Тема 10. Политика равных прав и возможностей: глобальный, региональный, национальный уровни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Политика равных прав и возможностей: глобальный, региональный, национальный уровни.



Теоретические истоки и основные направления развития теории социального равенства. Сущность, содержание эгалитарной концепции равных прав и равных возможностей. Факторы и причины разрыва между положением женщин де-юре и де-факто. Гендерное равенство – одна из Глобальных целей тысячелетия ООН.

Реализация принципов равноправия полов в мировом, континентальном, национальном масштабах. Система международных организаций, защищающих интересы гендерных групп. Работа агентств ООН по защите гендерных прав: ЮНИФЕМ, ЮНПФА, ЮНИСЕФ, ПРООН, УВКБ ООН и др. Деятельность агентств ООН в Республике Беларусь: принципы, приоритеты и программы деятельности.

Пути достижения равноправия женщин в области труда, политики, семьи, социальной и духовной сфере. Тенденции и показатели биархата в развитии политических систем мирового сообщества.

Международный год женщины, Десятилетие женщины. Факторы усиления влияния международной общественности на решение социально-политических проблем женщин в различных сферах общества.

 

Тема 11. Женское движение – фактор решения проблемы равноправия женщин и мужчин.

Понятие о женском движении. Цели и задачи женского движения. Основные направления деятельности женских неправительственных организаций. Формы, типы и способы проявления политической активности женских организаций. Международные женские организации. Российские и белорусские женские неправительственные организации и объединения. Содержание их деятельности. Актуальные проблемы женского движения в России и в Беларуси в контексте положений Конвенций и Деклараций ООН.

Характеристика современного женского движения в странах Западной Европы. Содержание и приоритеты деятельности женского движения в России и Беларуси. Понятие о женской революции XX века. Модели интеграции женщин в политику западноевропейских государств.

Демократическое движение женщин как составная часть мирового общедемократического движения. Направления деятельности Международной демократической федерации женщин. Международные форумы женского движения, характеристика принятых резолюций.

 

 


Вопросы к экзамену

  1. Гендерология как наука: предмет, объект, цели, методы, взаимосвязь с другими науками.
  2. Объект, предмет, цели, задачи феминологии. Специфика категорий и принципов феминологии.
  3. Соотношение понятий «пол» и «гендер». Биологическая, психологическая, социальная характеристика пола.
  4. Понятийный аппарат науки: «гендер», «гендерный подход», «гендерная культура», «гендерный стереотип», «Гендерная дискриминация».
  5. Понятия «маскулинность» и «фемининность», «андрогинность».
  6. Теория полового диморфизма (Б. Ананьев).
  7. Понятия «становление гендерной идентичности», «гендерная социализация».
  8. Парадигмы гендерологии и феминологии.
  9. Основные теоретические подходы к интерпретации гендерных различий.
  10. Основные подходы к понятию «гендер» (классификация О.Ворониной).
  11. История развития женского движения на западе (Ж.А.Кондорсе, Олимпия де Гуж и др.; С. де Бовуар, Б. Фридан, К Миллет и др.).
  12. Эволюция общественных взглядов на положение женщины в России и Беларуси.
  13. Основные направления развития феминистической мысли.
  14. Гендерный подход как условие и основа социальной работы.
  15. Гендерная культура как компонент профессиональной компетентности специалиста социальной сферы.
  16. Международные правовые основания защиты прав человека по признаку пола: Конвенции и Декларации.
  17. Характеристика гендерной политики в Российской Федерации и Республике Беларусь.
  18. Три условия законодательной регламентации гендерного равенства.
  19. Национальные механизмы гендерного равенства в РФ.
  20. Женское общественное движение в Беларуси: история и современность.
  21. Положение гендерных групп в экономике: рынок труда, масштабы и структура женской безработицы, «феминизация бедности», женский бизнес.
  22. Женские и гендерные исследования в исторической науке.
  23. Пол, гендер и сексуальность в исторической ретроспективе.
  24. Гендер в языке: понятие сексизма, роль гендерной коммуникации при внедрении гендерного подхода.
  25. Роль СМИ в формировании общественного сознания о социальном статусе женщины и мужчины.
  26. Репрезентация гендера в культуре. Гендерные аспекты различных видов творчества. Образы мужчин и женщин в детской литературе.
  27. Женщины и мужчины в сфере образования: доступ к образованию, его содержание и формы организации, понятие «скрытого учебного плана».
  28. Ценность семьи и брачно-семейных отношений в гендерном аспекте. Положение женщин/мужчин в семье.
  29. Традиционные и современные роли мужчин и женщин в семье.
  30. Бюджет времени мужчины и женщины. Домашний труд, его структура и роль в материальном благосостоянии семьи.
  31. Понятие сексизма и женского шовинизма.
  32. Женщины и материнство. Феномен отцовства в современном обществе.
  33. Репродуктивные и сексуальные права женщин и мужчин: правовой и ценностный аспекты.
  34. Основные методы гендерного анализа проблемы клиента.
  35. Домашнее насилие как социальная проблема. Специфика работы с мужчинами-агрессорами.
  36. Гендерный подход в воспитании молодежи. Технология формирования гендерной и нравственно-половой культуры подростков и молодежи.
  37. Сущность, содержание эгалитарной концепции равных прав и равных возможностей.
  38. Реализация принципов равноправия полов в мировом, континентальном, национальном масштабах: система международных организаций.
  39. Пути достижения равноправия женщин и мужчин в области труда, политики, семьи, социальной и духовной сфере.
  40. Женское движение – фактор решения проблемы равноправия женщин и мужчин.
  41. Новое качество современного феминизма.
  42. Феминизм как социально-политическая теория: историографический аспект.

