Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы продовольственной безопасности РБ и пути их решения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Оценка продовольственной безопасности каждой страны имеет свою специфику, обусловленную объективными природно-климатическими условиями ведения сельскохозяйственного производства, сложившимися традициями структуры потребления, уровнем зависимости от импортных поставок продовольствия. Для Беларуси продовольственная безопасность означает как сохранение суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения. Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) — не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3—5 % общего товарооборота. На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. Таким образом, агропромышленный комплекс Беларуси располагает достаточным потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров. 18. Проблемы перехода от централизовано плановой к рыночной экономике Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Переходный период включает три этапа: • первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике; • второй — становление нового экономического порядка, Целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; • третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неэффективностью функционирования данной системы, которая определена следующими предпосылками: - отсутствие гибкости, неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения; - формальное существование товарно-денежных отношений и невозможность проявления в связи с этим преимуществ конкуренции; - подавление хозяйственной инициативы директивным планированием низким уровнем производительности; - неспособностью эффективно реализовать научные достижения. Основными факторами переходного периода являются следующие: - экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие производственные отношения); технико-экономические (моральный и материальный износ производственного потенциала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень); организационно-управленческие (кризис управления); мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы); социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества); внешние (сдерживающие или разрушительные воздействия внешних условий). 19. Стр-ра органов гос. управления РБ. Одним из важных условий реал-ции гос-вом своих ф-й по эф-му упр-ю эк-кой при переходе к рынку явл-ся формир-ние соответствующей стр-ры гос. упр-я и аппарата. В соотв-и с Констит. Прав-во (Совет Министров) РБ обесп-ет проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д. Система госуд. управ. РБ, построенная по функц-но-отраслевому и территор-ому принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов, 7 госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ. Перечень госуд-ых органов управления и иных госуд-ых организаций, подчиненных Правительству РБ, действующий в настоящее время. Мин-ва и гос. комитеты явл-ся респуб-ми органами гос. упр-я (функц-ными или отраслевыми), проводящими гос. политику, осущ-щими регул-ние и упр-е в опр. отрасли и координирующими деят-сть в этой отрасли др-х респуб. органов госуд-го упр-я РБ. В центр-х аппаратах министерств, гос. комитетов по реш-ю Президента РБ могут создаваться департаменты, кот. явл-ся структ-ми подраздел-ями министерств и осущ-ют спец. (исполнит-е, контрольные, регул-щие и др.) ф-и в опр-х сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего мин-ва, гос. комитета. Важную роль в стр-ре гос. упр-я эк-кой играют террит-ые органы соотв-щих министерств и эк-ие органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных админ-ций. Из респ-х органов упр-я эк-кой и соц. сферой свои террит. органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют мин-ства: по нал. и сборам, прир. рес-сов и охраны окр. среды, труда и соц. защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные стр-ры мин-ства архитектуры и строит-ва, эк-ки, а также Госкомитет по имуществу РБ. Структ. подразд-я местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реал-цию на своей тер-и гос. пол-ки в отд-х отраслях и сферах эк-ки, подчиняются, помимо исполкомов, соотв-щим респ-ким органам гос упр-ния. Сложившаяся с-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полной мере обесп-ет эф-ое взаимод-вие разл-х властных структур при вып-нии ими своих полномочий. Отчасти это проис-т потому, что одни и те же полномочия закреплены за разл-ми ур-ми упр-я. Форм-ние в РБ соц. ориент-ной рын. эк-ки требует повышения эф-сти взаимод-вия органов отраслевого и территор-го упр-я при решении как общегос-х, так и регион-ых