Что представляет собой российская система финансового контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет собой российская система финансового контроля



История развития аудита

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще при­мерно в 200 году до нашей эры квесторы (должностные лица, ведав­шие финансовыми и судебными делами) Римской республики осу­ществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» (от лат. «слу­шать»).

Аудит как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности появился в Великобри­тании, где к середине XIX века аудиторы образовали свою первую в мире профессиональную организацию. После принятия в 1862 году закона о британских компаниях, согласно которому компании, по мень­шей мере один раз в год должны были представить счета и отчеты для проверки специалистами по бухгалтерскому учету и финансово­му контролю, ряды британских аудиторов существенно пополнились.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с эконо­мическими реформами в стране в конце 1980-х годов. Важным ша­гом в деле становления аудита можно назвать создание акционерно­го общества «ИНАУДИТ» в 1987 году. Необходимость его открытия была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием предприятий с иностранным капиталом.

Первый вклад в дело регламентации аудита в России внес Цент­робанк: 6 февраля 1991 года утверждено «Положение об аудитор­ской деятельности в банках». 22 декабря 1993 года был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации», с которого начинается формирование норма­тивной базы аудита. Этим указом были утверждены «временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация ауди­торов и лицензирование аудита.

7 августа 2001 года был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который внес большой вклад в раз­витие аудита в России. Данный нормативный акт подтвердил окон­чательное становление системы современного российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, а Россия может считать­ся страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – институт аудита.

30 декабря 2008 года был принят новый Федеральный закон NQ ~07-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Он открывает следую­щий этап развития аудита в России. Саморегулирование аудитор­ской деятельности - главное новшество этого закона, которым пре­дусматриваются отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010 года и обязательное членство аудиторов в саморегули­руемых аудиторских организациях, действующих в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморе­гулируемых организациях».

Основные цели такого решения состоят в следующем:

- освобождение государства от выполнения потенциально избы­точных функций;

- существенное снижение административного давления на ауди­торскую профессию;

- укрепление аудиторской профессии;

- осуществление общественного надзора за развитием профессии;

- развитие саморегулирования;

- повышение качества услуг на аудиторском рынке;

- сближение норм законодательства Российской Федерации в области аудиторской деятельности с международными нормами.

Саморегулируемым аудиторским организациям передаются так­же функции обучения, повышения квалификации и контроля каче­ства работы аудиторских организаций.

 

2. Система финансового контроля и аудита в РФ

Отличия аудита от ревизии

Ревизия и аудит являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Ревизия и аудит — это два подхода к организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Между ними имеется много общего и существенные различия.

Ревизия — составная часть государственного финансового контроля, устанавливающего законность, достоверность, целесообразность и эффективность хозяйственных операций.

Аудит — независимая проверка финансовых отчетов или финансовой информации экономического субъекта с целью выявления резервов и получения выводов о финансовом состоянии предприятия.

При ревизии выявляются недостатки финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации с целью их устранения.

Особенности ревизии, аудита:

1. Цель ревизии — определить законность всех операций и устранение нерациональных (цель аудита — выяснить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности).

2. В ревизии определяется последовательность процедур (при аудите дается в основном схема проверки).

3. В ревизии все операции проверяются с максимальной арифметической точностью (при аудите — приблизительно, так как зависит от установленной значимости операций и степени риска).

4. Правовой основой ревизии является Административный кодекс (при аудите — Гражданский кодекс).

5. Зарплата в ревизии зависит от руководства предприятия (для аудита — гонорар — сумма, выплачиваемая аудитору клиентом).

6. Ревизор накладывает взыскания (аудитор дает советы и рекомендации по устранению недостатков).

 

Отличительная черта Аудит Ревизия 1. По целям исследования Выявление недостатков в хозяйственной деятельности, оказание услуг, помощи в сотрудничестве с клиентом, выражение независимого мнения; Выявление и оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий) 2. По решению практических задач: Оказание помощи клиенту в оптимизации коммерческой деятельности; Задачи по пресечению злоупотреблений в хозяйственной деятельности и сохранности средств 3. По характеру Предпринимательская деятельность; Исполнительская деятельность 4. Правовая черта Гражданское право на основе хозяйственных договоров; Административное право на основе законов, инструкций, приказов, директив и др. 5. По управлению Связи горизонтальные, добровольные; Связи вертикальные в порядке административного воздействия и принуждения 6. По методике проведения Методика и приемы используются общие, только для аудита гораздо шире, с учетом современных требований 7. По принципу оплаты: Платит клиент или тот, кто нуждается в аудиторском заключении; Платит администрация организации 8. По достаточности Ориентация на соотношение затрат и результатов; Точность и выявление виновных, размера ущерба 9. По результатам Аудиторское заключение и рекомендации клиенту; Акт ревизии, взыскания, указания, проверка исполнения

