Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таможенно-тарифная политика Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во внешнеэкономических связях и отношениях России с другими странами мира за период перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения. Российское таможенное законодательство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., значительно меняет требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Таможенно-тарифная политика — основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования — таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот. Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой — регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящее время в России таможенные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна и составляет около 1%. Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис. 7.1). Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко используются во многих странах, а вывозные (экспортные) — при вывозе товаров с таможенной территории государства и применяются чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией. Транзитные пошлины устанавливаются за провоз товара по территории страны, в фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские пошлины служат для защиты отечественных товаропроизводителей от конкуренции на внутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами. С целью защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин. Специальные пошлины устанавливаются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда — как ответная мера на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных товаров, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные — в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.
В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Их ставки и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году. На современном этапе развития государство должно регулировать внешнеэкономическую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики.
Система таможенных платежей
Таможенные платежи — это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: — ввозная таможенная пошлина; — вывозная таможенная пошлина; — НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; —акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; — таможенные сборы. Рассмотрим существенные элементы таможенных платежей. Плательщики таможенных платежей — декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность по их уплате (например, таможенный брокер — при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада — в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения). Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена[57]. Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному (табл. 7.1).
Таблица 7.1 Методы определения таможенной стоимости товаров
Срок уплаты таможенных платежей устанавливается следующий: при ввозе — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, а при вывозе — не позднее дня подачи таможенной декларации. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на пошлины, налоги и обязательные платежи неналогового характера — таможенные сборы (рис. 7.2). Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным,
что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ). Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. для стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение. Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций.
В 1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин — 5; 10; 15 и 20%. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Различают следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические, определяемые в фиксированном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую ставки. Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара. В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)[58]. Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных. Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран — пользователей схемой преференций РФ и стран — участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются[59]. Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот — освобождение от уплаты пошлины. Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных): — ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительными документами; — ввозимых на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных для официального или личного пользования дипломатическими представителями иностранных государств; — товаров, перемещаемых иод таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран; — в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг; — подлежащих обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ; — ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий; — транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; — ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия и др.[60] НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%. Статьей 150 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС при ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ. Так, НДС не уплачивается при ввозе: 1) товаров (за исключением подакцизных, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации (согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ)); 2) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий; технических средств, для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством РФ); 3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ); 4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ; 5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов; 6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора; 7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций; 8) необработанных природных алмазов; 9) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов их семей; 10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг; 11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ. Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню, установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при применении специфических ставок — объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При использовании комбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при применении адвалорной и специфической ставок. Таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ[61]. Они дифференцированы в зависимости от таможенной стоимости товаров и ограничены приблизительной стоимостью оказанных услуг — 100 тыс. руб. (табл. 7.2).
Таблица 7.2 Размеры сборов за таможенное оформление товаров
Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 2000 руб., от 50 до 100 км — 3000 руб., от 100 до 200 км - 4000 руб., свыше 200 км - 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речнв1х или воздушных судов размер сбора составляет 20 000 руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.011 с.) |