ТОП 10:

Инвестиционная деятельность организаций



 

Динамичное развитие экономики России невозможно без акти­визации инвестиционной деятельности во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности. Приоритетная роль в этой деятельности в условиях переходной экономики предполагает государственное регулирование инвестиционной сферы. Однако участие государства в данной сфере за годы экономических преобра­зований существенно снизилась. Так, в 1995 г. величина инвестиций в основной капитал от уровня 1990 г. составляла 31%; в 2000 г. — 26; в 2002 г. — 20%. Усиление инвестиционной активности в реальном секторе народного хозяйства имеет принципиальное значение для обновления производственного потенциала промышленности, стро­ительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и других базовых отраслей экономики.

Определим ключевые понятия, характеризующие инвестицион­ную деятельность организаций. Термин «инвестиции» происходит от англ. глагола «to invest» — вкладывать. Инвестиции— это вложения капитала с целью его последующего возрастания, это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (дохо­да) или достижения иного полезного эффекта. Прирост капитала должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от по­требления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери От инфляции в будущем периоде. Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осущест­вление практических действий для получения прибыли или чистого полезного эффекта.

Инвестиционный цикл — движение авансированного капитала в рамках конкретного хозяйствующего субъекта, что предполагает его непосредственное участие в процессе инвестирования (подготовка проектно-сметной документации, заказов на оборудование, строи­тельство объекта и его последующая эксплуатация). Инвестиционный процесс — открытая система, в которой наряду с застройщиком (за­казчиком) принимают участие и другие хозяйствующие субъекты (проектировщики, подрядчики, поставщики материальных ресурсов для строительства, банки).

В рамках инвестиционного процесса необходимо выделить процесс привлечения финансовых ресурсов субъектами реального сектора эко­номики и процесс их размещения на конкретные цели инвестирования (реализация инвестиционных и инновационных проектов и про­грамм). Связующим звеном между владельцами инвестиционных ресурсов и их потребителями во многих случаях выступают инсти­туты финансового посредничества, оперирующие на финансовом рынке (банки, инвестиционные фонды и компании, фондовые бир­жи, страховщики и др.).

Инвестиции в активы предприятия отражают на левой стороне бухгалтерского баланса (в активе), а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Инвестиции направляют в капиталь­ные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме кратко- и долгосрочных финансовых вложений. Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляют в форме капитальных вложений. Капитальные вложения включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техни­ческое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий (замену выбывающего оборудования). Они непосред­ственно связаны с реализацией реальных инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект— обоснование экономической целесо­образности, объемов и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответ­ствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации инвестиций

(бизнес-план). Приоритетный инвестиционный проект — это проект, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ, объем капитальных вложений в который соответствует требованиям зако­нодательства России.

Оценка проекта — периодическая процедура, возникающая на разных стадиях проекта, связанная со сравнением фактических и планируемых показателей проекта (доходности, срока окупаемости, риска и др.) для принятия эффективных управленческих решений. Срок окупаемости инвестиционного проекта — вероятный лаг (отста­вание, запаздывание) со дня начала финансирования реального про­екта до дня, когда разность между полученной суммой чистой при­были вместе с амортизационными отчислениями и объемом капиталь­ных вложений приобретает положительное значение. Совокупная налоговая нагрузка — расчетный общий объем денежных средств, подлежащих уплате инвестором в бюджет на день начала финанси­рования проекта в форме ввозных таможенных пошлин, федераль­ных налогов и сборов.

Основу инвестирования составляют вложения средств в реальный сектор, т.е. в основной и оборотный капитал предприятий. Рынок инвестиций представляет собой сферу, где происходит купля-прода­жа инвестиционных товаров по равновесным ценам. В качестве ин­вестиционных товаров могут выступать движимое и недвижимое имущество; денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги и другие финансовые активы; имущественные права, вытека­ющие из авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, опыт, иные интеллектуальные ценности; права пользова­ния землей и другими природными ресурсами, а также имуществен­ные права.

Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в фор­ме капитальных вложений, — это инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов строительства и другие лица. Инвесторы осу­ществляют капитальные вложения на территории России с исполь­зованием собственных и привлеченных средств. Инвесторами могут быть юридические и физические лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные вкладчики капитала.