проблем, что, в конце, обесп-т переход страны к устойч. разв-ю. 20. Информационно-технологический потенциал Новейшие инф-коммуник технологии и их яркое воплощение — сеть Интернет — оказывают мощное преобразующее воздействие на все сферы жизни современного общ-ва и наиболее масштабно — на эк-кую. Новое кач-во эк-ки информац. эры отражает «новая эк-ка» — комплекс наукоемких отраслей, занятых произв-вом и обслуживанием информац. оборудования, созданием и распространением программных продуктов, развитием коммуник. сетей и др. Обеспеченность информационно-технологического комплекса всеми видами ресурсов, создание условий для его функционирования и развития отражает понятие информационно-технологического потенциала. Его компоненты и параметры в динамике определяют стадии становления новой экономики формационного общества в стране. Основные составляющие информационно-технологического потенциала: информационные ресурсы, методы обеспечения их накопления, сохранности и эффективного использования; информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии; автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;информационно-телекоммуникационная инфраструктура, технологическая сетевая среда передачи и обработки дани; информац. индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи; система компьютерного образования; Важнейшими факторами интеграции главных компонентов информационного потенциала являются: создание условий формационной безопасности и защиты данных; единство организационных, технических и технологических принципов построения этих компонентов; строгое соблюдение международных стандартов по их разработке и внедрению. Число организаций сектора ИКТ 3 тыс., численность занятых 2% от всех занятых, удельный вес прибыльных организаций 76% от всех организаций ИКТ. 23 тыс предприятий используют сеть интернет, в 2009 году затраты организаций на ИКТ составили 1,5 трлн. руб. 32 % населения активно используют сеть интернет. Основная цель государственной политики в области информатизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечественным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.
21 Металлургическая промышленность Металлург.пром-сть вкл.черную и цветную металлургию – сов-сть связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска гот.пр-ции - черных и цв.металлов и их сплавов. На данном этапе в металлург.пром-сти РБ отсутствуют пред-ия по добыче руд черных и цв.металлов, а также по выплавке металлов из прир. руды. Технологич. процессы основаны на металлург.переделе - в кач-ве исходного сырья исп-тся местный и привозной металлолом, чугунные и стальные заготовки.Металлургическая промышленность представлена 17 предприятиями черной металлургии, которые находятся на самостоятельном балансе, и 6 — цветной. Производство продукции черной металлургии в основном сконцентрировано на Белорусском металлургическом заводе (РУП «БМЗ», г. Жлобин).Лом цветных металлов или продукты его переработки используют более 100 белорусских предприятий. Основная потребность в прокате цветных металлов удовлетворяется за счет импорта. Предп-ия цв.металлургии осущ-ют переработку лома цв. металлов, пр-во тверд.сплавов, тугоплавких и горячестойких металлов (крупная цв.металлург.в Беларуси отсутствует). Отходы цветных металлов, которые можно сертифицировать, концерн «Белвтормет» стремится использовать внутри страны. Металлолом — это технологические отходы и лом от оборудования (основных средств), которые списываются или выводятся из использования. Технологические отходы находятся в прямой зависимости от металлопотребления. Другой источник образования ресурсов лома (основные средства, которые не эксплуатируются и выводятся из оборота) зависит от экономического состояния субъектов хозяйствования, возможностей замены оборудования, инвестиций. Обычно данный источник обеспечивает около 60 % общего объема ломообразования. В этой связи чрезвычайно важно найти оптимальные пути использования этого резерва. Кроме того, предстоит большая работа по организации сбора металлолома на бытовом уровне. Необходимо изменить отношение к этому населения и местных органов власти, а технологии сбора и сортировки металлолома, который выбрасывается, в мире уже отработаны. Ежегодный объем заготовок лома цветных металлов составляет примерно 17-18 тыс. т; В Беларуси разрабатываются и внедряются в пр-во технологии порошковой металлургии, кот.тесно связаны с разв-ем новой техники, выпуском совр.машин и механизмов, повышением их эксплуатационных качеств.Особенностью бел.металлургии явл.отсутствие собств.ресурсов, кот.либо закупаются за границей, либо вторично используются.
