Эволюция систем качества (СК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция систем качества (СК)



Впервые в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости во времена Петра I. В «Указе о качестве» Петра I от 11 января 1723 г. приведены не только требования к качеству продукции (оружие для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, обеспечение условий для выпуска качественной продукции и меры наказания за выпуск дефектной продукции.

В 1925 г. создается комитет по стандартизации. Со временем стало ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения разрозненных мероприятий – возникла необходимость создания системного подхода. Он воплотился в распространении различных систем, ставящих своей целью создание условий производства, обеспечивающих выпуск продукции без отступлений от технической документации, таких, например, как БИП (бездефектного изготовления продукции), СБТ (система бездефектного труда), КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции). При существовании такого количества систем Госстандарт не мог руководить системами в целом, другие ведомства не видели в этом необходимости. В переходный период к рынку большой заслугой Госстандарта явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными, учитывая опыт по УКП.

Техническая политика Госстандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным производителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством. Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КС УКП являются следующие:

- ориентация на удовлетворение требований потребителя;

- возложение ответственности за качество на конкретных исполнителей;

- проверка потребителем производства поставщика;

- выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

- сквозной контроль качества продукции, начиная с материалов;

- маркетинг;

- организация учета и анализ затрат на качество;

- прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

- решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающих разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу.

На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения и улучшения качества.

 

Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям. Обеспечение качества не будет полным, если установленные требования к качеству не отражают полностью потребности потребителя. Эффективность обеспечения качества обычно требует постоянной оценки факторов, влияющих на соответствие проекта или ТУ своему назначению, а также контроля и проверок производственных процессов, монтажа и проведения технического контроля. Создание доверия может означать представление доказательств.

В рамках организации обеспечение качества служит инструментом общего руководства. При заключении контракта обеспечение качества используется также при создании атмосферы доверия к поставщику.

Для определения необходимых мероприятий по обеспечению качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы (ЦНТП) повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к производственному персоналу и ресурсному обеспечению всех этапов жизненного цикла (например, требования к оборудованию, сырью, материалам, комплектующим изделиям, метрологическим средствам и пр.), которые необходимы для производства изделия нужного качества, а также включать в себя мероприятия, обеспечивающие реализацию этих требований на всех этапах цикла.

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы и процедуры, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. К ним, например, могут относиться работы по изучению рынка, постоянному обучению персонала и пр. Особое место среди этих мероприятий занимают те, которые связаны с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией MC ИСO система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы ПРЕДУПРЕЖДАЮТСЯ, а не выявляются после возникновения!!! (MC ИСO 9004, п.4.4.4).

Мероприятия по предупреждению несоответствий могут быть следующими: принудительная замена технологического приспособления и инструмента, планово-предупредительный ремонт оборудования, техническое обслуживание, обеспечение необходимой документацией всех рабочих мест, своевременное изъятие устаревшей документации и др.

 

Управление качеством – методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Методы и виды деятельности оперативного характера направлены одновременно и на управление процессом, и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на соответствующих типичных этапах жизненного цикла для достижения оптимальной эффективности.

В методологии систем, применяемой в нашей стране, меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ, оценку, принятие и реализацию решений.

Важно подчеркнуть, что при проектировании СК управление качеством должно являться необходимым принципом по отношению ко всем элементам системы на всех типичных этапах жизненного цикла.

 

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и СК в целом. Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или СК. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормативам.

Система качества функционирует одновременно со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции или услуги, и взаимодействует с ними. Ее воздействие распространяется на все этапы от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей потребителя. Эти этапы и виды деятельности включают:

1) Маркетинг, поиски и изучение рынка.

2) Проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции.

3) Материально-техническое снабжение.

4) Подготовку и разработку производственных процессов.

5) Производство.

6) Контроль, проведение испытаний и обследований.

7) Упаковку и хранение.

8) Реализацию и распределение продукции.

9) Монтаж и эксплуатацию.

10) Техническую помощь в обслуживании.

11) Послепродажную деятельность (этот этап появился в редакции 1994 г.).

12) Утилизацию после использования.

Даже предварительный анализ представленных этапов и видов деятельности позволяет сделать ряд замечаний. В стандартах не предусмотрен этап исследования, на котором разрабатывается тактико-техническое задание на создаваемую продукцию в полном объеме, материально-техническое снабжение почему-то стоит после проектирования, отсутствует технологический этап, «обнаучивающий» будущее производство, наблюдается повтор стадий (например, по отечественной нормативной документации контроль и испытания есть составляющие производства, а хранение – часть этапа эксплуатации и пр.). Все это вызывает дополнительные трудности в процессе разработки системы качества, ее внедрении и эксплуатации на отечественных предприятиях.

В рамках увязки всех видов деятельности в компании маркетинг (изучение рыночного спроса) и проектирование имеют особое значение для:

- установления потребностей потребителя и требований к продукции;

- формирования массива данных (включая и данные об использовании продукции у потребителя), обеспечивающих производство продукции или услуги в соответствии с установленными социально-техническими требованиями при оптимальных затратах.

Руководство, в конечном счете, несет ответственность не только за определение политики в области качества, но и за все решения, касающиеся разработки, внедрения и применения системы качества. При этом организационная структура системы общего руководства качеством должна устанавливаться в рамках комплексного управления деятельностью компании, что требует определения иерархии полномочий и их взаимосвязей.

Руководство должно выделять соответствующие ресурсы в необходимом объеме, обеспечивающие проведение политики в области качества и реализацию поставленных целей.

Такие ресурсы могут включать:

- людские ресурсы и специализированный персонал;

- оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;

- производственное оборудование;

- контрольное, испытательное и проверочное оборудование;

- приборы и программное обеспечение ЭВМ.

Руководство определяет необходимый уровень компетенции, квалификации и подготовки персонала; выделяет показатели качества, влияющие на положение на рынке, и цели, связанные с производством новой продукции, процессов или услуг (включая новые технологии), учитывая распределение ресурсов компании во времени на плановой основе. При этом планы и графики распределения средств и размещения людских ресурсов должны отвечать общим целям, стоящим перед компанией.

Система качества должна быть организована таким образом, чтобы осуществлялось адекватное и постоянное воздействие на все виды деятельности, влияющие на качество. Система общего руководства должна быть ориентирована на проведение предупредительных мероприятий, исключающих саму возможность возникновения проблем, и, равно, своевременно реагировать на возникающие несоответствия и обеспечивать их исправление. Все эти требования реализуются в виде рабочих процедур, которые должны координировать различные виды деятельности и обеспечивать эффективное функционирование системы качества. Поэтому эти процедуры должны осуществляться постоянно, совершенствоваться и публиковаться для ознакомления всех сотрудников компании.

В соответствии с MC ИСO 9000 все элементы, требования и положения, принятые предприятием для общего руководства и СК, должны быть документированы. Такая документация обеспечивает единое понимание политики, задач в области качества и процедур по его обеспечению, управлению и улучшению, позволяет четко распределить ответственность, права и обязанности по качеству, установить порядок взаимодействия подразделений и исполнителей при выполнении своих функций по качеству. Документами систем качества являются:

- политика в области качества;

- руководство по качеству;

- целевая научно-техническая программа повышения технического уровня и качества продукции;

- процедуры (СТП на выполнение различных функций и работ);

- справочники;

- учетная документация по качеству и первичные носители информации о качестве.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.013 с.)