Экономическая интеграция Беларуси и России. Проблемы формирования Союзного государства Беларуси и России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая интеграция Беларуси и России. Проблемы формирования Союзного государства Беларуси и России.



Среди стран СНГ наиболее последовательную интеграцию осуществляют Беларусь и РФ, подписавшие в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыду­щего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регио­нами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

• участие представителей местных органов власти в форми­ровании общегосударственных программ межрегионального со­трудничества; налаживание прямых связей субъектов хозяйствования РБ с предприятиями и организациями РФ; установление сотрудничества между региональными влас­тями двух стран.

Осуществление комплекса мер по углублению интеграцион­ных процессов в рамках Договора о создании Союзного государ­ства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его реализации, направленных на принятие еди­ных нормативных документов, которые устранят барьеры во взаимной торговле, в том числе платежно-расчетных, налого­вых, таможенных, создание скоординированной региональной внешней политики, а также политики защиты внутреннего рынка позволит расширить и повысить эффективность внешне­торгового сотрудничества регионов Беларуси и России.

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства РБ и Рос­сийской Федерации необходимо:

- проводить согласованную макроэк-ую полити­ку;

- синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструкту­ризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую эконо­мику;

- гармонизировать и унифицировать законодательную нормативно-правовую базы;

- сформировать единое экономическое пространство;

- объединить транспортные, энергетические, телекоммуни­кационные системы, системы связи; -разработать и реализовать совместные межгосударствен­ные программы и их финансовое обеспечение; - развивать торгово-экономические отношения и межрегио­нальное сотрудничество.

 

35.Строительный комплекс. Капитальное строительство. Промышленность строительных материалов. Строительный комплекс - межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений, организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения.

Строительный комплекс объединяет:

— Подрядные и специализированные строительные организации

— Предприятия промышленности строительных материалов;

— Строительные фирмы

— Органы управления и др.

Численность занятого населения в строительстве на начало 2011 года составила 9,5 % всех занятых в экономики страны. Доля строительства в ВВП: в 2010 г. = 11%.

Строительный комплекс состоит их капитального строительства и п/п промышленности строительных материалов.

Капительное строительство - Отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов, обеспечивающих производственную деятельность людей и их материально- культурные потребности.

Виды капитального строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др

Число строительных организаций: в 2010 г. – 6853.

Промышленность строительных материалов:

Характеризуется единством назначения выпускаемой продукции. Непосредственно связана со строительством и обеспечивает его необходимыми материалами. На долю промышленности строительных материалов приходится 5,4 % от общего объема промышленной продукции.

Основные предприятия:

ОАО «Минский завод строительных материалов»;Цементные заводы в Костюковичах, Кричеве, Волковысском районе; «Керамин» РУП «Гранит»,«Гомельстройматериалы»

Цели:

— снижение энергоемкости производства цемента на 25-30 процентов к 2011 г.

— освоены новые методы организации строительства и более современные технологии возведения высотных зданий.

Проблемы строительного комплекса РБ:

— потребность в работниках

— Слабая механизация производства, отсутствие научно-технических разработок.

— Нехватка финансирования со стороны государства.

— Непривлекательность строительного комплекса для инвесторов ЕС.

 

36.Отраслевая стр-ра нац.эк-ки. Программа стр-рной перестройки и повышения конкурентосп-сти эк-ки РБ до 2010г.

Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом «разрезе» осуществляется планирование и прогнозирование, учитываются результаты функционирования национальной экономики. Она применяется для изучения производственно-технологических отношений в рамках общественного разделения труда, построения балансов ресурсов и использования отдельных видов продукции.

В Беларуси выделяют пять основных отраслей – промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание. Так традиционно преобладает производство товаров, которое в 2010 году составило 46,3% ВВП, в то время как на долю производства услуг приходится 44%.

В более детальном рассмотрении отраслей народного хозяйства можно наблюдать следующую ситуацию практически: 27% ВВП составляет промышленное производство, 7,5% удельный вес сельского хозяйства в ВВП, на долю строительства приходится 11%. Среди услуг значительный удельный вес имеют услуги транспорта и связи, за которыми 9,5% ВВП. Торговля и общественное питание составили 11%. Рассматривая динамику этих показателей, можно отметить, что наблюдается тенденция снижения удельного веса сельского хозяйства в отраслевой структуре ВВП.

В экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются: • несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей; • высокие энерго- и материалоемкость производства; • высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства; • недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Ближайшие два—три пятилетия явл-ся ключевыми для эк-ки РБ. В этот период должна быть сформирована структура произв-ва, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институц. преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое, глобальное хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности.

Образование, культура и искусство. Физическая культура и спорт в НЭ РБ.

