Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству



Формы, виды и способы налогового контроля составляют механизм налогового контроля.

Существует несколько видов налогового контроля:

1) в зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово – хозяйственной операции: предварительный, текущий и последующий контроль;

2) по характеру контрольных мероприятий: плановый и внеплановый контроль.

Предварительный контроль связан, прежде всего, с разъяснениями действующего налогового законодательства, сбором, обработкой и анализом информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок( п. 1 ст. 21 НК РФ);

Текущий (оперативный) контроль проводится с целью определения достоверности предоставляемых налогоплательщиком в налоговые органы налоговых деклараций ( камеральные налоговые проверки – ст. 88 НК РФ);

Последующий контроль проводится в рамках налоговых проверок предшествующих периодов ( выездные налоговые проверки – ст. 89 НК РФ).

Согласно ст. 82 НК РФ « налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом». Следовательно, в соответствии с действующим законодательством налоговый контроль реализуется в следующих формах:

1. налоговые проверки( камеральная и выездная);

2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверка данных учета и отчетности

4. другие формы, предусмотренные законодательством (п. 2 ст. 1 НК РФ): учет организаций ( ст. 83 НК РФ);обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков( ст. 86 НК РФ) и др.

Каждая из форм имеет свое предназначение в единой системе налогового контроля. Среди них выделяют такие, как: контроль за своевременным поступление м платежей; налоговые проверки (камеральные и выездные); реализация материалов налоговых проверок; контроль за регулированием налоговых споров.

Методы налогового контроля

Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Методы налогового контроля применительно документальному налоговому контролю выделяют следующие приемы:

- формальная, логическая проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных операций;

- встречная проверка

- экономический анализ

Фактический налоговый контроль предполагает использование таких способ, как:

- учет налогоплательщиков

- исследование документов

- допрос свидетелей

- осмотр помещений

- инвентаризация

- сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах.

Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

Самостоятельной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки – это процессуальное действие налоговых органов по контролю правильности исчисления и своевременности и полноты исчисления и уплаты всех налогов и сборов.

Эффективность налоговых проверок может быть достигнута только при тесном взаимодействии с другими факторами налогового контроля.

Объектом налоговой проверки являются финансово – хозяйственная деятельность налогоплательщика и иные виды деятельности, приносящие доход.

Предметом налоговой проверки выступает правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения налогового законодательства, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение и пресечение последствий наблюдения действующих на территории РФ правил осуществления предпринимательской деятельности, ведения учета и заполнения отчетности.

Длительное время налоговые проверки были практически нерегламентированным мероприятием, что, надо признать, приводило к массовым нарушениям со стороны налоговых органов по отношению к другим участникам налоговых отношений – налогоплательщикам и налоговым органам.

Налоговые проверки позволяют выявить случаи неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов, которые возникают как с добросовестными налогоплательщиками, так и с теми, кто злоупотребляет законом. Задачей налоговых проверок в первую очередь является профилактика правонарушений. Однако выявление злоупотреблений законом также приводит и к возникновению административной ответственности.

Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Относительно к налоговому контролю, форму можно определить как «регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля». Организационно-правовые формы осуществления налогового контроля определены на законодательном уровне (прежде всего НК РФ, а также нормативными правовыми актами ведомственного характера) и сложившейся практикой функционирования налоговых органов.К ним относятся: постановка на учет налогоплательщиков, проведение выездных и камеральных проверок, обеспечение сохранности налоговой тайны, возмещение издержек, связанных с данным контролем, осмотр и обследование, инвентаризация, истребование документов и предметов с последующей их выемкой, допрос свидетелей, привлечение экспертов и специалистов.

Целью любой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Указанное означает, что проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством о налогах и сборах, а иными законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства (в частности, законодательства о контрольно-кассовой технике, о производстве и обороте этилового спирта), не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить проверку данных учета и отчетности, также осмотр помещений и территорий налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка ( ст. 91 НК РФ).

Налоговые проверки могут быть проведены только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Глава 2. Виды налоговых проверок

Выездная налоговая проверка

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) Предупреждение налоговых правонарушений.

В отличие от камеральной проверки выездная проверка содержит большой арсенал методов контроля.

При назначении выездной налоговой проверки налоговым органом должен быть четко определен предмет проверки. Выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика может проводиться по одному или по нескольким налогам. Одновременно НК РФ не содержит запрета на изменение в ходе выездной проверки состава проверяемых налогов.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего правильности исчисления и своевременности уплаты одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории ( в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа, которое оформляется в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок , утвержденным Приказом МНС России от 08. 10. 99 Г. № АП –3(Приложение 1).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное предусмотрено п. 1 ст. 89 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования либо фамилию , имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;

- периоды, за которые проводится проверка.

Фома решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка проводится по одному или нескольким налогам на основании решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

По общему правилу налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях допускается продление процессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. Срок такой проверки не может превышать один месяц.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

- истребования документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

- получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

- проведения экспертиз;

- инвентаризация с целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.[1]

Повторной выездной налоговой проверкойпризнается проверка,проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1. Вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

По результатам выездной налоговой проверки составляется акт, который подписывают налоговый инспектор, представитель налогоплательщика, главный бухгалтер. На основании акта проверки и результатов рассмотрения возражений ИФНС принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства или об отказе в привлечении к ответственности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.254 (0.013 с.)