Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Национальная экономика и экономическая безопасность

Поиск

Понятие и место экономической безопасности в системе национальной безопасности страны

 

Глобализация мировых процессов в конце XX — начале XXI веков резко обострила проблему национальной безопас­ности отдельных стран, особенно в сфере экономики. Борьба за экономические ресурсы для ведущих стран мира из обла­сти экономической перешла в область военно-политическую. Пример тому – война в Ираке, Ливии и других государствах, обладающих огромными природными ресурсами.

В этих условиях каждая страна стала разрабатывать свою стратегию национальной безопасности как в экономической, так и в других областях.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 года была утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В ней под НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗО­ПАСНОСТЬЮ понимается состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внеш­них угроз. Здесь же определены составные части национальной безопасности.

Важнейшей составной частью общей системы националь­ной безопасности является экономическая безопасность. Одна­ко следует заметить, что экономическая безопасность затра­гивает всю систему национальных интересов государства, ибо она является основой жизнедеятельности государства, обще­ства, личности.

Основными потенциальными либо реально существующи­ми экономическими угрозами национальной безопасности явля­ются:

· посягательства на независимость, территориальную це­лостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь;

· навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;

· недостаточная конкурентоспособность экономики Респу­блики Беларусь;

· снижение уровня благосостояния и качества жизни насе­ления;

· дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денеж­ной единицы;

· неспособность возвращать и обслуживать внешний и вну­тренний долг;

· невозможность гарантированного обеспечения сырьевы­ми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;

· потеря внешних рынков, в том числе в результате дискри­минации белорусских производителей;

· отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики;

· рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявле­ния;

· дезорганизация системы государственного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов;

· активизация эмиграционных процессов, рост нерегули­руемой иммиграции в страну;

· нарушение устойчивости системы социальной защиты;

· рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скры­той;

· нарушение функционирования критически важных объ­ектов информатизации;

· возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии;

· недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций;

· снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновацион­ное развитие;

· резкое либо масштабное снижение доверия граждан к основным государственным институтам;

· недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий;

· снижение или потеря конкурентоспособности отече­ственных информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов;

· деградация земель, лесов и природных комплексов, ис­тощение минерально-сырьевых, водных и биологических ре­сурсов;

· радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы;

· и др.

Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности лич­ности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Бела­русь и реализацию ее национальных интересов.

Основными задачами обеспечения национальной безопас­ности выступают:

- разработка и реализация государственной политики обе­спечения национальной безопасности;

- определение и поддержание необходимого баланса инте­ресов личности, общества и государства;

- нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности;

- обеспечение реализации национальных интересов и ус­тойчивого развития Республики Беларусь;

- создание системы обеспечения национальной безопасно­сти и организация ее эффективного функционирования.

Принципами обеспечения национальной безопасности яв­ляются:

· законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

· гуманизм и социальная справедливость;

· гласность;

· соблюдение баланса интересов личности, общества и го­сударства, их взаимная ответственность;

· комплексный подход к решению задач обеспечения на­циональной безопасности;

· единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

· участие в системах международной и региональной кол­лективной безопасности;

· разграничение сфер ответственности и полномочий го­сударственных органов в решении задач обеспечения нацио­нальной безопасности;

· приоритетность правовых, политических, экономических иинформационных мер обеспечения национальной безопас­ности;

· оперативность, своевременность, превентивность и со­размерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

Основными функциями системы обеспечения националь­ной безопасности являются:

- совершенствование концептуальных организационных и правовых основ обеспечения национальной безопасности;

- уточнение в соответствии со складывающейся обстанов­кой интересов личности, общества и государства, формирова­ние и поддержание их необходимого баланса;

- разработка и своевременная корректировка индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности, крите­риев эффективности деятельности субъектов ее обеспечения;

- организация и проведение мониторинга, анализа и оцен­ки состояния национальной безопасности;

- определение приоритетных направлений и задач обеспе­чения национальной безопасности в основных сферах жизне­деятельности личности, общества и государства;

- прогнозирование, своевременное выявление возрастания уровня опасности, оценка внутренних и внешних рисков, вы­зовов и угроз национальной безопасности;

- разработка и практическая реализация комплекса опера­тивных и долговременных мер по предупреждению и нейтра­лизации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности, недопущению нанесения ущерба национальным интересам и развитию Республики Беларусь;

- управление имеющимися силами и средствами, поддер­жание их в постоянной готовности на основе организацион­ного, кадрового, финансового, материального, технического, информационного и иного ресурсного обеспечения;

- организация взаимодействия и координация действий всех субъектов обеспечения национальной безопасности, оценка эффективности их деятельности;

- информирование граждан по вопросам состояния и обе­спечения национальной безопасности.

