Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм бюджетного процесса.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бюджетный процесс – важнейшая составная часть бюджетного устройства страны, в БК РФ под ним понимается регламентируемая нормами права деятельность органов гос.власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов гос.внебюджетных фондов (ГВБФ), утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также контролю за их исполнением. Бюджетный процесс выступает важнейшей составной частью бюджетного устройства России. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс -- это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контролю за их исполнением. Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. По действующему законодательству составление и исполнение бюджетов является функциями исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение-- функциями представительных органов. На практике данные процессы осуществляются в тесном сотрудничестве обеих властей. Контроль за исполнением бюджетов в большей степени ложится на исполнительные органы. В основе бюджетного процесса лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ. Вместе с тем бюджетному процессу присущи и другие принципы. Принцип специализации бюджетных показателей. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Она является единой и применяется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных бюджетов. Принцип ежегодности бюджета состоит в том, что бюджеты принимаются каждый год заново. Это имеет большое экономическое значение, так как обеспечивает возможность более полно и своевременно учесть и конкретизировать текущие изменения в экономической, социальной, политической жизни, международной обстановке. Одновременно с этим повышаются эффективность и качество повседневного контроля за рациональным использованием государственных финансовых ресурсов. Бюджетный процесс отличает от прочих юридических процессов, в первую очередь, перечень участников бюджетного процесса, к которым, согласно ст. 152 БК РФ, относятся следующие субъекты: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов (бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, законодательством субъектов РФ возложены бюджетные, Налоговые и иные полномочия. Кроме того, участниками бюджетного процесса так же являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Бюджетный процесс включает пять стадий: составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти; утверждение бюджета и принятие закона о бюджете; исполнение бюджета; рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Последовательная смена одной стадии другой составляет в совокупности бюджетный цикл, протяженность которого во времени составляет примерно 2,5 года. При этом особенность бюджетного процесса заключается в том, что один и тот же Промежуток времени может рассматриваться как стадия того или иного бюджетного цикла К примеру, второй квартал года является и стадией составления проекта бюджета на будущий год, и стадией исполнения бюджета текущего года, и стадией рассмотрения составленного отчета об исполнении бюджета за прошлый год. Составной частью бюджетного процесса является; бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. В то же время БК РФ не ставит в прямую зависимость составление региональных бюджетов от федерального, этот вопрос регулируется региональным законодательством. Местные органы власти в соответствии с принципами местного самоуправления являются самостоятельными в вопросах разработки, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих регионов. Вмешательство вышестоящих органов управления в бюджетный процесс по общему правилу не допускается. Так, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. в ст. 14 устанавливает, что представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета либо вправе заключать соглашения с территориальными органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации об обслуживании исполнения местных бюджетов СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.. Бюджеты утверждаются в форме закона (федерального, республиканского) и в форме решения (постановления) местного правительства или другого местного законодательного органа. В связи с этим отдельные стадии бюджетного процесса (составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета и т.д.) можно рассматривать как составную часть законотворческого процесса в России, учитывая специфику, предусмотренную бюджетным законодательством. 12. Формирование федерального бюджета РФ. Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проект федерального бюджета основывается на следующих документах: бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития на очередной год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год; прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ; плане развития государственного сектора экономики.
