Тема 6. Сертификация в управлении качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Сертификация в управлении качеством



Тема 6. СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

Сертификация продукции и ее цели

Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации

Порядок проведения, схемы сертификации и органы по сертификации услуг

Маркировка товаров

Сертификация, как один из видов контроля качества продукции, уже в течение целого ряда лет применялась в нашей стране в виде государственных испытаний.

В современных условиях введение обязательной сертификации продукции и услуг является необходимым условием не только контроля качества, но и вхождения в рыночную экономику, а также интеграции в региональные и мировые рынки.

В 1992 году Госстандарт России начал реализацию соответствующих положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые предусматривали сертификацию продукции и услуг.

Сертификация - процедура, подтверждающая третьим лицом соответствие продукции, процесса или услуги заданным требованиям и оформленная в виде письменной гарантии.

Сегодня можно констатировать, что в стране создана система сертификации и успешно действует механизм ее реализации.

Однако завершен только первый этап. В ближайшем будущем еще предстоит решить целый ряд вопросов по сертификации систем качества и сертификации по схемам ИСО/МЭК. Затем выйти на совершенно новую ступень - организацию подтверждения соответствия.

Понятие "подтверждение соответствия " в последнем издании Руководства ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" трактуется уже как основополагающее. Таким образом, сертификация постепенно уходит на второй план. На смену ей появляется обеспечение соответствия - процедура, осуществление которой дает уверенность в соответствии продукции, процесса или услуги заданным требованиям, оформленная в виде заявления.

Так, например, поставщик может представить письменную гарантию соответствия продукции, процесса или услуги заданным требованиям. Ее подтверждением обычно служит проведение сертификации системы качества поставщика, осуществленное третьей стороной, внедрение им европейских стандартов, а также осуществление контроля технической документации.

На этом этапе сертификация системы качества и подтверждение соответствия могут сосуществовать одновременно. Особенности предыдущего развития страны и российский менталитет наложили свои отпечатки и не позволяют сразу подняться на ступень обеспечения соответствия, не апеллируя при этом к третьей стороне, осуществляющей сертификацию.

Другими словами, дальнейшая работа в области сертификации должна опираться в большей степени на контроль высоких организационно-технических возможностей поставщика, расширение его функций в области само обеспечения контроля. Эта работа уже начата и охватывает некоторые системы сертификации однородных видов продукции и осуществляется в форме заявлений-деклараций.

Остановимся более подробно на Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". В этом законе сертификация продукции рассматривается как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Организация работы по сертификации продукции предусматривает следующие направления:

    • содействие предприятиям, организациям и предпринимателям в осуществлении деятельности на едином товарном рынке Российской Федерации и участие в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
    • создание условий для компетентного выбора продукции потребителями;
    • реализацию мер, направленных на защиту интересов потребителя от недобросовестности изготовителя;
    • осуществление контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • подтверждение показателей качества продукции, предъявляемых изготовителем;
    • применение в управлении сквозного механизма.

В соответствии с Законом сертификация представляет собой метод объективного контроля качества любого вида продукции, установления ее соответствия определенным требованиям.

Сертификация может быть обязательной или добровольной:

Обязательная сертификация - средство государственного контроля за безопасностью продукции.

Добровольная сертификация - средство повышения конкурентоспособности продукции.

Наличие официального документа о сертификации продукции у предпринимателя облегчает проведение экспортно-импортных операций, служит ориентиром покупателю, в определенной степени гарантирует его безопасность.

При этом объект сертификации - продукция производственно-технического назначения, все виды услуг, товары народного потребления и т.д. Перечень объектов обязательной сертификации формируется законодательным органом и закрепляется в законодательном акте.

Обязательная сертификация распространяется на область государственных стандартов, обязательных к применению. В то же время ее использование практикуется в целях реализации государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности тех или иных видов продукции, их взаимозаменяемости и совместимости, а также ресурсосбережения.

