Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.



Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.

РБ — молодое незав. гос-во, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший бел.народу полные суверенные права на свою терр-ю в пределах нац. границ и нац. эк-ку.

За годы независимого сущ-ния РБ прошла слож­ный путь построения государственности, наполнения суверени­тета реальным содержанием, перехода к рыночным отношени­ям в трудных условиях преодоления системного социально-эко­номического кризиса, вызванного распадом СССР. Термин «НЭ» активно вошел в науч­ный оборот, управленческую, хозяйственную практику послед­него десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство».

Как наукаНЭ имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.Предметомизучения являются соц-эк. про­цессы воспроизводства, закономерности функц-ния и развития хоз. сис-мы, ее структурно-функциональ­ных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объектавыступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экон. историей, экон. статистикой, эконометрикой, матем. модели­рованием, экон. и соц. географией и др.

Обобщенные рез-ты исследований создают научные ос­новы НЭ, которые включают совокуп­ность ключевых по­ложений. Наиболее эффективным научным методом в исследовании эк-ких комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами сис-ма предст. собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаи­модействиями и отношениями в единое целое. Конкретизация идей, принципов теории систем и системно­го анализа (в совокупности с общенаучными методами) приме­нительно к различным сферам жизни общ-ва и гос-ва обеспечивается структурно-функциональным подходом.

Главнаязадача курса — формирование сис­темы знаний об экономике Беларуси как суверенного госу­дарства, ее становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономи­ческой теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной эконо­мики, обосновывать пути и механизмы их решения.

 

 

3.Типы нац.хозяйственных систем. Экон. модель каждой страны — это результат, длит.истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.

Среди наиболее представительных европ. страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую ( дерегулирование); французскую (дирижизм, или госуд. интервенционизм); итальянскую (кооперативизм); шведскую («государство благосостояния»). Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая хар-ся интенс. перераспред.акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической моде­ли - социальная организация общества, пре­дусматривающая гармонизацию отношений на всех его уров­нях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ.м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма».

Группы рын.моделей: либеральная, соц. ориентированная и соц-демокр. Эти группы отличаются друг от друга:

1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;

2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;

3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критерии отнесения страновых моделей к той или иной группе:

-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с гос. и другими формами собственности;

-ур. развития и формы организации рын. среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы государственного воздействия на экономику;

-цели и средства проводимой экономической политики;

-формы взаимодействия государства и бизнеса;

-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития;

-объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.

 

4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа соц.-экон. развития РБ на 06-10 гг.

НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие на­правления:

• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

• глубинные преобразования структуры экономики на осно­ве новых высоких технологий, мировых тенденций глобализац­ии хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия:общесистемные; системные; внутрисистемные.

Общесистемныефакторы: первичность суверенитета, открытость эко­номики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестна и дипломатических отношений, глубокое знание и прог­ноз конъюнктуры внешних рынков.

Системные факторы:созд.единой институционально-правовой среды, ее регионов и секторов экономики, созд. единой формы веления хоз-ва, функц-ния фин.системы, рын.институтов, полный учет специфики страны в сфере экономики.

Внутрисистемные факторы:перевод эк-ки на инно­вац., высокотехнологический, наукоемкий тип разви­тия, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технолог.и региональной стр-р НЭ.

Принципиальной предпосылкой построения, функц-ния и развития НЭ явл. закрепление в стратегических программах соц-эк развития Бел долгосрочных ориентиров и общесист. усл. упреждающего хар-ра. Такой опыт в стране есть (Нац. стратегия уст. соц.-эк развития (НСУР) РБ до 2020 г)

Программа соц-эк развития РБ па 2006—2010 годы.Приоритеты развития: 1. инновационное развитие эк-ки, основанное на энерго- и ресурсосбережении; 2. развитие экспортного потенциала, основанного на развитии экспортоориентированных предприятий и импортозамещающих произв-ств; 3. развитие жилищн. строительства, основанного на внебюдж. источниках финанс-ния и в основном строительство с использованием местных строительных мат-лов; 4. развитие отраслей АПК, развитие соц. структуры села; 5. развитие малых и ср. городов; 6. совершенствование базы здравоохранения.

 

Моделирование эк.роста

- это расчет важнейших макроэк. параметров соц-эк. разви­тия на перспективу. Пара­метры эк роста: ВВП, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления гос.учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, а также определяемые этими величинами объемы вы­пуска продукции в основных отраслях экономики. Прогноз­ные значения параметров определяются в виде темпов роста, др. коэффициентов, удельных весов, % в сопоставимых ценах базисного года.

При обосновании прогнозных значений ВВП используют методы расчета на основе СНС (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-мат. моделирование. В основе метода конечного использ-я ВВП лежит уравнение Кейнса: Y=C+G+I+Xn.