 

 


«Утверждаю»

 

Зав. кафедрой Е.А. Носова

Протокол № __от «__» _______2010 г..

 

Учебно-тематический план курса

для студентов 4 курса дневного отделения

Специальности «Социальная работа» на 2010/2011 уч.г.

№ п/п Наименование темы/раздела Всего часов Лек ции Семи нары Сам. раб.
  Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы гендерологии.        
  Гендерология как наука. Предмет и метод феминологии. Гендер как общественный феномен.        
  Становление гендерной идентичности.        
  История развития общественной мысли о гендерных и половых различиях. Феминизм – социально-политическая теория.        
  Специфика гендерного подхода в социальной работе как науке и практике.        
  Раздел 2. Положение гендерных групп в системе общественных институтов.        
  Гендерные отношения в системе прав человека.        
  Гендерный анализ общественно-политических процессов        
  Положение гендерных групп в экономике.        
  Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании.        
  Брачно-семейная сфера в жизни гендерных групп.        
  Раздел 3. Равноправие женщин и мужчин как глобальная социальная перспектива.        
  Политика равных прав и возможностей: глобальный, региональный, национальный уровни.        
  Женское движение – фактор решения проблемы равноправия женщин и мужчин.        
  ВСЕГО:        

Кандидат соц. наук, доцент Янчук О.А.

 

 


«Утверждаю»

 

Зав. кафедрой Е.А. Носова

Протокол № __от «__» _______2010 г..

 

Учебно-тематический план курса

для студентов 4 (5) курса заочного отделения специальности «Социальная работа»

На 2010/2011 уч.г.

 

№ п/п Наименование темы/раздела Всего часов Лек ции Семи нары Сам. раб.
  Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы гендерологии.        
  Гендерология как наука. Предмет и метод феминологии. Гендер как общественный феномен.        
  Становление гендерной идентичности.        
  История развития общественной мысли о гендерных и половых различиях. Феминизм – социально-политическая теория.        
  Специфика гендерного подхода в социальной работе как науке и практике.        
  Раздел 2. Положение гендерных групп в системе общественных институтов.        
  Гендерные отношения в системе прав человека.        
  Гендерный анализ общественно-политических процессов        
  Положение гендерных групп в экономике.        
  Гендер фактор в истории и культуре, науке и образовании.        
  Брачно-семейная сфера в жизни гендерных групп.        
  Раздел 3. Равноправие женщин и мужчин как глобальная социальная перспектива.        
  Политика равных прав и возможностей: глобальный, региональный, национальный уровни.        
  Женское движение – фактор решения проблемы равноправия женщин и мужчин.        
  ВСЕГО:        

 

Кандидат соц. наук, доцент Янчук О.А.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

Основная

 

1. Айвазова, С. Гендерное равенство как проблема российских реформ: Полит. аспект. М.: ИСПИ РАН, 2002. – 52 с.

2. Антология гендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000.

3. Бурова С.Н., Янчук О.А. Гендерное воспитание молодежи: учеб-метод. пособие. Мн.: ООО «Мисанта», 2008. – 196 с.

4. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И.В. и др.; под общ. ред. И.В. Костиковой. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с. – (Серия «Классический университетский учебник»).

5. Гендерная реконструкция политических систем/Ред.-сост. Н.М.Степанова и Е.В. Кочкина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 992 с.

6. Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л.Н. Заводская: БЕК, 2001.

7. Гендерные аспекты социальной трансформации / Под ред. М.М. Малышевой. М.: ИСЭПН РАН, 1996. – 309 с.

8. Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Мн., 2002.

9. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под. ред. М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2002. – 520с.

10. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 464 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

11. Демографическая ситуация и репродуктивные права в Беларуси: сборник статей /Ответств. Л.Петина, Н. Курилович, Н. Кушнер. – Минск:Женское Независимое демократическое движение, 2002. – 176 с.

12. Демография. Семья. Гендерная политика. – Минск: Право и экономика, 2003. – 156 с.

13. Зуйкова, Е.М., Ерусланова, Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 300 с.

14. Зуйкова, Е.М., Ерусланова, Р.И. Феминология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2001. – 248 с.

