Кафедра экономики и экономической безопасности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики и экономической безопасности



Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Кафедра экономики и экономической безопасности

 

УТВЕРЖДАЮ

начальник кафедры экономики

и экономической безопасности

полковник полиции

___________________

Чеботарев В.С.

 

 

Учебная дисциплина «Экономика»

Киреев Н.В.

Учебная лекция № 7

(конспект)

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры экономики и экономической

безопасности 28.04.2012г., Протокол № 15

 

Нижний Новгород – 2012

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

Введение: концепция факторных рынков.

1. Экономическая рента и концепция рентного дохода.

2. Рынок земли и природная рента.

3. Рынок капитала и процент.

4. Рынок труда и заработная плата.

5. Личные доходы домашних хозяйств.

Заключение.

Литература.

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ

РЕСУРСНАЯ РЕНТА (СТАТУСНАЯ)

РЕНТА

ИМУЩЕСТВЕННАЯ

ПРИРОДНАЯ РЕНТА

(ЗЕМЕЛЬНАЯ)

РЕНТА РЕСУРСНАЯ РЕНТА НА РЫНКЕ

ТРУДА

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА

 

ИНФРАМАРЖИНАЛЬНАЯ РЕНТА

Рассмотрим подробно виды экономической ренты.

Рента – один из факторных (первичных) доходов, образующихся в процессе производства. Производство, как мы знаем, означает трансформацию ресурсов в готовый продукт (услугу). Поэтому «сверх–доход», именуемый рентой, может образовываться двумя путями: за счет контроля доступа к редким ресурсам и за счет контроля продаж (трансакций) готового продукта. Другими словами, ограничение конкуренции может быть как естественным, так и искусственным. Соответственно существует два вида ренты – ресурсная рента и административная (статусная, политическая) рента.

Когда говорят об экономической ренте, то часто по умолчанию имеют в виду именно ресурсную ренту. В общем и целом цена любого производственного ресурса определяется альтернативной ценностью его использования. Однако в некоторых случаях цена ресурса превышает издержки упущенной выгоды. Это приводит нас к понятию ресурсной ренты.

Ресурсная рента (resource rent) представляет собой доход владельца/поставщика любого фактора производства, превосходящий альтернативную ценность его использования (MR>MC) на долгосрочных временных интервалах. Другими словами – плата за ресурс, рыночное предложение которого ограничено (неэластично по цене) в долгосрочном периоде.Важнейшим условием получения ресурсной ренты является контроль доступа к редким ресурсам. Ресурсная рента образуется на факторных рынках, в основном – на рынке земли и труда. Рассчитывается ресурсная рента как разница между ценой предложения (минимальной ценой фактора производства, стимулирующим его поставку) и рыночной ставкой факторного дохода.

Важнейшей разновидностью ресурсной ренты является природная (земельная в широком смысле) рента (nature rent, land rent) –доход земли как фактора производства; факторный доход землевладельцев в виде арендной платы за пользование землей или иными природными ресурсами. Образуется природная рента на арендном рынке земли (рынке землепользования). Подробнее это будет рассмотрено в следующем вопросе.

Ресурсная рента может образовываться и на других факторных рынках, являясь в таком случае составной частью соответствующего факторного дохода (зарплаты или ссудного процента). Например, на рынке труда певец с уникальными вокальными данными, иллюзионист с уникальными способностями, кинозвезды и т.д. получают гонорар большего размера, чем «обычные» вокалисты, фокусники и актеры; таким образом, их доходы устойчиво превышают возможные доходы от наилучшего альтернативного применения их способностей. Зарплаты и гонорары таких специалистов существенно превышают цену предложения, т.е. минимальный размер вознаграждения, стимулирующий их активность.

Имущественная рента образуется на рынке капитала и представляет собой ренту по некоторым (редким и уникальным) видам основного капитала. Является частью арендной платы.

В силу специфики образования ресурсная рента может быть дифференциальной или инфрамаржинальной.

Дифференциальная ресурсная рента (differential rent) – рента, получаемая за счет использования единиц ресурса более высоких порядков при возможности ранжирования ресурсов по их производительности. Таким образом, дифференциальная рента возникает на рынках, где единицы привлекаемого ресурса неоднородны (не одинаковы по производительности), а самые лучшие из них являются уникальными.

