Нормирование расходов. Показатели.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование расходов. Показатели.



1. Характеристика расходов бюджета

 

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

 

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества.

 

Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, в значительной мере отражает структуру государственного управления, что естественно, так как именно в системе ведомств и воплощаются организационно-стабильные функции управления.

 

Расходования средств бюджета производится в размерах и по адресам, определенным федеральным законом, а также законами и другими нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год.

 

Основные направления расходов бюджета:

 

- государственное управление;

 

- местное самоуправление;

 

- судебная власть;

 

- национальная оборона;

 

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

 

- фундаментальные исследования и содействие НТП;

 

- блок отраслевых расходов (промышленность, строительство, с/х и др.);

 

- развитие рыночной инфраструктуры;

 

- жилищно - коммунальное хозяйство;

 

- образование, культура, искусство, кинематография, СМИ, здравоохранение и физическая культура;

 

- социальная политика;

 

- обслуживание государственного долга;

 

- расходы бюджетных и целевых фондов и др.

 

Одна из сложных проблем бюджетного финансирования - разделения отдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы: федеральный, субъект Федерации, местное самоуправление.

 

Существует группа расходов, находящихся исключительно в ведении Федерации. То оборона, международная деятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода присутствуют в бюджетах всех уровней, что ставит вопрос о доле каждого уровня в общей сумме данных расходов.

 

В общем смысле ясно, что расходы, к примеру, на образование, социальную политику и т.п. должны в большей мере осуществляться через бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Но общего смысла недостаточно для определения конкретных сумм расходов на эти цели во всех бюджетах.

 

Нужны определенные методики, нормативы, договоренности между органами власти разного уровня. Это сложный и, к сожалению, до конца не решенный вопрос. Сожаления связано с тем, что нерешенность данного вопроса порождает конфликты и реальное недовольство. Здесь предстоит еще большая работа по достижению взаимоприемлемого для всех решения.

 

Можно отметить, что имеется своеобразная симметрия трудностей в доходах и в расходах бюджетной системы: это распределение и доходов, и расходов по уровням бюджетной системы.

 

Эти трудности связаны между собой и предполагают одновременное решение и в части доходов, и в части расходов. Выделение трех уровней в бюджетной системе приводит к тому, что в конкретном населенном пункте или одновременно. В любом субъекте Федерации имеются объекты, финансируемые из федерального бюджета, а на территории местного самоуправления могут быть учреждения и организации, финансируемые из бюджета субъекта Федерации. Это обстоятельство важно иметь в виду, когда сравниваются уровни бюджетных расходов на одного жителя в разных областях и районах.

 

Расходы бюджета включают и предоставление ссуд.

 

Последние бывают внутренними - это ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты (которые выделяются хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства) и внешними - это ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, государственные кредиты странами СНГ и зарубежным государствам.

 

2. Классификация расходов бюджета

 

Социальные расходы -- это расходы на образование, подготовку профессиональных кадров, культуру и искусство, науку, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальные программы.

 

Экономические расходы включают расходы на:

 

* содержание, поддержку и расширение государственного сектора экономики (субсидии, дотации убыточным предприятиям, государственные коммуникации и т.д.);

 

* государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной инфраструктуры (жилье, социальная сфера);

 

* внешнеэкономическую деятельность;

 

* обслуживание государственного долга;

 

* прочие расходы экономического характера.

 

В целом они имеют тенденцию к росту, однако особое внимание должно быть обращено на контроль за результативностью данных расходов и состоянием статьи по обслуживанию долга. Снижение отдачи, как и рост выплат по займам, представляются нежелательными тенденциями, способными в перспективе привести к серьезным социально-экономическим проблемам и негативным последствиям.

 

К расходам государственного бюджета относятся:

 

Обязательные расходы

 

* Государственное управление;

 

* Обеспечение правопорядка;

 

* Содержание вооруженных сил;

 

В настоящее время размеры и структура обязательных расходов зависят от множества факторов:

 

* характера внутреннего государственно-экономического устройства, его прочности;

 

* действующего правопорядка, способов его поддержки (силового или демократического);

 

* стабильности международного государственного устройства, постоянства и характера обеспечения неприкосновенности границ.

 

Социальные расходы

 

* Содержание нетрудоспособных и малоимущих;

 

* Социально-культурные мероприятия;

 

Экономические расходы

 

* Создание и содержание государственной инфраструктуры;

 

* Финансирование государственных организаций;

 

* Экономическое регулирование и контроль;

 

Кроме рассмотренных, существуют еще две группы расходов: резервы и прочие расходы и средства, передаваемые нижестоящим бюджетам.

 

Они объединяют различные дотации, резервы, субвенции дотационным регионам для финансирования функций органов власти субъектов Федерации и местных органов власти.

 

Согласно государственному устройству и бюджетной системе РФ расходы страны распределены на федеральные, субъектные и местные.

 

Их формирование строится на базе минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, а также на единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

 

Различают три структуры расходов бюджета:

 

· функциональную;

 

· экономическую;

 

· ведомственную;

 

Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы:

 

Классификация расходов государственного бюджета РФ

 

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

 

Разделы:

 

· государственное управление и местное самоуправление;

 

· судебная власть;

 

· международная деятельность;

 

· национальная оборона;

 

· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

 

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

 

· промышленность, энергетика и строительство;

 

· сельское хозяйство, рыболовство и др.

 

Разделы делятся на подразделы.

 

Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов:

 

- международное сотрудничество;

 

- участие в миротворческой деятельности;

 

- реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ;

 

- международные культурные, научные и информационные связи;

 

- экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

 

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

 

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

 

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания бывают: текущие и капитальные.

 

- текущие -- включают все остальные расходы, не вошедшие в бюджет развития;

 

предназначены для функционирования органов власти, бюджетных учреждений, оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

 

В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы:

 

· закупки товаров и услуг;

 

· выплаты процентов;

 

· субсидии и текущие трансферты;

 

· оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

 

В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи:

 

· оплата труда государственных служащих;

 

· начисления на оплату труда;

 

· приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

 

· командировки и служебные разъезды,

 

· оплата транспортных услуг,

 

· оплата услуг связи,

 

· оплата коммунальных услуг,

 

· оплата геологоразведочных работ и др.

 

Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

 

Закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются на основе контрактов.

 

В расходной части бюджетов предусматриваются резервные фонды органов исполнительной власти и местного самоуправления.

 

Средства резервных фондов используются на непредвиденные расходы, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

 

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы:

 

- капитальные вложения в основные фонды,

 

- создание государственных запасов и резервов,

 

- приобретение земли и нематериальных активов,

 

- капитальные трансферты.

 

В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа «Предоставление кредитов».

16. Характеристика доходов федерального бюджета.

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина.

Неналоговые доходы федерального бюджета включают:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;

часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;

доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться

бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.014 с.)