Организация налогового контроля в Российской Федерации и зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация налогового контроля в Российской Федерации и зарубежных странах



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему:

Организация налогового контроля в Российской Федерации и зарубежных странах

 

 

Выполнила: студентка факультета экономики и финансов финансово-экономического отделения

Аннаярова О.Н., группа Э - 301

Научный руководитель:

Профессор, к.эн. Петухова Р.А.

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Современная система налогообложения в России. 6

1.1 Налоговый контроль, его роль в соблюдении налогового законодательства. 8

1.2 Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству. 10

1.3 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля. 12

Глава 2. Виды налоговых проверок. 14

2.1 Выездная налоговая проверка. 14

2.2 Камеральная налоговая проверка. 17

Глава 3. Налоговый контроль в зарубежных странах. 22

Заключение. 28

Список литературы.. 31

 

 

 

Введение

Налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они обеспечивают не только финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма непрямого управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Эффективное построение налоговой системы входит в число наиболее сложных задач, от обоснованного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние государства.

В настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) и образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру.

Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщиков представляют высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов.

На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

У мирового сообщества сегодня достаточно проблем в сфере экономики, финансов, экологии, которые требуют особого внимания, чтобы не растрачивать ресурсы столь малопроизводительным образом. Обе противостоящие стороны — налоговые органы и налогоплательщики — одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы нуждаются в резком и радикальном упрощении, а налоговые ставки — в уменьшении и упорядочении.

Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного налогового контроля. А одним из наиболее действенных средств в сфере контроля над пополнением бюджета выступают контролирующие налоговые органы.

В условиях глобализации мировой экономики проведение налоговой политики перестало быть внутренним делом отдельной страны. Налоговая конкуренция между странами за привлечение транснациональных инвесторов фактически выступает одной из глобальных современных проблем международного уровня. Поэтому изучение налоговых систем зарубежных стран приобретает особую актуальность.

Научная новизна работы связана с определением путей использования опыта зарубежных стран в организации функционирования и правового регулирования деятельности налоговых органов в Российской Федерации, с обоснованием теоретических положений и разработке практических предложений по модернизации налоговой системы Российской Федерации.

Практическое значение исследования состоит в том, что методология, основные положения, аналитические выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в работе представительных и исполнительных органов власти по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации, развитию отдельных видов налогов, повышению их собираемости, корректировке налогового законодательства, стабилизации финансового положения в стране и обеспечения устойчивости бюджетов всех уровней.

Целью данной работы является изучение деятельности налоговых органов зарубежных стран, проблем, возникающих в результате их деятельности, способов их разрешения, и возможности применения накопленного опыта зарубежных стран в налоговой системе Российской Федерации.

Данная цель определила следующие задачи:

- рассмотреть структуру, функции, принципы и механизмы работы налоговых органов зарубежных стран, способов их взаимодействия между собой и с налогоплательщиками, этапы становления структуры налоговой системы зарубежных стран;

- рассмотреть наиболее важные проблемы, которые возникают в результате деятельности налоговой системы, это минимизации и ухода от налогообложения налогоплательщиками, несоответствия доходов физических лиц и их расходов;

- рассмотреть возможность применения опыта зарубежных стран на наиболее важных направлениях для Российской Федерации, это налогообложение в части налога на добавленную стоимость, налогообложение на имущество, банкротство муниципалитетов (как наиболее слабо развитое в России) и на налоговый контроль.

Объектом исследования выступает совокупность элементов и характеристик налоговой системы зарубежных стран и Российской Федерации.

Предметом исследования являются вопросы сравнения, группировки и анализа налоговых систем зарубежных стран, методы борьбы с преступлениями в системе налогообложения.

Гипотеза исследования заключается в следующем: хотя налоговые системы зарубежных стран и отличаются от налоговой системы Российской Федерации, но из любой такой зарубежной системы, можно выделить то, что будет применимо к налоговой системе Российской Федерации, и даст при этом положительный результат.

Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля. Обратите внимание, что в ходе них возможны такие мероприятия (которые рассматриваются наряду с этим как самостоятельные формы налогового контроля), как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.

Методы налогового контроля

Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Методы налогового контроля применительно документальному налоговому контролю выделяют следующие приемы:

- формальная, логическая проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных операций;

- встречная проверка

- экономический анализ

Фактический налоговый контроль предполагает использование таких способ, как:

- учет налогоплательщиков

- исследование документов

- допрос свидетелей

- осмотр помещений

- инвентаризация

- сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах.

Выездная налоговая проверка

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) Предупреждение налоговых правонарушений.

В отличие от камеральной проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля.

