Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук. РБ — молодое незав. гос-во, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший бел.народу полные суверенные права на свою терр-ю в пределах нац. границ и нац. эк-ку. За годы независимого сущ-ния РБ прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Термин «НЭ» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство». Как наука НЭ имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются соц-эк. процессы воспроизводства, закономерности функц-ния и развития хоз. сис-мы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экон. историей, экон. статистикой, эконометрикой, матем. моделированием, экон. и соц. географией и др. Обобщенные рез-ты исследований создают научные основы НЭ, которые включают совокупность ключевых положений. Наиболее эффективным научным методом в исследовании эк-ких комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами сис-ма предст. собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа (в совокупности с общенаучными методами) применительно к различным сферам жизни общ-ва и гос-ва обеспечивается структурно-функциональным подходом. Главная задача курса — формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения.
3.Типы нац.хозяйственных систем. Экон. модель каждой страны — это результат, длит.истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна. Среди наиболее представительных европ. страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (дерегулирование); французскую (дирижизм, или госуд. интервенционизм); итальянскую (кооперативизм); шведскую («государство благосостояния»). Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая хар-ся интенс. перераспред.акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ.м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма». Группы рын.моделей: либеральная, соц. ориентированная и соц-демокр. Эти группы отличаются друг от друга: 1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики; 2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика; 3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему; 4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении. Критерии отнесения страновых моделей к той или иной группе: -отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с гос. и другими формами собственности; -ур. развития и формы организации рын. среды в целом и отдельных ее сфер;
-границы и методы государственного воздействия на экономику; -цели и средства проводимой экономической политики; -формы взаимодействия государства и бизнеса; -методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития; -объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.
4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа соц.-экон. развития РБ на 06-10 гг. НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления: • формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства; • преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства; • глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда. Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия:общесистемные; системные; внутрисистемные. Общесистемныефакторы: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестна и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Системные факторы: созд.единой институционально-правовой среды, ее регионов и секторов экономики, созд. единой формы веления хоз-ва, функц-ния фин.системы, рын.институтов, полный учет специфики страны в сфере экономики. Внутрисистемные факторы: перевод эк-ки на инновац., высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технолог.и региональной стр-р НЭ. Принципиальной предпосылкой построения, функц-ния и развития НЭ явл. закрепление в стратегических программах соц-эк развития Бел долгосрочных ориентиров и общесист. усл. упреждающего хар-ра. Такой опыт в стране есть (Нац. стратегия уст. соц.-эк развития (НСУР) РБ до 2020 г) Программа соц-эк развития РБ па 2006—2010 годы. Приоритеты развития: 1. инновационное развитие эк-ки, основанное на энерго- и ресурсосбережении; 2. развитие экспортного потенциала, основанного на развитии экспортоориентированных предприятий и импортозамещающих произв-ств; 3. развитие жилищн. строительства, основанного на внебюдж. источниках финанс-ния и в основном строительство с использованием местных строительных мат-лов; 4. развитие отраслей АПК, развитие соц. структуры села; 5. развитие малых и ср. городов; 6. совершенствование базы здравоохранения.
Моделирование эк.роста - это расчет важнейших макроэк. параметров соц-эк. развития на перспективу. Параметры эк роста: ВВП, уровень потребления домашних хозяйств, уровень потребления гос.учреждений, объемы инвестиций, объемы экспорта-импорта продукции и услуг, а также определяемые этими величинами объемы выпуска продукции в основных отраслях экономики. Прогнозные значения параметров определяются в виде темпов роста, др. коэффициентов, удельных весов, % в сопоставимых ценах базисного года. При обосновании прогнозных значений ВВП используют методы расчета на основе СНС (производственный, распределительный, конечного использования, балансовый), а также экономико-мат. моделирование. В основе метода конечного использ-я ВВП лежит уравнение Кейнса: Y=C+G+I+Xn.
