Тема. Финансово-бюджетная и налоговая политика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Финансово-бюджетная и налоговая политика Республики Беларусь



 

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИ­КА – это политика правительства, направленная на регулиро­вание правительственных доходов и расходов для достижения определенных целей: обеспечения стабильного экономическо­го роста; обеспечения занятости; снижения инфляции; анти­кризисного регулирования.

Теоретическое обоснование принципам активной бюджет­но-налоговой политики было дано в работах Дж.М. Кейнса и его последователей, обосновавших необходимость государ­ственного влияния на макроэкономические показатели.

Материальной основой проведения бюджетно-налоговой политики служит сосредоточение в руках государства значи­тельных натурально-вещественных и финансовых ресурсов.

Бюджетно-налоговая политика – это политика регули­рования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помо­щью воздействия на величину совокупных расходов, хотя некоторые инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение (через влияние на уровень деловой активности).

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета: налоги; государ­ственные закупки; трансферты (социальные выплаты, осуществляемые из Госбюджета).

Государственные закупки (G) являются компонентом сово­купного спроса (AD = C + I + G + Xn), поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При ро­сте государственных закупок совокупный спрос увеличивает­ся, а при сокращении — уменьшается.

Налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских рас­ходов (С) и инвестиционных расходов (I). Рост трансфертов, с одной стороны, увеличивает совокупный спрос, поскольку при увеличении социальных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растут потребительские расходы. С другой стороны, увеличе­ние трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм и расшире­ния производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Налоги и совокупный спрос находятся в обратной зависи­мости. Увеличение налогов ведет к снижению и потребитель­ских расходов (сокращается располагаемый доход), и инвести­ционных расходов (сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций). Снижение на­логов увеличивает совокупный спрос.

По мнению Кейнса и его последователей, все инструменты бюджетно-налоговой политики (налоги, государственные за­купки и трансферты) имеют мультипликативный эффект воз­действия на экономику. Поэтому регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструмен­тов именно бюджетно-налоговой политики и, прежде всего, с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Выделяют два вида бюджетно-налоговой политики: стиму­лирующую и сдерживающую.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика применя­ется при спаде деловой активности и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безрабо­тицы и направлена на увеличение совокупного спроса (сово­купных расходов). Ее инструментами выступают: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика использу­ется при буме («перегреве») экономики и имеет целью сокра­щение инфляционного разрыва выпуска и снижения инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: увеличение налогов; со­кращение государственных закупок; сокращение трансфертов.

Основной целью бюджетно-налоговой политики Республи­ки Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности в стране. Бюджетно-налоговая политика направ­лена на создание макроэкономических условий для стимули­рования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижения налоговой нагрузки и повышения жиз­ненного уровня населения.

Основные направления бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы». В соответствии с целями и задачами этого периода она ориентирована на:

· обеспечение устойчивого экономического роста;

· стимулирование инновационной и инвестиционной ак­тивности;

· расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

В области бюджетной политики предстоит обеспечить ра­циональное распределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходов на разных уровнях бюджетной системы. Получит дальнейшее развитие казначейская система формирования и исполнения государ­ственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.

Политику государственных расходов предусматривается направить на:

· обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости, образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременном расширении предоставления части услуг на платной основе;

· сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте; постепенное снижение уровня дефици­та государственного бюджета;

· стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства, обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;

· избирательную поддержку агропромышленного ком­плекса;

· повышение эффективности финансирования жилищного строительства на основе привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.

Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска, а также местных бюджетов городов, районов, сель­ских поселений являются:

- выравнивание финансового положения областей;

- повышение заинтересованности органов местного управ­ления в увеличении поступлений доходов как в местные, так и в республиканский бюджеты;

- сокращение дотационности местных бюджетов, увеличе­ние доли целевых субсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета;

- рациональное распределение расходов между областными и местными бюджетами.

В области налоговой политики в ближайшие годы будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепле­ние сложившихся положительных тенденций в области на­логообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства с целью снижения налоговой нагрузки, улуч­шения налогового администрирования и повышения рацио­нальности, справедливости и стабильности налоговой системы.

В этой связи осуществляется реализация следующих меро­приятий:

- отменяются мелкие, неэффективные, а также оказы­вающие негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налоги и сборы;

- выравниваются условия налогообложения для всех кате­горий плательщиков путем максимального сокращения суще­ствующих налоговых льгот и оптимизации налоговых ставок;

- совершенствуется система налогового администрирова­ния, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

- вносятся коррективы в определение налоговой базы по от­дельным налогам, сборам (пошлинам) с целью уточнения их экономического содержания;

- сокращается число контролирующих органов и количе­ство плановых проверок;

- сокращаются возможности для уклонения от уплаты на­логов.

Упрощение налоговой системы будет осуществляться, пре­жде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов и по­шлин, унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения едино­го для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.

В результате налоговой реформы основу налоговой систе­мы составят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль юридических и физических лиц, имуще­ственные налоги, таможенные пошлины. Повысится фискаль­ное значение налогов, связанных с использованием природ­ных ресурсов и защитой экологической среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.005 с.)