рынке консалтинговых и PR услуг в Российской Федерации, а также для участия в международном профессиональном сотрудничестве; · содействия заказчикам услуг по связям с общественностью в компетентном выборе партнеров, а также их защиты от недобросовестности исполнителя; · контроляза соблюдением прав и свобод граждан, этических норм и профессиональных принципов при осуществлении деятельности в области связей с общественностью и массовых коммуникаций; 2. Сертификация профессионалов-практиков и организаций, занимающихся организацией, изучением и преподаванием связей с общественностью осуществляется на добровольной основе и не заменяет других форм квалификационной аттестации кадров и организаций, как государственной, так и общественной. 3. Сертификаты выдаются 2 видов – для физических и юридических лиц. 4. Профессиональный сертификат, выдаваемый на основе настоящего Кодекса, удостоверяет наличие у предъявителя опыта, образования и знаний, признаваемых в профессиональном сообществе в качестве существенно необходимых для принадлежности к профессии «Связи с общественностью». Для оценки выбрана сисЛекция баллов, учитываются практическая работа, теоретические знания, профессиональный стаж, соответствующее образование, членство в профессиональной ассоциации, участие в конкурсах, симпозиумах, публикациях. Следует отметить, что образовательному аспекту отводится менее важная роль. 5. Наличие профессионального сертификата у организации или лица может рассматриваться как квалифицированное преимущество данного лица или организации, наряду с другими показателями профессиональной квалификации. Отсутствие профессионального сертификата не должно рассматриваться как препятствие к трудоустройству в специализированные организации и выполнения профессиональных услуг в области связей с общественностью. 6. Сертификат может быть отозван (аннулирован) в случаях: · грубого и сисЛекциятического нарушения его обладателем действующего законодательства, подтвержденного судебным решением, вступившим в законную силу; · грубого нарушения общепризнанных принципов профессионального поведения и положений профессиональных кодексов, подтвержденного решениями руководящих органов и комиссий профессиональных ассоциаций; · при выбытии обладателя сертификата из членов профессиональной ассоциации, на которую он ссылался при заполнении анкеты; · при установлении фактов заведомого подлога или обмана, допущенных при заполнении анкеты. Однако введение в действие Кодекса не разрешило целый ряд проблем: · По-прежнему ведутся дискуссии о критериях: а) фактически оценить можно только технологическую и организационную составляющие PR-работы, однако не все PR-специалисты готовы раскрывать свои наработки; б) по замыслу организаторов, агентство или PR-специалист, обладающие сертификатами, признаны отраслевым сообществом, являются надежными партнерами, чей профессиональный уровень не вызывает сомнений, но оценочные таблицы не содержат критериев, позволяющих судить о профессиональном уровне, на их основе можно скорее составить представление об активности на рынке; в) критерии рассчитаны на крупные PR- агенства и небольшие PR-агентства могут рассматривать сертификацию как попытку «монстров отечественного PR и консалтинга» поделить рынок и привлечь дополнительных клиентов за счет агентств, не обладающих сертификатами. В особенно затруднительном положении могут оказаться недавно открывшиеся агентства, которые не могут, согласно Оценочным таблицам РАСО, претендовать на получение сертификата. · Возникает вопрос: в связи с сертификацией PR - деятельности нужно ли сертифицировать «смежные области»: рекламу, консалтинг и т.д. - с учетом того, что многие PR-агентства сейчас предоставляют полный цикл услуг? · Вызывает сомнение целесообразность объединения в рамках одной организации PR-специалистов с индивидуальным членством и PR-агентства с коллективным членством. · Сертификат в России фактически имеет только символическое значение, что не позволяет ему стать инструментом регулирования рынка PR-услуг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.015 с.) |