Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 7. Обязательная сертификацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) 2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07-98 N 154-ФЗ) 3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики. (в ред. Федерального закона от 31-07.98 N 154-ФЗ) 4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. (п. 4 введен Федеральным законом: от 31.07.98 N 154-ФЗ) 5. Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ)
Статья 8. Участники обязательной сертификации Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ)
Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции: (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) - создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах; - осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации); - определяют центральные органы систем сертификации; - аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ); - ведут государственный реестр участников и объектов сертификации; - устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний; - устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации; - осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; - рассматривают апелляции по вопросам сертификации; - абзац исключен. - Федеральный закон от 31.07.98 N 154-Ф3.
Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации Центральный орган системы сертификации: - организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; - рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Статья 11. Обязанности органа по сертификации Орган по сертификации: - проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; - (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) - сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; - осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) - приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов; - предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра) Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-003)
Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей) Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны: - реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) - обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке; - указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); (в ред. федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) - приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) - обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией; - извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции 1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) 2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации. В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) 3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ)
Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией 1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 №154-ФЗ) 2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».
Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору 1. Обязательному государственному финансированию подлежат: - разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендацией по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации; - участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации; - разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации; - разработка проектов актов законодательства в области сертификации; - проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение; - проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; - ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия; - другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации. 2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ)
Раздел III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ Статья 17. Добровольная сертификация (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) 1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. 2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Статья 18. Организация добровольной сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) 1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему. Орган по добровольной сертификации: - осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия; - приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов. 2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации. 3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
Статья 19. Права заявителя При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Дом Советов России 10 июня 1993 года N 5151-1
Процедура сертификации В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, среди которых Система сертификации ГОСТ Р, созданная Госстандартом России и являющаяся самой крупной в Российской Федерации. Для проведения работ по сертификации необходимы документы, устанавливающие требования к объекту сертификации, и документы, регламентирующие ее процедуры, которые подразделяются на две группы: · нормативные, содержащие требования к объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим требованиям; · организационно-методические, устанавливающие принципы и методы проведения работ по сертификации, а также процедуры ее проведения. В нормативных документах определяются требования к продукции, услугам и другим объектам, подлежащим сертификации, а также методы испытаний. Для целей сертификации должны использоваться документы, пригодные для однозначного понимания установленных в них требований, которые должны быть сформулированы ясно, точно, обоснованно и конкретно. В качестве нормативных документов, на соответствие которым приводится обязательная сертификация, могут применяться: законодательные акты, в которых содержатся конкретные требования к объектам сертификации; государственные стандарты; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила; другие документы, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают обязательные требования. К обязательным требованиям законодательством отнесены: · требования безопасности продукции, работ, услуг для жизни, здоровья, имущества и охраны окружающей среды; · технической и информационной совместимости; · взаимозаменяемости; · энергопотребления; · единства методов контроля. Организационно-методические документы в зависимости от сферы распространения делятся на общероссийские документы систем сертификации и документы систем сертификации как обязательных, так и добровольных (рисунок 5.1). Международным сообществом принято определение сертификата соответствия как документа, выданного по правилам системы сертификации и указывающего, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или иному нормативному документу. Из этого следует, что сертификация создает определенную, но не абсолютную степень уверенности в наличии соответствия. Для этого сертификация должна располагать набором доказательств, а также документальным или иным подтверждением получения этих доказательств. Они должны создавать необходимую уверенность соответствия, а значит, должен быть установлен уровень необходимой уверенности, под который и собираются доказательства. Чем выше уровень уверенности, тем весомее должны быть доказательства. В общем случае при сертификации могут быть проведены: испытания продукции как для первичного соответствия, так и в процессе периодической проверки стабильности соответствия; первичная оценка состояния производства, последующий после выдачи сертификата инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Операции, выполняемые при подтверждении соответствия, представлены на рисунке 5.2.
Для различных видов продукции состав и содержание трех основных операций (испытания, оценка производства, инспекционный контроль) могут быть различными. Набор доказательств может включать или не включать, в зависимости от требуемой уверенности, разные виды испытаний, оценки производства и инспекционного контроля. Совокупность и последовательность отдельных операций, выполняемых третьей стороной для подтверждения соответствия, принято называть схемой сертификации.
В настоящее время в Российской Федерации применяются десять основных и шесть дополнительных схем сертификации (таблица 5.1). Схемы сертификации 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схемы 7, 8, 9 – при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия. Схема 1 применяется при ограниченном и заранее оговоренном объеме реализации продукции, которая будет поставляться в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере серийного производства, т.е. для импортной продукции – при краткосрочных контрактах.
