Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика налоговой системы современной РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Документ, регламентирующий концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы РФ, — это Налоговый кодекс РФ, который в значительной части является законом прямого действия. Это касается прежде всего обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений, единства и ясности установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства, проведения налоговых проверок, обжалования решений контролирующих органов. Актуальным вопросом является распределение налоговых полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Органам законодательной власти субъектов РФ и самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов (сборов), изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления по введению или отмене налогов и сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных, местных налогов и сборов должно препятствовать созданию несовместимых налоговых систем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества. Кратко рассмотрим порядок и особенности исчисления и взимания важнейших налогов. Основное место в налоговой системе России занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная[55] и государственная пошлина. Наиболее существенный из косвенных налогов — налог на добавленную стоимость (НДС). Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Это самый «молодой» из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период нэпа. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением Общего рынка. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены Европейского экономического сообщества (ЕЭС). При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 г. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета. Это и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 г. НДС. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. НДС — налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Его основная функция — фискальная. Удельный вес НДС в сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 2004 г. составил 47,7%, в общей сумме доходов — 36%. Для функционирования НДС необходимы соответствующая информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Круг плательщиков НДС очень широк. К ним относятся организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Упрощенная схема расчета НДС при прохождении товара через ряд предприятий — от изготовителя сырья до конечного потребителя готовой продукции — представлена на рис. 6.1.
Объектом обложения НДС являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе передача права собственности на товары (результаты работ, услуги) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации, товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенным режимом, передача имущественных прав. Налогом облагается реализация товаров не только собственного производства, но и приобретенных на стороне. При этом товаром считаются продукция (предмет, изделие), здания, сооружения, другие виды недвижимого имущества, электро- и теплоэнер-гия, газ, вода. При реализации работ НДС облагаются объемы выполненных строительно-монтажных, в том числе для собственного потребления, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ. НДС облагается реализация следующих видов услуг: пассажирского, грузового транспорта, транспортировки газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, по перевозке, разгрузке, перегрузке товаров и их хранению; по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; посреднических; связи, бытовых, жилищно-коммунальных; физической культуры и спорта; по выполнению заказов торговлей; рекламных; инновационных, по обработке данных и информационному обеспечению; других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль (объекты социально-культурной сферы, капитальное строительство и др.), а также своим работникам; обмен товаров (работ, услуг) без оплаты их стоимости, безвозмездная передача или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям, физическим лицам, в том числе работникам предприятия, обороты по реализации предметов залога и их передаче залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства. За налогооблагаемый оборот принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и тарифюв без включения в них НДС. При исчислении облагаемого оборота по подакцизным товарам в него входит сумма акциза. Налогообложению подлежат суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг). С 1 января 1999 г. в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ при исчислении облагаемого оборота применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т.е. предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных, однородных то- варов (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Под рынком понимается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей территории РФ или за ее пределами. При определении рынгочной цены используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. В налогооблагаемый оборот включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или оплачиваемой сверх нее потребительской тары одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты и др.) или транспортной тары (деревянной, картонной), за исключением многооборотной, имеющей залоговую цену, по которой налог уплачивается лишь при ее реализации предприятием-изготовителем. Не являются объектом налогообложения, т.е. не признаются реализацией товаров (работ, услуг) операции, перечисленные в п, 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ: — передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации, а также некоммерческим организациям на осуществление основной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; — передача имущества, если она носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (по договору совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). Этот перечень дополняется ст. 146 Налогового кодекса РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Для НДС, соответственно, это будет стоимостной показатель облагаемых налогом операций. При установлении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученной им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе ценными бумагами. Выручка, поступившая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Налоговый период для налогоплательщиков — календарный месяц или квартал, что зависит от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг). Будучи косвенным налогом, НДС нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает его конкурентоспособность, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодательством по НДС установлены льготы. