Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Национальная экономика и экономическая безопасность↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и место экономической безопасности в системе национальной безопасности страны
Глобализация мировых процессов в конце XX — начале XXI веков резко обострила проблему национальной безопасности отдельных стран, особенно в сфере экономики. Борьба за экономические ресурсы для ведущих стран мира из области экономической перешла в область военно-политическую. Пример тому – война в Ираке, Ливии и других государствах, обладающих огромными природными ресурсами. В этих условиях каждая страна стала разрабатывать свою стратегию национальной безопасности как в экономической, так и в других областях. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года была утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В ней под НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ понимается состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. Здесь же определены составные части национальной безопасности. Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность. Однако следует заметить, что экономическая безопасность затрагивает всю систему национальных интересов государства, ибо она является основой жизнедеятельности государства, общества, личности. Основными потенциальными либо реально существующими экономическими угрозами национальной безопасности являются: · посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь; · навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы; · недостаточная конкурентоспособность экономики Республики Беларусь; · снижение уровня благосостояния и качества жизни населения; · дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы; · неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг; · невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП; · потеря внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей; · отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики; · рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявления; · дезорганизация системы государственного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов; · активизация эмиграционных процессов, рост нерегулируемой иммиграции в страну; · нарушение устойчивости системы социальной защиты; · рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой; · нарушение функционирования критически важных объектов информатизации; · возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии; · недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций; · снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновационное развитие; · резкое либо масштабное снижение доверия граждан к основным государственным институтам; · недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий; · снижение или потеря конкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов; · деградация земель, лесов и природных комплексов, истощение минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов; · радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы; · и др. Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов. Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают: - разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности; - определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства; - нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности; - обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь; - создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования. Принципами обеспечения национальной безопасности являются: · законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека; · гуманизм и социальная справедливость; · гласность; · соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность; · комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности; · единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности; · участие в системах международной и региональной коллективной безопасности; · разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности; · приоритетность правовых, политических, экономических иинформационных мер обеспечения национальной безопасности; · оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются: - совершенствование концептуальных организационных и правовых основ обеспечения национальной безопасности; - уточнение в соответствии со складывающейся обстановкой интересов личности, общества и государства, формирование и поддержание их необходимого баланса; - разработка и своевременная корректировка индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности, критериев эффективности деятельности субъектов ее обеспечения; - организация и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния национальной безопасности; - определение приоритетных направлений и задач обеспечения национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства; - прогнозирование, своевременное выявление возрастания уровня опасности, оценка внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз национальной безопасности; - разработка и практическая реализация комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности, недопущению нанесения ущерба национальным интересам и развитию Республики Беларусь; - управление имеющимися силами и средствами, поддержание их в постоянной готовности на основе организационного, кадрового, финансового, материального, технического, информационного и иного ресурсного обеспечения; - организация взаимодействия и координация действий всех субъектов обеспечения национальной безопасности, оценка эффективности их деятельности; - информирование граждан по вопросам состояния и обеспечения национальной безопасности. Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане. Объектами национальной безопасности являются: · личность — ее конституционные права, свободы и законные интересы; · общество — его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права; · государство - его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй. Составляющие экономической безопасности и их характеристика
Экономическая безопасность Республики Беларусь представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: · производственная; · финансовая; · продовольственная; · энергетическая; · инновационная; · инфраструктурная; · внешнеэкономическая. Производственная безопасность — основа экономической безопасности страны, ибо производство есть основа жизни человека как биологического вида. Основными угрозами производственной безопасности являются: - устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции; - структурная деформированность экономики, преобладание материало- и энергоемких производств; - невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции; - рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования; - высокий уровень монополизации в производственной сфере; - и др. Для повышения производственной безопасности Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь предусмотрено: · структурная перестройка экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования; · снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции; · развитие высокотехнологичных конкурентоспособных производств. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам; · последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях; · основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования; · в качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики, ибо все виды экономической деятельности обслуживаются финансовыми потоками. Основными угрозами финансовой безопасности являются: - дефицит Госбюджета; - разбалансированность финансового рынка и рынка ценных бумаг; - инфляция; - размер внутреннего и внешнего долгов; - долларизация национальной экономики; - и др. Для обеспечения финансовой безопасности необходимо: · обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики; · повысить рентабельность производства; · обеспечить эффективное использование средств государственного бюджета; · обеспечить эффективное прохождение пиковых значений по платежам по внешнему долгу; · совершенствовать денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику. Продовольственная безопасность в Республике Беларусь базируется на Концепции национальной продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность для пашен страны означает как сохранение ее суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения. Основными угрозами продовольственной безопасности являются: - технологическая отсталость сельскохозяйственного производства; - высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса; - устаревшая инфраструктура АПК; - устойчивая тенденция сокращения земель сельскохозяйственного назначения; - старение трудовых ресурсов и отток молодежи из села; - и др. