Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Социальная политика Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ понимают комплекс мер государства, направленных на обеспечение благоприятных условий труда, жизни, и всестороннего развития членов общества. Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что рыночный механизм гарантирует высокий жизненный уровень лишь тем, кто более способен, образован, физически крепок и т.д. Однако в обществе есть люди, которые по объективным причинам не могут обеспечить себе даже минимальный уровень благосостояния. Это — дети-сироты, старики, безработные и др. Они должны быть защищены государством. Социальная и экономическая политика тесно взаимосвязаны между собой. Социальная политика не может быть реализована без надлежащей материальной базы, равно как и экономическая политика не может быть реализована без использования человеческого фактора. Основными задачами социальной политики государства являются: 1. Обеспечение социальной защиты беднейшим слоям населения через оказание им материальной помощи. Для того чтобы определить, кто имеет право на такую социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. 2. Обеспечение государственных гарантий по социальной защите в случае болезни, нетрудоспособности, несчастного случая и др. 3. Обеспечение гарантии права на труд. Такие гарантии со стороны государства обеспечиваются конституционно через трудовое законодательство, которое распространяется на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности. 4. Регулирование занятости населения. Оно обеспечивается через создание и функционирование бирж труда, переквалификацию работников, реализацию программ по формированию новых рабочих мест и др. 5. Создание условий для всестороннего развития личности. 6. Создание условий для негосударственного социального страхования. Оно представляет собой отношения по защите имущественных интересов людей при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. 7. Защита окружающей среды. Охрана окружающей среды призвана обеспечить благоприятные условия труда, жизни и всестороннего развития личности. Существуют и другие задачи социальной политики, позволяющие государству корректировать результаты действия рыночного механизма. Социальная политика базируется на определенных принципах, основными из которых являются: а) государственное вмешательство в сферу социальной защиты не должно разрушать рыночный механизм со стимулирующей конкуренцией; б) социальная защита должна обеспечивать человеку определенные социальные нормативы, отражающие уровень их жизни, быта, условия труда, но не носить благотворительный характер; в) обеспечение всеобщности социального страхования с дифференцированным подходом к различным слоям и группам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и экономической самостоятельности; г) социальные программы должны быть обеспечены ресурсами; д) должна быть обеспечена гибкость и многоуровневость социальной защиты (верховная власть — местные органы власти - предприятия - общественные организации) с четким определением прав, функций и ответственности каждого; е) недопущение уравниловки в распределении социальной помощи и подрыва стимулов к творческому и эффективному труду. Конечной целью социальной политики государства является повышение уровня и качества жизни населения. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ — это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, жилищные условия, доходы населения, домашнее имущество, платные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень населения, социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан. Уровень жизни определяется содержанием таких величин, как: прожиточный минимум и потребительская корзина. Прожиточный миниму м — это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящихся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за предшествующий квартал. Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Последняя представляет собой официально устанавливаемый государством уровень оплаты труда на предприятиях всех форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Наряду с прожиточным минимумом для определения реального уровня жизни населения используется понятие «потребительская корзина» как некий стандарт, к которому приравниваются фактические данные потребления благ. Она включает в себя научно обоснованный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение конкретных функциональных потребностей человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в государстве и реальных возможностей экономики. В общем виде уровень жизни в стране или регионе определяется по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структуре личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а также уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.). Уровень жизни является показателем социального развития, в то время как ВВП и национальный доход на душу населения — показателями общеэкономического развития. Однако следует заметить, что те и другие показатели взаимосвязаны и дополняют друг друга. Рост общеэкономических показателей способствует росту социальных показателей, и наоборот. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, которые классифицируют по следующим группам: демографические; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Под КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ понимают существенные особенности удовлетворения физических и социальных потребностей различными людьми, группами людей, нациями. Существуют два подхода к оценке качества жизни: объективный (на основе официальных статистических данных) и 3 субъективный, основанный на социологических опросах населения. Важнейшей задачей государства в области социальной политики является СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, под которой понимают систему принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как средства к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание немощных людей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Критерием, определяющим право на социальную защиту со стороны государства, является «граница бедности» - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражданам. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом, используется для количественной оценки бедности. В большинстве стран система социальной защиты реализуется посредством разного рода программ, среди которых типичными являются: - социальное страхование; - социальная помощь; - социальное обслуживание. Программы социального страхования являются формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенность социального страхования - его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников. Использование средств социального страхования осуществляется в форме денежных выплат: пенсий и пособий. Пенсии могут быть страховые или трудовые (по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет) и социальные (выплачиваются нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на страховую пенсию). Пособия — это гарантированные денежные выплаты при временном прерывании работы, а также для компенсации дополнительных расходов, возникающих в определенных случаях (при рождении ребенка, в случае смерти близкого родственника). Особое место занимают пособия по безработице, основное значение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Республике Беларусь адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека. Социальное обслуживание предполагает создание условий для социальной адаптации людей путем оказания социальной поддержки, предоставление бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности.