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами юридические лица и граждане, которые реализуют инвестиционные проекты. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую деятельность субъектов инвестиционной сферы, если иное не предусмотрено до­говором между ними. В роли заказчиков могут выступать и сами ин­весторы. Заказчиков, не являющихся инвесторами, наделяют правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложени­ями на период и в пределах полномочий, установленных договорами или государственными контрактами.

Подрядчики — юридические и физические лица, выполняющие работы по договору строительного подряда или государственному контракту, заключенному с заказчиками. Они обязаны иметь лицен­зию на проведение соответствующих видов строительно-монтажных работ. Пользователи объектов капитальных вложений — юридичес­кие и физические лица (включая иностранные), а также государствен­ные органы, органы местного самоуправления и иностранные госу­дарства, международные организации, для которых созданы указан­ные объекты.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функ­ции двух и более субъектов, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключенным между нами. Данные субъекты обязаны соблюдать требования, предъявляемые государ­ственными лицами, а также использовать средства на капитальные вложения по целевому назначению.

Основные этапы инвестирования:

1) преобразование ресурсов в капитальные затраты, т.е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно инвестирование);

2) превращение вложенных средств в прирост капитальной сто­имости, что характеризует потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости (зданий, сооружений, многолетних насаждений, объектов инфраструктуры и т.п.);

3) прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т.е. реали­зация конечной цели инвестирования.

Таким образом, образуется следующая взаимосвязь: доход -> ре­сурсы -> конечный результат, затем процесс накопления повторяет­ся. Процесс накопления финансовых ресурсов, не имея непосред­ственного отношения к инвестиционной деятельности, служит ее не­обходимой предпосылкой. Источник прироста капитала и цель инвестирования — прибыль (доход). На практике массу прибыли (П) со­поставляют с инвестиционными затратами и определяют их эффек­тивность: Эи = (П : ИЗ) х 100, где Эи — эффективность инвестиций, %; ИЗ — инвестиционные затраты (капиталовложения). Подобное срав­нение осуществляют непрерывно: до инвестирования (до разработ­ки технико-экономического обоснования и бизнес-плана инвестици­онного проекта), в процессе инвестирования (при строительстве объекта), после инвестирования (при эксплуатации нового объекта — после вывода его на проектную мощность).

Процессы вложения капитала и получения прибыли могут проис­ходить в различной последовательности. При последовательном про­текании этих процессов прибыль реализуется сразу же после сдачи готового объекта в эксплуатацию и выхода его на проектную мощ­ность, как правило, в срок до одного года (например, приобретение и установка нового технологического оборудования). При параллель­ном их протекании получение прибыли возможно до полного завер­шения строительства нового предприятия (например, при вводе в действие первой очереди, цеха, пускового комплекса). При интер­вальном протекании процессов вложения капитала и получения при­были между периодами завершения строительства предприятия и реализации прибыли проходит длительное время (несколько лет). Продолжительность временного лага зависит от форм инвестирова­ния и особенностей конкретных объектов, а также от финансовых возможностей застройщиков (соотношения между собственными и привлеченными источниками финансирования капиталовложений).

Темпы роста инвестиций зависят от ряда факторов. Прежде всего объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и накопление (сбережение). В условиях низких доходов многих граждан основная их доля (70—80%) направляется на потреб­ление. Рост доходов населения вызывает повышение доли, направ­ляемой на сбережения, которые являются потенциальным источни­ком инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений в общем доходе способствует увеличению объема инве­стиций, и наоборот. Однако это условие соблюдается, если обеспе­чены государственные гарантии сбережений граждан, что служит стимулом инвестиционной активности граждан.

На объем инвестиций воздействует также ожидаемая норма при­были как основной побудительный мотив. Чем выше ожидаемая нор­ма прибыли на капитал, тем больший объем направляют в конкрет­ную отрасль хозяйства или сферу бизнеса (например, строительство жилья, автозаправочных станций, автостоянок, паркингов, торговых центров и т.д.). Существенное влияние на объем инвестиций оказы­вает ставка ссудного процента, так как в процессе инвестирования можно использовать не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожидаемой чистой прибыли оказывается выше ставки ссуд­ного процента на кредитном рынке, то такие вложения выгодны для инвестора. В связи с этим рост процентной ставки по кредитам и депо­зитам вызывает снижение объема инвестиций в экономику страны.

