Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный финансовый контрольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый'контроль — стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля — это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 г. С тех пор она претерпела лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004 г. Декларация не имеет статуса «обязательности» для членов этой организации, тем не менее предполагается, что все они руководствуются ее положениями в своей работе. Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов. Государственный финансовый контроль способствует реализации финансовой политики государства, созданию условий для эффективного использования бюджетных средств. В первую очередь он предусматривает контроль за составлением, рассмотрением, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и других финансовых посредников, а также финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует: • сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов; • обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; • выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов; • обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); • эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений; • максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль). Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Кратко охарактеризуем виды контроля, формы и методы его проведения. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый контроль, финансовый мониторинг. Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств. Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое планирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности. С развитием общества все более важное значение приобретает общественный контроль неправительственных организаций. Финансовый мониторинг осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина России[32]. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Независимый контроль производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых норм и нормативов, программ и прогнозов, соблюдения правовых положений в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, финансовых планов внебюджетных фондов. Контроль осуществляется на основе прогнозов макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне этот контроль проводится в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозных балансов хозяйствующих субъектов. Последующий финансовый контроль осуществляется в форме анализа и ревизий финансовой и бухгалтерской отчетности по окончанию отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения сметы бюджетов, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, эффективности финансовой стратегии. Все формы контроля связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. По методам проведения финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их устранению. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе его проведения могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Обследование может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д. Контролирующие органы проводят надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он предполагает проверку соблюдения правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. К контролирующим органам относится, например, Федеральная служба страхового надзора, основные функции которой заключаются в принятии решений о выдаче лицензий или отказе в ней, аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий, выдаче или отзыве квалификационных аттестатов, осуществлении контроля за соблюдением страховыми организациями страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности. Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки итогов исполнения сметы бюджетов, результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния предприятия, эффективности использования собственных и заемных средств. Ревизия — это наиболее распространенная форма финансового контроля. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Цель ревизии — установление целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта. Различают комплексные, тематические, сплошные, выборочные и комбинированные ревизии. Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны хозяйственной и финансовой деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации. Проверке подлежат сохранность, обоснованность, законность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество и состояние бухгалтерского учета и отчетности и т.д. Для проверки специальных технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить высокое качество контроля. Тематическая ревизия проводится по определенному вопросу деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет путем сравнительного анализа выявить типичные недостатки или нарушения, рекомендовать (а руководству принять) меры к их устранению. Сплошная (комплексная) ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности или по всему предприятию за весь проверяемый период. Выборочная ревизия предполагает проверку части первичных документов за определенный промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии. Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних субъектов контроля с применением сплошного метода, других — выборочного, что позволяет ревизовать крупные объекты с большим документооборотом и множеством хозяйственных операций. По материалам и выводам проведенной ревизии оформляется акт, по итогам которого разрабатываются и принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности. Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней. На федеральном уровне по линии законодательной власти его осуществляет Федеральное Собрание РФ. Парламентский финансовый контроль на всех стадиях бюджетного процесса входит в компетенцию соответствующих комитетов и комиссий. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, является Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью либо если им предоставлены налоговые, таможенные льготы или иные преференции. По результатам обследований сотрудники Счетной палаты РФ составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях, по согласованию с Государственной Думой, может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций организации. При этом Счетная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям административных мер воздействия. Важнейшим органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Минфин России, на который возложен контроль за формированием и исполнением бюджета, расходованием государственных средств. Особая роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в его ведении Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), имеющей свои территориальные органы. ФСФБН — это федеральный орган исполнительной власти. Его главная задача — контроль за обеспечением целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставляемых государством, а также за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Проведение контрольных мероприятий ФСФБН