Дифференциальную ренту способен приносить любой фактор производства. Это понятие применимо не только к рынкам земельных угодий и сельскохозяйственной продукции (понятие дифференциальной земельной ренты будет рассмотрено в следующем вопросе). Дифференциальная рента как концептуальная экономическая категория возникает в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными в каждом их классе. В качестве примера можно взять рынок труда. Известно, что адвокаты в среднем зарабатывают больше, чем водители грузовиков, что соответствует разнице в инвестициях в т.н. человеческий капитал. Но среди адвокатов тоже существует устойчивая разница в доходах, соответствующая различиям в квалификации и талантах. Например, адвокат, обладающий особым даром убеждать присяжных и влиять на приговор, получает дифференциальную ренту, намного превышающую альтернативные издержки полученного им юридического образования. Яркими примерами дифференциальной ресурсной ренты являются гонорары кинозвезд, знаменитых спортсменов и т.д. (т.е. «уникальных» единиц привлекаемого ресурса). Таким образом, дифференциальная рента на рынке труда объясняется уникальностью тех или иных специалистов и является частью заработной платы.

Дифференциальная ресурсная рента – возможно, самая распространенная разновидность рентного дохода, раньше других описанная в экономической теории.

Инфрамаржинальная ресурсная рента (inframarginal rent) – рента, получаемая за счет использования единиц ресурса с большей степенью активности их рыночного предложения. Она возникает на рынках, где единицы привлекаемых ресурсов одинаковы (относительно одинаковы) по производительности, но различны по степени активности их рыночного предложения. Как и дифференциальную ренту, инфрамаржинальную ренту способен приносить любой фактор производства, т.е. она может являться составной частью любого факторного дохода.

Таким образом, образование дифференциальной ренты объясняется факторами, лежащими на стороне спроса, а образование инфрамаржинальной ренты – факторами, лежащими на стороне рыночного предложения. В этом заключается принципиальная разница между двумя видами ресурсной ренты.

Немного упрощая, можно сказать, что на факторных рынках образуется ресурсная рента, на товарных рынках – административная (статусная, политическая) рента.

Административная (статусная, политическая) рента – рента, достигаемая внерыночными (административными, политическими) средствами за счет контроля конечных продаж; другими словами – за счет искусственной монополизации товарного или факторного рынка. Этот тип ренты:

· образуется не только на факторных, но и (чаще всего) на товарных рынках и связана с предпринимательской активностью;

· образуется за счет контроля продаж (конечных трансакций) производимой промежуточной или конечной продукции;

· является следствием устойчивого (в долгосрочном периоде) монопольного положения поставщика (товаропроизводителя или владельца фактора производства), монополия которого имеет искусственный характер;

· представляет собой (чаще всего) часть экономической прибыли как факторного дохода.

Административная рента может иногда образовываться и на факторных рынках, но в любом случае – не за счет контроля доступа к ресурсам, а за счет контроля конечных трансакций. Далее мы ограничимся рассмотрением феномена административной ренты на товарных рынках. При этом предпринимательство, лишь условно являющееся фактором производства (см. тему 8), имеет отношение не к ресурсной ренте, а к административной.

Административная рента образуется и защищается (от размывания силами конкуренции) с помощью действий законодателей и правительства (например, политикой внешнеэкономического протекционизма). Большую роль в этом играет легальный и нелегальный лоббизм.

Административную ренту лучше всего описать, сравнив ее с ресурсной рентой и с экономической прибылью (как с предпринимательской квазирентой). Если главным условием получения ресурсной ренты является контроль доступа к ресурсам, то источник административной ренты иной – различного рода барьеры и ограничения, налагаемые на конечные трансакции. Здесь акцент смещается с контроля доступа к редким ресурсам к контролю доступа к сделке (полю взаимодействий) как совокупности трансакций, имеющих четкие границы в физическом и институциональном пространстве. Ограниченность предложения вызвана искусственной монополизацией товарного или факторного рынка, а не естественной невоспроизводимостью факторов производства.