Субъектами обеспечения национальной безопасности явля­ются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судеб­ной власти; общественные и иные организации; граждане.

Объектами национальной безопасности являются:

· личность — ее конституционные права, свободы и закон­ные интересы;

· общество — его материальные и духовные ценности, си­стема общественных отношений, охраняемых нормами права;

· государство - его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй.

Составляющие экономической безопасности и их характеристика

 

Экономическая безопасность Республики Беларусь пред­ставляет собой сложную систему, важнейшими составляющи­ми которой являются следующие виды безопасности:

· производственная;

· финансовая;

· продовольственная;

· энергетическая;

· инновационная;

· инфраструктурная;

· внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности страны, ибо производство есть основа жизни че­ловека как биологического вида.

Основными угрозами производственной безопасности яв­ляются:

- устаревшие технологии и основные средства, обусловли­вающие высокую энергоемкость и материалоемкость произ­водства, низкое качество выпускаемой продукции;

- структурная деформированность экономики, преоблада­ние материало- и энергоемких производств;

- невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоем­кой продукции и медленное обновление продукции;

- рост неплатежей в экономике вследствие дефицита собственных оборотных средств и высокого удельного веса убыточных субъектов хозяйствования;

- высокий уровень монополизации в производственной сфере;

- и др.

Для повышения производственной безопасности Концеп­цией национальной безопасности Республики Беларусь пред­усмотрено:

· структурная перестройка экономики Республики Бела­русь на основе прямых иностранных инвестиций, роста произ­водительности труда и инновационной активности всех субъ­ектов хозяйствования;

· снижение импортоемкости, материалоемкости, себестои­мости и повышения качества производимой продукции;

· развитие высокотехнологичных конкурентоспособных производств. Предприятия с традиционными и низкими тех­нологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи акти­вов частным инвесторам;

· последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конку­ренции в экономических отношениях;

· основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества ра­бочей силы, наращивание инновационной активности субъек­тов хозяйствования;

· в качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффектив­ности и созданной добавленной стоимости.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики, ибо все виды экономической деятельности обслу­живаются финансовыми потоками.

Основными угрозами финансовой безопасности являются:

- дефицит Госбюджета;

- разбалансированность финансового рынка и рынка цен­ных бумаг;

- инфляция;

- размер внутреннего и внешнего долгов;

- долларизация национальной экономики;

- и др.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо:

· обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики;

· повысить рентабельность производства;

· обеспечить эффективное использование средств государ­ственного бюджета;

· обеспечить эффективное прохождение пиковых значений по платежам по внешнему долгу;

· совершенствовать денежно-кредитную и финансово-бюджетную политику.

Продовольственная безопасность в Республике Беларусь базируется на Концепции национальной продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность для пашен страны означает как сохранение ее суверенитета и независимости, так и повышение уровня и качества жизни населения.

Основными угрозами продовольственной безопасности являются:

- технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;

- высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;

- устаревшая инфраструктура АПК;

- устойчивая тенденция сокращения земель сельскохозяйственного назначения;

- старение трудовых ресурсов и отток молодежи из села;

- и др.

Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо:

· провести структурную перестройку и создать современную рыночную инфраструктуру АПК;

· сохранить существующие и восстановить сельскохозяйственные земли;

· снизить энерго- и материалоемкость сельскохозяйственного производства;

· покрывать совокупные потребности населения страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии в основном за счет собственного производства;

· усилить кооперацию и интеграцию с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса;

· повысить качество и безопасность продуктов питания.

Энергетическая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности Республики Беларусь в силу слабой обеспеченности страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (около 15% от общего объема потребления).