 

Аудиторские фирмы, их структура

 

В соответствии с действующим законодательством аудиторские фирмы в России могут иметь любые организационно-правовые фор­мы, за исключением формы открытого акционерного общества. При этом доля уставного (складочного) капитала коммерческой органи­зации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организаци­ям, должна быть не менее 51 %, а численность аттестованных аудито­ров, являющихся работниками аудиторской фирмы па основании тру­довых договоров, — не менее трех.

По характеру деятельности аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные фирмы могут иметь несколько лицензий на пра­во проведения того или иного вида аудита и оказания сопутствую­щих услуг. Специализированные фирмы концентрируют свои усилия на бо­лее узком круге работ.По; объему оказываемых услуг аудиторские фирмы делятся на большие, средние и малые. Права и обязанности аудиторов, проверяемых организаций и лиц, заключивших договор па проверку, определены законом «Об аудитор­ской деятельности» и федеральным стандартом аудиторской деятель­ности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяе­мых экономических субъектов».

 

Виды аудита

Внутренний аудит — это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается систе­ма контроля за соблюдением установленного порядка ведения бух­галтерского учета и надежностью функционирования различных зве­ньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Его цель — содей­ствовать оптимизации деятельности экономического субъекта и кон­тролировать выполнение обязанностей его руководства. Конкретные задачи определяются руководством экономического субъекта исходя из потребностей управления. Внешний аудит представляет собой деятельность по проверке финансово-хозяйственной деятельности независимыми аудиторски­ми организациями. Его главная цель — дать объективные, реальные и достаточно точные сведения об аудируемом объекте. Задачи внеш­него аудита определяются договором между аудируемым лицом и аудиторской фирмой. Главная задача – осуществлять контроль за правильностью составления бух.отч-ти и давать рекомендации по устранению выявленных в ходе аудита недостатков. Внутренний проводится постоянно, внешний- 1 раз в год. Инициативный (добровольный) аудит обычно проводится по решению руководства предприятия или его собственников. Его це­лью является выявление недостатков в ведении бухгалтерского уче­та, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности. Задачи данного вида аудита определяются договором между аудируемым лицом и аудиторской фирмой. Может быть комплексным – проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации; тематическим – контролю подвергаются отдельные разделы и участки учета. Обязательный аудит регламентируется государством. Осуществляется в отношении отдельных экономических субъектах на основании НПА РФ. Проводится в случаях установленных законодательство или по поручению следственных органов. Объем, порядок проведения регламентируется законодательными нормами. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года приведен перечень критериев, по которым орга­низации подлежат обязательной аудиторской проверке:ОАО, страхов-е, кредит-е, гос. Внеб. Фонды, инв-й фонд, биржей. Объем выр-ки: больше 500т. р. МРОТ, активы- в 200т. р.. Организация является гос.унитарным или муниципальным унитарным предприятием. Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля Повторяющийся (согласованный) аудит осуществляется повтор­но. Финансовый аудит. Его цель — формирование мнения об ис­пользовании финансовых средств, о соблюдении принципов и требо­ваний ведения бухгалтерского учета. Задача — сбор достаточной информации для проверки использования финансовых средств, со­блюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета. Операционный аудит. Цель — оценка эффективности процедур и методов функционирования хозяйственной системы. Задача — сбор информации для оценки применяемых процедур и методов функци­онирования хозяйственной системы. Аудит на соответствие законодательству. Цель — формирова­ние мнения о соответствии деятельности аудируемого лица и совер­шенных им операций требований действующих нормативных актов. Задача — сбор информации о соблюдении действующих норматив­ных актов в процессе финансово-хозяйственной деятельности ауди­руемым лицом. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности. Цель — выра­жение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности аудируемых лиц. Задача — сбор информации для проверки во всех существенных аспектах достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности. Налоговый аудит. Цель — установление достоверности налого­вых деклараций, соблюдения требований налогового законодатель­ства РФ. Задача — сбор информации для проверки соблюдения на­логового законодательства экономическим субъектом в системе бух­галтерского и налогового учета, достоверности налоговых деклара­ций. Управленческий аудит. Цель — формирование мнения о целе­сообразности использования всех ресурсов, функционирования управленческих систем. Задача -- сбор информации для анализа эффективности функционирования управленческих систем. Социальный аудит. Цель — формирование мнения о достовер­ности социальной отчетности аудируемого лица (как правило, круп­ных корпораций). Задача — сбор информации для проверки во всех существенных аспектах достоверности социальной отчетности и ана­лиза эффективности социальной политики проверяемого предприя­тия.