Объем инвестиций также связан с предполагаемым темпом инф­ляции. Чем выше этот показатель, тем больше обесценивается буду­щая прибыль инвестора и тем меньше будет стимулов у него для расширения объема инвестиций (особенно в сфере долгосрочного инве­стирования). Поэтому при разработке бизнес-планов инвестицион­ных проектов следует учитывать указанные факторы. Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляют в различ­ных формах. Для учета, анализа, планирования и контроля их клас­сифицируют по отдельным признакам. По объектам вложения денеж­ных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции (капитальные вложения)— авансирование средств в материальные и нематериальные активы (инновации). Ка­питальные вложения классифицируют:

• по отраслевой структуре (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и т.д.);

• формам собственности (государственная, частная, смешанная идр.);

• воспроизводственной структуре (новое строительство, расши­рение, реконструкция, техническое перевооружение, поддержание мощностей действующих предприятий);

• технологической структуре (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты);

• назначению (объекты производственного назначения, жилищ­ное и культурно-бытовое строительство);

• источникам финансирования — внутренние и внешние (заемные и привлеченные).

Основную долю инвестиций в нефинансовые активы составляют капиталовложения в основной капитал (включая издержки на капи­тальный ремонт). Они представляют собой совокупность затрат на создание и приобретение основных средств с целью обновления и расширения производственного потенциала предприятий. Воспроиз­водственную структуру инвестиций в основной капитал характери­зуют долей капиталовложений, направляемых на новое строитель­ство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий. Отнесение инвестиций в основной капитал к соответствующим направлениям производят по характеру строительства, который определен проектно-сметной документацией. Воспроизводственная структура капиталь­ных вложений в последние годы довольно устойчива: на новое строи­тельство падает около 37%, расширение — 10%, реконструкцию и тех­ническое перевооружение — 48—49%, поддержание мощностей — 5%.

Технологическую структуру капиталовложений характеризуют соотношением между строительно-монтажными работами (46—47%), приобретением оборудования (34—36%) и прочими капитальными затратами (18—19%). За последние годы технологическая структура

капиталовложений заметно ухудшилась за счет понижения доли зат­рат на создание и приобретение наиболее активной части основного капитала (машин и оборудования) в общем объеме капитальных вло­жений.

Среди источников финансирования инвестиционной деятельнос­ти предприятий можно выделить:

— собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ре­зервы застройщиков-инвесторов (чистая прибыль; амортизационные отчисления; средства, выплачиваемые органами страхования по на­ступившим рискам; мобилизация внутренних ресурсов в строитель­стве, осуществляемом хозяйственным способом; и др.);

— заемные средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.);

— привлеченные средства (средства, получаемые от эмиссии ак­ций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в устав­ный (складочный) капитал);

— денежные средства, централизуемые добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово-промышленными груп­пами, а также долевого участия в строительстве объектов;

— средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмез­дной и возмездной основе (в форме кредита), а также средства бюд­жетов субъектов РФ;

— средства внебюджетных фондов;

— средства, предоставляемые иностранными инвесторами в фор­ме кредитов, займов и взносов в уставные (складочные) капиталы российских предприятий;

— кредиты и займы, предоставляемые России международными финансово-кредитными организациями и другими государствами под гарантии Правительства РФ.

Анализ структуры источников финансирования капиталовложе­ний показывает, что собственные и привлеченные средства в процессе формирования долгосрочных инвестиций в основной капитал пред­приятий играют практически одинаковую роль. В 2004 г. на долю собственных средств приходилось только 48%, а привлеченных — 52%. Следует отметить заметное уменьшение доли средств федераль­ного бюджета в финансировании инвестиционных проектов и про­грамм, имеющих общегосударственное значение.

Иностранные инвестиции играют позитивную роль в демонополи­зации экономики России, расширении емкости ее товарного рынка, внедрении передовых технологий в производство и создании новых рабочих мест. Оживление промышленного производства в 2000— 2004 гг. не означает, что оно получило поступательное развитие. Объем выпуска многих товаров (особенно в машиностроении) остается зна­чительно ниже, чем в период, предшествующий их падению. Отсю­да большая недогрузка производственных мощностей и значительное количество убыточных и низкорентабельных предприятий. Главное, что мешает выходу экономики России на стабильный рост, — узость рынка продукции по сравнению с имеющимися производственными возможностями, дефицит финансовых ресурсов для закупки дорого­стоящего оборудования, реконструкции и технического перевоору­жения действующего производства.