Основными угрозами энергетической безопасности явля­ются:

- высокая зависимость поставок энергоресурсов от одной страны (России);

- рост мировых цен на энергоресурсы;

- износ основных фондов предприятий топливно-энергетического комплекса;

- высокая энергоемкость отечественного производства;

- региональные конфликты в мировом сообществе, нару­шающие стабильность поставок энергоресурсов на мировой рынок;

и др.

Для обеспечения энергетической безопасности Програм­мой социально-экономического развития Республики Бела­русь на 2011—2015 годы определены следующие направления:

· внедрение современных энергосберегающих технологий;

· диверсификация источников получения энергоресурсов;

· реализация совместных проектов с Российской Федера­цией и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей;

· использование альтернативных энергоносителей с расши­рением местных источников энергии.

Инновационная безопасность для стран с переходной эконо­микой имеет первостепенное значение, а для Республики Бе­ларусь с ее ограниченными ресурсами – тем более.

Основными угрозами инновационной безопасности явля­ются:

- низкий критический уровень наукоемкости ВВП, необхо­димого для воспроизводства научно-технологического потен­циала;

- низкая инновационная активность и восприимчивость к инновациям белорусской экономики;

- неэффективность национальной инновационной систе­мы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отрас­левой (фирменной) науки;

- неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров;

- и др.

Для повышения инновационной безопасности необходимо:

· создание современной нормативной правовой базы, закрепляющей наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности;

· развитие рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры;

· существенное повышение доли затрат на научные иссле­дования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности;

· увеличение вложений в технологические инновации;

· введение в хозяйственный оборот и расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности;

· системное обновление материально-технической базы науки;

· создание технологических парков мирового уровня, способных реализовывать масштабные инновационные проекты.

Инфраструктурная безопасность призвана обеспечить гарантии предоставления потребителям инфраструктурных услуг и условия устойчивого функционирования экономической системы страны.

Основными угрозами инфраструктурной безопасности являются:

- зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;

- отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса;

- изношенность и технологическая отсталость материально-технической базы инфраструктурного комплекса;

- запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению о обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;

- структурная деформированность инфраструктурной сфе­ры;

- высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;

- вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образований нерезидентами;

- и др.

Для обеспечения инфраструктурной безопасности предусматривается:

· повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;

· опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;

· значительное снижение материалоемкости функциониро­вания инфраструктуры;

· совершенствование структуры инфраструктурного ком­плекса;

· опережающее развитие рыночной инфраструктуры (транспорта, связи и др., учитывая открытый характер эконо­мики и географическое положение Беларуси);

· создание дополнительных резервов мощностей инфра­структурного комплекса.

Внешнеэкономическая безопасность призвана создать усло­вия для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижения баланса эконо­мических интересов во внешнеэкономической деятельности.

Основными угрозами внешнеэкономической безопасности являются:

- низкая диверсификация экспорта и импорта Республики Беларусь;

- размер внешнего долга и его тенденция к росту;

- ухудшение условий внешней торговли, привлечения кре­дитных и инвестиционных ресурсов вследствие неблагоприят­ной конъюнктуры мировых рынков;

- принятие зарубежными государствами протекционист­ских мер, установление барьеров и дискриминационных усло­вий осуществления экспортно-импортных операций;

- развитие транзитных коридоров, систем транспортиров­ки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Республике Беларусь, целенаправленное ограничение транзитных возмож­ностей Республики Беларусь;

- дискриминация Республики Беларусь в рамках междуна­родных союзов и образований.

Для обеспечения внешнеэкономической безопасности Ре­спублики Беларусь предусматривается:

· переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода – покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;

· выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;

· осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений;

· снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимо­стью;

· формирование и поддержание на достаточном уровне зо­лотовалютных резервов.

 

Критерии и показатели экономической безопасности

Критерий — признак, на основании которого производит­ся оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений.

Критерий экономической безопасности оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражаю­щих сущность экономической безопасности.

Показатель — качественно-количественная характеристика социально-экономических объектов, явлений и процессов.

Концепцией национальной безопасности Республики Бе­ларусь, утвержденной 9 ноября 2010 г. определены следующие основные индикаторы (показатели) состояния национальной безопасности Республики Беларусь:

- доля в ВВП инвестиций в основной капитал;

- уровень инновационной активности промышленных предприятий;

- внутренние затраты на научные исследования и разработки;

- платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета;

- индекс развития человеческого потенциала;

- децильный коэффициент (Децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных);

- суммарный коэффициент рождаемости;

- коэффициент депопуляции;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования;

- уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций;

- обеспеченность военными кадрами;

- оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

- коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.