Тема. Система планирования и прогнозирования национальной экономики
Любая экономическая деятельность нуждается в планировании, так как позволяет четко координировать действия, распределять ресурсы и добиваться желаемых результатов в оптимальные сроки. В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы. В современной науке выделяются следующие типы макроэкономического планирования: директивное (административно-командное), индирективное, регулятивное, индикативное и стратегическое. Директивное (административно-командное) планирование было свойственно социалистической системе. Этот способ управления хозяйством страны, основан на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Все крупные решения, касающиеся использования ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Индирективное планирование также базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производства, но набор средств реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит административное наказание. Индирективному планированию присущи те же недостатки, что и директивному. Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта: государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах. Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. Целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. Движение национальной экономики к рынку требует учета и использования всех возможных типов планирования исходяиз их рациональной целесообразности. В Республике Беларусь сочетаются директивное и индикативное планирование. При этом в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования, что связано с преобладанием в экономике страны государственной собственности. Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и ее отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо дает возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов. В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает социально-экономическое и научно-техническое. Социально-экономическое прогнозирование дает оценку возможным перспективам и изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества. Научно-техническое прогнозирование нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития. В зависимости от уровня управления прогнозирование подразделяется на народнохозяйственное, отраслевое (или региональное) и прогнозирование развития предприятий. Народнохозяйственное прогнозирование учитывает возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития. Отраслевое прогнозирование осуществляется в зависимости и с учетом роли отраслей, регионов в реализации перспективных планов макроэкономического планирования. Прогнозирование развития предприятий определяется с учетом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства. По степени обоснованности прогнозирование делится на поисковое (исследовательское) и нормативное. Поисковое прогнозирование состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования. Нормативное связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей. К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести, прежде всего, принцип зтапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить предвидение того, что может произойти. Речь здесь идет о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придется реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчетов. Основой для проведения такого рода расчетов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги – бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учетом реального действия выбранных экономических регуляторов. Важными методологическими принципами прогнозирования являются: - принцип этапизации; - принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на экономику — не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число; - принцип социальной направленности и приоритетов общественных потребностей. Данный принцип означает, что планы развития экономики должны быть направлены на удовлетворение конечных потребностей субъекта. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека; - принцип повышения эффективности общественного производства или принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структуры производства, повышение объема выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов; - принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике; - принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион; - принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей, производств необходимо выделить главные и направить на их развитие ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами; - принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов; - принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально-экономических, организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развития системы; - принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики; - принцип формирования комплекса (набора) прогнозов. Для современной внутриполитической обстановки нашей страны нельзя прибегать только к реализации одного прогноза, например экономического прогноза перехода к рынку, необходима проработка и составление политического прогноза, прогноза развития национальных суверенитетов, демографического и т.д. Комплексность в состоянии обеспечить большую надежность выполнения прогнозов. Основные прогнозные показатели развития Республики Беларусь определены «Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередную пятилетку (2011—2015 гг.)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.016 с.) |