Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники формирования и направления расходов социальных внебюджетных фондовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реформирование системы финансов РФ, начатое в 1990-х гг., привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды — это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан: • на социальное обеспечение по возрасту; • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; • социальное обеспечение в случае безработицы; • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Специфика внебюджетных фондов заключается в четком закреплении доходных источников и, как правило, в строго целевом использовании средств. Формирование социальных фондов может осуществляться за счет специальных налогов и сборов, ассигнований из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальных займов, добровольных поступлений. Кроме того, средства могут поступать за счет капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестирования). По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач. По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС. По правовому положению специальные фонды делятся на внебюджетные специальные фонды, бюджетные целевые фонды и фонды, обладающие частичной самостоятельностью. По целям выделяют социальные фонды, фонды личного и имущественного страхования, кредитные, научно-исследовательские, инвестиционные, конъюнктурные, экологические и др. Целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения согласно Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Ведущее место заняли социальные внебюджетные фонды. При их создании ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были образованы иные внебюджетные фонды. Впоследствии Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность как целевых бюджетных фондов. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: • Пенсионный фонд РФ (ПФР); • Фонд социального страхования РФ (ФСС); • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). С 1993 по 2000 г. в Российской Федерации действовал Государственный фонд занятости населения, средства которого предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Основу доходов Фонда занятости до 1 января 1996 г. составляли взносы работодателей в размере 2%, а в последующие годы — в размере 1,5% начисленной оплаты труда по всем основаниям. С 1 января 2001 г. Фонд занятости прекратил существование. В настоящее время расходы на мероприятия по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, организации общественных работ, выплаты пособий по безработице, содержанию органов службы занятости и т.п. осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. Социальные внебюджетные фонды — самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются соответствующими федеральными законами в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.
Доходы государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: — ЕСН; — добровольных взносов физических и юридических лиц; — других доходов, предусмотренных законодательством РФ. ЕСН введен в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ. Переход к его взиманию стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН мобилизует средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН в отличие от других налогов имеет строго целевую направленность. Взимание этого налога не предполагает предоставления эквивалентного по объему социального обеспечения налогоплательщикам или третьим лицам. Налогоплательщиками ЕСН являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); адвокаты. Объект налогообложения — выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а также по авторским договорам. Ставка ЕСН составляет 26% налоговой базы. До 1 января 2005 г. страховые взносы во все внебюджетные фонды социальной направленности составляли 35,6%, а до 1 января 2001 г. — 38,5%. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый внебюджетный фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с утвержденными бюджетами внебюджетных фондов.
Пенсионный фонд РФ
ПФР введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетных социальных фондов. Бюджет ПФР — второй по величине после федерального. Основной источник доходов ПФР — поступления средств ЕСН. Налогом облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Важнейшие задачи ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения — аккумуляция страховых взносов и расходование его средств в соответствии с действующим законодательством. Для различных категорий плательщиков ЕСН установлены следующие ставки: 20% — для работодателей, производящих выплаты физическим лицам (организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); 15,8% — для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; 7,3% — для индивидуальных предпринимателей; 5,3% — для адвокатов. При исчислении налога используется регрессивная шкала, базовая ставка применяется для доходов до 280 000 руб. в год. С ростом доходов ставка понижается, достигая минимума при доходах свыше 600 000 руб. в год.
К доходам бюджета ПФР относятся налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в ПФР; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ). Структура доходов бюджета ПФР на 2005 г. представлена в табл. 10.1.
Таблица 10.1 Доходы бюджета ПФР на 2005 г.*
* Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» (далее — Федеральный закон о бюджете ПФР на 2005 г.).
Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Выплаты базовой и страховой части пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов ПФР (табл. 10.2). Наряду с ними осуществляются расходы по доставке пенсий и их пересылке. Часть средств ПФР используется на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов, подготовку и переподготовку кадров, государственные капитальные вложения, фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, международную деятельность.
Таблица 10.2 Расходы на пенсионное обеспечение в Российской Федерации на 2005 г.*
* Федеральный закон о бюджете ПФР на 2005 г.
