Экономические функции государства. Распределение их по уровням госуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические функции государства. Распределение их по уровням госуправления.



Являясь центральным элементом общественного сектора, государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. В зависимости об общественного строя, типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако, можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К числу которых относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций.

1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.

Действуя от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база, отвечающая реалиям конкретной экономической системы, обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.

К правовой функции государства относится также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление правового нигилизма. Государственная политика может эффективно реализовываться только в условиях общественного одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом как легитимное.

2. Распределение. Эта функция заключается в выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др. Рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без внешнего вмешательства. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов, которые могу быть классифицированы следующим образом:

  • решения верхнего уровня, носящие преимущественно политический характер, определяют общие приоритеты и направления использования государственных средств. Они принимаются высшими органами власти и в совокупности формируют стратегию экономической политики страны на несколько лет вперед. В Российской Федерации решения верхнего уровня оформляются в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных программ развития страны, разрабатываемых на период от 3 до 5 лет;
  • решения нижнего уровня, которые являются не стратегическими, а тактическими. Их задачей является конкретизация избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных ресурсов в краткосрочной перспективе. Конкретным воплощением решений нижнего уровня является важнейший финансовый закон страны - закон о бюджете. В этом документе, принимаемом ежегодно, закрепляются объем и структура государственных доходов, а также распределение этих средств на выполнение функций государства.

Очень важно обеспечить взаимосвязь между решениями стратегического и тактического характера. Программы распределения ресурсов, принимаемые на очередной год, должны учитывать долгосрочные приоритеты развития страны и в совокупности обеспечивать их достижение. С другой стороны, при постановке стратегических целей необходимо исходить не только из желаемого состояния объекта управления, но и из реальных экономических возможностей.

3. Перераспределение. Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

Практически любое вмешательство государства в экономику оказывает влияние на благосостояние граждан. Например, ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности, введение налогов или расширение бюджетных расходов приводят к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других - снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.

Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

  • во-первых, путем косвенного регулирования экономики. Примеры подобного регулирования очень разнообразны. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;
  • во-вторых с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства.Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.

Власти демократических стран стремятся к тому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию перераспределительных программ. Их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли, поскольку подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе.

4. Стабилизационная функция государства. Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.

Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.

Государство призвано обеспечивать защиту национального рынка от внешних воздействий. Современная экономика не может развиваться в условиях полной изоляции, она тесно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Поэтому кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно отражаются на положении отечественных производителей. Государство имеет крайне ограниченные рычаги влияния на социально-экономическую и политическую ситуацию в других странах, поэтому важная роль должна отводиться прогнозированию мировых тенденций и созданию специальных механизмов защиты национальной экономики от неблагоприятных воздействий извне.

Масштабы, формы и методы реализации каждой из названных экономических функций в различных государствах неодинаковы. Они определяются особенностями сложившейся ситуации, целями экономической политики, историческими и национальными традициями и рядом других факторов. В целом можно выделить два различных подхода к определению места и роли государства в экономической системе:

1. общество индивидуализма,основано на приоритете либеральных ценностей, ограничивает вмешательство государства в экономику выполнением минимально необходимых функций, связанных с созданием правовой базы, защитой прав собственности, обеспечением исполнения договоров, созданием равных условий для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной конкуренции. Государство здесь отделено от бизнеса, оно не вмешивается в рыночный механизм и решает ограниченный круг задач по созданию стабильной основы для его функционирования. Активное регулирование может применяться только в некоторых случаях, когда это требуется для обеспечения национальной безопасности (например, в чрезвычайных ситуациях);

2. общество коллективизма (коммунитарное общество) предполагает активную роль государства в регулировании общественной жизни.Государство обладает широким кругом полномочий. Помимо правовой функции, оно осуществляет масштабное распределение и перераспределение ресурсов с помощью бюджетной системы. Большую роль в экономике играет государственный сектор. Как свидетельствует мировой опыт, наибольший удельный вес предприятий государственной собственности характерен для таких отраслей, как железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика. Важное место отводится планированию и целеполаганию на государственном уровне. Средне- и долгосрочные планы социально-экономического развития подкрепляются необходимыми государственными ресурсами и служат ориентиром для общества в целом, в том числе и частного бизнеса. Государство стремится к более сильной централизации, а политическая система характеризуется наличием сильных политических партий.