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. В том случае если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг). Важный элемент налога — его ставки. При введении налога в 1992 г. была установлена единая ставка 28%. Ее величина была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, вместо которых пришел НДС. Единая ставка НДС в России сохранялась недолго. В том же 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993 г. базовая ставка была снижена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством РФ) снижена до 10%. Однако в 1995 г. круг продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Летом 1999 г. перечень еще более сократился. В настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает три уровня ставок НДС: 0, 10 и 18%. Нулевая ставка применяется при реализации товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и продажей этих товаров, работ и услуг, по перевозке через таможенную территорию РФ; товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами и личного пользования их персонала; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории РФ, и другие обороты. Налоговая ставка 10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей (по перечню ст. 164 Налогового кодекса РФ), а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. В остальных случаях действует ставка НДС 18%. Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо: • рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, которая определяется как произведение налоговой базы и ставки налога; • исчислить величину налоговых вычетов. Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами. Налоговый вычет — один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет. Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услуги) были приняты на учет. Основанием для налоговых вычетов являются выставленные продавцом счета-фактуры. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. По товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС на основании льгот, НДС бюджету не предъявляется, а относится на издержки производства и обращения. В случае превышения подлежащих вычету сумм НДС по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), основным средствам и нематериальным активам над суммами налога по реализованным товарам (работам, услугам) разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных им расчетов. Возмещение производится не позднее чем через три месяца, считая со дня представления налоговой декларации, по письменному заявлению налогоплательщика. Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары (работы, услуг) на территории РФ и не состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговом органе, при перечислении средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм, т.е. выполняют функции фискального агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие — источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) применялись для производства продукции, освобожденной от налога, то НДС, уплаченный за иностранное предприятие, относится на издержки производства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупках материальных ресурсов производственного назначения, если они были сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Во всех расчетных документах на реализуемую продукцию (поручениях, требованиях, реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах) сумма НДС выделяется отдельной строкой. При бартерных сделках, предварительной оплате, расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований НДС должен быть выделен отдельной строкой в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполнения работ и др.). В расчетных и первичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС. Суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретенное для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а предъявляются бюджету к вычету, за исключением случаев использования их для производства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не осуществляется вычет налога, уплаченного поставщикам. Инструментом контроля за правильностью проведения расчетов по НДС являются счета-фактуры новой формы, призванные фиксировать все операции по отпуску покупателям товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается ли данная сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Счета-фактуры выписываются плательщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в двух экземплярах. При регистрации в журнале учета выдаваемых покупателям счетов-фактур им присваивается порядковый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее пяти дней после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) счет-фактура составляется в одном экземпляре и хранится у поставщика в журнале учета выданных счетов-фактур. Порядок выдачи и учета счетов-фактур можно представить в виде схемы (рис. 6.2).
Уплата НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе и для собственных нужд) за истекший налоговый период (месяц или квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за ним. Следующий по значимости косвенный налог — акцизы. Доля акцизов в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета в 2004 г. составила более 10%. Акцизы — старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько «сдали» свои позиции. Однако и по сей день они используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являются прежде всего предметы массового спроса, что и предопределяет высокую фискальную значимость этих налогов. В России в течение более чем 60-летнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были по существу, неотъемлемой составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были «восстановлены в правах» и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (декларанты и иные лица в соответствии с таможенным законодательством). В настоящее время акцизами облагаются следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция; пиво; табачная продукция; автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, должны