22. Структурный анализ промышленного комплекса Беларуси Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. На его долю приходится около четверти ВВП, более 30 % основных фондов, с промышленным производством связано почти треть занятого населения страны. Промышленности принадлежит решающая роль в развитии НЭ, она определяет масштабы, структуру и территориальную организацию производительных сил. По сравнению с другими отраслями экономики промышленность обладает более высокими конкурентными преимуществами. Она является ведущей в объеме экспорта страны и сумме валютных поступлений, формировании бюджета и внебюджетных фондов, осуществлении инновационной деятельности, реализации научно-технических достижений и развитии НТП в Беларуси. Как и другие секторы экономики Беларуси, структура и специализация промышленности формировались под воздействием диктата союзных министерств и ведомств (они контролировали 52 % объема промышленного производства республики), не в полной мере учитывались специфические природные, социально-экономические условия страны, ее экологическая ситуация. В результате структура промышленности была деформирована, наибольший удельный вес заняли отрасли, которые работали прежде всего на общесоюзные нужды и обслуживали военно-промышленный комплекс. Причем они использовали в основном привозное топливо, сырье, металлы, а большую часть готовой продукции вывозили за пределы республики. На этапе становления государственной независимости, который сопровождался глубоким экономическим кризисом, спад промышленного производства за 1991—1995 гг. составил более 40 %. Основными причинами снижения промышленного производства явились: резкое сокращение государственного заказа на промышленную продукцию, как военную, так и предназначенную для гражданского капитального строительства (его объем сократился более чем вдвое); разрушение сложившихся хозяйственных связей; уменьшение платежеспособного спроса населения и сельскохозяйственных предприятий; сокращение объемов взаимной торговли между странами СНГ. Управление промышленным производством в стране осуществляют отдельные министерства и ведомства, концерны. Промышленный комплекс РБ включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет сложную систему, которой присущи основные прогрессивные тенденции мирового хозяйства. Наращивание пром. производства осуществляется в соответствии с принятой Программой развития пром. комплекса РБ на 1998—2015 годы.
23. Понятие сектора, отрасли и хоз. комплекса экономики СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - совокупность хоз. единиц, характеризующихся однородностью эк. деят-ти или орг. и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: гос. сектор и частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов эк. деят-ти различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. В реальный сектор экономики входят как отрасли мат. пр-ва, так и сфера пр-ва немат. форм богатства и услуг. Выделяют также теневой сектор экономики, характ-ся осуществлением противоправных хоз. операций и операций, не учитываемых статистикой. Основной сектор - охватывает добычу и пр-во всех основных сырьевых мат. и включает добывающую промышленность, с/х и рыбную промышленность. Вторичный сектор – обрабат. промышленность: автомобильная, машиностроение, хим. и электронную промышленность и др. Третичный сектор - оказывающие услуги отрасли: банки, страховые компании, предприятия розничной торговли, отрасль отдыха и развлечений, организации центрального и местного самоуправления. ОТРАСЛЕВАЯ структура НЭ — совокупность отраслей и видов хоз. деят-ти, которая характеризуется их кол.соотношением и взаимосвязями. Отрасли НЭ определяются как качественно однородные группы хоз. единиц с особыми условиями пр-ва в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспр-ва. Каждая отрасль как совокупность родственных предприятий и орг-ций обладает определенным производственно-техническим единством. Осн. отрасли: промышленность, сельское и лесное хоз-во…, и др. Хоз.комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (пр-тиями) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Эк. сущность комплекса проявляется в том, что его эф-ть выше, чем суммарная эф-сть составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.