Механизм контроля качества

За деятельностью аудиторских фирм и индивидуальных аудито­ров осуществляется внешний и внутренний контроль качества ока­зываемых аудиторских услуг. Внешний контроль качества аудита обеспечивается контролем за уровнем профессионализма аудиторов. Предварительный внешний контроль качества аудита осуществляется путем сдачи претендента­ми квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Текущий и последующий внешний контроль качества аудита проводится путем организации постоянного надзора за деятельно­стью индивидуальных аудиторов и аудиторских фирм.

В России данные виды контроля осуществляют Министерство финансов и профессиональные аудиторские объединения, которые с 2010 года будут заменены на саморегулируемые аудиторские орга­низации.

Каждая аудиторская фирма должна создавать и поддерживать внутрифирменную систему контроля качества работы, для того что­бы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудитор­скую деятельность. Система контроля качества работы аудиторской фирмы должна включать: соблюдение сотрудниками фирмы требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности; укомплектование аудиторской фирмы профессиональными со­трудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками; выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе разрабо­танных плана и программы аудиторской проверки; проведение мероприятий по повышению квалификации со­трудников аудиторской организации.

Права и обязанности

Аудиторы имеют право: самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; проверять в полном объеме документацию, связанную с финан­сово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также факти­ческое наличие любого имущества, учтенного в этой документа­ции; получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтер­ской) отчетности в аудиторском заключении в случаях, во-первых, непредставления аудируемым лицом всей необходимой документа­ции и, во-вторых, выявления в ходе аудиторской проверки обстоя­тельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудито­ра о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти аудируемого лица; К обязанностям аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов относятся следующие: осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законода­тельством Российской Федерации; предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федера­ции, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нор­мативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе­мых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор ока­зания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоот­ношений, определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе; получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудитор­ской организации или индивидуального аудитора;получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотно­шений, определенные договором оказания аудиторских услуг и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Обязанности проверяемого лица и (или) лица, заключившего дого­вор оказания аудиторских услуг, следующие: заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодатель­ством Российской Федерации создавать аудиторской организации (индивидуальному ауди­тору) условия для своевременного и полного проведения аудитор­ской проверки, оказывать содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведе­нии аудиторской проверки, предоставлять им информацию и доку­ментацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устно­му или письменному запросу аудиторов или аудиторских организа­ций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц; не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведе­нии аудиторской проверки;оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудитор­ской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (ин­дивидуальных аудиторов) в соответствии с договором па проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключе­ния не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам.

Ответственность

Ответственность аудитора (аудиторской организации) — это санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):

· гражданско-правовая;

· административная;

· уголовная.

Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ в виде возмещения убытков:

· расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);

· упущенная выгода, а также гл. 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору.

Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятельность до 01.07.2006 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ. Статьей 14.1 КоАП РФ определены случаи и формы ответственности за осуществление деятельности:

· с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме наложения штрафа;

· без лицензии, в форме наложения штрафа.

За нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 2.1, 2.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.

Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации. В частности, в форме штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

 

Кодекс этики аудиторов

Этика аудитора – система норм нравственного поведения аудиторов при проведении аудита и при оказании сопутствующих услуг. Кодекс этики аудиторов одобрен советом по аудиторской деятельности при МинФине РФ в 2007 г. Настоящий Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants). Кодекс имеет следующую структуру.

В разделе 1 Кодекса приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации). Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз нарушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно незначительная, - для принятия мер предосторожности с целью устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности. В разделах 2 - 9 Кодекса описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В ней приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз. Примеры, приведенные в указанных разделах, не дают исчерпывающего перечня всех обстоятельств работы аудиторов, при которых могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов поведения, и не должны рассматриваться в качестве таковых. Следовательно, аудитору недостаточно просто следовать приведенным примерам; необходимо применять модель поведения к конкретным условиям работы. Аудитор не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию профессии и в результате стать не совместимой с предоставлением профессиональных услуг.

