Тема. Социальная политика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Социальная политика Республики Беларусь



 

Под СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ понимают комплекс мер государства, направленных на обеспечение благоприят­ных условий труда, жизни, и всестороннего развития членов общества.

Необходимость формирования социальной политики обу­словлена тем, что рыночный механизм гарантирует высокий жизненный уровень лишь тем, кто более способен, образован, физически крепок и т.д. Однако в обществе есть люди, кото­рые по объективным причинам не могут обеспечить себе даже минимальный уровень благосостояния. Это — дети-сироты, старики, безработные и др. Они должны быть защищены го­сударством.

Социальная и экономическая политика тесно взаимосвяза­ны между собой. Социальная политика не может быть реали­зована без надлежащей материальной базы, равно как и эконо­мическая политика не может быть реализована без использо­вания человеческого фактора.

Основными задачами социальной политики государства яв­ляются:

1. Обеспечение социальной защиты беднейшим слоям на­селения через оказание им материальной помощи.

Для того чтобы определить, кто имеет право на такую со­циальную помощь, используется показатель прожиточного минимума.

2. Обеспечение государственных гарантий по социальной защите в случае болезни, нетрудоспособности, несчастного случая и др.

3. Обеспечение гарантии права на труд.

Такие гарантии со стороны государства обеспечиваются конституционно через трудовое законодательство, которое распространяется на все субъекты хозяйствования, независи­мо от форм собственности.

4. Регулирование занятости населения.

Оно обеспечивается через создание и функционирование бирж труда, переквалификацию работников, реализацию программ по формированию новых рабочих мест и др.

5. Создание условий для всестороннего развития личности.
Это достигается на основе обеспечения доступности к ценностям национальной и мировой культуры (возможность учиться за границей, посещать библиотеки, музеи, иметь доступ в интернет и др.).

6. Создание условий для негосударственного социального страхования.

Оно представляет собой отношения по защите имущественных интересов людей при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

7. Защита окружающей среды.

Охрана окружающей среды призвана обеспечить благоприятные условия труда, жизни и всестороннего развития личности.

Существуют и другие задачи социальной политики, позволяющие государству корректировать результаты действия ры­ночного механизма.

Социальная политика базируется на определенных прин­ципах, основными из которых являются:

а) государственное вмешательство в сферу социальной защиты не должно разрушать рыночный механизм со стимули­рующей конкуренцией;

б) социальная защита должна обеспечивать человеку опре­деленные социальные нормативы, отражающие уровень их жизни, быта, условия труда, но не носить благотворительный характер;

в) обеспечение всеобщности социального страхования с дифференцированным подходом к различным слоям и груп­пам населения в зависимости от социального положения, воз­раста, трудоспособности и экономической самостоятельности;

г) социальные программы должны быть обеспечены ресурсами;

д) должна быть обеспечена гибкость и многоуровневость социальной защиты (верховная власть — местные органы власти - предприятия - общественные организации) с четким определением прав, функций и ответственности каждого;

е) недопущение уравниловки в распределении социальной помощи и подрыва стимулов к творческому и эффективному труду.

Конечной целью социальной политики государства являет­ся повышение уровня и качества жизни населения. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ — это экономическая категория и социальный стан­дарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, жилищ­ные условия, доходы населения, домашнее имущество, плат­ные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень на­селения, социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Уровень жизни определяется содержанием таких величин, как: прожиточный минимум и потребительская корзина. Про­житочный миниму м — это размер денежного дохода, обеспечи­вающий удовлетворение минимально допустимых потребно­стей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, на­ходящихся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за предшествующий квартал.

Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Последняя представляет собой официально устанавливаемый государ­ством уровень оплаты труда на предприятиях всех форм соб­ственности в виде наименьшей месячной ставки или почасо­вой оплаты.

Наряду с прожиточным минимумом для определения реаль­ного уровня жизни населения используется понятие «потреби­тельская корзина» как некий стандарт, к которому приравни­ваются фактические данные потребления благ. Она включает в себя научно обоснованный набор продовольственных и не­продовольственных товаров и услуг, обеспечивающих удовлет­ворение конкретных функциональных потребностей человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных усло­вий, складывающихся в государстве и реальных возможностей экономики.

В общем виде уровень жизни в стране или регионе опреде­ляется по средней продолжительности жизни населения, ве­личине безработицы, структуре личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работни­ков, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а также уровень развития социальной инфраструктуры (напри­мер, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.).

Уровень жизни является показателем социального разви­тия, в то время как ВВП и национальный доход на душу насе­ления — показателями общеэкономического развития. Однако следует заметить, что те и другие показатели взаимосвязаны и дополняют друг друга. Рост общеэкономических показателей способствует росту социальных показателей, и наоборот.

По рекомендации ООН уровень жизни измеряется систе­мой показателей, которые классифицируют по следующим группам: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обе­спечение; права человека.

Под КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ понимают существенные осо­бенности удовлетворения физических и социальных потреб­ностей различными людьми, группами людей, нациями.

Существуют два подхода к оценке качества жизни: объективный (на основе официальных статистических данных) и 3 субъективный, основанный на социологических опросах населения.