24. Машиностроение и металлообработка Данный комплекс явл ведущим комплексом нац.эк-ки и служит одним из осн.источников ввп и валют.поступлений.Управление отраслью осущ-т Министерство пром-сти РБ. Машиностроение РБ располагает высокотехнолог.произв-ным и научным потенциалом.Машиностроение представлено след.подотраслями пром-сти: автомоб, тракторостроение и с/х-ное машиностроение, станкостроительная и инструментальная, приборостроение, радиотехническ, электротехническая, электронная, оптико-механическая, строительно-дорожное машиностроение. Наибольший уд.вес в машиностр-ом комплексе республики занимает автомобильная пром-сть. Тракторное и с/х-ное машиностроение ориентировано на аграрный сектор эк-ки.Эта отрасль явл.вед.отраслью машиностроения, позволяющ.обеспечивать необходимыми машинами и оборудованием АПК страны. В комплексе создается 20,6 % стоимости произведенной промышленной продукции, занято 36,3 % общей численности промышленно-производственного персонала страны (более 300 тыс. чел.) Особенности отрасли: Довольно развитая внутриотраслевая структура, структура машиностроительного комплекса Беларуси была сформирована в эпоху бывшего СССР, значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих, территориально машиностроение республики концентрируется в Минске и областных центрах Беларуси,включает 337 предприятий, организаций и производств. Представлена следующими отраслями (основными предприятиями): Автомобильная промышленность (МАЗ, БелАЗ, Минский моторный завод) Тракторное и С/Х машиностроение (МТЗ, Гомсельмаш) Приборостроение (Экран, Электроизмеритель) Радиотехническая промышленность (Горизонт, Интеграл) Электронная промышленность (Планар, Монолит) Оптико – механическая промышленность (Оптик, Зенит) Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение (Амкадор) В Беларуси получило развитие машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство оборудования для предприятий торговли и общественного питания, бытовых приборов и др. виды машиностроения — судостроение; производство машин для добычи торфа и др.
25 Химическая и нефтехимическая промышленность Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси. Ее роль возрастает в связи с тем, что она пополняет сырьевую базу промышленности и строительства, обеспечивая их новыми эффективными материалами. Применение химических удобрений способствует интенсификации сельского хозяйства. Кроме того, в отрасли производятся товары народного потребления, а расширение сферы применения химических технологий способствует повышению производительности труда. Богатство ресурсов калийных и каменной солей, древесины, фосфоритов, мела и известняков, природных красителей, отходов сельскохозяйственного производства и других отраслей промышленности в сочетании с трудовыми ресурсами и большим спросом на продукты химической отрасли способствовали ее развитию в РБ. Хим и нефтехим пром-стью республики выпускаются: - минеральные удобрения,шины для легк и большегрузн автомоб, строительно-дорожных, подъемно-транспортных, с/х-ных машин и тракторов; полиэфирные волокна и нити; полиэтилен высокого давления; стекловолокно и изделия на его основе; полиамидные волокна и нити. Концерн «Белнефтехим», состоящий из 80 предприятий и организаций, является основой нефтяной и химической промышленности.Более половины объема производства отрасли экспортируется в более 80 стран мира. Ежегодный торговый оборот отрасли составляет 3,5 млрд. долл., причем экспорт – 2,1 млрд. долл. Концерн производит более 500 видов нефтехимической и химической продукции. ОАО «Нафтан» является одним из крупнейших европейских нефтеперерабатывающих заводов, переработка нефти составляет более 24 млн. тонн в год. Производственные мощности СП «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» составляют 16 млн. тонн в год. ОАО «Белшина», одно из крупнейших предприятий в Европе, выпускающее свыше 300 типоразмеров шин и экспортирующее более 160 типоразмеров шин в количестве более 5 млн. штук в год. Горнохимическая промышленность занимается добычей и переработкой различных видов горнохнмического сырья. Основной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений. Наибольший удельный вес занимает производство калийных удобрений. Выпуском калийных удобрений занимается Солигорское предприятие «Беларуськалий». Оно объединяет 4 калийных комбината, (16% мирового экспорта). В 2009-2010 гг. экспорт калийных удобрений составил около 90% от их общего выпуска в Беларуси. Химическая промышленность производит примерно 90%, а нефтехимическая – лишь 10%. В состав химической и нефтехимической промышленности включают также химико-фармацевтическую, микробиологическую, лесохимическую отрасли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.2 (0.017 с.) |