1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы. 2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции. Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год. При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы: метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных; метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период. 3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами. 4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами. План развития государственной экономики включает: сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий; программу приватизации государственного имущества; данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются: прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год; перспективный финансовый план; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; программа внутренних и внешних заимствований; программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год. Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации. Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы. Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы: Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели; правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз; Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации; правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год. Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы: Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями; Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля. Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии; с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу. 13. Бюджетная классификация РФ. В связи с тем, что составляющие бюджет доходы и расходы неоднородны по источникам, составу и направлениям и некоторым другим параметрам, для целей их планирования и учета разработана и используется бюджетная классификация, составляющая основу бюджетной системы государства. Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных в установленном порядке. Назначение бюджетной классификации проявляется в том, что она используется: 1) для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, 2) для осуществления контроля за выделением и расходованием бюджетных средств, 3) для обеспечения необходимой сопоставимости показателей бюджетов всех уровней, 4) для составления консолидированных бюджетов всех уровней государства. Основой бюджетной классификации служит группировка показателей. Выбор критериев группировки показателей строится на том условии, что используемая бюджетная классификация должна давать полное представление о формировании доходов и направлениях средств, их составе и структуре во всех необходимых для управления государством разрезах: социально-экономическом, ведомственном, социальном. Роль бюджетной классификации в бюджетной системе страны заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода. Основные положения бюджетной классификации, ее элементы и механизмы практического использования должны раскрываться в бюджетном законодательстве государства. С течением времени содержание и концепции бюджетной классификации могут меняться под влиянием различных макро- и микроэкономических факторов. Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает (рис.1): 1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; 2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; 3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; 4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; 5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; 6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга; 7) классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации; 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. Построение бюджетной классификации регламентируется Федеральным Законом от 05/08/2000г. №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 07/07/2000г.) Этот документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость показателей бюджетов. 14. Сметы: виды, порядок составления и утверждения. Смета – это основной плановый документ для финансирования расходов учреждений и организаций из государственного бюджета. Можно выделить следующие виды смет 1) Индивидуальные сметы. Они отражают специфику и особенности производственной деятельности учреждения. Данные сметы разрабатываются по утвержденным формам и различаются по видам бюджетных учреждении (школам, больницам, детским садам и т.д.). Смета состоит из трех разделов: - в первом разделе указываются наименование и адрес учреждения, сметные подразделения (раздел, параграф бюджетной классификации, по которому финансируется учреждение) и проводится свод расходов по статьям бюджетной классификации с поквартальной разбивкой; - во втором разделе отражаются производственные показатели: количество классов по годам обучения, число воспитанников, проживающих в школах-интернатах, детских домах, число детей в детских дошкольных учреждениях, количество групп в них, коечный фонд, число врачебных дней и посещений, число койко-дней; а также общие сведения: количество занимаемых зданий, их площадь, кубатура и т.д.; - в третьем разделе содержатся расчеты и обоснования по статьям расходов и отдельным их элементам. 2) Общие сметы. Общая смета представляет собой основной финансовый документ, определяющий объем, целевое назначение и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание нескольких однотипных учреждений, обслуживаемых одной централизованной бухгалтерией или отделом исполкома местного Совета народных депутатов. По учреждениям, для которых разработаны общие сметы, индивидуальные сметы не составляютя. Конкретный перечень учреждений, для которых составляются общие сметы, в каждом случае устанавливает соответствующий исполком Советов народных депутатов. Финансирование учреждений по общим сметам осуществляется на основании решения соответствующего исполкома местного Совета народных депутатов. Право расходования средств по общим сметам предоставляется главному распорядителю кредитов - руководителю отдела исполкома районного, городского Совета народных депутатов, председателю исполкома сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения) Совета народных депутатов или по их поручению лицу, выполняющему функции главного распорядителя кредитов (например, руководителю обслуживаемого учреждения). Составление общих смет по однотипным бюджетным учреждениям упрощает формирование смет. Облегчает учет их исполнения, позволяет более широко использовать в финансовой работе современные средства вычислительной и организационной техники. 3) Сметы расходов на централизованные мероприятия. Данные сметы составляются министерствами, ведомствами или управлениями исполкомов местных Советов народных депутатов. На их основе финансируются затраты на подготовку кадров, приобретение специального, дорогостоящего инвентаря и учебного оборудования, приобретение медицинского оборудования и т.д. 4) Сводные отраслевые сметы. Это объединенные в одну смету индивидуальные сметы однородных учреждений, сметы расходов на централизованные мероприятия и общие сметы министерств и управлений исполкомов. Порядок составления бюджетных смет 1. Сметы федеральных казенных учреждений, подведомственных Росархиву (далее – учреждения), утверждаются на период одного финансового года по форме согласно Приложению № 1 к настоящему Порядку. 2. Сметы составляются на основании доведенных до учреждений в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года. 3. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и кодов статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления (далее – статьи и подстатьи КОСГУ) бюджетной классификации Российской Федерации. 4. Смета составляется в двух экземплярах и подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером учреждения. Порядок утверждения бюджетных смет Смета учреждения утверждается руководителем Росархива или заместителем, исполняющим его обязанности на период отсутствия руководителя (уполномоченным утверждать смету), после согласования с начальником отдела финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива и заверяется гербовой печатью Росархива.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.01 с.) |