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо: · провести структурную перестройку и создать современную рыночную инфраструктуру АПК; · сохранить существующие и восстановить сельскохозяйственные земли; · снизить энерго- и материалоемкость сельскохозяйственного производства; · покрывать совокупные потребности населения страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства; · усилить кооперацию и интеграцию с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса; · повысить качество и безопасность продуктов питания. Энергетическая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности Республики Беларусь в силу слабой обеспеченности страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (около 15% от общего объема потребления). Основными угрозами энергетической безопасности являются: - высокая зависимость поставок энергоресурсов от одной страны (России); - рост мировых цен на энергоресурсы; - износ основных фондов предприятий топливно-энергетического комплекса; - высокая энергоемкость отечественного производства; - региональные конфликты в мировом сообществе, нарушающие стабильность поставок энергоресурсов на мировой рынок; и др. Для обеспечения энергетической безопасности Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы определены следующие направления: · внедрение современных энергосберегающих технологий; · диверсификация источников получения энергоресурсов; · реализация совместных проектов с Российской Федерацией и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей; · использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии. Инновационная безопасность для стран с переходной экономикой имеет первостепенное значение, а для Республики Беларусь с ее ограниченными ресурсами – тем более. Основными угрозами инновационной безопасности являются: - низкий критический уровень наукоемкости ВВП, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала; - низкая инновационная активность и восприимчивость к инновациям белорусской экономики; - неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой (фирменной) науки; - неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров; - и др. Для повышения инновационной безопасности необходимо: · создание современной нормативной правовой базы, закрепляющей наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности; · развитие рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры; · существенное повышение доли затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности; · увеличение вложений в технологические инновации; · введение в хозяйственный оборот и расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности; · системное обновление материально-технической базы науки; · создание технологических парков мирового уровня, способных реализовывать масштабные инновационные проекты. Инфраструктурная безопасность призвана обеспечить гарантии предоставления потребителям инфраструктурных услуг и условия устойчивого функционирования экономической системы страны. Основными угрозами инфраструктурной безопасности являются: - зачаточное состояние рыночной инфраструктуры; - отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса; - изношенность и технологическая отсталость материально-технической базы инфраструктурного комплекса; - запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению о обслуживающими ею сферами и отраслями экономики; - структурная деформированность инфраструктурной сферы; - высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса; - вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образований нерезидентами; - и др. Для обеспечения инфраструктурной безопасности предусматривается: · повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса; · опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики; · значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры; · совершенствование структуры инфраструктурного комплекса; · опережающее развитие рыночной инфраструктуры (транспорта, связи и др., учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси); · создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса. Внешнеэкономическая безопасность призвана создать условия для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижения баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Основными угрозами внешнеэкономической безопасности являются: - низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь; - размер внешнего долга и его тенденция к росту; - ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков; - принятие зарубежными государствами протекционистских мер, установление барьеров и дискриминационных условий осуществления экспортно-импортных операций; - развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Республики Беларусь; - дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований. Для обеспечения внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь предусматривается: · переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода – покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга; · выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами; · осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений; · снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; · формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.
Критерии и показатели экономической безопасности Критерий — признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений. Критерий экономической безопасности – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Показатель — качественно-количественная характеристика социально-экономических объектов, явлений и процессов. Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной 9 ноября 2010 г. определены следующие основные индикаторы (показатели) состояния национальной безопасности Республики Беларусь: - доля в ВВП инвестиций в основной капитал; - уровень инновационной активности промышленных предприятий; - внутренние затраты на научные исследования и разработки; - платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета; - индекс развития человеческого потенциала; - децильный коэффициент (Децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных); - суммарный коэффициент рождаемости; - коэффициент депопуляции; - уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования; - уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций; - обеспеченность военными кадрами; - оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой; - коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП. Что касается показателей экономической безопасности, то в экономической науке их делят на несколько групп. Это показатели: · уровня и качества жизни населения; · экономического роста; · характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциалы страны; · характеризующие уровень теневой экономики; · характеризующие встроенность государства в мировую экономику. Показатели уровня и качества жизни населения можно оценить следующими параметрами: - производство валового внутреннего продукта на душу населения (номинального и реального); - средняя заработная плата; - потребительские расходы; - личные сбережения; - индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент); - совокупный индекс развития человеческого потенциала; - прожиточный минимум; - уровень бедности; - и др. Для оценки экономического роста используются такие критерии, как: - динамика и структура национального производства; - темпы роста ВВП (% в год); - дефлятор ВВП (% в год); - показатели объемов и темпов промышленного производства; - индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям, и его удельный вес в ВВП; - и др. Уровень природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны характеризуют показатели: - состояния и воспроизводства факторов производства; - ресурсосбережения; - производительности труда; - инвестиций в НИОКР и подготовку кадров; - общих расходов на развитие науки и их структура; - и др. Теневая экономика описывается показателями: - производства товаров и услуг теневой экономикой; - доходов от незарегистрированной и незаконной деятельности; - долей в ВВП и национальном доходе; - незаконно присвоенного имущества. Встроенность страны в мировую экономику отражают показатели: - экспорта, импорта, сальдо; - структуры экспорта и импорта; - доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологичных товаров; - доля импорта во внутреннем потреблении; - обменного курса валют и паритета покупательной способности. Рассматривая показатели экономической безопасности страны, следует иметь в виду, что для ее оценки важны не столько их абсолютные, сколько пороговые (предельные) значения. Направления обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления экономической безопасности: · поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции. Структурная перестройка экономики страны должна обеспечиваться путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики. Формирование показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости; · последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства; · привлечение внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться нормативная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит сформировать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми странами институциональную социально ориентированную рыночную среду с целью вхождения в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса; · повышение капиталовооруженности труда и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования. Это будет достигаться улучшением качественных характеристик инвестиционного процесса, формированием фондового рынка, повышением эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развитием конкуренции и внедрением эффективного антимонопольного регулирования; · сбалансированное развитие экономики, которое должно обеспечиваться по следующим основным направлениям: - соответствие темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса, - переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга, - наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора, - поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина), - формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов; · обеспечение успешной интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Защита от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере должна обеспечиваться многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов; · совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций (ТНК), финансово-промышленных групп, что позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятии в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяйствования; · повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания; · формирование позитивного имиджа страны за рубежом на основе развития сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участия в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.032 с.) |