Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации

Поиск

 

Во внешнеэкономических связях и отношениях России с други­ми странами мира за период перехода к рыночным отношениям про­изошли серьезные изменения. Российское таможенное законодатель­ство в своем развитии широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Другой серьезной задачей является освоение норм и по­ложений международного торгово-таможенного права, на базе кото­рых таможенное дело России будет развиваться в направлении гар­монизации и унификации с общепринятыми международными нор­мами и практикой. Новый Таможенный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 2004 г., значительно меняет требования и подхо­ды к осуществлению внешнеэкономической деятельности и является документом, необходимым для вступления России во Всемирную тор­говую организацию (ВТО). В нем учтены правила Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур.

Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, на­правленных на достижение экономикой данной страны определен­ных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внут­реннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного ре­гулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифная политика — основной элемент внешнеэко­номической политики. В современных условиях она осуществляет­ся с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инстру­мент таможенно-тарифного регулирования — таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержа­ния рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечения условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение тамо­женных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, прове­дением политики разумного протекционизма, а с другой — регулиро­ванием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошли­ны как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет. В настоящее время в России тамо­женные пошлины формируют порядка 20% доходов федерального бюджета. Столь высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взима­ния таможенных пошлин незначительна и составляет около 1%.

Таможенные пошлины классифицируются по различным призна­кам (рис. 7.1).

Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе товаров на та­моженную территорию государства и широко используются во многих странах, а вывозные (экспортные) — при вывозе товаров с таможенной территории государства и применяются чаще всего к товарам, в облас­ти которых страна обладает монополией. Транзитные пошлины устанав­ливаются за провоз товара по территории страны, в фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские пошлины служат для защиты отечествен­ных товаропроизводителей от конкуренции на внутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграни­чения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

С целью защиты экономических интересов РФ могут устанавли­ваться особые и сезонные пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых по­шлин. Специальные пошлины устанавливаются, если товары им­портируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда — как ответная мера на дискриминационные действия других государств.

Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных товаров, ко­торые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные — в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использова­лись субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины при­меняются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

 

 

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошли­ны. Их ставки и перечень товаров, на которые они распространяют­ся, должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году.

На современном этапе развития государство должно регулировать внешнеэкономическую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических усло­вий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики.

 

Система таможенных платежей

 

Таможенные платежи — это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятель­ности при перемещении товаров и транспортных средств через тамо­женную границу РФ. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодек­са РФ к таможенным платежам относятся:

— ввозная таможенная пошлина;

— вывозная таможенная пошлина;

— НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; —акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— таможенные сборы.

Рассмотрим существенные элементы таможенных платежей.

Плательщики таможенных платежей — декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность по их уплате (например, таможенный брокер — при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада — в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения). Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Объектом обло­жения таможенными пошлинами и налогами являются товары, пере­мещаемые через таможенную границу.

Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависи­мости от установленных ставок — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена[57]. Таможен­ная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному (табл. 7.1).

 

 

Таблица 7.1

Методы определения таможенной стоимости товаров

 

Метод Формула расчета Примечание
     
По цене сдел­ки с ввозимы­ми товарами Стсд + Рн Ст — таможенная стоимость товара; Цсд — цена сделки, фактически упла­ченная или подлежащая уплате за вво­зимый товар; Рн — накладные расходы вне террито­рии РФ: — по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию РФ, включая стоимость транспортировки, расходы по погрузке, выгрузке и страховую сумму; — комиссионные и брокерские возна­граждения, за исключением комиссион­ных по закупке товара; — стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если в соответст­вии с Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности они рас­сматриваются как единое целое с оце­ниваемыми товарами; — стоимость упаковки, включая стои­мость упаковочных материалов и работ по упаковке и др.
По цене сделки с идентичными товарами Ст - Цид + Рн Цид — цена сделки по товару, идентичному ввозимому (иден­тичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значению и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения)
По цене сделки с однородными товарами Ст = Цод + Рн Цод — цена сделки по товару, однородному ввозимому (одно­родным считается товар, кото­рый выполняет те же функции, что и ввозимый, является ком­мерчески взаимозаменяемым, имеет одинаковые характери­стики по назначению, качеству, наличию товарного знака и ре­путации на рынке, стране про­исхождения)    
Вычитания стои­мости Ст = Цпр РнРФ Цпр цена продажи товара на территории РФ; Рнрф — накладные расходы на территории РФ: — комиссионные вознагражде­ния, торговые надбавки на тер­ритории РФ; — налоги и сборы, уплачива­емые в Российской Федерации; — расходы на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, понесенные в Рос­сийской Федерации; — импортные таможенные пла­тежи, уплачиваемые таможен­ным органам
Сложения стоимости Ст = Зн + Рн + Пэ Зи— затраты изготовителя импортного товара; Пэ — прибыль, получаемая экспортером от продажи товара
Резервный ст = цмир Цмир — цена, устанавливаемая таможней с учетом мировых цен на товары (используются официальные прейскуранты цен на товары или торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; биржевые котировки цен; и др.).