В случае ресурсной ренты «сверхприбыль» товаропроизводителя «выторговывается» поставщиком (владельцем) фактора производства и присваивается им в качестве ресурсной ренты. В случае административной ренты «сверхприбыль» товаропроизводителя является его рентным доходом, она не достается поставщикам ресурсов. На конкурентном рынке экономическая «сверхприбыль» производителя как факторный доход (положительная разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками) может быть лишь краткосрочной: она порождается инновациями и в длинном периоде «размывается» силами конкуренции (подробнее это рассматривается в теме 8). В случае административной ренты «сверхприбыль» товаропроизводителя является постоянной, устойчивой (неисчезаемой в долгосрочном периоде) и не связанной ни с инновационной активностью, ни с доступом к ресурсам.

Сравнительная распространенность различных видов (форм) ренты зависит от институциональной среды.

Теперь сравним административную ренту с экономической прибылью – факторным доходом, вознаграждающим за предпринимательскую активность и представляющим собой предпринимательскую квазиренту (как разновидность квазиренты).

И административная рента, и предпринимательская квазирента являются следствием предпринимательской активности, только разных ее форм. Разные способы предпринимательской активности по-разному воздействуют на благосостояние общества. В этой связи активность предпринимателей делится на поиск прибыли (profit seeking) и поиск ренты (rent seeking), поскольку в предпринимательской деятельности превышение дохода над альтернативной ценностью ресурсов может объясняться двумя разными причинами:

· превышение дохода над альтернативной ценностью может представлять собой экономическую прибыль, являющуюся результатом конкурентной производительной предпринимательской активности, результатом инноваций (удачного осуществления новой комбинации факторов производства);

· превышение дохода над альтернативной ценностью может представлять собой административную ренту, являющуюся результатом контроля за конечными трансакциями, т.е. результатом искусственной монополизации рынка, «антиконкурентной» предпринимательской активности.

Поиск предпринимателями административной ренты приводит к понятию непродуктивной (непроизводительной) деятельности (directly unproductive activities, DUP).

По какому критерию преследующая одну и ту же цель деятельность в одном случае рассматривается в экономической теории как благо, в другом – как зло? В случае, когда поиск ренты (ресурсной или административной) стимулирует производительную активность и производительные инвестиции, увеличивает количество благ, такой поиск ренты трактуется как производительная деятельность и чаще всего определяется термином «поиск прибыли» или «хороший поиск ренты». Этот поиск может включать в себя любую деятельность, расширяющую предложение товаров и услуг. Ярким примером полезной производительной деятельности, связанной с поиском административной ренты, является создание объектов интеллектуальной собственности, защищаемых институтами патентного и авторского права. Прибыль кинокомпании или фирмы звукозаписи, доходы изобретателя или «кинозвезды» являются следствием искусственной монополизации рынка, но они стимулируют инвестиции не только в законодательную защиту патентных и авторских прав, но и (самое главное) в создание новых изобретений, технологий, фильмов, книг, музыки и т.д. Таким образом, это «хороший поиск ренты».

Предложение ресурсов в реальности не является абсолютно эластичным, вследствие этого они в процессе своего использования приносят в составе выручки от созданной в процессе их применения продукции рентную составляющую, доля которой в выручке тем выше, чем ниже эластичность их предложения. Любое усовершенствование ресурсов предпринимателем делает их относительно более редкими, в чем-то уникальными. Такое усовершенствование вносит положительный вклад в общественное благосостояние, а возникающая в результате применения более эффективных ресурсов дополнительная «рента» (квазирента) носит временный, преходящий характер. На самом деле это – экономическая прибыль как факторный доход. При отсутствии искусственно созданных барьеров рыночная конкуренция неизбежно размывает ее, сводит до нормального уровня. Отсюда появляются стимулы инвестировать ресурсы в создание таких барьеров, т.е., говоря словами Гордона Таллока, переключиться на «плохой поиск ренты» (если такая возможность имеется).