получить в налоговом органе свидетельство о регистрации на осуществление следующих видов деятельности; производства нефтепродуктов; оптовой, оптово-розничной и розничной реализации. Объектами обложения акцизами признаются следующие операции: • реализация произведенных лицами подакцизных товаров — алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций; • передача произведенных из давальческого сырья и материалов нефтепродуктов собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства; • оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных лицом из собственного сырья и материалов, а также полученных нефтепродуктов, в том числе на основе договора переработки с собственником сырья; • приобретение нефтепродуктов в собственность лицами, имеющими соответствующее свидетельство; • ввоз подакцизных товаров на территорию РФ. Ряд операций не подлежат налогообложению акцизами на основании ст. 183 Налогового кодекса РФ. Налоговая база по каждому объекту обложения акцизами определяется в зависимости от вида применяемых ставок. Различают следующие виды налоговых ставок: — адвалорные, устанавливаемые в процентах к стоимости подакцизных товаров; — твердые (специфические), устанавливаемые в рублях за единицу измерения; — комбинированные, сочетающие твердые и адвалорные. В настоящее время преимущественно применяются твердые ставки, за исключением ставок на сигареты, для которых установлены комбинированные ставки акцизов. Сумма акциза исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. Дата реализации подакцизных товаров определяется на день отгрузки, дату оприходования произведенных нефтепродуктов, день завершения действия налогового склада. Ставки акцизов являются едиными на всей территории РФ. Экспорт товаров за пределы России относится к числу операций, не облагаемых акцизами. Но при этом в налоговый орган требуется представить поручительство банка или банковскую гарантию. Это обязывает банк уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. При отсутствии поручительства банка акциз уплачивается в общеустановленном порядке, и в случае представления документов, подтверждающих реальный экспорт в течение 180 дней со дня реализации, производится налоговый вычет или возврат акциза. Налоговым периодом по акцизам признается месяц. Сроки их уплаты в бюджет установлены ст. 204 Налогового кодекса РФ и различны в зависимости от видов подакцизных товаров и особенностей их реализации (оптовая, розничная, акцизный склад). При реализации алкогольной продукции уплачивается авансовый платеж во время приобретения акцизных либо специальных региональных марок, который подлежит вычету при уплате налога за налоговый период. Налог на прибыль — это прямой налог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Плательщики налога на прибыль — это российские, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Плательщиками также выступают коммерческие банки различных видов, получившие лицензию Банка России, Банк внешней торговли РФ, Банк России и его учреждения; страховые организации, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности; негосударственные пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг. Не являются плательщиками налога на прибыль следующие организации: перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; уплачивающие налог на игорный бизнес; являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для каждой группы плательщиков принят строгий порядок признания прибыли. Российские организации определяют прибыль как разницу между полученными доходами и произведенными расходами. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, доходы, полученные через эти постоянные представительства, уменьшают на величину расходов этих постоянных представительств. Итоговый результат и является объектом обложения. Отдельным объектом налогообложения являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации для иных иностранных организаций. Налогооблагаемые доходы организации следует определять на основе первичных документов налогового учета. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Величина доходов определяется исходя из цен сделки. Если же доход получен в натуральной форме, то следует применять рыночные цены, действующие в отношении этой продукции. Первое действие предусматривает вычет из доходов взимаемых косвенных налогов: НДС, акцизов, экспортных пошлин. Затем все доходы организации подразделяются на два вида: доходы от реализации и внереализационные доходы. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Все доходы, которые не относятся к доходам от реализации, считаются внереализационными. Этот перечень довольно значителен и является открытым. Наиболее существенными в этом списке можно назвать следующие: доходы от долевого участия в других организациях; доходы от купли-продажи иностранной валюты; штрафы, пени, иные санкции, признанные должником или подлежащие уплате по решению суда, вступившему в законную силу; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); безвозмездно полученное имущество (работы, услуги), имущественные права; положительные курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; суммовые разницы, возникшие в результате несоответствия между фактически поступившей уплаченной суммой в рублях и суммой возникших обязательств и требований, установленных в условных единицах сторонами сделки на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг). Отдельные виды доходов, которые получает организация при расчете налога на прибыль, не учитываются. Логика выделения таких поступлений различна, но главная причина заключается в том, что эти суммы фактически не являются доходом от деятельности организации. К ним относятся, например, средства в рамках целевого финансирования из бюджетов всех уровней, гранты, различные инвестиции, средства, полученные по договорам займа и кредита, имущество, поступившее в счет вклада в уставный капитал, и т.