Важнейшей задачей государства в области социальной политики является СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, под которой понимают систему принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни челове­ка, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как средства к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание немощ­ных людей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное забо­левание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Критерием, определяющим право на социальную защиту со стороны государства, является «граница бедности» - ми­нимально допустимый критический уровень жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражда­нам. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюд­жет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом, используется для количествен­ной оценки бедности.

В большинстве стран система социальной защиты реали­зуется посредством разного рода программ, среди которых ти­пичными являются:

- социальное страхование;

- социальная помощь;

- социальное обслуживание.

Программы социального страхования являются формой со­циальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенность социаль­ного страхования - его финансирование из специальных вне­бюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работо­дателей и работников.

Использование средств социального страхования осущест­вляется в форме денежных выплат: пенсий и пособий.

Пенсии могут быть страховые или трудовые (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет) и социальные (выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию). Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном прерывании работы, а также для ком­пенсации дополнительных расходов, возникающих в опреде­ленных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти близ­кого родственника).

Особое место занимают пособия по безработице, основное значение которых состоит в недопущении резкого падения до­ходов временно не занятых работников.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

Одним из основных направлений социальной помощи яв­ляются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Респу­блике Беларусь адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальное обслуживание предполагает создание условий для социальной адаптации людей путем оказания соци­альной поддержки, предоставление бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиден­циальности и добровольности.

 

Тема. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

 

Любая экономическая деятельность нуждается в планиро­вании, так как позволяет четко координировать действия, рас­пределять ресурсы и добиваться желаемых результатов в опти­мальные сроки.

В современной рыночной экономике нет единой моде­ли планирования, которая была бы пригодна для всех эко­номических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы.

В современной науке выделяются следующие типы макроэ­кономического планирования: директивное (административно-командное), индирективное, регулятивное, индикативное и стратегическое.

Директивное (административно-командное) планирование было свойственно социалистической системе. Этот способ управления хозяйством страны, основан на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, примене­нии директивных методов управления, сосредоточении основ­ных видов ресурсов производства в государственной собствен­ности. Все крупные решения, касающиеся использования ре­сурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Предприятия являются собственностью государ­ства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения.

Индирективное планирование также базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производ­ства, но набор средств реализации планов более широк. В ка­честве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хо­зяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не гро­зит административное наказание. Индирективному планиро­ванию присущи те же недостатки, что и директивному.

Регулятивное планирование характерно для смешанной эко­номики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономи­ки. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах.

Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом прави­тельство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть го­сударство. Целью стратегического планирования можно счи­тать обеспечение экономического потенциала страны, доста­точного для устойчивого развития национальной экономики.

Движение национальной экономики к рынку требует учета и использования всех возможных типов планирования исходяиз их рациональной целесообразности. В Республике Беларусь сочетаются директивное и индикативное планирование. При этом в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования, что связано с преобладанием в экономике страны государственной собственности.

Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях буду­щего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов.

В зависимости от сферы применения прогнозирование бы­вает социально-экономическое и научно-техническое. Соци­ально-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, техниче­ских и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития.

В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. На­роднохозяйственное прогнозирование учитывает возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, ре­гионов в реализации перспективных планов макроэкономиче­ского планирования. Прогнозирование развития предприятий определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основе новейших достижений тех­ники и технологии производства.

По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое про­гнозирование состоит в оценке перспективных тенденций раз­вития объекта исследования. Нормативное связано с определе­нием путей и сроков достижения желаемых состояний иссле­дуемого объекта на основе сложившихся показателей.

К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести, прежде всего, принцип зтапизации прогнози­рования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач со­ставления прогноза. Первым этапом должно служить предви­дение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе по­исковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набо­ру конкретных мер государственного регулирования и воздей­ствия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисле­ния амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги – бюджетные инвестиции, субси­дии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касаю­щиеся материально-вещественных или иных потоков, лицен­зии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является коррек­тировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов.

Важными методологическими принципами прогнозирова­ния являются:

- принцип этапизации;

- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздей­ствия государства на экономику — не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз насту­пления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничи­вать их число;

- принцип социальной направленности и приоритетов обще­ственных потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены на удовлетво­рение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека;

- принцип повышения эффективности общественного произ­водства или принцип оптимальности. Это означает, что в про­гнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совер­шенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов;

- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ре­сурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на форми­рование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике;

- принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономи­ки и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплекс­ное использование ресурсов, которыми располагает данный регион;

- принцип приоритетов. Он означает, что из всего многооб­разия отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развития эко­номики с ресурсами;

- принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов;

- принцип комплексности или системности. Он предпола­гает рассмотрение экономики как системы и в свете систем­ного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических, органи­зационных, научно-технических и др. проблем, оптимизиро­вать структуру и характер развития системы;

- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования должны соответство­вать процессам и тенденциям развития реальной экономики;

- принцип формирования комплекса (набора) прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, напри­мер экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надеж­ность выполнения прогнозов.

Основные прогнозные показатели развития Республики Беларусь определены «Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередную пятилетку (2011—2015 гг.)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.031 с.)