Наиболее распространенным инструментом моделирования эк.роста выступает метод межотраслевого баланса в СНС, который обеспечивает расчет системы взаимоувязанных макроэк. показателей и пропорций НЭ: валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевую структуру; ВВП, его отраслевую, стоимостную структуры и пропорции по направлениям конечного использования; объемы и состав внешнеторгового оборота и др. в разрезе отраслей нар. хоз-а. Полученная на его основе информация позволяет рассчитать показатели и величины функционирования НЭ. Экономико-мат. модель межотраслевого баланса представляется в виде системы уравнений и в матричной форме имеет вид: А-Х+У=Х, гдеА - матрица коэффициентов прямых мат. затрат; X— общественный продукт; Y— конечный продукт. Для установления колич. связей между объемом и динамикой пр-ва и объемом и динамикой используемых ресурсов в прогнозировании соц.-эк. развития применяются факторные модели. Показатели эк. роста в этих моделях ставятся в зависимость от одного (однофакторная модель) или нескольких факторов (многофакторная) пр-ва. В большинстве моделей эк. роста состояние экономики в момент времени t задается показателями: Y(t) - нац доход (ВВП); C(t) - потребление; I(t) - инвестиции; L(t) - объем трудовых ресурсов; K(t) — капитал. Связи между указанными величинами в моделях определяются следующими соотношениями (t изменяется непрерывно): У(t)=L(t)*f(K(t)/L(t)) Факторные модели используются преимущественно напервоначальной стадии прогнозныхрасчетов, параметры которых на следующем этапе должны быть уточнены на основе балансовых расчетов. Образование, культура и искусство. Физическая культура и спорт в НЭ РБ. Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осущ-х образовательную деят-ть. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физ. развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей НЭ. Гос. политика РБ в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования.
98 % занятого населения имеет базовое, общее среднее и профессиональное образование. Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. К сфере культуры и искусства относят совокупность организаций, учреждений и пр-тий, а также гос. и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения. В РБ: 27 театров,2 цирка, 4245 библиотек,3960 учреждений клубного типа, 153 музея Особой популярностью в мире начинает пользоваться агро- и экотуризм. Для развития сельского туризма в нашей стране имеется значительный потенциал. Это поможет выполнить один из приоритетов гос. политики.а именно: улучшение жизни белорусской деревни Физ. культура и спорт - важные факторы повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики гос-ва. В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Спортивные сооружения в Беларуси: 243 стадиона, 50 бассейнов, 5140 спортивных залов, 20 катков. Финансирование:0,5 % расходов бюджета, оказание платных спортивно-оздоровительных услуг; Сдача в аренду помещений, спортивных сооружений;Спонсорская помощь.
Производственный потенциал. Производственный потенциал - совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями пр-ва с/х продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры. Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов: зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, транспортных средств, инструментов, скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих ценах, учитывается также переоценка фондов. Все основные фонды РБ делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.
Качественными характеристиками произв. потенциала эк-ки являются: уровень износа осн. фондов; возрастной состав активной части осн. фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ колич-ных и кач-ных пок-лей позв-ет определить потенциальную способность основн. фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост. Основные средства на 1 января 2011 года – 521,7 трлн. руб., основные средства отраслей, производящих товары – 49,4%, отраслей, производящих услуги – 50,6%. степень износа основных средств – 42,1%. ВВП в 2010 году – 163 трлн. руб. Численность работников промышленности 1 млн. чел, численность промышленных предприятий 15 тыс.чел., объем промышл. производства 165 трлн. руб. Продукция с/х 35 трлн. руб., число строит. организ. 6 тыс., объем подрядных работ 28 трлн. руб.
39.Топливно-энергетический комплекс Топливно-энергет комплекс (ТЭК) явл важн.стр-рной составляющей нац-й эк-ки.ТЭК РБ вкл-т с-мы добычи, транспорта, хранения, пр-ва и распр-ия осн.видов энергоносителей: прир.газа, нефти и продуктов ее переработки, тверд.видов топлива, электрической и тепловой энергии.В ТЭК Беларуси выд-ют: 1) топливную пром-сть (нефтяную, газовую, торфяную); 2) электроэнергетическую пром-сть. Нефтяная пром-сть вкл.нефтедобывающ и нефтеперерабат. пром-сть. Нефтедоб.пром-сть специализир.на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки.Нефтепер.пром-сть обесп-ет потр-сти страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехим.пр-ва. Газовая пром-сть осущ-ет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. Торфяная пром-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, хим.переработки, занимается пр-вом торфобрикетов. Электроэнергетика осущ-ет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Соврем.электроэнергетика Беларуси предст. собой постоянно развивающийся высокоавтоматизирован. комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением.Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции. ТЭК РБ:производит 23,1% промышленной продукции страны;осваивает ¼ часть инвестиций в основной капитал промышленности;в данном комплексе занято около 5,3% производственного персонала. Мощности белорусской энергосистемы составляют более 8 тыс.МВт. Годовое потребление электроэнергии в Беларуси составляет примерно 37 млрд.кВт.ч. Белорусская энергосистема производит около 34 млрд кВт.ч электроэнергии в год. В 2010 году импорт электроэнергии в республику за счет увеличения собственной выработки снизился до примерно 2,97 млрд кВт.