Таллок, сопоставляя поиск прибыли и поиск ренты, приводит следующий пример. Представим себе металлургическую компанию, которая имеет два одинаково возможных пути увеличить прибыль на 100 млн. руб. Один из них – построить новый сталелитейный завод за 500 млн. руб. и получить указанную дополнительную прибыль от возросшей эффективности. Конечно, в этом случае компания может приобрести некоторую степень монопольной власти, поскольку ее издержки будут ниже по отношению к конкурентам. Однако ясно, что чистый общественный эффект будет положительный – стоимость стали снизится и большинство людей несколько улучшат свое положение. Эти действия компании, несомненно, относятся к поиску экономической прибыли (предпринимательской квазиренты).

Однако у компании может быть другой путь обеспечения дополнительной прибыли – через получение от правительства тех или иных привилегий, скажем, введения запрета на импорт стали. Тогда она будет готова инвестировать ресурсы в лоббирование такого решения до тех пор, пока сумма таких инвестиций не сравняется с затратами на постройку нового завода. В результате цена стали возрастет, большинство экономических агентов несколько ухудшит свое положение. Здесь монопольная власть добывается у правительства (компания осуществляет поиск ренты, а именно – административной ренты), и затраты ресурсов в процессе этой добычи представляют собой чистые потери общества.

Таким образом, по Таллоку, поиск прибыли имеет место тогда, когда размещение ресурсов ради получения квазиренты генерирует общественное благосостояние, а поиск ренты – когда размещение ресурсов ради той же цели генерирует потери общества.

Р. Толлисон первым предложил рассматривать поиск ренты как затраты ресурсов ради трансферта. Он дал краткое, но весьма емкое определение поиска административной ренты: «поиск (административной) ренты – это расход редких ресурсов ради захвата искусственно созданного трансферта». Трансферт не меняет общее благосостояние, т.к. сам по себе является «игрой с нулевой суммой». Однако если ради трансферта требуется затратить ресурсы, то тогда общество несет чистые потери в благосостоянии, а деятельность, обеспечивающая его получение, характеризуется как поиск ренты – термин, в который в этом случае справедливо вкладывается негативный смысл.

Таким образом, термин «поиск (административной) ренты» создан для описания поведения в институциональной среде, где индивидуальные усилия максимизировать ценность порождают общественные потери (отрицательную общественную ценность), а не выгоду для общества. Принципиальным моментом здесь являются потери, которые понесло общество, вместо выгод, которые оно могло бы иметь в случае, если ресурсы, использованные на получение административной ренты, были бы применены производительно.

Сказанное приводит нас к разграничению экономики, ориентированной на прибыль (profit–seeking society) и ренто–ориентированной экономики (rent–seeking society). Подчеркнем, что данные термины подразумевают поиск административной ренты, а не ресурсной.

Подробнее проблематика rent–seeking society рассматривается в теме 10 «Теория общественного выбора и новая экономическая история».

Анализ поиска административной ренты приводит нас к более общему феномену ренто–ориентированного поведения.

Когда какой-либо фактор производства, в том числе и труд определенного вида, существенно дорожает и при этом величина экономической ренты, получаемой его владельцами, заметно увеличивается, среди его владельцев наблюдается феномен, получивший название ренто–ориентированного поведения(англ. rent–seeking behavior). Привлеченные возможностью получения высокой ренты владельцы фактора производства устремляются на тот рынок, где величина ренты этого фактора оказывается наиболее высокой. Среди товаропроизводителей аналогичное явление возникает, когда появляются искусственные барьеры, ограничивающие конкуренцию, и величина экономической прибыли как квазиренты заметно увеличивается. Таким образом, ренто–ориентированное поведение может быть связано с поиском и максимизацией как ресурсной ренты (владельцами факторов производства), так и административной ренты (предпринимателями).

В отечественной истории ярким примером ренто–ориентированного поведения является массовое «движение середняка в науку», инициированное беспрецедентным повышением должностных окладов работникам науки в 1946г. С 1 апреля 1946г. месячный оклад полного профессора устанавливался в размере 3,56,5 тыс. руб. (в зависимости от стажа работы) при средней месячной заработной плате в народном хозяйстве СССР 440 руб. и средней оплате труда колхозников 150 руб. Целью такого решения было создание заинтересованности у талантливей молодежи для работы в научных учреждениях, прежде всего обслуживающих нужды ВПК. Результат был двояким. С одной стороны, советский искусственный спутник Земли был выведен на околоземную орбиту практически спустя десять лет (1957г.), а первый полет Ю. Гагарин совершил еще через четыре года (1961г.). С другой стороны, в науку устремился поток ищущих ренты «середняков», большая часть которых составила балласт отечественной науки, освобождение от которого, начавшееся на рубеже 90-х гг., до сих пор не завершилось.