При назначении выездной налоговой проверки налоговым органом должен быть четко определен предмет проверки. Выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика может проводиться по одному или по нескольким налогам. Одновременно НК РФ не содержит запрета на изменение в ходе выездной проверки состава проверяемых налогов.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа, которое оформляется в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом МНС России от 08. 10. 99 Г. № АП –3(Приложение 1).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное предусмотрено п. 1 ст. 89 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;

- периоды, за которые проводится проверка.

Фома решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных ле т, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях допускается продление процессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. Срок такой проверки не может превышать один месяц.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

- истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- проведения экспертиз;

- инвентаризация с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.[1]

Повторной выездной налоговой проверкой признается проверка,проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1. Вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, который подписывают налоговый инспектор, представитель налогоплательщика, главный бухгалтер. На основании акта проверки и результатов рассмотрения возражений ИФНС принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства или об отказе в привлечении к ответственности.

Заключение

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, что неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение соблюдения налогоплательщиками(налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль нацелен на создание совершенной системы налогообложения. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет внедрения международного опыта с учетом экономической и политической ситуации в стране.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка, на наш взгляд, направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством не дополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Следует совершенствовать налоговый контроль за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения. Прежде всего такой контроль должен быть направлен на внешнеэкономические сделки.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

На сегодняшний день совершенной методики не существует. В каждой из них присутствуют свои минусы и недостатки. Укрепление системы налогового администрирования требует активного использования наиболее эффективных форм налогового контроля. Законодательством о налогах и сборах могут предусматриваться особенности осуществления налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.Государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, что неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение соблюдения налогоплательщиками(налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль нацелен на создание совершенной системы налогообложения. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет внедрения международного опыта с учетом экономической и политической ситуации в стране.

Эффективности налогового контроля придается большое значение практически во всех развитых странах. С этой целью органами налогового контроля проводится аналитическая работа – выявляются стереотипные комбинации данных, обеспечивающих целевой отбор; используются автоматизированные системы отбора с применением сложных методов отбора и оценки; обеспечивается достоверность данных о налогоплательщике посредством разработки доступных для понимания форм деклараций и четких требований к их заполнению, одинаково понимаемых налогоплательщиками и налоговыми органами; выделяются ключевые направления контроля.

На основании изучения зарубежного опыта налогообложения можно прийти к выводу, что в практике создания и функционирования эффективной системы налогового контроля западных стран немало ценного и полезного. Но при использовании их опыта необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и функционирует система налогового контроля: конкретное состояние экономики в каждой стране, уровень накопленных богатств.

Процесс реформирования налоговой системы России не завершен, и наиболее активно этот процесс затрагивает именно систему налогового контроля. Однако нерешенными и достаточно актуальными остаются такие аспекты организации налогового контроля, как:

- совершенствование правового обеспечения налогового контроля;

- создание эффективной единой информационно-аналитической базы налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- совершенствование системы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и обеспечение эффективной обратной связи.

 

 

Список литературы

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. в ред. Федерального закона РФ от 08.07.99г. № 142-ФЗ) // Рос. газ. – 1999. – 15 июля.

3.Журнал: Экономические науки: 2010, № 8 (69);

4.Сайфиева С.Н. Современная налоговая система России и классическая теория налогообложения:2009, 38;

5.Николаев Д. В. «О международных налоговых отношения», журнал: Финансы, 2011,№10,с.-30;

6.Коршунова М.В. «налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля», журнал: Финансы, 2011,№10,с.-34;

7.Концепция планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06);

8.Федеральный закон № 137- ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г.;

9.«Учет. Налоги. Право» «20,24- 30.05.2011.;

10.Аудит и налогообложения, 2009,№ 8,ст.28;

11. Овчинникова, Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов / Н. О. Овчинникова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 284 с.

12. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В. Г. Пансков. – Люберцы: Юрайт, 2010. – 688 с.

13.Скрипниченко, В. А. Налоги и налогообложение / В. А. Скрипниченко. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.

14.Нестеров, Г. Г. Налоговый контроль / Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

15.Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов / И. И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР, 2009. – 480 с.

 


[1] Приказ ФНС России от 30.05.2007 г.№ ММ- 3-06 «об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

[2] «Учет. Налоги. Право» № 20, 24 – 30.05.2011.

[3] А.С. Каратаев. Формы налогового контроля. //Экономические науки - 2010 №8(69) с.- 143

[4] Кузьмин М.А. Эффективные модели налогового контроля в Западных странах.// Известия Санкт- Петербургского университета экономики и финансов - 2011. № 4,с.- 86-88.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему:

Организация налогового контроля в Российской Федерации и зарубежных странах

 

 

Выполнила: студентка факультета экономики и финансов финансово-экономического отделения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.054 с.)