Наличие обязательной и добровольной сертификации продукции - особенность российской системы сертификации. Такое деление сертификации продукции отсутствует в Руководстве ИСО/МЭК 2. В Европе современная система сертификации является органическим продолжением систем сертификации различного функционального назначения и как бы выросла внизу. У нас в стране деление сертификации на обязательную и добровольную совпадает с существованием коммерческой и государственной сертификации. Формирование российской системы сертификации не пошло по европейскому пути, несмотря на то, что существовала отечественная система испытаний, включающая и сертификационные испытания, которые определялись как контрольные и проводились для установления соответствия характеристик свойств продукции нормативным документам других стран.

В последнее время в соответствии с международными соглашениями, подписанными Российской Федерацией, был принят ряд международных систем сертификации продукции, которые распространяются на электротехнические и электронные изделия, отдельные виды огнестрельного оружия и дорожные транспортные средства. Теперь при проведении сертификации этих видов продукции применяют правила соответствующей международной системы сертификации.

Законом определены цели и направления деятельности Госстандарта России в области сертификации. К ним относятся следующие:

    • разработка и проведение государственной политики в области сертификации, принятие общих правил и рекомендаций по организации сертификации, осуществление их информационного обеспечения;
    • обеспечение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
    • распространение официальной информации о системах сертификации и знаках соответствия, действующих в стране;
    • подготовка и заключение соглашений с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации и присоединении к международным (региональным) системам сертификации;
    • участие в работе международных (региональных) организаций по вопросам сертификации в качестве национального органа Российской Федерации в области сертификации.

В настоящее время действует только базовая система обязательной сертификации ГОСТ Р, порядок и правила которой установлены соответствующим органом Госстандарта России. Однако Закон "О сертификации" предполагает создание многих систем, поэтому одним из важнейших направлений в работе Госстандарта страны является принятие общих правил, обязательных для всех иных систем сертификации, призванных обеспечить координацию их разработки и функционирования.

Таким руководством и стали Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 16.02.1994 года. Кроме общих указаний Правила включают также разделы, конкретизирующие отдельные положения Закона "О сертификации". Так, например, в пункте 4.1 Правил указывается, что в качестве органов по обязательной сертификации и испытательным лабораториям могут быть аккредитованы зарегистрированные предприятия любой формы собственности, а также некоммерческие организации, которые имеют необходимый уровень компетенции для проведения данного вида работ.

Здесь, следует отметить, что Закон допускает некоммерческим организациям, специально созданным для осуществления сертификации и аккредитованным в качестве органов по сертификации, заниматься этой работой на коммерческой основе. В то же время по действующему законодательству некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели получение прибыли. Их деятельность сводится к решению задач общественно-политического характера или удовлетворения каких-либо потребностей членов организации и т.д. Следовательно, такие организации не смогут выполнять основную работу по сертификации, представлять основу органов по сертификации и сертификационных лабораторий. Им по силам роль лишь вспомогательных подразделений.

Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия осуществляется только Госстандартом России. При этом его полномочия в этом вопросе распространяются на системы как обязательной, так и добровольной сертификации. Согласно Закону определены цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа и набор документов, необходимых для регистрации. В зависимости от вида сертификации (добровольной или обязательной) они (цели, объем и набор документов) имеют принципиальные отличия.

Закон не предусматривает возможность отказа в регистрации системы добровольной сертификации. На отказ нет каких-либо причин и оснований, так как добровольная сертификация имеет явочно-учетный характер, осуществляется на договорной основе. Она подпадает под юрисдикцию общих норм гражданского законодательства и не требует специального правового регулирования. При этом только после регистрации системы добровольной сертификации в Госстандарте России юридическое лицо в праве начать применение данной системы сертификации.

Регистрация систем обязательной сертификации, напротив, предусматривает всестороннюю предварительную проверку и подтверждение соответствия, фиксируемых в соответствующих документах. Лишь после установления компетентности и удовлетворения всех требований проводится регистрация. Государственные органы проводят аккредитацию исполнителей работ в системах данного вида на право их проведения. Отдельные исполнители могут иметь контрольные и арбитражные функции. В этом случае Закон допускает разрешительный (лицензионный) порядок их деятельности.

Такой подход объясняется тем, что системы государственной сертификации создаются органами государственного управления в процессе исполнения решений законодательного органа о начале проведения обязательной сертификации.