Что касается показателей экономической безопасности, то в экономической науке их делят на несколько групп. Это пока­затели:

· уровня и качества жизни населения;

· экономического роста;

· характеризующие природно-ресурсный, производствен­ный, научно-технический потенциалы страны;

· характеризующие уровень теневой экономики;

· характеризующие встроенность государства в мировую экономику.

Показатели уровня и качества жизни населения можно оце­нить следующими параметрами:

- производство валового внутреннего продукта на душу населения (номинального и реального);

- средняя заработная плата;

- потребительские расходы;

- личные сбережения;

- индекс дифференциации доходов (децильный коэффи­циент);

- совокупный индекс развития человеческого потенциала;

- прожиточный минимум;

- уровень бедности;

- и др.

Для оценки экономического роста используются такие кри­терии, как:

- динамика и структура национального производства;

- темпы роста ВВП (% в год);

- дефлятор ВВП (% в год);

- показатели объемов и темпов промышленного производ­ства;

- индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям, и его удельный вес в ВВП;

- и др.

Уровень природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны характеризуют показатели:

- состояния и воспроизводства факторов производства;

- ресурсосбережения;

- производительности труда;

- инвестиций в НИОКР и подготовку кадров;

- общих расходов на развитие науки и их структура;

- и др.

Теневая экономика описывается показателями:

- производства товаров и услуг теневой экономикой;

- доходов от незарегистрированной и незаконной деятель­ности;

- долей в ВВП и национальном доходе;

- незаконно присвоенного имущества.

Встроенность страны в мировую экономику отражают пока­затели:

- экспорта, импорта, сальдо;

- структуры экспорта и импорта;

- доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологичных товаров;

- доля импорта во внутреннем потреблении;

- обменного курса валют и паритета покупательной спо­собности.

Рассматривая показатели экономической безопасности страны, следует иметь в виду, что для ее оценки важны не столько их абсолютные, сколько пороговые (предельные) зна­чения.

Направления обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

 

Концепцией национальной безопасности Республики Бе­ларусь определены следующие приоритетные направления эко­номической безопасности:

· поддержание долгосрочной макроэкономической ста­бильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.

Структурная перестройка экономики страны должна обеспечиваться путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресур­сов в новые и перспективные сектора экономики. Формирова­ние показателей прогноза социально-экономического разви­тия Республики Беларусь должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных крите­риев работы на всех уровнях управления следует применять по­казатели эффективности и созданной добавленной стоимости;

· последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкурен­ции в экономических отношениях, поощрение предпринима­тельской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства;

· привлечение внешних ресурсов в экономику Республи­ки Беларусь целесообразно осуществлять в виде прямых ино­странных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влеку­щие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться норматив­ная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит сформировать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми странами институ­циональную социально ориентированную рыночную среду с целью вхождения в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса;

· повышение капиталовооруженности труда и качества ра­бочей силы, наращивание инновационной активности субъ­ектов хозяйствования. Это будет достигаться улучшением ка­чественных характеристик инвестиционного процесса, фор­мированием фондового рынка, повышением эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализацией крупномасштабных инфраструктурных про­ектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развитием конкуренции и внедрением эффективного антимонопольного регулирования;

· сбалансированное развитие экономики, которое должно обеспечиваться по следующим основным направлениям:

- соответствие темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса,

- переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода — покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга,

- наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданно­го валютного коридора,

- поддержание жестких бюджетных ограничений в дея­тельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевре­менного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина),

- формирование и поддержание на достаточном уровне зо­лотовалютных резервов;

· обеспечение успешной интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Защита от внеш­них угроз национальной безопасности в экономической сфере должна обеспечиваться многовекторной внешнеэкономиче­ской политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энер­гетических ресурсов;

· совершенствование условий создания и функциониро­вания совместных и иностранных коммерческих организа­ций, транснациональных корпораций (ТНК), финансово-промышленных групп, что позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятии в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяйствования;

· повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания;

· формирование позитивного имиджа страны за рубежом на основе развития сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участия в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.032 с.)