Чтобы выйти из этого состояния, России необходим внешний источник финансирования в форме прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Накопленные за годы рыночных пре­образований иностранные инвестиции в России оцениваются в 53,6 млрд дол. Наибольший удельный вес (51,7%) — это капиталов­ложения на возвратной основе, относимые к прочим: кредиты меж­дународных финансовых организаций, торговые и иные кредиты. Доля наиболее предпочтительных для страны прямых инвестиций со­ставляла 24,8 млрд дол., или 46,2%. Основная часть этих средств пред­ставлена взносами в уставные капиталы предприятий с иностранны­ми инвестициями и кредитами их зарубежных совладельцев.

Финансовые инвестиции— это вложения средств в государствен­ные и корпоративные ценные бумаги (акции и облигации акционер­ных обществ), целевые денежные вклады, уставные капиталы других предприятий. По характеру участия выделяют прямые и косвенные финансовые инвестиции. Прямые инвестиции предполагают непо­средственное участие инвестора в выборе объектов вложения денеж­ных средств. Косвенные инвестиции осуществляют через финансовых посредников — коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, страховые компании. Последние аккумулируют и размеща­ют собранные средства по своему усмотрению, обеспечивая их эффек­тивное использование в интересах инвесторов. За свои услуги они получают денежное вознаграждение (СПРЭД).

По периоду инвестирования финансовые вложения классифици­руют на краткосрочные (на срок до одного года) и долгосрочные (на срок свыше года). Последние могут служить источником финанси­рования инвестиций в основной капитал.

По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инвес­тиций. Безрисковые инвестиции — вложение средств в такие виды финансовых инструментов, по которым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала и практически гарантиро­вано получение прибыли. Низкорисковые инвестиции — вложение капитала в финансовые активы, риск по которым ниже среднерыночного уровня. Среднерисковые инвестиции — вложение капитала в наиболее рисковые финансовые инструменты (например, в акции молодых компаний, где ожидается получение максимального до­хода).

Субъектами инвестиционной деятельности на финансовом рын­ке России являются: эмитенты, инвесторы, негосударственные фи­нансовые посредники и др. Инвесторов классифицируют по следую­щим признакам. По направлению текущей (обычной) деятельности разделяют институциональных и индивидуальных инвесторов. В роли первых выступают юридические лица (например, акционерные обще­ства в сфере производства товаров и услуг, торговли и др.), а вторых — граждане, использующие свои сбережения.

В зависимости от целей инвестирования разделяют стратегичес­ких и портфельных инвесторов. Первые из них ставят цель приобре­сти контрольные пакеты акций компаний или большую долю в их уставном капитале для реального управления их делами. Они осуще­ствляют также стратегию слияния и поглощения других фирм. Порт­фельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансо­вые инструменты (акции и корпоративные облигации) с целью по­лучения высокотекущего дохода или прироста капитала в будущем. По принадлежности к резидентам выделяют отечественных и иност­ранных инвесторов. В роли иностранных инвесторов выступают за­рубежные юридические и физические лица, государства и междуна­родные финансово-кредитные организации.

Классификация форм инвестиций и видов инвесторов помогает российским предприятиям более рационально управлять принадле­жащим им инвестиционным портфелем. Инвестиционный портфель — это набор инвестиционных проектов, подлежащих реализации, и раз­личных финансовых инструментов (ценных бумаг). Ценные бумаги образуют фондовый портфель предприятия. Управление инвестици­онным портфелем заключается в выборе наиболее эффективных спо­собов реализации инвестиционной стратегии предприятия на отдель­ных этапах его развития.

Задачи, решаемые в процессе управления инвестиционным порт­фелем, следующие: обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия; максимизация прибыли (дохода) от инвести­ционной деятельности; минимизация инвестиционных рисков; обес­печение финансовой устойчивости и платежеспособности предпри­ятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности; изыс­кание путей ускорения реализации инвестиционных проектов и программ; и др. Все задачи управления инвестиционным портфелем тесно взаимосвязаны и учитываются инвесторами при формировании стратегии инвестирования. Поэтому приоритетной целью управле­ния им является не только максимизация прибыли, но и обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия при достаточ­ной финансовой устойчивости.

 

14.5. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль

 

Финансовое планирование— это разновидность управленческой деятельности, направленная на обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков предприятия, обеспе­чение ликвидности, платежеспособности и роста рентабельности собственного капитала.