На­иболее распространенным инструментом моделирования эк.роста выступает метод межотраслевого баланса в СНС, который обеспечивает расчет системы взаимоувязанных макроэк. показателей и пропор­ций НЭ: валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевую структуру; ВВП, его отраслевую, стоимостную структуры и пропорции по направ­лениям конечного использования; объемы и состав внешне­торгового оборота и др. в разрезе отраслей на­р. хоз-а. Полученная на его основе информация позволяет рассчитать показатели и величины функционирования НЭ. Экономико-мат. модель межотраслевого балан­са представляется в виде системы уравнений и в матричной форме имеет вид: А-Х+У=Х, гдеА - матрица коэффициентов прямых мат. затрат; X— общественный продукт; Y— конечный продукт.

Для установления колич. связей между объемом и динамикой пр-ва и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании соц.-эк. развития применяются факторные модели. Показатели эк. роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного (однофакторная модель) или нескольких факторов (многофакторная) пр-ва.

В большинстве моделей эк. роста состояние экономики в момент времени t задается показателями: Y(t) - нац доход (ВВП); C(t) - потребление; I(t) - инвестиции; L(t) - объем трудовых ресурсов; K(t) — капитал.

Связи между указанными величинами в моделях определяются следующими соотношениями (t изменяется непрерывно):

У(t)=L(t)*f(K(t)/L(t))

Факторные модели используются преимущественно напервоначальной стадии прогнозныхрасчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов.


Образование, культура и искусство. Физическая культура и спорт в НЭ РБ.

Образование - отрасль, которая рассматривается как сис­тема организаций и учреждений, осущ-х образова­тельную деят-ть. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний, удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном, физ. развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей НЭ.

Гос. политика РБ в сфе­ре образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования.

98 % занятого населения имеет базовое, общее среднее и профессиональное образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

К сфере культуры и искусства относят совокуп­ность организаций, учреждений и пр-тий, а также го­с. и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и ус­луг культурного, социально-информационного и декоратив­ного назначения.

В РБ: 27 театров,2 цирка, 4245 библиотек,3960 учреждений клубного типа, 153 музея

Особой популярностью в мире начинает пользоваться агро- и экотуризм. Для развития сельского туризма в нашей стране имеется значительный потенциал. Это поможет выполнить один из приоритетов гос. политики.а именно: улучшение жизни белорусской деревни

Физ. культура и спорт - важные фак­торы повышения долголетия, продления жизни населения, ак­тивного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики гос-ва.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Спортивные сооружения в Беларуси: 243 стадиона , 50 бассейнов , 5140 спортивных залов, 20 катков.

Финансирование:0,5 % расходов бюджета, оказание платных спортивно-оздоровительных услуг; Сдача в аренду помещений, спортивных сооружений;Спонсорская помощь.

 

Производственный потенциал.

Производственный потенциал - совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями пр-ва с/х продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов: зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, транспортных средств, инструментов, скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих ценах, учитывается также переоценка фондов.

Все основные фонды РБ делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

Качественными характеристиками произв. потенциала эк-ки являются: уровень износа осн. фондов; возрастной состав активной части осн. фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ колич-ных и кач-ных пок-лей позв-ет определить потенциальную способность основн. фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Основные средства на 1 января 2011 года – 521,7 трлн. руб., основные средства отраслей, производящих товары – 49,4%, отраслей, производящих услуги – 50,6%. степень износа основных средств – 42,1%. ВВП в 2010 году – 163 трлн. руб. Численность работников промышленности 1 млн. чел, численность промышленных предприятий 15 тыс.чел., объем промышл. производства 165 трлн. руб. Продукция с/х 35 трлн. руб., число строит. организ. 6 тыс., объем подрядных работ 28 трлн. руб.

 

39.Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергет комплекс (ТЭК) явл важ­н.стр-рной составляющей нац-й эк-­ки.ТЭК РБ вкл-т с-мы добычи, транспорта, хранения, пр-ва и распр-ия осн.видов энергоносителей: прир.газа, нефти и продуктов ее переработки, тверд.видов топлива, электрической и тепло­вой энергии.В ТЭК Беларуси выд-ют: 1) топливную пром-сть (нефтяную, газовую, торфяную);

2) электроэнергетическую пром-сть.

Нефтяная пром-сть вкл.нефтедобывающ и нефтеперерабат. пром-сть. Нефтедоб.пром-сть специализир.на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки.Нефтепер.пром-сть обесп-ет потр-сти страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехим.пр-ва.Газовая пром-сть осущ-ет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование.Торфяная пром-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, хим.переработки, занимается пр-вом торфобрикетов.Электроэнергетика осущ-ет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Соврем.электроэнергетика Беларуси предст. со­бой постоянно развивающийся высокоавтоматизирован. комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением.Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростан­ции.

ТЭК РБ:производит 23,1% промышленной продукции страны;осваивает ¼ часть инвестиций в основной капитал промышленности;в данном комплексе занято около 5,3% производственного персонала.

