Проблемы продовольственной безопасности РБ и пути их решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы продовольственной безопасности РБ и пути их решения.



Продовольственная безопасность является как самостоя­тельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО) оценивают состояние международной про­довольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запа­сов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.

Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природ­но-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства, сложившимися традициями структуры потреб­ления, уровнем зависимости от импортных поставок продо­вольствия. Для Беларуси продовольственная безопасность озна­чает как сохранение суверенитета и независимости, так и повы­шение уровня и качества жизни населения.

Для обеспечения продовольственной безопасности требует­ся, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромыш­ленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спро­са и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стра­не важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрук­ты) — не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3—5 % общего товарооборота. На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси.

Таким образом, агропромышленный комплекс Беларуси располагает достаточным потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы жи­вотноводства, повышению качества продовольственных товаров.


18. Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей.

Переходный период включает три этапа:

• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая опре­делена следующими предпосылками:

- отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;

- формальное существование товарно-денежных отноше­ний и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции;

- подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности;

- неспособностью эффективно реализовать научные до­стижения.

Основными факторами переходного периода являются следующие:

- экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения); технико-экономические (моральный и материальный из­нос производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень); организационно-управленческие (кризис управления); мотивационные (исчерпание мотивационного потенциа­ла действующей системы); социальные (падение уровня жизни, конфликтность об­щества); внешние (сдерживающие или разрушительные воздейс­твия внешних условий).

19. Стр-ра органов гос. управления РБ. Одним из важных условий реал-ции гос-вом сво­их ф-й по эф-му упр-ю эк-кой при переходе к рынку явл-ся формир-ние соответствующей стр-ры гос. упр-я и аппарата. В соотв-и с Констит. Прав-во (Совет Министров) РБ обесп-ет проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д. Система госуд. управ. РБ, построенная по функц-но-отраслевому и тер­ритор-ому принципам, включает 24 министерства, 8 го­сударственных комитетов, 7 госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ. Перечень госуд-ых органов управления и иных госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ, действующий в настоящее время. Мин-ва и гос. комитеты явл-ся респуб-ми органами гос. упр-я (функц-ными или отраслевыми), проводящими гос. политику, осущ-щими регул-ние и упр-е в опр. отрасли и координирующими деят-сть в этой отрасли др-х респуб. органов госуд-го упр-я РБ. В центр-х аппаратах министерств, гос. ко­митетов по реш-ю Президента РБ могут создаваться департаменты, кот. явл-ся структ-ми подраздел-ями министерств и осущ-ют спец. (исполнит-е, контрольные, регул-щие и др.) ф-и в опр-х сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего мин-ва, гос. комитета. Важную роль в стр-ре гос. упр-я эк-кой играют террит-ые органы соотв-щих министерств и эк-ие органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных админ-ций. Из респ-х орга­нов упр-я эк-кой и соц. сферой свои терри­т. органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют мин-ства: по нал. и сборам, при­р. рес-сов и охраны окр. среды, труда и соц. защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные стр-ры мин-ства архитектуры и строит-ва, эк-ки, а также Госкомитет по имуществу РБ. Структ. подразд-я местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реал-цию на своей тер-и гос. пол-ки в отд-х от­раслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполко­мов, соотв-щим респ-ким органам гос упр-ния. Сложившаяся с-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полной мере обесп-ет эф-ое взаимод-вие разл-х властных структур при вып-нии ими своих пол­номочий. Отчасти это проис-т потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за разл-ми ур-ми упр-я. Форм-ние в РБ соц. ориент-ной рын. эк-ки требует повышения эф-сти взаимод-вия органов отраслевого и территор-го упр-я при решении как общегос-х, так и регион-ых проблем, что, в конце, обесп-т переход страны к устойч. разв-ю.

20. Информационно-технологический потенциал

Новейшие инф-коммуник технологии и их яркое воплощение — сеть Интернет — оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни совре­менного общ-ва и наиболее масштабно — на эк-кую. Новое кач-во эк-ки информац. эры отражает «но­вая эк-ка» — комплекс наукоемких отраслей, занятых произв-вом и обслуживанием информац. оборудова­ния, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуник. сетей и др.

Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала: информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;информационно-телекоммуникационная инфраструктура, технологическая сетевая среда передачи и обработки дани; информац. индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; система компьютерного образования;

Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий формационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению.

Число организаций сектора ИКТ 3 тыс., численность занятых 2% от всех занятых, удельный вес прибыльных организаций 76% от всех организаций ИКТ. 23 тыс предприятий используют сеть интернет, в 2009 году затраты организаций на ИКТ составили 1,5 трлн. руб. 32 % населения активно используют сеть интернет.

