Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, формы и приоритеты региональной политики в Беларуси.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Региональная экономическая политика определена как составная часть государственной макроэкономической политики, направленная на формирование территориальных пропорций и создание экономических и социальных структур хозяйства регионов, а также государственное содействие развитию проблемных регионов, оказавшихся в относительно неблагоприятных условиях. Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны, так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления. Для повышения комплексности социально-экономического развития регионов и эффективности территориального разделения труда предусматривается: · создание современных наукоемких производств и развитие новых видов деятельности, ориентированных на эффективное использование местных экономических, природных, экологических и других факторов; · обеспечение опережающего роста научно-технического потенциала областных центров, больших и средних городов республики; · государственная поддержка проблемных регионов; · использование выгодного географического положения приграничных районов; · создание свободных экономических зон, технопарков, инновационных центров, региональных инкубаторов малого предпринимательства и иных форм территориально компактных организационных структур, способных стать «точками роста» региональной и национальной экономики. Развитие социальной сферы регионов предусматривает создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально-значимых услуг независимо от места проживания, расширение сферы социальных услуг в сельской местности и малых городах, учет сложившихся условий обслуживания населения в отдельных регионах или группах однотипных территорий, приближение уровней развития социального комплекса отстающих регионов до уровня более развитых. Развитие промышленности областей и г. Минска будет осуществляться с учетом особенностей каждого региона. Цель заключается в обеспечении роста благосостояния населения на основе рац.распределения производит.сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности регионов.
54. Цели и функции гос. регулирования Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики. Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур, антимонопольном регулировании, защите прав и интересов общества. Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности. Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются: • бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика;• ценовое регулирование; • амортизационная политика;• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование. Функции государственного регулирования экономики: За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции: • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование; • обеспечение гарантий прав и свобод личности; • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений; • обеспечение минимальных социальных стандартов; • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды; • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами; • охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;
55.Формы эконом. интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья. Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государствами-партнерами по СНГ и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина - подписали Соглашение о создании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др. Объективными причинами образования СНГ являлись следующие: - страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы; — относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др. Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:-различные модели социально-экономического развития стран; - разная степень рыночных преобразований; неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах; несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т. д В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украин. Беларусь активно сотрудничает в экономической сфере со странами Европейского союза (ЕС).Главными торговыми партнерами Беларуси из стран ЕС являются Германия и Великобритания. Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию.
56. Прогнозирование, планирование, программирование как формы гос.регулирования. Важн. Прогнозные и программные док-ты по соц-эк. развитию РБ. Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: 1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике; 2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительную — позволяет правительству и субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Государственное прогнозирование рассматривается как д-ть гос. органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся ситуации, потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.
57. Кредитно –денежное регулирование в РБ Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Гос-во опр-т денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. Регулирование денежного обращения — главная функция центрального банка во всех гос-х мира. Оно предполагает отслеживание не только общего кол-ва, но и пропорций между видами денег. Ведущая роль в денежно-кредитном регулировании принадлежит гос-ву, банковской системе страны. Цели, параметры и инструменты регулир-я реализ-ся в рамках денежной и денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства и определяется приоритетами и целями правительства. Конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются: • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; • развитие и укрепление банковской системы; • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
58. Структура государственного управления в Республике Беларусь Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата. В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д. Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерств, 5 госкомитетов, 8 комитетов при Совете Министров РБ и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ. Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления, проводящими госуд. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли и координирующими деятельность в этой отрасли других респуб. органов госуд-го управления РБ. В центральных аппаратах министерств, госуд. комитетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные функции в определенных сферах ведения. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Формирование в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.
59. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность РБ располагает развитой лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-стью. Стр-ра лесопром-ого комплекса представлена след отраслями: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохим пром-сть. Управление отраслью осущ-ет Мин-во лесного хоз-ва.Предпр-ия отрасли заним.первичной переработкой и вывозом леса. Основными видами продукции предпр-ий лесопромышленного комплекса явл пиломат-ы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера и мебель.В лесной отрасли предусм. повышение действующего уровня технического оснащения, внедрение современных методов ухода и рубок главного пользования в лесах на основе передовых технологий, кот.позволят комплексно механизировать лесосечные работы путем максимальной замены ручного труда машинами.Деревообрабат пром-сть дел.на лесопильную, пр-во стандартных домов и строительных деталей из дерева, фанерную, мебельную, производство спичек. Деревообрабат пром-сть зан. обработкой и перераб древесины, преимущественно специализир на выпуске материалов лесопиления, мебели, древесноволокнистых (ДВП) и древесностружечных плит (ДСП), спичек, дверных и оконных блоков, паркета, фанеры, спортивного инвентаря и др. Ежегодно в республике заготавливается более 7 млн м3 древесины. Основные районы заготовок древесины расположены в Витебской, Брестской, Минской областях.Почти 70% занимает в отрасли мебельная промышленность. В Беларуси 11 объединений по производству мебели. Крупнейшие – «Пинскдрев»,«Гомельдрев», «Минскмебель». В структуре экспортных товаров отрасли доля мебельной промышленности составляет на сегодняшний день около 45 – 50%. Целлюлозно-бумажная пром-сть производит примерно 20 % валовой продукции лесопромышленного комплекса. В РБ ежегодно производится более 250 млн т бумаги и около 60 млн т картона (12 п/п)- ОАО Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат, ОАО Белорусские обои и др.Расширение производства бумаги и картона на предприятиях РБ позволит в перспективе сократить объемы импорта. С этой целью проводится техническое перевооружение отрасли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.01 с.) |