Структурная трансформация экономики РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная трансформация экономики РБ



Республика Беларусь после распада СССР стала самостоятельным суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику с многоотраслевой структурой, где преимущественную роль играли такие отрасли специализации, как машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая пром-сть, животноводство, льноводство и картофелеводств. Основными структ. деформациями являются:• несоответствие структуры пр-ва внутреннему и внешнему спросу; • высокие энерго- и материалоемкость пр-ва, его сильная зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; • высокий уровень физического и морального износа активной части основных произв-х фондов; • недостаточное развитие наукоемких экспортных производств.

Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую стр-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий.

Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:

• структурная модернизация экономики; • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

• многоукладности экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам; • концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ; • постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов эк-кой деят-ти; • перехода на инновационный путь развития эк-ки; • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг; • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости; • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ; • гармонизации развития крупного производства и малого предпринимательства; • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов; • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов; • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

61. Преобразования форм собственности в РБ

Переход к рыночной эк-ке в обязат.порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных эк-ки ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании гос. собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осущ-ть разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация — это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

В нашей стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Гос. собственность выступает в виде республиканской и коммунальной.

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Главными задачами разгосударствления и приватизация являются:

• формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов; • усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности исп-я созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения; • создание возможности самовыражения гражданам, задействование их энергии, предприимчивости, инициативы.

До 1993 г. приватизация проходила на основе отдельных временных нормативных актов и в целом не имела законодательной базы.В 1998 г. принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику но реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, используются следующие методы приватизации:

• преобразование государственных организаций в акционерные общества (ОАО); • выкуп арендованного имущества арендной организацией; • продажа на аукционе и по конкурсу.

Главной целью разгосударствления и приватизации остается повышение эффективности производства и создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При этом учитываются социальные и экологические последствия приватизации.

 

Вопросы:

1. Понятие национальной экономики.

2. Предмет и задачи курса, его место в системе экономических наук.

3. Типы национальных хозяйственных систем.

4. Предпосылки становления, функционирования и развития НЭ.

5. Национальное богатство как составная часть экономического потенциала НЭ.

6. Система национальных счетов.

7. Состав совокупного экономического потенциала национальной экономики.

8. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.

9. Понятие экономического роста и его факторы.

10. Моделирование экономического роста.

11. Индикаторы и динамика устойчивого экономического развития. НСУР 2020.

12. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения.

13. Природно-ресурсный и экологический потенциалы НЭ Беларуси.

14. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики Беларуси.

15. Социально-потребительский комплекс национальной экономики Беларуси.

16. Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ.

17. Проблемы продовольственной безопасности РБ и пути их решения.

18. Проблемы перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике.

19. Структура органов государственного управления Республики Беларусь.

20. Информационно-технологический потенциал.

21. Металлургическая промышленность РБ.

22. Структурный анализ промышленного комплекса Беларуси.

23. Понятие сектора, отрасли и хозяйственного комплекса экономики.

24. Машиностроение и металлообработка в промышленном комплексе РБ.

25. Химическая и нефтехимическая промышленность в Республике Беларусь.

26. Финансово-бюджетная и налоговая система Республики Беларусь.

27. Легкая промышленность в Республике Беларусь.

28. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики Беларуси.

29. Перспективная модель национальной экономики Беларуси.

30. Формирование и развитие рын. институтов и рыночной инфраструктуры в РБ.

31. Комплекс социально-культурных отраслей в национальной экономике РБ.

32. Транспорт и связь Республики Беларусь.

33. Агропромышленный комплекс РБ. Сельское хозяйство.

34. Экономическая интеграция Беларуси и России.

35. Строительный комплекс РБ. Кап. строительство. Пром-сть строит. материалов.

36. Отраслевая структура национальной экономики Беларуси.

37. Образование, культура и искусство, физ. культура и спорт в НЭ Беларуси.

38. Производственный потенциал, его сущность и состав.

39. Топливно-энергетический комплекс национальной экономики Беларуси.

40. Формирование национальной инновационной системы страны.

41. Кредитно-денежное регулирование в Республике Беларусь.

42. Инвестиционный потенциал национальной экономики.

43. Научный, научно-технический и инновационный потенциал РБ.

44. Доходы и расходы населения Беларуси.

45. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.

46. Социальная политика РБ и направления ее совершенствования.

47. Региональные социально-экономические комплексы.

48. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности.

49. Перспективы сотрудничества Беларуси с зарубежными странами вне СНГ.

50. Критерии, показатели и институциональные основы эк. безопасности.

51. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

52. Проблемы энергетической безопасности РБ и пути их решения.

53. Сущность, формы и приоритеты региональной политики в Беларуси.

54. Цели и функции государственного регулирования экономики.

55. Формы эк. интеграции РБ со странами ближнего и дальнего зарубежья.

56. Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос. регул-я.

57. Кредитно-денежное регулирование в Республике Беларусь.

58. Структура органов государственного управления Республики Беларусь.

59. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-сть. Лесное хозяйство.

60. Структурная трансформация экономики РБ.

61. Преобразование форм собственности в Беларуси.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.014 с.)