Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономический анализ бюджетных показателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейший элемент бюджетного процесса — экономический анализ бюджетных показателей (их обоснованности, структуры, динамики и других параметров). Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса, т.е. при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы, ведомства, органы Федерального казначейства, контролирующие органы, депутатский корпус, финансовые службы хозяйствующих структур. Значимость анализа особенно возрастает при переходе на прогнозное формирование бюджетов, отработке методов максимальной мобилизации доходов и эффективного их использования, решении вопросов регулирования бюджетов всех уровней, построении межбюджетных отношений в соответствии с принципами бюджетного федерализма, реструктуризации расходов и оптимизации доходной части бюджета. В зависимости от поставленных задач избирается определенная методика анализа, но можно выделить основополагающие требования, которыми необходимо руководствоваться при его проведении. Анализ должен быть: • конкретным, т.е. основываться на изучении широкого круга показателей, всесторонне характеризующих явление, процесс, тенденцию; • системным, т.е. представлять собой систему аналитической работы по взаимосвязи изучаемых бюджетных показателей, срокам, охвату вопросов, формам, приемам; • оперативным, т.е. по результатам анализа должна осуществляться разработка мероприятий, на основе которых можно достаточно оперативно повлиять на реализацию бюджетных показателей, уровень их фактического исполнения; • объективным, что обеспечивается обоснованным подбором анализируемой информации, таким перечнем показателей, с помощью которого можно всесторонне и объективно охарактеризовать всю совокупность причин и факторов, определяющих выявленную динамику, тенденции. Методика экономического анализа бюджетных показателей определяет этапы анализа и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить так. Прежде всего осуществляется проверка, свод, группировка необходимых данных. Затем начинается собственно аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по доходам, расходам, стандартам, нормативам, сети, штатам, контингентам, другим показателям, определяющим параметры бюджета; установление причин отклонений от уточненного бюджета на соответствующую дату; раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями. Далее следуют подведение итогов анализа и формулирование основных выводов. На заключительном этапе осуществляется разработка практических предложений и рекомендаций по результатам анализа, направленных на повышение объемов доходов, увеличение их мобилизации (собираемости), целевое, полное и эффективное использование бюджетных ассигнований. Каждый орган, осуществляющий анализ, уделяет особое внимание различным сторонам бюджетного процесса. Например, депутатский корпус при рассмотрении бюджета приоритетно изучает соблюдение законодательства при расчете бюджетных показателей, гарантированные государством социальные нормативы по расходам, соблюдение принципов бюджетного федерализма при установлении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, а региональных — с местными бюджетами, финансовое обеспечение установленных экономическими и социальными прогнозами темпов и пропорций развития различных отраслей хозяйства, а также целый ряд других положений и показателей. Изыскиваются резервы пополнения доходной части бюджетов, возможности оптимизации расходов. В ведомствах большое внимание уделяется анализу производственных показателей, определяющих объем деятельности соответствующих организаций, учреждений (сеть, штаты, контингенты), соблюдению стандартов, норм и нормативов, другим вопросам. Органы Федерального казначейства в приоритетном порядке анализируют объем мобилизации и обоснованность распределения поступающих доходов по уровням бюджетов; полноту, правильность и целевое использование бюджетных средств; своевременность прохождения доходов и расходов по счетам; и т.д. Методика экономического анализа бюджетных показателей при формировании, рассмотрении и исполнении бюджета условно может быть классифицирована как общая и частная. Элементами общей методики являются определение задач анализа; подбор и предварительная проверка достоверности исследуемых показателей; использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей, применение утвержденных или уточненных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей; прием «разложения» отклонений от установленных назначений по факторам, различно повлиявшим на результаты исполнения бюджета по конкретным доходам или расходам; широкое применение наряду с абсолютными относительных и средних показателей, а также сводных величин; использование аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить об уровне и обоснованности формируемых показателей и результатах исполнения бюджета; и др. Практическое применение частной методики определяется этапом бюджетного процесса; уровнем бюджета; видом доходов или направлением расходов; подразделением, проводящим анализ; количеством и качеством данных, обеспечивающих наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки; видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц; предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа. Каждый из элементов методики анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят прежде всего от их комплексного применения. Дополняя друг друга, различные приемы анализа способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между соответствующими показателями в процессе формирования и исполнения бюджета по доходам и расходам. Материалы экономического анализа показателей при формировании и исполнении бюджета оформляются в виде пояснительной записки к прогнозу, проекту или аналитические записки к отчету об исполнении бюджета. Вместе с тем этот документ является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа или ведомства, так как свидетельствует об обоснованности прогнозных или плановых показателей, мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам, выявления резервов, мероприятиях по укреплению финансовой и бюджетной дисциплины. Таким образом, экономический анализ является неотъемлемой частью бюджетного процесса на всех стадиях прохождения бюджетных показателей. Общая экономическая стабилизация, развитие бюджетной реформы будут способствовать совершенствованию бюджетного процесса, максимальной реализации установленных законодательством полномочий участников бюджетного процесса, увеличению доходов бюджетов всех уровней, эффективному и результативному использованию бюджетных ассигнований.
* * * В период создания настоящего учебника был принят ряд важнейших документов, которые внесли существенные коррективы в функционирование бюджетной системы РФ, акцентировав бюджетный процесс на максимальную эффективность и результативность. При изучении материалов гл. 4 и 5 советуем дополнительно обратиться к следующим документам: — Постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год»; — Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006—2008 годах, одобренная распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р; — Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006—2008 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 399-р; — Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38-р.
(?) Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите этапы бюджетного процесса и охарактеризуйте систему органов, обладающих бюджетными полномочиями. 2. Назовите бюджетные полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Дайте краткую характеристику полномочий Минфина России в бюджетном процессе. 3. Охарактеризуйте основные этапы организации работы по формированию федерального бюджета в федеральных министерствах и ведомствах. 4. Какие документы представляются в Государственную Думу одновременно с внесением на рассмотрение в первом чтении проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» и какова цель их представления? 5. Дайте краткую характеристику процедуры рассмотрения и утверждения федерального бюджета в Государственной Думе. 6. Какова структура Федерального закона «О федеральном бюджете на... год» (на примере бюджета на текущий год)? 7. Что такое бюджетная роспись и кем она утверждается? 8. Перечислите функции Федерального казначейства РФ. 9. Какие задачи реализует технология единого казначейского счета? 10. Какой орган устанавливает состав и формы отчетности об исполнении бюджетов? 11. Охарактеризуйте задачи экономического анализа бюджетных показателей при прогнозировании, формировании бюджета, а также в процессе и по результатам его исполнения. 12. В каком документе находят отражение результаты анализа? Каковы элементы общей методики экономического анализа бюджетных показателей? 13. Перечислите основные направления совершенствования бюджетного процесса и повышения его эффективности.
Литература 1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджетов в Российской Федерации: Учеб. пособие / И.А. Коноплев, СП. Головач. М.: Финансы и статистика, 2003. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2006. 3. Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2000—2003 гг. и задачи на перспективу: Материалы расширенной Коллегии Министерства финансов РФ. М., 2004. 4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской и М.В. Романовского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2003. 5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 6. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. Глава 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.008 с.) |