15. К гендерно сбалансированному обществу: Аналитический отчет о положении женщин в Республике Беларусь / Под ред. С. А. Наумовой. Мн., 2004.

16. Киммел М. Гендерное общество. / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006. – 464 с. (Гендерная коллекция – зарубежная классика).

17. Кон. И. мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – 496 с.

18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. CEDAW, ООН, 1979.

19. Корбут, Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М.: "ИЦ-Гарант", 1997. 264с.

20. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. Справочник практического психолога). М.: Эксмо, 2006. 928 с. – (Справочник практического психолога).

21. Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М., 2001.

22. Николаев, М.Е., Семья и здоровье. – М., Издательство РГСУ, 2007. – 148 с.

23. Основы гендерной политики (гендерология). Учебное пособие / Под редакцией д. пол. н. Г.И. Климантовой. – М.: Издательство РГСУ, 2006. – 188 с.

24. Петрова, Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232 с.

25. Пол. Гендер. Справочное пособие для государственных служащих. Мн.: ПРООН, 2005.

26. Пол. Гендер. Справочное пособие для журналистов. Мн.: ПРООН, 2002.

27. Пол. Гендер. Справочное пособие для юристов. Мн.: ПРООН, 2003.

28. Половое воспитание: Учебник для высших учебных заведений / Под общей ред. Заслуж. деятеля науки Российской Федерации, члена-корр. Российской академии образования, проф., д-ра биол. наук Г. А. Кураева; заслуженного врача Российской Федерации, к.м.н. Р. Ф. Морозовой. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. 320 с. с илл.

29. Практикум по гендерной психологии / Под. ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.

30. Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. UNDP: Братислава, 2007

31. Противодействие дискриминации в отношении молодых женщин: сборник тематических и методических материалов. Мн., 2004.

32. Словарь гендерных терминов / Под. ред. А.А.Денисовой М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.

33. Степанова Л.Г. Диагностика гендерной индивидуальности личности: Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2002.- 26 с.

34. Ритцер Дж. Современные социологически теории. – 5-е изд. СПб., 2002

35. Титаренко Л. Г. Гендерная социология: учебно-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2003. – 154 с.

36. Титаренко Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. Мн., 2004.

37. Томпсон Л., Пристли Дж. Социология. М. 1998.

38. Уэст, К. и Зиммерман, Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. – C. 193 - 219.

39. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России. Иваново, 199. – 182 с.

40. Храмцова, Ф. И. Гендерология и феминология: методол. аспект: учеб. - метод. пособие / Ф.И. Храмцова. – Минск: «Зорны верасень», 2005. – 128 с. – (инновации в воспитании).

41. Хрестоматия феминистских текстов / Пер.; под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб: Дмитрий Булавин, 2000.

42. Чекалина, А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.

43. Шведова, Н.А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра экономических наук М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. – С. 271 – 290.

44. Экономика и социальная политика: гендерные измерения: курс лекций. / Под ред. М.М. Малышевой. М.: Аcademia, 2002. – 288 с.

45. Янчук О.А. Компаративный анализ времени мужчин и женщин. // Вести института современных знаний.– 2004.–№ 4. – С. 51-55.

Дополнительная

 

  1. Айвазова, С. Кертман, Г. Мужчины и женщины на выборах: Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М.: Эслан, 2000. – 68 с.
  2. Гадасина, А.Д. Плоды запретов: Подростки и секс: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  3. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! // Boys and girls learn differently!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. – М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2004. – 301.
  4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. – 544с.
  5. Коган, И.А. Гендерная культурология; культура пола и "пол" культуры. Минск: Ковчел., 2003. – 333 с.
  6. Кон, И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. – Дубна: «Феникс+», 2001. – 208 с.
  7. Морез, Т. Женское и мужское. Раскрытие тайны женского начала / Пер. с англ. – Киев: София; М.: Гелиос, 2001.
  8. Морез, Т. Мужское и женское. В поисках мужественности / Пер. с англ. Киев: София; М.: Гелиос, -2001.
  9. Палуди, М. Психология женщины. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. - 384 с.
  10. Пачи, П. Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой. – М., 2003.
  11. Смагина, Л.И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие / Л.И. Смагина, А.С. Чепнявская. Минск: Кавалер Паблишерс, 2006.
  12. Хамитов, Н. Философия и психология пола. Киев: Ника-центр, 2001. – 224 с.
  13. Храмцова, Ф.И. Религиозные ценности семьи как основа воспитания гендерной культуры у детей и подростков // Сельская семья: традиции и современность (в контексте реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации): Материалы VI Международного конгресса «Российская семья» 12-13 апреля 2007 года. – М.: Издательство РГСУ, 2007.
  14. Щеглова, С.Н. Роль родителей в конструировании современного детства: гендерный аспект // социолог. сб. М.: Социум, 2000. Вып. 6. – 234 с.

 


Темы реферативных работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.037 с.)