осуществляется в соответствии с Планом контрольной работы, по поручениям Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Совета Федерации и Государственной Думы, Аппарата Правительства РФ, министерств РФ, а также в случаях обращений Счетной палаты РФ, Генеральной прокуратуры и правоохранительных органов РФ. К основным функциям ФСФБН относятся: • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ; • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере; • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ; • организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере[33]. Схожие по характеру функции в сфере государственного финансового контроля за соблюдением действующего федерального законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, находящееся в ведении Минфина России. Система Федерального казначейства состоит из Главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов на их территории. Федеральное казначейство ежедневно информирует Минфин России о результатах работы. Во избежание дублирования функций и действий двух самостоятельных федеральных служб Минфином России принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного финансового контроля, а за ФСФБН — последующего. На практике это разделение функций выглядит следующим образом: контроль за законностью использования ассигнований и прохождением средств по счетам в банках осуществляют органы Федерального казначейства, а контроль за обоснованным и целевым расходованием данных средств субъектом хозяйствования — ФСФБН. Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля, возглавляемые Федеральной налоговой службой. В их задачу входит систематизация учета и ответственности, а также проверка налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению и налоговой проверке. Федеральная таможенная служба в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеет полномочия в области государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу России. Кроме названных, государственный финансовый контроль осуществляет и ряд других государственных органов: Банк России, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и др. Департаментом государственного финансового контроля Минфина России была проведена работа по обобщению практики, систематизации накопленных знаний и определению основных направлений развития государственного финансового контроля в правовой сфере, области методологии и методики, организации деятельности и взаимодействия всех органов государственного финансового контроля РФ. Отмечено, что актуальными остаются вопросы координации деятельности органов финансового контроля и уточнения перечня его объектов. Особую значимость имеет разработка единой системы учета и оценки качественных и количественных параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности его органов. В связи с этим в ближайшей перспективе необходимо осуществить следующие мероприятия: 1) доработать и утвердить проект единой концепции государственного финансового контроля; 2) утвердить проект Федерального закона «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации»; 3) разработать порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц за нецелевое использование средств федерального бюджета; 4) внести изменения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление последующего государственного контроля и взаимодействие контрольно-ревизионных органов Минфина России с правоохранительными органами и органами прокуратуры; 5) продолжить разработку программ проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий, в том числе строительной отрасли, федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов и т.д.; 6) создать электронную сеть органов государственного финансового контроля, осуществить переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности. Б среднесрочной перспективе органам финансового контроля требуется существенно перестроить свою работу по мере перехода на бюджетирование, ориентированное на результат. Оно позволит достаточно четко определять результативность бюджетных расходов, а следовательно, даст возможность рассчитывать эффективность использования средств. В связи с этим одной из основных задач контрольно-ревизионных органов станет разработка методических мате- риалов по формализации контрольных процедур и оценке эффективности государственных расходов по достигнутым результатам. Реализация в комплексе всех намеченных мероприятий позволит стать государственному финансовому контролю эффективным элементом процесса управления финансовыми ресурсами страны.
(?) Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение финансовой политики. 2. Охарактеризуйте основные типы финансовой политики. 3. Какие приоритеты предусматривает бюджетная и налоговая политика современной России? 4. Каково назначение финансового планирования? 5. Перечислите методы финансового планирования, применяемые в настоящее время. 6. Какие планы входят в систему финансовых планов государства? 7. Объясните, почему бюджетный план является центральным в системе финансовых планов? 8. Определите задачи финансового прогнозирования и финансового программирования. 9. Назовите цели управления финансами. 10. Охарактеризуйте основные методы управления финансами. 11. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами? 12. Перечислите основные функции Минфина России. 13. Назовите цели государственного финансового контроля. 14. Охарактеризуйте значение государственного финансового контроля в реализации экономической и финансовой политики государства. 15. Какова институциональная структура государственного контроля? Назовите задачи, решаемые каждым из осуществляющих его подразделений. 16. Перечислите виды и формы государственного финансового контроля, объясните их специфику. 17. Приведите обоснования основных направлений совершенствования финансового контроля.
Литература 1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и К0, 2002. 2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2001. 3. Быстряков А.Я. Реформа государственного финансового контроля в Российской Федерации (вопросы теории и практики). М.: Изд-во РАГС, 2003. 4. Материалы II Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации / Сост.: И.П. Никулин, Д.И. Саморуков, Н.С. Столяров. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002. 5. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. 6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 7. Финансовый контроль и новые информационные технологии // Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. кол.: СВ. Степашин и др. М.: ИД «Финансовый контроль», 2002. 8. Финансовый контроль и управление экономикой // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ. М., 16 декабря 2003 г. 9. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М: Финансы и статистика, 2004. 10. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сен-чагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2000. 11. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.
Глава 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.016 с.) |