Тема. Денежная система и денежно-кредитная политика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Денежная система и денежно-кредитная политика Республики Беларусь



 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИ­КА — совокупность мероприятий в области денежного обра­щения и кредита, направленных на достижение определенных целей: обеспечение стабильного экономического роста, сдер­живание инфляции, обеспечение занятости трудоспособного населения, выравнивание платежного баланса.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, пре­жде всего, Национальный банк и коммерческие банки. Часть задач в этой сфере решают другие кредитно-финансовые ин­ституты, относящиеся к парабанковской системе: страховые общества, лизинговые компании, ломбарды, почтовые отделе­ния и др.

Различают долгосрочную и текущую денежно-кредитную политику.

Долгосрочная денежно-кредитная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования. Поэто­му их цели совпадают.

Текущая денежно-кредитная политика направлена на ре­шение текущих задач в денежно-кредитной сфере. Ее целями являются: фиксация количества денег, находящихся в обра­щении; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулиро­вание обменного курса национальной валюты и др.

Современная экономическая наука рассматривает денеж­но-кредитную политику как наиболее приемлемый для демо­кратического общества инструмент государственного регу­лирования национальной экономики, не приводящей к чрезмерному диктату со стороны правительства и уменьшению хо­зяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Деньги представляют собой нечто большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содейству­ющий работе экономики. Правильно действующая и хорошо работающая денежная система вливает жизненную энергию в кругооборот фондов, который олицетворяет всю экономи­ку, способствует полному использованию производственных мощностей и более полной занятости трудоспособного населения. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня про­изводства, занятости и цен в экономике, исказить распределе­ние ресурсов.

Проводником монетарной политики Республики Беларусь является Национальный банк.

Реализация самостоятельной денежно-кредитной полити­ки Беларуси де-факто началась в 1993 г., аде-юре — в 1994 г.

90-е годы XX в. были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были ре­шены многие сложные проблемы: преодолены гиперинфля­ция, неконтролируемая девальвация, административное определение обменного курса и др.

В 1998—1999 гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов пря­мого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проник­новение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия дирек­тивного управления были негативны.

Фактически современный этап денежно-кредитной по­литики Республики Беларусь начался в 2000 г. Его главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане мо­нетарная политика была направлена на постепенное и после­довательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить уме­ренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя ин­струменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъекты экономики на преимущественное использование ру­бля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Националь­ного банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (сово­купной денежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведения в денежно-кредитной сфере.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатыва­ются и выполняются в рамках реализации долгосрочной «Кон­цепции развития банковской системы Республики Беларусь» и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимо­действии с правительством «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые утверж­даются Президентом страны.

В свете Концепции развития банковской системы Респу­блики Беларусь основными целевыми ориентирами единой го­сударственной денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу являются:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Перспективными целями денежно-кредитной политики являются:

· обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;

· развитие ресурсного потенциала и укрепление банков­ской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирова­ние свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяй­ствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

· поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбереже­ний в банковской системе;

· увеличение уровня монетизации ВВП.

Для достижения этих целей Национальный банк Респу­блики Беларусь предусматривает регулирование денежно-кредитной сферы посредством следующих мер:

· в области регулирования денежной массы — наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответ­ствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции;

· в области процентной политики — поддержание поло­жительной в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностран­ной валюте;

· в области политики обменного курса — обеспечение тра­ектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран - основных торговых партнеров Республики Бе­ларусь на уровне, не допускающем укрепление его реального курса темпами, превышающими рост производительности тру­да. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономи­ческого роста.

Основной вектор преобразований денежно-кредитной сфе­ры – переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.027 с.)