Следует отметить, что финансовое планирование на предприятиях Рос­сии прошло довольно сложный путь развития. Б дореволюционной Рос­сии акционерными обществами с публичной отчетностью разрабатывался лишь один «финансовый план», это прогноз отчетного баланса планиру­емого года, т.е., в современной терминологии, это «баланс активов и пас­сивов».

В послеоктябрьский период с национализацией всей промышленнос­ти, ее переводом на «сметное финансирование» основным документом финансового плана предприятия стали сметы прихода и расхода, в совре­менной терминологии, сводный бюджет расходов и доходов предприятия. В конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг. тресты и подведомственные им пред­приятия стали разрабатывать годовые «промтехфинпланы», составной час­тью которых стал финансовый план в форме баланса доходов и расходов. По мере развития социалистического планирования несколько менялась и совершенствовалась его форма. До 1958 г. он составлялся по принципу «брутто», т.е. в доходную часть входила вся выручка от реализации про­дукции и, соответственно, в расходную часть — себестоимость. С 1958 г. ба­ланс доходов и расходов предприятия стал составляться по принципу «нет­то», т.е. с отражением только доходов в форме прибыли и ряда других до­ходов. Баланс доходов и расходов состоял из следующих разделов: «Доходы и поступления средств» (I); «Расходы и отчисления средств» (II); «Взаи­моотношения с кредитной системой» (III); «Взаимоотношения с бюдже­том» (IV). Кроме того, в справочном разделе приводились плановые дан­ные об объеме реализованной продукции и величине норматива собствен­ных оборотных средств. В процессе разработки баланса доходов и расходов к нему составлялось более десятка вспомогательных расчетов, в частности, расчет плана реализации и прибыли, ее распределения, плановые расчеты потребности в оборотных средствах, расчет амортизационных отчислений, план финансирования капитальных вложений, расчеты величины фондов экономического стимулирования и ряд других. Также составлялся и так

называемый «шахматный баланс», который позволял увязать все направ­ления расходования финансовых ресурсов с соответствующими источни­ками.

С 1965 г. предприятия формально получили право самостоятельной разработки финансового плана, однако практически дело обстояло несколь­ко иначе. В условиях командно-административной системы государство через всеобъемлющее планирование активно воздействовало на пропорции производства, устанавливало соотношения распределяемых частей валово­го общественного продукта и национального дохода на цели потребления и накопления, обеспечивало увязку в масштабе всего народного хозяйства соответствия между движением материальных и финансовых ресурсов. В значительной степени успех обеспечивался именно обязательностью ис­полнения плановых заданий по принципу: план — это закон, нарушение за­кона должно караться. Финансовое планирование на предприятиях увя­зывалось с бюджетным, кредитным и кассовым планированием, а также ба­лансом денежных доходов и расходов населения.

Методическое обеспечение разработки финансовых планов во всех от­раслях обеспечивалось Минфином СССР, которое ежегодно доводило до отраслевых министерств соответствующие указания, вытекающие из про­екта разработки бюджета. Предприятия, ориентируясь на контрольные цифры, которые определяли для них отраслевые министерства (объемы прибыли, капитальных вложений, нормативы и величина отчислений в фонды экономического стимулирования и др.), разрабатывали (в августе — сентябре) проекты годовых финансовых планов и направляли их в свои вышестоящие организации. Последние эти планы обобщали в сводные планы-заявки министерств и направляли их в Госплан СССР и Минфин СССР. Эти заявки (обычно завышенные в части бюджетного финансиро­вания) использовались при разработке проекта бюджета. После его утвер­ждения и получения соответствующих показателей, вытекающих из утвер­жденного бюджета и народнохозяйственного плана, министерства направ­ляли подведомственным предприятиям соответствующие показатели финансовых планов в форме «возвратных планов», т.е. планов, уже выте­кающих из показателей утвержденного бюджета.

Таким образом, финансовое планирование на предприятиях в услови­ях командно-административной системы тесно увязывалось с бюджетным, кредитным и налоговым планированием, а также с балансом денежных доходов и расходов населения, что позволяло не допускать существенного бюджетного дефицита и в целом обеспечивать сбалансированность движе­ния материальных и финансовых ресурсов. Однако такой процесс плани­рования сковывал инициативу предприятий, ориентировал его на заниже­ние плановых показателей по объемам производства, прибыли и стимули­ровал необоснованный спрос на бюджетное финансирование инвестиций. Попытки модернизировать эту систему в 1970—1980 гг. носили паллиатив­ный характер и не принесли существенных изменений.