На практике указанные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно имеет место сочетание принципов индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них, либо другого.

Распределение экономических функций по уровням государственного управления

Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.

Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояние предпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения.

Исходя из этого, можно говорить о следующих принципах распределения экономических функций по уровням государственного управления. Правовая функция реализуется на всех уровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должны противоречить общенациональному законодательству, это является важнейшим принципом целостности государства.

Функция распределения также свойственна различным уровням власти - и центральному, и региональному. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональный средства массовой информации). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.

Определить наиболее эффективные формы перераспределения доходов, вести учет получателей трансфертов и оценить возникающие побочные эффекты можно только обладая очень детальной информацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразно осуществлять на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждан и учет контингента нуждающихся. С другой стороны, эта функция частично реализуется и на общенациональном уровне - например, в форме перераспределения доходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений.

Наконец, стабилизационная функция относится к полномочиям центральных органов власти. Регулировать стабильность денежного обращения можно только на общенациональном уровне, поскольку денежная система едина для страны в целом. Рынки товаров, услуг, факторов производства также выходят за пределы отдельных регионов. Политика в сфере национальной безопасности и международных отношений может проводиться только на уровне центра. Наконец, важным фактором устойчивого развития страны является поддержание нормальных экономических связей между ее регионами, преодоление регионального сепаратизма, что также относится к компетенции центральных властей.

В Российской Федерации разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции. В соответствии с ней к предметам ведения федерального центра отнесены:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • федеративное устройство и территория страны;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • управление федеральной государственной собственностью;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе;
  • внешняя политика и международные отношения, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения;
  • оборона и безопасность; оборонное производство;
  • определение статуса и защита государственной границы России;
  • судоустройство; прокуратура; уголовное и гражданское законодательство; амнистия и помилование;
  • стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; официальный статистический и бухгалтерский учет; и ряд других вопросов.

Также установлены предметы совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся:

  • обеспечение соответствия регионального законодательства Конституции и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка; режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование и охрана окружающей среды; охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения;
  • меры по борьбе с чрезвычайными ситуациями;
  • установление общих принципов налогообложения в РФ;
  • административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; и некоторые другие вопросы.

По вопросам, не относящимся к предметам ведения федерального центра или совместного ведения центра и регионов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

5. Экономическое содержание и основные характеристики бюджета.

Бюджет – сумма:

А)роспись денежных доходов и расходов государства, составленная на определенный срок

Б)всякий план доходов и расходов в организации, предприятии или отдельного лица в денежном выражении на определенный срок

-смета будущих доходов и расходов на определенный срок.

Бюджеты обычно используются в случае, когда необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с предполагаемыми доходами.

Бюджеты принимаются для оценки дел семей, отделов предприятий, гос.филиалов и с этой т.з – это смета, баланс доходов и расходов государства.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления и формируемого за счет обязательных платежей юридических и физических лиц в соответствии с законодательством.

Понятие бюджета возникло в 16 веке в Англии. В российской экономической литературе понятие бюджета является дискуссионным. Часть экономистов считают, что это финансовая категория, другие – публичные финансы, другие – экономическая категория и при этом они мотивируют свою позицию тем, что существует понятие бюджетного государства, семьи, предприятия.

Тем не менее все экономисты согласны с тем, что бюджету присущи 3 свойства:

1.бюджет – это смета доходов и расходов

2.бюджет – это централизованный или децентрализованный фонд ос

3.бюджет – это какой-либо законопроект, либо органы власти.

Если мы будем рассматривать создание децентрализованного фонда, например: семьи или предприятия, то бюджет будет являться экономической категорией.

Если создание децентрализованного фонда, то бюджет – это финансовая категория.

В бюджетном кодексе дано след.определение бюджета:

Бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, таким образом в БК РФ рассматривается бюджет как финансовая категория.

Вместе с тем необходимо помнить, что исходя из экономического содержания бюджета, что бюджет –это часть валового внутреннего продукта.

Валовый внутренний продукт (ВВП) – это конечная стоимость услуг, произведенных за год в стране без учета, что произведено вне страны и доведенных до конечного потребителя.