Из средств ПФР осуществляются выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Выплаты производятся в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. № 446-1 «О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу» и Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним. За счет средств федерального бюджета из ПФР осуществляются выплаты пенсий, пособий и компенсаций: — по инвалидности военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, имеющим право на получение двух пенсий; — военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву; — по инвалидности участникам Великой Отечественной войны; — по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих; — по случаю потери кормильца родителям погибших военнослужащих; — по случаю потери кормильца вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией; — социальные пенсии; — гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним гражданам, а также пострадавшим в результате других радиационных и техногенных катастроф; — компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет средств федерального бюджета; — социальные пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг; — расходы на доставку пенсий и пособий. Кроме того, из ПФР производятся выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим; замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральных государственных служащих; дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед отечеством и дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы. Отметим, что в течение всех лет существования ПФР его доходы и расходы имеют устойчивую тенденцию роста. С момента создания ПФР в России действовала распределительная система пенсионного обеспечения. Ее суть была в следующем. Взносы, собираемые с работающего населения, шли на выплаты пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Однако такая система неэффективна, что особенно ярко проявляется на фоне сложной демографической ситуации как в нашей стране, так и в мире в целом. В соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации с 1 января 2002 г. начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, на основе которой установлены: 1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению; 2) трудовые пенсии; 3) негосударственные пенсии. На территории РФ введено обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является ПФР. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Обязательным страховым обеспечением по данному виду страхования являются: 1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; 2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; 3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; 4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. № 59-ФЗ) включают в себя следующие виды пенсий: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальные пенсии. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. В случаях, предусмотренных указанным выше Законом, право на пенсию также имеют члены семей перечисленных выше граждан. Законодательно определены условия назначения и порядок определения размера государственных пенсий. В соответствии с законодательством установлены следующие виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой, накопительной. В настоящее время отчисления, производимые налогоплательщиками-работодателями на формирование будущей пенсии работников (20%), распределяются следующим образом: для лиц 1967 г. рождения и моложе 6% — базовая, 8% — страховая, 6% — накопительная часть; для лиц 1966 г. рождения и старше 6% — базовая, 14% — накопительная часть. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а страховой и накопительной частей — за счет средств бюджета ПФР При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Граждане Российской Федерации стали получать страховые свидетельства государственного пенсионного страхования в соответствии с реализацией Федерального закона от 11 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По состоянию на 1 января 2004 г. средства пенсионных накоплений 2003 и 2002 гг., переданные в доверительное управление управляющим компаниям, составили 88 892,7 млн руб. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие соответственно возраста 60 и 55 лет. При этом обязательным условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением умышленного нанесения ущерба своему здоровью) и продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют право получать нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца индексируются с учетом темпов инфляции. Размер страховой части трудовой пенсии индексируется исходя из предполагаемого уровня роста цен за соответствующие периоды, установленные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[66] для индексации страховой части трудовой пенсии. В случае если темпы роста инфляции за соответствующие периоды не будут соответствовать размерам индексации, то индексация базовой и страховой частей трудовой пенсии осуществляется исходя из фактической инфляции (роста цен) в пределах средств, предусмотренных на эти цели Федеральным законом «О федеральном бюджете Российской Федерации на... год» и бюджетом ПФР. В конце 2003 г. ПФР впервые изготовил и разослал уведомления гражданам, принимающим участие в пенсионной реформе, о состоянии накопительной части их пенсионных счетов. В пенсионной реформе принимают участие мужчины после 1952 г. рождения и женщины после 1957 г. рождения. Им было предоставлено право выбрать до 31 декабря 2003 г. негосударственную управляющую компанию для своей будущей пенсии или оставить деньги в управлении у государства. Для этого вместе с уведомлением рассылались бланки заявлений о выборе управляющей компании, которая будет инвестировать эти деньги в рыночные инструменты (ценные бумаги). До 1 апреля 2004 г. эти деньги ПФР передал в выбранные управляющие фонды.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.146 (0.014 с.) |