Регистрация систем сертификации и знаков соответствия в центральном государственном органе (Госстандарте РФ) дает им право функционировать на территории Федерации.

Госстандарт России осуществляет государственную регистрацию и ведет реестры отдельных элементов системы сертификации:

    • сертифицированных товаров;
    • аккредитованных органов по сертификации;
    • испытательных лабораторий;
    • сертификационных знаков.

Система сертификации - это совокупность участников сертификации и правил, установленных в этой системе в соответствии с Законом "О сертификации". Она создается государственными органами управления, предприятиями и организациями.

Системы сертификации обязаны пройти государственную регистрацию в установленном порядке и могут включать в себя несколько систем сертификации однородной продукции.

Создать систему имеет право только юридическое лицо. В ее состав могут входить предприятия и организации любых форм собственности, в то числе и общественные организации.

В составе системы сертификации согласно закону - две составляющие:

    • участники сертификации;
    • правила сертификации.

Участники сертификации:

    • государственные органы;
    • организации - создатели системы сертификации;
    • испытательные лаборатории;
    • центральные органы систем сертификации;
    • органы по сертификации;
    • а также изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

Что же касается правил системы, то правила сертификации - это набор документов (положений), осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы.

Система сертификации обслуживает определенный вид или класс однородной продукции, состоящий из больший групп товаров, видов работ или услуг, объединенных своим функциональным назначением, принципами работы или применения, методами контроля и испытаний. Существуют, например, системы сертификации:

    • транспортных средств;
    • электротехнической продукции;
    • пищевого сырья и пищевых продуктов;
    • бытовых услуг и т.д.

При этом отдельные системы сертификации однородной продукции могут быть интегрированы в укрупненную систему, функционирующую по единым правилам, сохраняя в то же время специфику своей нормативной базы. Примером такой объединяющей системы может служить система обязательной сертификации в России.

Сертификат соответствия - документ о прохождении сертификации в соответствии с правилами и дающий подтверждение сертифицированной продукции или услуги установленным требованиям. Он имеет единую форму как для сертификатов обязательной, так и для добровольной сертификации.

Обычно сертификат содержит сведения о системе сертификации и органе, где он выдан, а также номер, срок действия, наименование товара, основание для выдачи и ссылку на нормативный документ. Содержание сертификата зависит от избранной схемы сертификации и категории заявителя (изготовитель или продавец, или исполнитель). Правила оформления, выдачи и регистрации сертификатов разрабатываются для каждой системы сертификации.

Знак соответствия - подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям, установленным в данной системе сертификации. Регистрация знака соответствия осуществляется по правилам, утверждаемым Госстандартом Российской Федерации.

Порядок применения знаков соответствия распространяется на системы обязательной и добровольной сертификации и утверждается конкретной системой сертификации в соответствии с требованиями Госстандарта России.

Сертификация услуг, в отличие от сертификации продукции, - более сложная проблема. Ее решение наталкивается не только на разнообразие объектов конечного результата услуги, частое совмещение объекта и потребителя услуги в одном лице, но и на отсутствие разработанной нормативной базы и недостаток высококвалифицированных специалистов.

Научно-исследовательские институты системы Госстандарта России начали разработку нормативных документов (стандартов и ТУ) и методик, проводят экспертизы услуг и другие виды работ. Кроме "Основных положений и порядка проведения сертификации услуг" ими разработано и утверждено более десятка государственных стандартов, включающих и требования по безопасности услуг.

Действуют системы сертификации: по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств и по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов. Получили аккредитацию около 70 органов по сертификации. Большое число сервисных центров и станций технического обслуживания автомобилей зарегистрировали соответствующие документы на право использования знака соответствия.

Начинается кампания по внедрению системы сертификации в сфере туризма, общественного питания и химической чистки одежды.