 

Функции бюджета.

Вопрос о функциях является дискуссионным. В разных источниках выделяют от 2-3 до 8-15. Выделяют среди них эконом., контрольн., функция создания централизованного фонда гос-ва, функция расходования, функция соц., функция управленческая, образовательная, оборонная и т.п.

Следует отметить, что кол-во функций многие экономисты сопоставляют с кол-ом расходов, осущ-х бюджетом.

Видимо правы те, кто выделяет 2-3 функции:

1.создание децентрализованного фонда

2.расходование

3.контрольная – используется не самой категорией бюджета, а органами, поэтому говорить о функции категорий бюджета не совсем корректно.

Необходимость бюджета обусловлена наличием у людей специфических потребностей, а также

Экономическую основу составляет многообразие форм собственности. Условиями выступают товарно-денежные отношения.

Бюджет – это сложное финансовое явление, представляющее собой с одной стороны экономическую категорию, а с другой стороны реальный субъективный финансовый инструмент (рычаг воздействия определенного субъекта на те или иные сферы жизнедеятельности общества).

Как экономическая категория бюджет выражает планомерное отношение между экономическими субъектами.

Общие признаки бюджетов.

1.необходимость, причины, функции, общая цель, функционирование

2.экономическая основа

3.функциональная форма

4.функциональный механизм

1)уже в период давности – при формировании фонда, группы (рода, племени, культовые обряды, военные действия) представляет собой определенный прообраз бюджета. Его характерные черты:

-эпизодичность, -строгоцелевые назначения, -натуральная форма

3)цель бюджета – финансовое обеспечение субъекта; при переходе от бюджета до бюджета в государство происходит конкретизация важнейших элементов и условий. К причинам добавляется гос.устройство, а многообразие форм собственности должно предполагать гос.собственность, т.е государство здесь выступает в качестве субъекта владельца жизненных властей.

Цель гос.бюджета – финансовое обеспечение функций государства.

Форма функционирования бюджетов – планомерность, плановость – предварительно составление планов, формирование и исполнение бюджета, их согласование.

Механизм бюджета – система формирования и исполнения денежного фонда, имеющее ряд специфических характеристик:

-сумма поступлений бюджета; -сумма расходов; -соотношение поступлений и расходов; -длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета – складываются в совокупности различных платежей экономических субъектов и специфических поступлений (налоги, приватизация, аренда, прибыль гос.предприятий).

Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные предприятия на финансирование государственных нужд.

Соотношение доходов и расходов приобретает одно из 3 форм:

Баланс или суффиции (расходы=доходы), дефицит бюджета (расходы >доходов), профицит (расходы < доходов).

Все основные характеристики находят отражение в законодательных актах органов гос.власти в бюджете. Часть даются к коэффициентам соотношения ВВП.

6. Структура финансовой системы РФ. Госбюджет как главный финансовый план страны.

Финансы - инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство. Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Таким образом, финансовые ресурсы государства - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые ресурсы необходимы государству для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет — смета доходов и расходов государства, имеющая силу закона. Составляется как правило на год с указанием источника поступления доходов и направлением расходования средств.

Основные функции государственного бюджета:

Перераспределение национального дохода и валового национального продукта;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств не включаемые в бюджетную систему. Они создаются по решению органов государственной власти и имеют целевое назначение.

Цели создания фондов:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) — 20% на пенсионное обеспечение населения, является материальной помощью.

Фонд обязательного социального страхования (ФОСС) — 3,2% на выплаты по больничным листам, по беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортное лечение.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 2,8% (0,8% в федеральный бюджет, 2% в региональный) на получение медицинской лекарственной помощи за счет средств страхования.

Государственный кредит — это особая форма кредитных отношений между государством, физическими и юридическими лицами при которой государство выступает в качестве заемщика.

Фонд страхования — экономические отношения по защите имущественных интересов, физических и юридических лиц за счет денежных доходов получаемых от страховых взносов, а также по оказанию помощи гражданам при различных событиях в их жизни.

Финансы предприятий различных форм собственности — основа финансовой системы, так как от состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение государство.

 

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.06 с.)