Очевидно, что наличие ренты побуждает владельца ресурсов искать варианты их наиболее выгодного размещения. Высокие положительные значения рентной части дохода привлекают факторы (ресурсы) и фирмы в отрасль; существенные ее падения, наоборот, вызывают отток факторов (ресурсов) и фирм из отрасли. Очевидно, что владелец ресурсов или предприниматель стремится к максимизации рентной составляющей дохода. Как мы убедились, достижение этой цели может быть обеспечено различными способами, в т.ч. непродуктивными с точки зрения их влияния на благосостояние общества.

 

РЫНОК КАПИТАЛА И ПРОЦЕНТ

 

 

Заработная плата и ее формы

Если производительность труда работника определяет качественные характеристики труда как товара, то его стоимость определяется размерами заработной платы. Порядок начисления и выплаты заработной платы определяются трудовыми соглашениями (контрактами) и отчасти – законодательно.

Заработная плата (wage, w) – цена труда как фактора производства и соответственно – факторный доход его владельца. Представляет собой денежное вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, с учетом возможных выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Величина заработной платы работника определяется ставкой заработной платы – денежным вознаграждением за труд в единицу времени (час, день, неделя, месяц) или за единицу произведённой продукции (услуг).

Соответственно говорят о сдельных и о повременных ставках заработной платы. Сдельные ставки зарплаты применяются в тех отраслях и работах, где вклад каждого работника может быть оценён непосредственно. В тех видах трудовых операций, где непосредственная оценка труда работника сопряжена с неопределённостью, чаще используются повременные ставки заработной платы.

Безусловно, размер ставки заработной платы того или иного конкретного работника зависит от его квалификации, а также от сложности и напряженности его труда. Поэтому размеры ставок сильно дифференцированы не только на рынке труда в целом, но и в пределах одного предприятия. В пределах одного предприятия установление и дифференциация ставок заработной платы может осуществляться на основе тарифной системы (связанной с понятиями тарифно–квалификационных разрядов, тарифной сетки и тарифной ставки) либо быть бестарифной.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется установление и дифференциация ставок заработной платы работников различных категорий. Тарифная система основана на разделении работников каждой профессии на тарифно–квалификационные разряды (категории). Каждому работнику присваивается определенный разряд и работники одного квалификационного разряда получают одинаковую ставку зарплаты – т.н. тарифную ставку.

Тарифно–квалификационный разряд(категория) – величина, отражающая квалификацию работника (уровень профессиональной подготовки), а также сложность и напряженность труда. Каждому работнику присваивается тот или иной разряд, часто на основе профессионального испытания (экзамена) и нередко по согласованию с профсоюзом.

Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определённых в зависимости от сложности работ и их квалификационных характеристик с помощью тарифных коэффициентов, с установлением тарифной ставки первого (самого низшего) разряда.

Размер тарифной ставки каждого разряда рассчитывается умножением тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Соответственно, тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Тарифная сетка может охватывать лишь работников одной профессии, но может быть общей для работников целой сферы, отрасли или ведомства. В некоторых странах на отдельных рынках труда тарифные сетки отдельных профессий являются результатом трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и государством.

Бестарифная система используется, когда работников невозможно «рассортировать» подобным образом по степени квалификации. В таком случае установление и дифференциация ставок заработной платы сугубо индивидуальны для каждого работника и основываются на индивидуальных трудовых контрактах. При бестарифной системе заработная плата часто имеет форму гонорара – разового вознаграждения за выполнение законтрактированного объема работ (характерно для лиц т.н. свободных профессий).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распределение личных доходов в обществе является в первую очередь результатом спроса на производительные ресурсы (факторы производства) и их предложения. Факторные доходы формируются на рынках факторов производства и затем частично перераспределяются.

