Продовольственная безопасность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продовольственная безопасность.



Одной из наиболее серьезных проблем, является проблема продовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы.

В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено, прежде всего, кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднегодового уровня за 1986 - 90гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 2,7% ВВП в бюджете на 1998г., оставило крестьянство один на один со множеством проблем. Однако, несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полки магазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-за снижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза (исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебные изделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Во-вторых, наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны.

Доля импорта в общем объеме продовольствия по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Это неудивительно, поскольку сейчас на душу населения в России производится за год 43 кг мяса и 194 кг молока. При этом физиологически обоснованная норма потребления на одного человека составляет 81 кг мяса и 392 кг молока. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта, но далеко не полностью.

Население нашей страны не обеспечивается нормальным уровнем питания. По оценочным данным, суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал - в 1990 году). Мы уже отстаем от Африки, где в среднем потребляется 2300 ккал. не говоря о США и ЕС, где уровень калорийности питания составляет 3500-3600 ккал. При этом, по международной классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий.

Эти неутешительные цифры объясняются тем, что за годы реформ производство основные продуктов питания в России неуклонно сокращалось. Назову лишь некоторые показатели. По сравнению с 1990 г. сбор зерна снизился в 2,5 раза, сахарной свеклы - в 3 раза, производство мяса сократилось в 2 раза, молока - в 1,6 раза, яиц - в 1,5 раза, в 2 раза сократилось поголовье крупного рогатого скота, птицы - в 1,5 раза, свиней - в 2 раза, овец и коз - почти в 4 раза.

Если не начнется реальное возрождение сельского хозяйства, ситуация может измениться и доля импортной продукции снова начнет нарастать.

Однако предпосылок для реального возрождения сельского хозяйства пока нет. Достаточно взглянуть на валовые показатели производства за последние годы. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией промышленной. Цены на промышленную продукцию в годы реформ росли в 4-5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную продукцию. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур.

В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержан общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства.

Рассматривая проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рьнку нельзя не отметить следующие явления, которые напрямую связаны с нанесением ущерба экономической безопасности нашему государству:

· резкое ухудшение демографической ситуации;

· криминализация экономики;

· разрушение науки и технологического потенциала

· разрушение финансово-кредитной сферы

 

Факторы, формирующие кредитную политику в период переходной

Экономики

· коренное преобразование структуры банковской системы России;

· переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям;

· возрождение в условиях России рыночной сущности самой банковской деятельности;

· сохранение тяжелого бремени социалистической психологии иждивенчества в сфере агроинвестиционной деятельности.

 

Правовые формы кредитных отношений


Среднесрочные кредиты (на льготной основе) следует предоставлять для приобретения технологических линий, машин, оборудования, реконструкции основных фондов, рефинансирования долгов сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий. Среднесрочные ссуды должны погашаться по специально разработанной шкале погашения кредитов регулярными периодическими взносами (месячными, поквартальными) на основе данных анализа предстоящих доходов, платежеспособности заемщика. Условия погашения таких кредитов должны оформляться соответствующими кредитными договорами.  
Краткосрочные кредиты (под льготные проценты) могут быть предоставлены коммерческими банками сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе заключаемых между ними кредитных договоров. Однако правом заключения таких договоров должны обладать только те производители АПК, которые приобрели такое право на кредитных аукционах, торгах на конкурсной основе.  

 

 

Долгосрочные ссуды они предназначены для авансирования воспроизводства основных фондов, без которых невозможны организация и ритмичное ведение производственно-хозяйственной деятельности. В плане рассматриваемой концепции кредитной политики долгосрочные ссуды могут быть использованы в строительстве новых и реконструкции действующих организаций и предприятий при наличии для этого достаточных технико-экономических обоснований.  
Сельский кредитный кооператив Цель кооператива - кредитов обеспечить условия для эффективной деятельности хозяйств членов кооператива, оказать услуги по сохранению личных сбережений членов кооператива. Члены кооператива - не только вкладчики, но и кредиторы, они же - и владельцы, и делопроизводители, они также контролируют использование средств кооператива и полностью разделяют ответственность за его деятельность.  
Государственный кредит Кредиторы - физические и юридические лица. Заемщиком - государство в лице его органов (Минфин местных, (муниципальных) органов власти).  

 


 

Кредит экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия предоставления денежных средств, такие как целевое использование, обеспеченность и др.  
Источники кредитования
Роль кредитования  
Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время производится из нескольких источников: · из государственных денежных средств; · из муниципальных денежных средств; · кредитование коммерческими банками или кредитными организациями. Кредитование из разных источников предполагает разное правовое регулирование отношений по поводу кредита. (гл.42 "Заем и кредит" ГК РФ, бюджетное законодательство и иные нормативные акты).  
Регулированию кредитных отношений в сельском хозяйстве в настоящее время придается особое значение. Основные принципы кредитных отношений - возвратность и срочность - ожидают от получателя кредита рационального расходования заемных денежных средств и мобилизации своей деятельности, с тем чтобы, получив доход, вернуть сумму и проценты кредитору. Такие положения вынуждают сельскохозяйственных товаропроизводителей проявлять большую активность на рынке.  
Основные документы, регулирующие кредитование сельскохозяйственных производителей  
· Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1997 г. N 226 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 135 "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году". · гл.42 "Заем и кредит" ГК РФ. · Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". · Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145­-ФЗ. · иные нормативные акты  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.246.109 (0.009 с.)