Основная цель государственной политики в области инфор­матизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении та­кой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

 

21 Металлургическая промышленность

Металлург.пром-сть вкл.черную и цветную металлургию – сов-сть связанных между со­бой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска гот.пр-ции - черных и цв.ме­таллов и их сплавов. На данном этапе в металлург.про­м-сти РБ отсутствуют пред-ия по добыче руд черных и цв.металлов, а также по выплавке метал­лов из прир. руды. Технологич. процессы основаны на металлург.переделе - в кач-ве исходного сырья исп-тся местный и привозной металлолом, чугунные и стальные заготовки.Металлургическая промышленность представлена 17 предприятиями черной металлургии, которые находятся на самостоятельном балансе, и 6 — цветной. Производство продукции черной металлургии в основном сконцентрировано на Белорусском металлургическом заводе (РУП «БМЗ», г. Жлобин).Лом цветных металлов или продукты его переработки используют более 100 белорусских предприятий.

Основная потребность в прокате цветных металлов удовлетворяется за счет импорта.

Предп-ия цв.металлургии осущ-ют перера­ботку лома цв. металлов, пр-во тверд.сплавов, тугоплавких и горячестойких металлов (крупная цв.ме­таллург.в Беларуси отсутствует). Отходы цветных металлов, которые можно сертифицировать, концерн «Белвтормет» стремится использовать внутри страны. Металлолом — это технологические отходы и лом от оборудования (основных средств), которые списываются или выводятся из использования. Технологические отходы находятся в прямой зависимости от металлопотребления. Другой источник образования ресурсов лома (основные средства, которые не эксплуатируются и выводятся из оборота) зависит от экономического состояния субъектов хозяйствования, возможностей замены оборудования, инвестиций. Обычно данный источник обеспечивает около 60 % общего объема ломообразования. В этой связи чрезвычайно важно найти оптимальные пути использования этого резерва. Кроме того, предстоит большая работа по организации сбора металлолома на бытовом уровне. Необходимо изменить отношение к этому населения и местных органов власти, а технологии сбора и сортировки металлолома, который выбрасывается, в мире уже отработаны.

Ежегодный объем заготовок лома цветных металлов составляет примерно 17-18 тыс. т;

В Беларуси разрабатываются и внедряются в пр-во технологии порошковой металлургии, кот.тесно связаны с разв-ем новой техники, выпуском совр.машин и механизмов, повышением их эксплуатационных качеств.Особенностью бел.металлургии явл.отсутс­твие собств.ресурсов, кот.либо закупаются за гра­ницей, либо вторично используются.

 

22. Структурный анализ промышленного комплекса Беларуси

Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится около четверти ВВП, более 30 % основных фондов, с промышленным производством связано почти треть занятого населения страны. Промышленности принадлежит решающая роль в развитии НЭ, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил.

По сравнению с другими отраслями экономики промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси.

Как и другие секторы экономики Беларуси, структура и специализация промышленности формировались под воздействием диктата союзных министерств и ведомств (они контролировали 52 % объема промышленного производства республики), не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промышленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промышленный комплекс. Причем они использовали в основном привозное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики.

На этапе становления государственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Управление промышленным производством в стране осуществляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Промышленный комплекс РБ включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи основные прогрессивные тенденции мирового хозяйства. Наращивание пром. производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития пром. комплекса РБ на 1998—2015 годы.

 

23. Понятие сектора, отрасли и хоз. комплекса экономики

СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность хоз. единиц, характеризующихся однородностью эк. деят-ти или орг. и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: гос. сектор и частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов эк. деят-ти различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. В реальный сектор экономики входят как отрасли мат. пр-ва, так и сфера пр-ва немат. форм богатства и услуг. Выделяют также теневой сектор экономики, характ-ся осуществлением противоправных хоз. операций и операций, не учитываемых статистикой.

Основной сектор - охватывает добычу и пр-во всех основных сырьевых мат. и включает добывающую промышленность, с/х и рыбную промышленность. Вторичный сектор – обрабат. промышленность: автомобильная, машиностроение, хим. и электронную промышленность и др. Третичный сектор - оказывающие услуги отрасли: банки, страховые компании, предприятия розничной торговли, отрасль отдыха и развлечений, организации центрального и местного самоуправления.

ОТРАСЛЕВАЯ структура НЭ — совокупность отраслей и видов хоз. деят-ти, которая характеризуется их кол.соотношением и взаимосвязями. Отрасли НЭ определяются как качественно однородные группы хоз. единиц с особыми условиями пр-ва в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспр-ва. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и орг-ций обладает определенным производственно-техническим единством. Осн. отрасли: промышленность, сельское и лесное хоз-во…, и др.