Мощности белорусской энергосистемы составляют более 8 тыс.МВт. Годовое потребление электроэнергии в Беларуси составляет примерно 37 млрд.кВт.ч. Белорусская энергосистема производит около 34 млрд кВт.ч электроэнергии в год. В 2010 году импорт электроэнергии в республику за счет увеличения собственной выработки снизился до примерно 2,97 млрд кВт.ч и составил 66,3% по отношению к 2009 году. По сравнению с 2005 годом снижение энергоемкости ВВП в 2010 году не менее чем на 31%, в 2020 году планируется на 60%.

В настоящее время Беларусь ведет подготовительные работы к строительству АЭС, делаются расчеты на основе данных по аналогичным проектам, которые реализуются в России, Франции, США и других странах.Самые крупные электростанции: Лукомльская ГРЭС, Березовская ГрЭС, ТЭЦ-4.

Наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями важнейшим приоритетом экономической и, в первую очередь, энергетической политики Беларуси является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.

Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.

РБ — молодое незав. гос-во, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший бел.народу полные суверенные права на свою терр-ю в пределах нац. границ и нац. эк-ку.

За годы независимого сущ-ния РБ прошла слож­ный путь построения государственности, наполнения суверени­тета реальным содержанием, перехода к рыночным отношени­ям в трудных условиях преодоления системного социально-эко­номического кризиса, вызванного распадом СССР. Термин «НЭ» активно вошел в науч­ный оборот, управленческую, хозяйственную практику послед­него десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство».

Как наукаНЭ имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.Предметомизучения являются соц-эк. про­цессы воспроизводства, закономерности функц-ния и развития хоз. сис-мы, ее структурно-функциональ­ных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объектавыступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экон. историей, экон. статистикой, эконометрикой, матем. модели­рованием, экон. и соц. географией и др.

Обобщенные рез-ты исследований создают научные ос­новы НЭ, которые включают совокуп­ность ключевых по­ложений. Наиболее эффективным научным методом в исследовании эк-ких комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами сис-ма предст. собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаи­модействиями и отношениями в единое целое. Конкретизация идей, принципов теории систем и системно­го анализа (в совокупности с общенаучными методами) приме­нительно к различным сферам жизни общ-ва и гос-ва обеспечивается структурно-функциональным подходом.

Главнаязадача курса — формирование сис­темы знаний об экономике Беларуси как суверенного госу­дарства, ее становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономи­ческой теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной эконо­мики, обосновывать пути и механизмы их решения.

 

 

3.Типы нац.хозяйственных систем. Экон. модель каждой страны — это результат, длит.истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна.

Среди наиболее представительных европ. страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую ( дерегулирование); французскую (дирижизм, или госуд. интервенционизм); итальянскую (кооперативизм); шведскую («государство благосостояния»). Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая хар-ся интенс. перераспред.акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической моде­ли - социальная организация общества, пре­дусматривающая гармонизацию отношений на всех его уров­нях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ.м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма».

Группы рын.моделей: либеральная, соц. ориентированная и соц-демокр. Эти группы отличаются друг от друга:

1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;

2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика;

3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;

4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении.

Критерии отнесения страновых моделей к той или иной группе:

-отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с гос. и другими формами собственности;

-ур. развития и формы организации рын. среды в целом и отдельных ее сфер;

-границы и методы государственного воздействия на экономику;

-цели и средства проводимой экономической политики;

-формы взаимодействия государства и бизнеса;

-методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития;

-объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.

 

4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа соц.-экон. развития РБ на 06-10 гг.

НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие на­правления:

• формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

• преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

• глубинные преобразования структуры экономики на осно­ве новых высоких технологий, мировых тенденций глобализац­ии хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия:общесистемные; системные; внутрисистемные.

Общесистемныефакторы: первичность суверенитета, открытость эко­номики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестна и дипломатических отношений, глубокое знание и прог­ноз конъюнктуры внешних рынков.

Системные факторы:созд.единой институционально-правовой среды, ее регионов и секторов экономики, созд. единой формы веления хоз-ва, функц-ния фин.системы, рын.институтов, полный учет специфики страны в сфере экономики.

Внутрисистемные факторы:перевод эк-ки на инно­вац., высокотехнологический, наукоемкий тип разви­тия, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технолог.и региональной стр-р НЭ.

Принципиальной предпосылкой построения, функц-ния и развития НЭ явл. закрепление в стратегических программах соц-эк развития Бел долгосрочных ориентиров и общесист. усл. упреждающего хар-ра. Такой опыт в стране есть (Нац. стратегия уст. соц.-эк развития (НСУР) РБ до 2020 г)

Программа соц-эк развития РБ па 2006—2010 годы.Приоритеты развития: 1. инновационное развитие эк-ки, основанное на энерго- и ресурсосбережении; 2. развитие экспортного потенциала, основанного на развитии экспортоориентированных предприятий и импортозамещающих произв-ств; 3. развитие жилищн. строительства, основанного на внебюдж. источниках финанс-ния и в основном строительство с использованием местных строительных мат-лов; 4. развитие отраслей АПК, развитие соц. структуры села; 5. развитие малых и ср. городов; 6. совершенствование базы здравоохранения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.02 с.)