В экономической теории рента понимается концептуально. В частности, используются понятия ресурсной ренты (и природной ренты как ее разновидности), административной ренты и чистой экономической ренты, охватываемых общей концепцией рентного дохода.

Производство производительных ресурсов, затраты на увеличение их запаса – это инвестиции, или создание капитала. Одна из важнейших форм капитала – это человеческий капитал, т.е. производительные возможности, воплощенные в конкретных людях. Производство человеческого капитала имеет большое значение, поскольку в постиндустриальной рыночной экономике зарабатываются главным образом путем предоставления услуг человеческих ресурсов.

Объем и характер инвестиций, которые будут сделаны в каком-либо обществе, зависят от установившихся и общепринятых прав собственности, поскольку права собственности определяют, что люди могут ожидать от своих действий.

Низкая норма временных предпочтений делает инвестиции более привлекательными, чем потребление. Большая неопределенность относительно будущей доходности инвестиций заставит человека дисконтировать будущий доход по более высокой ставке процента и в результате приведет к меньшему объему инвестиций.

Спрос на производительные услуги любого вида не является совершенно неэластичным. При более низких ценах на ресурсы будет предъявляться спрос на большее их количество, а при более высоких – на меньшее, поскольку существуют заменители производительных услуг любого вида.

Потенциальные потребители производительных услуг принимают решения о размерах своего спроса, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки при альтернативных способах достижения поставленных целей.

Спрос на производительные услуги, а значит, и их цены, частично зависят от спроса на производимые ими блага. Но цены производительных услуг оказывают и обратное влияние на издержки и цены производства соответствующих благ, и тем самым на количество благ, которое будет произведено и продано.

Продавцы производительных услуг не конкурируют с покупателями этих услуг. Продавцы конкурируют с другими продавцами, покупатели – с другими покупателями. Стремление к более высоким доходам приводит к попыткам подавить конкуренцию, поскольку то, что продавец может приобрести, и то, что покупатель должен заплатить, зависит от альтернативных возможностей, предлагаемых конкурентами.

Первичные (факторные) доходы частично перераспределяются, порождая вторичные доходы. В этом процессе перераспределения самую активную роль играет государство. Первичные и вторичные доходы экономических агентов в итоге складываются в личные доходы, т.е. доходы домашних хозяйств.

Литература

1. Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. – 2009. – № 9. – С. 3–15.

2. Вехи экономической мысли. Т. 3. Рынки факторов производства. / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1999.

3. Вэриан Х. Экономическая теория авторских прав // Вопросы экономики. –2007. – № 2. – С. 43–62.

4. Дворецкая А. Ресурсы рынка капитала как источник финансирования реального сектора экономики // Вопросы экономики – 2007. – № 11. – С. 38–51.

5. Кимельман С. Горная и ценовая рента в современной российской экономике // Вопросы экономики. – 2010. – № 7. – С. 52–64.

6. Коэн А. Судьба дискуссии двух Кэмбриджей о теории капитала / А. Коэн, Дж. Харкурт // Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 45–59.

7. Криничанский К. Генезис института векселя: функциональный аспект // Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – С. 58–73.

8. Маевский В. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория // Вопросы экономики. – 2010. – № 3. – С. 65–81.

9. Олейник А. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе N // Вопросы экономики. – 2010. – № 5. – С. 58–80.

10. Орлов А. Об экономической сущности амортизации // Вопросы экономики. – 2010. – № 3. – С. 76–85.

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Нижегородская академия

Кафедра экономики и экономической безопасности

 

УТВЕРЖДАЮ

начальник кафедры экономики

и экономической безопасности

полковник полиции

___________________

Чеботарев В.С.

 

 

Учебная дисциплина «Экономика»

Киреев Н.В.

Учебная лекция № 7

(конспект)

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании

кафедры экономики и экономической

безопасности 28.04.2012г., Протокол № 15

 

Нижний Новгород – 2012

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

Введение: концепция факторных рынков.

1. Экономическая рента и концепция рентного дохода.

2. Рынок земли и природная рента.

3. Рынок капитала и процент.

4. Рынок труда и заработная плата.

5. Личные доходы домашних хозяйств.

Заключение.

Литература.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.025 с.)