Сертификацию услуг в области общественного питания предполагается осуществлять под руководством региональных органов субъектов Федерации. Из-за отсутствия централизованной системы центр тяжести в проведении сертификации данного вида услуг переносится на местную администрацию и органы санэпидемнадзора, а также территориальные органы Госстандарта. Кроме того, согласно подготовленному правительством постановлению, каждое предприятие сферы общественного питания должно будет подтверждать свой тип и класс. Последнее ожидаемое нововведение должно значительно повысить уровень защиты потребителя от нарушений и произвола в данной области услуг.

Маркировка товаров

Союз потребителей Российской Федерации среди проблем потребительского рынка выделяет получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, как одну из главных.

За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. Он должен обеспечить необходимый уровень качества продукции, применяя соответствующую технологию, сырье и комплектующие материалы. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени, хотя и не напрямую, влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий.

Носителем информации о потребительских свойствах продукции: ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть и набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия.

Таким образом, этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) включает информацию о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код, экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации.

На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, размещенные на ограниченной площади, что позволяет сделать доступной восприятие ее содержания потребителем, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара. Зная это, производитель уделяет большое внимание ее профессиональному изготовлению, выделяя специальную статью затрат на маркировку и этикетирование продукции. При этом производитель стремиться, чтобы в этикетке был достигнут высокий уровень:

    • кодирования (сжатия) информации;
    • выразительности;
    • целенаправленности;
    • действенности;
    • дизайна;
    • эстетического восприятия;
    • использования средств и методов рекламы;
    • достижений информатики, кибернетики и психологии в этой области.

Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме.

Знак (символ) - в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации.

Код - упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации.

Марка (производственная) - условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке.

Реклама - информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации.

Прагматика - направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя.

Разработчики знака должны, используя художественно-графические средства, вложить в изображение максимум смысловой нагрузки, обратить пристальное внимание на реализацию следующих требований:

  • удобство восприятия;
  • лаконизм языка художественной графики;
  • и, главное, понятность знака для целевой аудитории.

Знаки соответствия - знаки, подтверждающие уровень качества продукции и, обычно, употребляющиеся на сертификатах, таре и упаковках. Так, например, первым всем известным отечественным знаком соответствия был "Знак качества".

Сегодня в странах Европейского сообщества наступает новый этап интеграционных процессов в вопросах сертификации продукции и маркировки изделий на предмет их соответствия требованиям общеевропейских норм и стандартов. В качестве единого для всех стран утвержден знак "СЕ".

Основными критериями применения знака "СЕ" являются следующие:

    • единый знак должен отвечать только общепринятым требованиям и полностью заменяет положения соответствующих национальных законодательств;
    • знак указывает, что продукция может быть реализована на рынке без ограничения, так как она или производитель соответствует требованиям и осуществлены необходимые действия по оценке соответствия;
    • знак проставляется на продукции или в особых случаях на упаковке, сопроводительной документации;
    • знак проставляется лишь в том случае, если выполнены абсолютно все требования и директивы, предъявляемые к продукции, и проведена соответствующая проверка ответственным лицом;
    • указания на требования и стандарты, которым соответствует продукция, должны содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах, а не в знаке;
    • при участии третьей стороны при проведении испытаний на соответствие знаку "СЕ" ей рекомендуется проставлять также и свой знак (штамп, клеймо);
    • только знак "СЕ", а не национальные знаки отражает соответствие требованиям законодательства стран Европейского сообщества.

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС ("СЕ") заметно повышают конкурентоспособность продукции. Они широко используются ведущими европейскими компаниями, что является показателем их заботы о высоком качестве продукции и пристального внимания к вопросам, связанным с безопасностью и экологией.

Несомненно, что к достижению тех же целей должны стремиться и отечественные производители. Производство продукции, отвечающей требованиям европейского знака соответствия, позволит беспрепятственно выходить на европейский и мировой рынки.

В том случае, если продукция имеет ограниченный срок хранения, быстро портящаяся, сертификат выдается не на продукт, а на систему управления качеством предприятия-производителя.

В России на изделия длительного пользования (теле-, радиоаппаратуру, холодильники, автомашины...) сертификат соответствия выдается сроком на три года.

Что такое маркировка?

21.Какие требования предъявляются к различным видам маркировки? Каким целям они служат?

Тема 6. СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.037 с.)