ВВЕДЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ ФАКТОРНЫХ РЫНКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВЕДЕНИЕ: КОНЦЕПЦИЯ ФАКТОРНЫХ РЫНКОВ



 

Рассмотрев теорию цены (тема 3) и поведение фирм–производителей на товарных рынках (рынках потребительских и инвестиционных товаров и услуг) при различных рыночных структурах (тема 6), мы можем перейти к рассмотрению и сравнительному анализу рынков факторов производства и образования соответствующих факторных доходов.

Как мы уже знаем, ресурсы – это все то, что необходимо для производства продуктов и оказания услуг. Производственные ресурсы отличаются большим разнообразием и по степени однородности группируются в четыре фактора производства: земля (природные ресурсы), капитал, труд и предпринимательство (предпринимательская способность). В теме 1 мы дали подробную характеристику каждому из них.

Каждому фактору производства соответствует свой «заработанный» факторный доход. Факторный доход мы можем определить как часть добавленной стоимости, распределяемую в пользу владельца соответствующего фактора производства (т.н. первичное распределение; см. тему 1). И специфика каждого факторного дохода определяется спецификой соответствующего фактора производства.

Земля и капитал являются вещественными (неличными)факторами производства: они существуют отдельно от их владельцев и могут отчуждаться; владельцы не обязательно лично участвуют в производстве, а предоставляют свою собственность в пользование производителю через аренду или кредит. Таким образом, рента и процент как факторные доходы являются «нетрудовыми», они не заработаны личным участием. В рыночной экономике вещественные факторы производства иногда могут иметь форму доходных активов (см. тему 1).

Труд и предпринимательство являются личнымифакторами производства: они неотделимы от личности их владельцев, которые, таким образом, сами принимают непосредственное участие в производстве (создании добавленной стоимости). Соответствующие факторные доходы зарабатываются лично, являются в этом смысле «трудовыми».

В целом факторные доходы являются первичными доходами, т.е. «заработанными» в широком смысле слова: они отражают участие их владельцев в производстве, являются результатом создания добавленной стоимости (чистого продукта).

В современной «капиталистической» рыночной экономике факторы производства являются товарами, хотя и несколько специфичными. Как и готовая продукция (потребительские товары и услуги), они особым образом продаются и покупаются на рынках, называемых факторными. В развитой капиталистической системе любой ресурс, имеющий ценность для производства (способный участвовать в создании чистого продукта), может быть объектом сделки и получить соответствующую рыночную цену. В этой связи возникает специфическое понятие факторного рынка, требующее подробного рассмотрения.

Любой необходимый ресурс (фактор производства) фирма–производитель может либо купить в собственность, либо «нанять» на время у его владельца, заключив с ним соответствующую сделку. Именно во втором случае экономисты говорят о рынках факторов производства, потому что именно тогда «ценой сделки» является соответствующий факторный доход. Рынки факторов производства возникают в случаях, когда фирмы используют не собственные ресурсы, а привлекают во временное пользование факторы, принадлежащие другим владельцам.

Ставка каждого факторного дохода представляет собой «арендную цену» данного фактора производства. Другими словами, «ставка факторного дохода» и «арендная цена фактора производства» – идентичные понятия.

«Цену» факторов производства не следует путать с ценностью потребленных ресурсов (промежуточной продукции), с ценами на эти ресурсы. «Цена», «ценность» услуги каждого фактора производства относится к категории «потоков», а ценность потребленных ресурсов (как любая экономическая ценность и цена в строгом смысле) – к категории «запасов». Поэтому факторная «цена», «цена аренды» фактора производства часто пишутся в кавычках, как фигуральные выражения.

В рыночной экономике цены устанавливаются на рынке, поэтому ставка факторного дохода представляет собой рыночную арендную цену фактора, являясь результатом добровольной сделки между продавцом (владельцем фактора производства) и фирмой–покупателем. Именно рынок оценивает вклад каждого фактора в создание чистого продукта и тем самым определяет ставки факторных доходов (в командной экономике ставки факторных доходов определяет государство, при этом они могут быть результатом политического торга между властью и организованными группами производителей). Поэтому в рыночной экономике все факторы производства, кроме предпринимательства, продаются и покупаются на соответствующем рынке. Эти три фактора можно называть торгуемыми факторами производства. Именно им посвящена данная тема.

Предпринимательская деятельность предполагает независимость и риск, при этом она неосязаема и неизмерима. Поэтому можно, например, продать услуги труда, но невозможно продать предпринимательскую способность или услуги предпринимательства; это неторгуемый фактор производства (рынок для него отсутствует). Таким образом, предпринимательство лишь весьма условно является фактором производства и поэтому будет рассмотрено в отдельной теме курса (тема 8).

Существует прямая связь между производством и ценами факторов производства, складывающихся на факторных рынках. Поскольку фирмы–производители, покупающие факторы производства, стремятся к максимизации прибыли, а владельцы факторов (продавцы) – к максимизации факторных доходов, то производительность единицы фактора производства прямо влияет на ее рыночную ценность и доходы ее владельца. Чем выше вклад данного фактора в производство, тем дороже готова его покупать фирма–производитель. Подобно тому, как торговля потребительскими товарами позволяет точно определить их ценность для покупателей, торговля факторами производства дает возможность определить их ценность для производства. В конечном итоге рыночная цена каждого фактора соответствует его вкладу в производство. В условиях конкурентного равновесия величина каждого факторного дохода равна соответствующей доле добавленной стоимости; при монополизации рынка это тождество нарушается, что ведет к образованию монопольной квазиренты.

Безусловно, любой факторный (ресурсный) рынок подчинен общим закономерностям, рассмотренным нами в теме 3 «Рыночный механизм экономической координации». Но при этом факторные рынки имеют специфику, которая определяется двумя обстоятельствами, одно из которых определяет спрос на ресурсы, другое – их предложение:

· производный характер спроса на факторы производства (derived demand) – он напрямую зависит от спроса на потребительскую продукцию или услуги, изготовляемые с помощью данного фактора;

· рыночное предложение факторов производства в каждом случае определяется спецификой конкретного фактора и мотивацией его владельцев.

Что касается производного характера спроса на факторы производства, то связующим звеном между потребительским рынком и факторными рынками является закон убывающей отдачи (рассмотренный в теме 5), имеющий силу для любого фактора производства. С одной стороны, этот закон объясняет конфигурацию изоквант, динамику издержек фирмы и как следствие – динамику рыночного предложения товаров и услуг. С другой стороны – он объясняет характер спроса фирм на факторы производства, проливая свет на рынки факторов производства и образование факторных доходов.

Логично начать с рынков вещественных факторов (в первую очередь с рынка земли), а затем рассмотреть самый (в некотором смысле) специфичный факторный рынок рынок труда. При этом изучение рынка земли и природной ренты требует предварительного рассмотрения экономической ренты и концепции рентного дохода в экономической теории. Логичным завершением темы будет рассмотрение образующихся в конечном итоге (в результате перераспределения первичных доходов) личных доходов домашних хозяйств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.005 с.)