В условиях перехода России к рыночным формам организации предпринимательской деятельности высокие темпы инфляции, непредсказуемость изменений в налоговом законодательстве снизили интерес предприятий к финансовому планированию. Даже текущие годовые планы стали составлять в основном только государственные предприятия и крупные акционерные общества. Большинство малых и средних предприятий практически отказались от разработки годо­вых и перспективных планов. Однако по мере стабилизации эконо­мики, снижения темпов инфляции, роста конкуренции, с приходом в производство нового поколения менеджеров и собственников ин­терес к финансовому планированию снова возрос.

Внутрифирменное планирование сводит к минимуму неопределен­ность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Планирование помогает ответить на следующие вопросы:

1) на каком уровне развития находится организация (ее экономи­ческий потенциал) и результаты ее финансово-хозяйственной дея­тельности;

2) при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) могут быть они достигнуты.

На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуще­ствляются организация запланированных работ, мотивация персона­ла, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Организация не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью планиро­вания и прогнозирования. Разработка организациями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стаби­лизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, свя­занные с финансовым планированием.

Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражаю­щий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) пери­од. Включает в себя составление операционных и капитальных бюд­жетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).

Бюджет организации — оперативный финансовый план, состав­ленный в рамках одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельно­сти организации. В практике управления финансами фирмы исполь­зуются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, пла­тежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия, источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (ак­тивы баланса).

Бюджетный контроль—текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и после­довательность действий по исчислению показателей (данный термин широко использовался в плановой экономике при разработке техпромфинплана).

Значение внутрифирменного финансового планирования заключа­ется в следующем:

• намеченные стратегические цели предприятия преломляются в форме системы показателей: объем продаж, себестоимость проданных товаров, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;

• устанавливаются стандарты финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

• определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации долгосрочных и оперативных планов орга­низации;

• оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) дают инфор­мацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Основной аспект финансового планирования — организация ус­ловий его реализации, т.е. необходимой финансовой структуры уп­равления. В этих целях определяются центры доходов (прибыли) и центры затрат. Под центром дохода понимается подразделение, ко­торое приносит предприятию прибыль. Центр расходов — подразде­ление, которое несет максимум затрат или имеющее убыток, но игра­ющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. На­пример, многие западные фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны обеспечивать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала прино­сят 20% прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляется с помо­щью нескольких методов. К ним относятся расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, эконо­мико-математического моделирования. Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановых расчетов.

Расчетно-аналитический метод планирования позволяет на осно­ве анализа достигнутой величины финансовых показателей соста­вить прогноз их величины на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе изучения их дина­мики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем использования метода могут быть установлены плановая потребность в оборотных активах, величина амортизационных отчислений и другие показатели. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оцен­кам. Исходной информацией является финансовая отчетность и оп­ределение зависимости ряда показателей от объема продаж. В запад­ной литературе этот метод называется методом процента от продаж («percent-of-sales-method»).

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финан­совых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государ­ственные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная став­ка банковского процента и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые (кор­поративные), нормативы самого предприятия.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей тер­ритории России. К ним относятся:

а) ставки федеральных налогов;

б) нормы амортизации по отдельным группам основных средств, определенные исходя из нормативного срока их полезного использо­вания;

в) ставки рефинансирования коммерческих банков, утвержда­емые Банком России, и нормы обязательных резервов банков, депо­нируемых в нем;

г) тарифные ставки на государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование;

д) минимальная месячная оплата труда;

е) нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;

ж) минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типа; и т.д.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах РФ и утверждаются представительными и исполнительны­ми органами власти. Они охватывают, как правило, ставки региональ­ных налогов и сборов, арендную плату. Отраслевые нормативы при­меняются в рамках отдельных отраслей или корпоративных групп.

Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для регулирования производственно-тор­гового процесса, а также для контроля за эффективным использова­нием ресурсов. К этим нормативам относятся:

а) нормативы плановой потребности в оборотных активах;

б) нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в обороте предприятия;

в) нормы запасов материалов, заделов незавершенного производ­ства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;

г) нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды;

д) норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах от сред­негодовой стоимости основных фондов); и др.

Нормативный метод планирования — самый простой и доступный. Зная норматив и объемный показатель, можно легко вычислить пла­нируемый финансовый показатель. В связи с этим актуальной про­блемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.022 с.)