Таблица 5.1 – Схемы сертификации, применяемые в России
Схема 2 характерна для импортируемой продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партии, завезенных в Россию. Схема 3 нужна тогда, когда стабильность серийного производства продукции не вызывает сомнений. Схему 4 используют в случае необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля серийного производства. Схемы 5 и 6 необходимы при сертификации продукции в следующих случаях: - реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции; - технологические процессы чувствительны к внешним факторам; - установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции; - сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях; - характерна частая смена модификаций продукции; - продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя. Кроме того, схема 6 применяется при условии наличия у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества, а также при сертификации импортируемой продукции поставщиком, не являющимся изготовителем и имеющим сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в России. Схемы 7 и 8 используются при сертификации партий изделий, т.е. когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер. Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям декларации о соответствии продукции прилагаемым к ней документам, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям. В декларации изготовитель или продавец в лице полномочного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям. Схемы сертификации из числа описанных устанавливают общие правила для групп однородной продукции с учетом спецификации самой продукции, ее производства, обращения и использования. Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации с учетом предложений заявителя. Типовой порядок сертификации представлен на рисунке 5.3. В зависимости от схемы сертификации набор процедур может меняться. Проверка производства производится в различных формах: анализ производства, его сертификация, сертификация системы качества. В условиях рыночных отношений, когда и изготовитель (продавец) и потребитель преследуют собственный интерес, их обращение к сертификации продукции диктуется, прежде всего, экономическими причинами. Особенностью обязательной сертификации в условиях рыночных отношений является то, что она дает право допуска на рынок продукции, подлежащей обязательной сертификации. Добровольная сертификация, которая проводится на соответствие нормативным требованиям, выбираемым заявителем, способствует завоеванию места на рынке. В настоящее время на рынках европейских стран высокую конкурентоспособность имеет продукция, которая прошла добровольную сертификацию на соответствие национальным стандартам. Во Франции, например, такая продукция получает право маркироваться знаком соответствия французским национальным стандартам - NF, в Германии - знаком DIN, в Великобритании знаком BSI. Введение законодательным путем обязательной сертификации на соответствие требованиям государственных стандартов по показателям безопасности жизни, здоровья граждан, их имущества, а также окружающей среды можно рассматривать как третью попытку государства принять на себя роль посредника в вопросах качества продукции. Первые две попытки (введение Государственного знака качества в70-х гг. и проведение Государственной приемки продукции в 80-х гг.) не привели к существенному изменению положения дел с качеством продукции. Причиной этого, помимо ряда других, было и то, что в условиях тотальной государственной собственности стремление государства встать между изготовителем и потребителем было обречено на неудачу. Третья попытка принята в радикально изменившейся экономической среде. Теперь изготовитель (продавец) является полноправным собственником, и сам отвечает за результаты своей хозяйственной и коммерческой деятельности, а потребитель получил возможность выбора той продукции, потребительные свойства которой его устраивают в наибольшей степени и соответствуют его возможностям. Роль государства теперь сведена к обеспечению не всего качества продукции, а только той его части, которая законодательно находится под его контролем. Объективно ситуация складывается таким образом, что показатели безопасности продукции вышли из сферы непосредственных интересов продавца и не всегда находятся на первом месте при выборе продукции потребителем.
Вступление России в международные организации по торговле и расширение экономических связей с зарубежными партнерами ставят задачи совершенствования действующей в стране системы сертификации, сближения ее с принятыми за рубежом формами подтверждения соответствия. Сертификация в России в период перехода от административно-командного способа управления экономикой к рынку внесла свой вклад и сформировала определенные предпосылки для развития сертификационных услуг. В условиях роста предпринимательства и открытости рынка она стала привычным и популярным инструментом рыночной экономики и способствовала защите потребителя от поступления в сферу обращения опасных товаров, воспитанию у потребителя осознания своих прав на рынке, сохранению квалифицированных специалистов в сфере управления качеством, стандартизации, метрологии и испытаний (благодаря созданию дополнительных рабочих мест в сертификационной отрасли). Были созданы инфраструктура сертификации и институт экспертов по сертификации и аккредитации, максимально аккумулирован опыт международной классической сертификации применительно к реальным российским условиям, причем за довольно короткое время, хотя в зарубежных странах этот этап занимает несколько десятилетий. Кроме того, подготовлены условия для перехода к более совершенным организационным и методическим формам подтверждения соответствия. Однако в настоящее время все больше ощущается, что обязательная сертификация с использованием классических форм сертификации себя исчерпала. С целью устранения недостатков обязательной сертификации и реализации Соглашения о технических барьерах в торговле, которое является непременным условием вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), Госстандарт России разработал Концепцию совершенствования действующей в стране сертификации продукции и услуг и перехода к механизму подтверждения соответствия. Исходя из международного опыта и осознавая, что механизм подтверждения соответствия наиболее целесообразно применять на стадии производства продукции, а не обращения товара, следует ориентировать обязательное подтверждение соответствия преимущественно на выпускаемую продукцию конкретного производителя. Это также будет способствовать повышению стабильности качества и безопасности продукции благодаря установлению длительных связей между продавцами и изготовителями.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.013 с.) |