Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Денежная система и денежно-кредитная политика Республики БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на достижение определенных целей: обеспечение стабильного экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости трудоспособного населения, выравнивание платежного баланса. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, Национальный банк и коммерческие банки. Часть задач в этой сфере решают другие кредитно-финансовые институты, относящиеся к парабанковской системе: страховые общества, лизинговые компании, ломбарды, почтовые отделения и др. Различают долгосрочную и текущую денежно-кредитную политику. Долгосрочная денежно-кредитная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования. Поэтому их цели совпадают. Текущая денежно-кредитная политика направлена на решение текущих задач в денежно-кредитной сфере. Ее целями являются: фиксация количества денег, находящихся в обращении; изменение ставки рефинансирования коммерческих банков; определение уровня обязательных резервов; регулирование обменного курса национальной валюты и др. Современная экономическая наука рассматривает денежно-кредитную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящей к чрезмерному диктату со стороны правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов. Деньги представляют собой нечто большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем простой инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая и хорошо работающая денежная система вливает жизненную энергию в кругооборот фондов, который олицетворяет всю экономику, способствует полному использованию производственных мощностей и более полной занятости трудоспособного населения. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Проводником монетарной политики Республики Беларусь является Национальный банк. Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Беларуси де-факто началась в 1993 г., аде-юре — в 1994 г. 90-е годы XX в. были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодолены гиперинфляция, неконтролируемая девальвация, административное определение обменного курса и др. В 1998—1999 гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны. Фактически современный этап денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 г. Его главная цель — обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане монетарная политика была направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию. С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инструменты эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъекты экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального банка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной денежной массы) были поставлены под более жесткий контроль. В результате этих мер изменилась экономическая среда для банков, фирм и граждан, что изменило приоритеты их поведения в денежно-кредитной сфере. Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной «Концепции развития банковской системы Республики Беларусь» и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с правительством «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь», которые утверждаются Президентом страны. В свете Концепции развития банковской системы Республики Беларусь основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу являются: · защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; · развитие и укрепление банковской системы; · обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Перспективными целями денежно-кредитной политики являются: · обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции; · развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста; · поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны; · обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе; · увеличение уровня монетизации ВВП. Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование денежно-кредитной сферы посредством следующих мер: · в области регулирования денежной массы — наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции; · в области процентной политики — поддержание положительной в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностранной валюте; · в области политики обменного курса — обеспечение траектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран - основных торговых партнеров Республики Беларусь на уровне, не допускающем укрепление его реального курса темпами, превышающими рост производительности труда. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономического роста. Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы – переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.007 с.) |