Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Цели и функции государственного регулирования экономики

Поиск

МАЙСЮК Е.В.

Раздел 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Подчиненных Правительству Республики Беларусь

    МИНИС- ТЕРСТВА 1. Архитектуры и строительства
2. Внутренних дел
3. Жилищно-коммунального хозяйства
4. Здравоохранения
5. Иностранных дел
6. Информации
7. Культуры
8. Лесного хозяйства
9. Обороны
10. Образования
11. По налогам и сборам
12. По чрезвычайным ситуациям
13. Природных ресурсов и охраны окружающей среды
14. Промышленности
15. Связи и информатики
16. Сельского хозяйства и продовольствия
17. Спорта и туризма
18. Статистики и анализа
19. Торговли
20. Транспорта и коммуникаций
21. Труда и социальной защиты
22. Финансов
23. Экономики
24. Энергетики
25. Юстиции
  Государственные комитеты 1.Безопасности
2. Военно-промышленный
3. По имуществу
4. По науке и технологиям
5. По стандартизации
6. Пограничный
7. Таможенный
8. Национальный статистический

 

Перечень государственных организаций,

Подчиненных Правительству Республики Беларусь

 

    Государственные концерны 1.Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром»
2. Белорусский государственный концерн по нефти и химии «Белнефтехим»
3. Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром»
4. Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции «Белбиофарм»
5. Белорусский государственный энергетический концерн «Белэнерго»
6. Белорусский концерн по материальным ресурсам «ГО Белресурсы»

 

Вышеперечисленные министерства и государственные комитеты являются республиканскими органами государственного управления в определенной отрасли и в силу их специфики координируют деятельность в этих отраслях.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют административно-территориальные органы.

Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполне­нии общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.

В области отношений с местными исполнительными и распорядительными органами Совет Министров руководит их деятельностью по вопросам, входящим в его компетенцию; организует контроль за исполнением местными исполнитель­ными и распорядительными органами Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Сове­та Министров, распоряжений Премьер-министра, получает и заслушивает по этим вопросам их отчеты и информацию, при­нимает соответствующие решения; реализует в соответствии с законодательством ряд других полномочий.

 

МАЙСЮК Е.В.

Раздел 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тема. Цели и функции государственного регулирования экономики

Теоретически необходимость государственного вмеша­тельства в экономику в условиях рынка обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс. Эти идеи легли в основу макроэко­номического регулирования экономик тех стран, которые раз­вивают хозяйство на основе рыночных отношений.

В практическом плане на основе идей Кейнса и через соот­ветствующие денежно-кредитные и финансовые рычаги госу­дарство регулирует совокупный спрос в большинстве развитых стран мира.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. Это обусловлено:

- увеличением объема потребляемых т.н. общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллек­тивно (национальная оборона, образование, транспортная система и т.п.);

- интенсивным загрязнением окружающей среды и необ­ходимостью регулировать побочные эффекты (негативные по­следствия производственной деятельности людей);

- необходимостью рационального использования ресурсов и в первую очередь – природных в силу их интенсивного ис­тощения;

- другими причинами.

Общепризнано, что наибольшая эффективность в экономи­ке достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Поэтому основная задача государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства — везде, где необходимо.

Как рыночный субъект государство характеризуется сле­дующими основными признаками:

а) является крупным хозяйствующим субъектом.

Объектами государственной собственности являются:

- предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для всего народного хозяйства (связь, энергетика и т.п.);

- предприятия, не привлекательные для частного биз­неса в силу их малодоходности или убыточности (научно-исследовательские и др.);

- предприятия, обеспечивающие предоставление населе­нию общественных товаров (оборона, содержание дорог и др.);

б) является «регулирующим» субъектом, то есть, обеспечивает правовое, финансовое и социальное регулирование всех звеньев рыночного механизма;

в) является субъектом международных экономических от­ отношений.

Многообразие задач, стоящих перед государством, опреде­ляет и многообразие экономических функций, которые оно должно выполнять. Это:

а) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыноч­ной системы.

Сущность этой функции заключается в том, что государство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяй­ствования, а также контроль за их исполнением;

б) защита конкуренции.

В целях защиты интересов потребителя и общества в целом государство проводит мероприятия по защите конкуренции и в первую очередь разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними;

в) перераспределение доходов и богатства.

В условиях значительного неравенства в распределении до­ходов, порождающего социальное расслоение и бедность, го­сударство берет на себя функцию защиты малоимущих граж­дан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию и пособий по безработице, медицинская помощь, об­разование и др.);

г) перераспределение ресурсов.

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является ее способность эффективно распределять ресурсы. Однако есть ситуации, где рынок действует неэффективно или не действует вообще. Например, когда химическое предприятие загрязняет окружающую среду, то население несет издержки, которые ему данным предприятием не компенсируются. Для решения подобных проблем требуется вмешательство государства, которое осуществляется путем перераспределения денежных, материальных и трудовых ресурсов. В качестве инструментов такого перераспределения могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и др.;

д) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем заня­тости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Эту функцию государства можно определить как функцию макроэкономической стабилизации.

Для решения вышеперечисленных задач у государства име­ется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся:

- фискальная и денежная политика, которая представляет собой совокупность мероприятий в области денежного об­ращения кредита и налогов, направленных на регулирование экономических процессов в стране;

- социальная политика и политика регулирования доходов, представляющая собой совокупность мероприятий со стороны государства, направленных на защиту отдельных социальных групп населения;

- внешнеэкономическая политика как совокупность меро­приятий, направленных на развитие и регулирование эконо­мических и прежде всего торговых отношений с другими го­сударствами.

Следует заметить, что все инструменты, используемые го­сударством для проведения своей политики, тесно взаимосвя­заны. Ни один из этих инструментов не действует изолирован­но от других.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.008 с.)