ч и составил 66,3% по отношению к 2009 году. По сравнению с 2005 годом снижение энергоемкости ВВП в 2010 году не менее чем на 31%, в 2020 году планируется на 60%. В настоящее время Беларусь ведет подготовительные работы к строительству АЭС, делаются расчеты на основе данных по аналогичным проектам, которые реализуются в России, Франции, США и других странах.Самые крупные электростанции: Лукомльская ГРЭС, Березовская ГрЭС, ТЭЦ-4. Наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями важнейшим приоритетом экономической и, в первую очередь, энергетической политики Беларуси является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов. Предмет и задачи курса «Национ.эк», его место в системе экон.наук. РБ — молодое незав. гос-во, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший бел.народу полные суверенные права на свою терр-ю в пределах нац. границ и нац. эк-ку. За годы независимого сущ-ния РБ прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР. Термин «НЭ» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство». Как наука НЭ имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются соц-эк. процессы воспроизводства, закономерности функц-ния и развития хоз. сис-мы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экон. историей, экон. статистикой, эконометрикой, матем. моделированием, экон. и соц. географией и др. Обобщенные рез-ты исследований создают научные основы НЭ, которые включают совокупность ключевых положений. Наиболее эффективным научным методом в исследовании эк-ких комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами сис-ма предст. собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа (в совокупности с общенаучными методами) применительно к различным сферам жизни общ-ва и гос-ва обеспечивается структурно-функциональным подходом. Главная задача курса — формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, ее становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения.
3.Типы нац.хозяйственных систем. Экон. модель каждой страны — это результат, длит.истор. процесса, в теч. кот. выстраивается соотношение эл-тов модели и формируется мех-зм их взаимодействия. Именно поэтому каждая НЭ система уникальна. Среди наиболее представительных европ. страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели:германскую (модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства); британскую (дерегулирование); французскую (дирижизм, или госуд. интервенционизм); итальянскую (кооперативизм); шведскую («государство благосостояния»). Страновое разнообразие моделей эк-ки указанных выше и др. стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Доминантное положение в мире занимает американская модель, которая хар-ся интенс. перераспред.акционерной собств-сти. Особое место принадлежит японской экономической модели - социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Наряду с указ.м. выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, форм-юся в усл. эволюции эк-ки «чистого соц-зма». Группы рын.моделей: либеральная, соц. ориентированная и соц-демокр. Эти группы отличаются друг от друга: 1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики; 2) социальной политикой — первая рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; вторая — на все население; в третьей проводится, по сути, уравнительная политика; 3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему; 4) границами государственного участия в экономике — они расширяются в указанном выше направлении. Критерии отнесения страновых моделей к той или иной группе: -отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с гос. и другими формами собственности; -ур. развития и формы организации рын. среды в целом и отдельных ее сфер; -границы и методы государственного воздействия на экономику; -цели и средства проводимой экономической политики; -формы взаимодействия государства и бизнеса; -методы регулирования экономических процессов обеспечения устойчивого развития; -объем и значение государственного сектора в производственном комплексе и др.
4. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Программа соц.-экон. развития РБ на 06-10 гг. НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления: • формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства; • преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства; • глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда. Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия:общесистемные; системные; внутрисистемные. Общесистемныефакторы: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестна и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Системные факторы: созд.единой институционально-правовой среды, ее регионов и секторов экономики, созд. единой формы веления хоз-ва, функц-ния фин.системы, рын.институтов, полный учет специфики страны в сфере экономики. Внутрисистемные факторы: перевод эк-ки на инновац., высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технолог.и региональной стр-р НЭ. Принципиальной предпосылкой построения, функц-ния и развития НЭ явл. закрепление в стратегических программах соц-эк развития Бел долгосрочных ориентиров и общесист. усл. упреждающего хар-ра. Такой опыт в стране есть (Нац. стратегия уст. соц.-эк развития (НСУР) РБ до 2020 г) Программа соц-эк развития РБ па 2006—2010 годы. Приоритеты развития: 1. инновационное развитие эк-ки, основанное на энерго- и ресурсосбережении; 2. развитие экспортного потенциала, основанного на развитии экспортоориентированных предприятий и импортозамещающих произв-ств; 3. развитие жилищн. строительства, основанного на внебюдж. источниках финанс-ния и в основном строительство с использованием местных строительных мат-лов; 4. развитие отраслей АПК, развитие соц. структуры села; 5. развитие малых и ср. городов; 6. совершенствование базы здравоохранения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.018 с.) |