д. Перечень доходов, не учитываемых в качестве облагаемых налогом на прибыль, является закрытым. Определив все доходы, организация должна рассчитать произведенные за отчетный период расходы. Существенным условием является их обоснованность и документальное подтверждение, все они должны быть связаны с получением дохода. По аналогии с доходами расходы делятся на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В перечень расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы, обеспечивающие производство, хранение и доставку продукции, выполнение работ; оказание услуг, приобретение и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав; содержание и эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание основных средств и иного имуществ, а также поддержание их в исправном состоянии; освоение природных ресурсов; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; обязательное и добровольное страхование; прочие необходимые расходы. Все расходы, связанные с производством и реализацией, сгруппированы по четырем элементам: материальные расходы, оплата труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы. Внереализационные расходы включают в себя обоснованные затраты на деятельность, непосредственно не связанную с производством и реализацией. Список таких расходов довольно значительный, приведем для примера только часть из них: содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; оплата услуг банка; расходы, связанные с обслуживанием приобретенных организацией ценных бумаг; отрицательные курсовые разницы, возникшие при переоценке имущества и валютных ценностей и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте при изменении установленного Банком России отрицательного курса иностранной валюты к российскому рублю; суммовые разницы, возникшие в том случае, если товарно-материальные ценности и обязательства, выраженные в условных единицах по договоренности сторон, не совпадут на дату реализации (оприходования) с фактически поступившими (уплаченными) суммами в рублях; другие обоснованные расходы. Помимо перечисленных, к внереализационным расходам относятся убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем году; дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и; т.п. Прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, а также полным товариществом, распределяется между участниками совместной деятельности или членами полного товарищества до налогообложения на основании заключенного ими договора. Доля прибыли, причитающаяся каждому участнику совместной деятельности, включается в его внереализационные доходы и облагается налогом в составе валовой прибыли этого участника по установленной ставке налога на прибыль. При определении налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться данными налогового учета. Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие доходы от нее, уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами. Порядок формирования налогооблагаемой прибыли организаций представлен на рис. 6.3. Возникновение постоянных разниц связано с наличием: — доходов, отражаемых в бухгалтерском учете, но не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, например, безвозмездно полученное имущество, вклады в уставный капитал, средства кредита или займа, и т.п.; — доходов, вызванных корректировкой в оценке товарно-материальных ценностей; — расходов, принимаемых в целях налогообложения в пределах норм; — расходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы, например, суммы дивидендов, пени или штрафы бюджету, и т.п. Налог на прибыль — это регулирующий налог, что проявляется в его ставках на федеральном и региональном уровнях. Прибыль предприятий и организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет РФ, облагается по ставке 6,5%. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (максимальный размер — 17,5%). Таким образом предельная ставка налога на прибыль организаций составляет 24%. По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие размеры ставок: российскими организациями от российских организаций, а также физическими лицами — налоговыми резидентами РФ — 9%; российскими организациями от иностранных организаций— 15%. По операциям с отдельными видами долговых обязательств применяются следующие ставки: 15% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, облагаемых по нулевой ставке), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; 0% — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигации внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего долга РФ полностью. Сумма налога, исчисленная по указанным выше ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет. Налог на прибыль определяется умножением налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. Налоговым периодом по налогу на прибыль принимается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетным периодом признается каждый месяц нарастающим итогом. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Имущественные налоги — разновидность прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. В России налог на имущество организаций был введен в 1992 г. Он пришел на смену «плате за фонды», действовавшей с 1965 по 1992 г. Цель введения налога на имущество заключается в стимулировании эффективного использования имущества предприятий. Будучи важным источником доходов региональных и местных бюджетов, за годы своего применения он заметной фискальной роли, к сожалению, не сыграл. Одна из существенных причин — большое количество льгот. Введение в действие с 1 января 2004 г. гл. 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций» стало новым этапом развития имущественного налогообложения. Изменения коснулись всех элементов: уточнен состав налогоплательщиков; изменен объект налогообложения; предельная ставка налога возросла с 2 до 2,2%; по-новому рассчитывается среднегодовая стоимость имущества; сокращено количество льгот (однако субъекты РФ в региональных законах о налоге на имущество имеют право расширить перечень льгот). На этом этапе реформа имущественного налогообложения не заканчивается. В перспективе имущественным налогам уготовлена активная роль как в налоговой, так и в бюджетной системе, в частности, из-за высокого уровня стабильности налогооблагаемой базы. Такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогового периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных источников доходов бюджетов соответствующих уровней. Плательщиками налога на имущество организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной зоне РФ. Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, а также в совместную деятельность. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной по правилам ведения бухгалтерско
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.015 с.) |