Хоз.комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (пр-тиями) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Эк. сущность комплекса проявляется в том, что его эф-ть выше, чем суммарная эф-сть составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.

 

24. Машиностроение и металлообработка

Данный комплекс явл ведущим комплексом нац.эк-ки и служит одним из осн.источников ввп и валют.поступлений.Управление от­раслью осущ-т Министерство пром-сти РБ. Машиностроение РБ располагает высо­котехнолог.произв-ным и научным потенциалом.Машиностроение представлено след.подотраслями пром-сти: автомоб, тракторостроение и с/х-ное машиностроение, станкостроительная и инструментальная, приборостроение, радиотехническ, электротехническая, электронная, оптико-механическая, строи­тельно-дорожное машиностроение. Наибольший уд.вес в машиностр-ом комп­лексе республики занимает автомобильная пром-сть. Тракторное и с/х-ное машиностроение ори­ентировано на аграрный сектор эк-ки.Эта отрасль явл.вед.отраслью машиностроения, позво­ляющ.обеспечивать необходимы­ми машинами и оборудованием АПК страны.

В комплексе создается 20,6 % стои­мости произведенной промышленной продукции, занято 36,3 % об­щей численности промышленно-производственного персонала страны (более 300 тыс. чел.)

Особенности отрасли: Довольно развитая внутриотраслевая структура, структура машиностроительного комплекса Беларуси была сформирована в эпоху бывшего СССР, значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих, территориально машиностроение республики концентрируется в Минске и областных центрах Беларуси,включает 337 предприятий, организаций и производств.

Представлена следующими отраслями (основными предприятиями):

Автомобильная промышленность (МАЗ, БелАЗ, Минский моторный завод)

Тракторное и С/Х машиностроение (МТЗ, Гомсельмаш)

Приборостроение (Экран, Электро­измеритель)

Радиотехническая промышленность (Горизонт, Интеграл)

Электронная промышленность (Планар, Монолит)

Оптико – механическая промышленность (Оптик, Зенит)

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение (Амкадор)

В Беларуси получило развитие машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство оборудования для предприятий торговли и общественного питания, бытовых приборов и др. виды машиностроения — судостроение; производство машин для добычи торфа и др.

 

 

25 Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси. Ее роль возрастает в связи с тем, что она пополняет сырьевую базу промышленности и строительства, обеспечивая их новыми эффективными материалами. Применение химических удобрений способствует интенсификации сельского хозяйства. Кроме того, в отрасли производятся товары народного потребления, а расширение сферы применения химических технологий способствует повышению производительности труда.

Богатство ресурсов калийных и каменной солей, древесины, фосфоритов, мела и известняков, природных красителей, отходов сельскохозяйственного производства и других отраслей промышленности в сочетании с трудовыми ресурсами и большим спросом на продукты химической отрасли способствовали ее развитию в РБ. Хим и нефтехим пром-стью рес­публики выпускаются:

- минеральные удобрения,шины для легк и большегрузн автомоб, стро­ительно-дорожных, подъемно-транспортных, с/х-ных машин и тракторов; полиэфирные волокна и нити; полиэтилен высокого давления; стекловолокно и изделия на его основе; полиамидные волокна и нити.

Концерн «Белнефтехим», состоящий из 80 предприятий и организаций, является основой нефтяной и химической промышленности.Более половины объема производства отрасли экспортируется в более 80 стран мира. Ежегодный торговый оборот отрасли составляет 3,5 млрд. долл., причем экспорт – 2,1 млрд. долл. Концерн производит более 500 видов нефтехимической и химической продукции.

ОАО «Нафтан» является одним из крупнейших европейских нефтеперерабатывающих заводов, переработка нефти составляет более 24 млн. тонн в год. Производственные мощности СП «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» составляют 16 млн. тонн в год. ОАО «Белшина», одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее свыше 300 типоразмеров шин и экспортирующее более 160 типоразмеров шин в количестве более 5 млн. штук в год. Горнохимическая промышленность занимается добычей и переработкой различных видов горнохнмического сырья. Основной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений. Наибольший удельный вес занимает производство калийных удобрений. Выпуском калийных удобрений занимается Солигорское предприятие «Беларуськалий». Оно объединяет 4 калийных комбината, (16% мирового экспорта). В 2009-2010 гг. экспорт калийных удобрений составил около 90% от их общего выпуска в Беларуси. Химическая промышленность производит примерно 90%, а нефтехимическая – лишь 10%. В состав химической и нефтехимической промышленности включают также химико-фармацевтическую, микробиологическую, лесохимическую отрасли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.03 с.)