Образование - отрасль, которая рассматривается как сис­тема организаций и учреждений, осущ-х образова­тельную деят-ть. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, гос-ва, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний, удовлетворение потребностей личности в интеллек­туальном, культурном, физ. развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей НЭ.

Гос. политика РБ в сфе­ре образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования.

98 % занятого населения имеет базовое, общее среднее и профессиональное образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

К сфере культуры и искусства относят совокуп­ность организаций, учреждений и пр-тий, а также го­с. и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и ус­луг культурного, социально-информационного и декоратив­ного назначения.

В РБ: 27 театров,2 цирка, 4245 библиотек,3960 учреждений клубного типа, 153 музея

Особой популярностью в мире начинает пользоваться агро- и экотуризм. Для развития сельского туризма в нашей стране имеется значительный потенциал. Это поможет выполнить один из приоритетов гос. политики.а именно: улучшение жизни белорусской деревни

Физ. культура и спорт - важные фак­торы повышения долголетия, продления жизни населения, ак­тивного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики гос-ва.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой самостоятельную динамично развивающуюся отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений. Спортивные сооружения в Беларуси: 243 стадиона, 50 бассейнов, 5140 спортивных залов, 20 катков.

Финансирование:0,5 % расходов бюджета, оказание платных спортивно-оздоровительных услуг; Сдача в аренду помещений, спортивных сооружений;Спонсорская помощь.

 

Производственный потенциал.

Производственный потенциал - совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями пр-ва с/х продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов: зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, приборов и устройств, транспортных средств, инструментов, скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих ценах, учитывается также переоценка фондов.

Все основные фонды РБ делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

Качественными характеристиками произв. потенциала эк-ки являются: уровень износа осн. фондов; возрастной состав активной части осн. фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ колич-ных и кач-ных пок-лей позв-ет определить потенциальную способность основн. фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Основные средства на 1 января 2011 года – 521,7 трлн. руб., основные средства отраслей, производящих товары – 49,4%, отраслей, производящих услуги – 50,6%. степень износа основных средств – 42,1%. ВВП в 2010 году – 163 трлн. руб. Численность работников промышленности 1 млн. чел, численность промышленных предприятий 15 тыс.чел., объем промышл. производства 165 трлн. руб. Продукция с/х 35 трлн. руб., число строит. организ. 6 тыс., объем подрядных работ 28 трлн. руб.

 

39.Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергет комплекс (ТЭК) явл важ­н.стр-рной составляющей нац-й эк-­ки.ТЭК РБ вкл-т с-мы добычи, транспорта, хранения, пр-ва и распр-ия осн.видов энергоносителей: прир.газа, нефти и продуктов ее переработки, тверд.видов топлива, электрической и тепло­вой энергии.В ТЭК Беларуси выд-ют: 1) топливную пром-сть (нефтяную, газовую, торфяную);

2) электроэнергетическую пром-сть.

Нефтяная пром-сть вкл.нефтедобывающ и нефтеперерабат. пром-сть. Нефтедоб.пром-сть специализир.на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки.Нефтепер.пром-сть обесп-ет потр-сти страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехим.пр-ва. Газовая пром-сть осущ-ет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. Торфяная пром-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, хим.переработки, занимается пр-вом торфобрикетов. Электроэнергетика осущ-ет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Соврем.электроэнергетика Беларуси предст. со­бой постоянно развивающийся высокоавтоматизирован. комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением.Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростан­ции.

ТЭК РБ:производит 23,1% промышленной продукции страны;осваивает ¼ часть инвестиций в основной капитал промышленности;в данном комплексе занято около 5,3% производственного персонала.

Мощности белорусской энергосистемы составляют более 8 тыс.МВт. Годовое потребление электроэнергии в Беларуси составляет примерно 37 млрд.кВт.ч. Белорусская энергосистема производит около 34 млрд кВт.ч электроэнергии в год. В 2010 году импорт электроэнергии в республику за счет увеличения собственной выработки снизился до примерно 2,97 млрд кВт.ч и составил 66,3% по отношению к 2009 году. По сравнению с 2005 годом снижение энергоемкости ВВП в 2010 году не менее чем на 31%, в 2020 году планируется на 60%.

В настоящее время Беларусь ведет подготовительные работы к строительству АЭС, делаются расчеты на основе данных по аналогичным проектам, которые реализуются в России, Франции, США и других странах.Самые крупные электростанции: Лукомльская ГРЭС, Березовская ГрЭС, ТЭЦ-4.

Наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями важнейшим приоритетом экономической и, в первую очередь, энергетической политики Беларуси является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.026 с.)