Срок уплаты таможенных платежей устанавливается следующий: при ввозе — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в тамо­женный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного тран­зита, а при вывозе — не позднее дня подачи таможенной декларации.

Существенное значение для практики таможенного налогообло­жения имеет деление таможенных платежей на пошлины, налоги и обязательные платежи неналогового характера — таможенные сборы (рис. 7.2).

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможен­ную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являю­щийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с разме­рами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевид­ным,

 

что величина последней значительно превосходит эту сто­имость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров

таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных нало­гов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым дохо­дам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее нало­га на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывоз­ных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. для стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности взимание вывоз­ных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные по­шлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и дру­гие сырьевые товары (на которые приходится большая часть россий­ского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Приме­нение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.

Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал времен­ный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций.

 


В 1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень под­лежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможен­ных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение после­дующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного тарифа, мно­гие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставка­ми таможенных пошлин — 5; 10; 15 и 20%.

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной но­менклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможен­ных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Различают сле­дующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, устанавлива­емые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические, определяемые в фиксированном размере за единицу облагаемого то­вара; комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую ставки.

Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зави­симости от страны происхождения товара. В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяют­ся к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отно­шениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)[58]. Если же товары ввозятся из стран, к кото­рым Россия не применяет РНБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие став­ки получили название максимальных.

Импортные пошлины широко используются в тарифных префе­ренциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в раз­мере 75% базовых. Такие ставки получили название преференциаль­ных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран — пользователей схемой преференций РФ и стран — участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются[59]. Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к тамо­женной пошлине называются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот — освобождение от уплаты пошлины.

Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в от­ношении следующих товаров (за исключением подакцизных):

— ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации с инос­транными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредитель­ными документами;

— ввозимых на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначен­ных для официального или личного пользования дипломатическими пред­ставителями иностранных государств;

— товаров, перемещаемых иод таможенным контролем в режиме тран­зита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;

— в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг;

— подлежащих обращению в собственность государства в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ;

— ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;

— транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;

— ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых на благотво­рительные цели по линии государств, правительств, международных орга­низаций, включая оказание технического содействия и др.[60]

НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 фев­раля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и ак­циза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%. Статьей 150 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС при ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ.

Так, НДС не уплачивается при ввозе:

1) товаров (за исключением подакцизных, ввозимых в качестве безвоз­мездной помощи (содействия) Российской Федерации (согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ));

2) важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протез­но-ортопедических изделий; технических средств, для профилактики ин­валидности или реабилитации инвалидов; очков линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правитель­ством РФ);

3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекцион­ных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учрежде­ниям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и му­ниципальными библиотеками и музеями по международному книгообме­ну, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированны­ми государственными организациями в целях осуществления международ­ных некоммерческих обменов;

6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельнос­ти российских организаций на земельных участках, являющихся террито­рией иностранного государства с правом землепользования РФ на осно­вании международного договора;

7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

8) необработанных природных алмазов;

9) товаров, предназначенных для официального пользования иностран­ных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов их семей;

10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся закон­ными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллек­ционирования), а также ценных бумаг;

11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработан­ной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ.

Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню, установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подак­цизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная сто­имость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при примене­нии специфических ставок — объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При исполь­зовании комбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при применении адвалорной и специфической ставок.

Таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются Прави­тельством РФ[61]. Они дифференцированы в зависимости от таможен­ной стоимости товаров и ограничены приблизительной стоимостью оказанных услуг — 100 тыс. руб. (табл. 7.2).

 

Таблица 7.2 Размеры сборов за таможенное оформление товаров

 

Таможенная стоимость товара Размер сбора за таможенное оформление, руб.
До 200 тыс. руб. (включительно) Свыше 200 тыс. до 450 тыс. руб. (включительно) Свыше 450 тыс. до 1200 тыс. руб. (включительно) Свыше 1200 тыс. до 2500 тыс. руб. (включительно) Свыше 2500 тыс. до 5000 тыс. руб. (включительно) Свыше 5000 тыс. до 10 000 тыс. руб. (включительно) Свыше 10 000 тыс. до 30 000 тыс. руб. (включительно) Свыше 30 000 тыс. руб. 20 000 50 000 100 000

 

Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 2000 руб., от 50 до 100 км — 3000 руб., от 100 до 200 км - 4000 руб., свыше 200 км - 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речнв1х или воздушных судов размер сбора составляет 20 000 руб. и не зависит от расстояния переме­щения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособ­ленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.011 с.)