Международно-признанными проф.этическими принципами аудита являются: приоритет общественных интересов – аудиторы обязаны действовать в интересах всех пользователей бух.отчетности; принцип объективности – применение аудитором непредвзятого, безпрестрастного подхода при решении проф.вопросов; независимость- отсутствие у аудитора различной заинтересованности; проф.компетентность; достовернось-оказание аудитором своих проф.услуг с определенной надежностью и операивностью; конфедициальность.

 

 

Внутренние стандарты аудита

Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок действий по выполнению требований общегосударственных правил (стандартов) или МСА и по повышению качества аудиторских проверок.

Каждая аудиторская организация должна оформить пакет внутренних стандартов, которые должны отразить собственный подход каждой аудиторской фирмы к проводимым проверкам, к составленным заключениям, к оказанию услуг исходя из общеустановленных принципов проведения аудита.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках аудиторской фирмы. В них разработаны принципы урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией фирмы; между аудиторской организацией и контролирующим органом; между аудиторской организацией и экономическим субъектом; между аудиторами.

Разработка и применение аудиторских стандартов позволяет аудиторским организациям полностью соблюдать требования федеральных стандартов, создавать технологию и организацию проведения аудита; содействовать внедрению в аудиторскую практику различных научных достижений и обеспечивать высокое качество аудиторской работы.

 

Планирование аудита и разработка программы проведения аудиторской проверки

Планирование аудита аудиторской организацией включает три основных этапа: предварительное планирование аудита; подготовку и составление общего плана аудита; - подготовку и составление программы аудита.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии с такими частными принципами как комплексность, непрерывность и оптимальность планирования

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита;

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряжен­ных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и но смежным хозяйствующим субъектам (структурным под­разделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, предста­вительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе пла­нирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта об­щего плана и программы аудита на основании критериев, определен­ных самой аудиторской организацией.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценк) риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Систе­ма внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной инфор­мации, а также выявляет недостоверную информацию.

Аудиторской организации следует также установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгал­терскую отчетность достоверной. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудиторская программа составляется в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Значение тестов состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры но существу включают детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур но существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письмен- I ной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

 

Аудиторский риск и его виды

Аудиторский риск — это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Сущест 3 вида ауд риска

Внутренний риск -это субъективно-определенная вер-сть появл-я существ-х искажений в опред бух счете,статье баланса или в однотип гр хоз опреций эк субъекта до того как такие искажения выявл0ся ср-ми системы внутреннего контроля т.е. это вер-сть появл-я ошибок в учете или отч-сти,незав-тот аудиторов и ауд-ры могут только опред-ть значение этой вер-сти основываясь в основном на таких признаках:

1. При проведении предыд проверки были выяв-ны сущест ошибки

2. У ауд-в складывается впечатление,что гл бух-р проверяемого субъекта не совсем понимает общепринятые бух п-пы и учет пол-ку своей орг-ии

3. существуют сложные хоз операции и подсчеты по этим операциям,отнесение этих операций по счетам б/у приводит к ошибкам

4. когда нек-ые виды затрат сложно подсчитывать,оценивать и точно отражать в регистрах б/у

При оценке внутрихоз риска ауд-ры обязаны принять во внимание такие факторы как:

Место нахождения клиента

Штат

Опыт и квалиф-ю раб-в

Возм-сть контроля за деят-стью орг-ии со стороны его собст-в

Доходы

Планы операт деят-сти

Риск ср-в контроля-субъективно-опред-ая ауд-м вер-сть того,что существующие на предприятии и регул-но принимаемые ср-ва системы б/у и внутрен контроля не будут своевр обнаруживать,а также исправлять те нарушения,к-е явл существенными по отдельности и в совокупности. Т.е. риск ср-в контроля характеризует степень надежностисистемы б/у и системы внутрен контроля эк субъекта.

При проведении проверки ауд-ры обязаны изучить и оценить систему внутрен контроля.Обычно они это делают в 3 этапа

1. Знакомство с системой внутрен контроля

2. Первич оценка системы внутр контроля

3. Потверждают достоверность оценки надеж-сти системы внутр контроля

Для того чтобы оценить риск ср-в контроляауд-ми прим-ся опред процедуры,их наз-ют тестированием ср-в контроля

Они включают

- Формал проверку док-в(наличие подписей)

- Опрашивают и наблюдают за контроль. Процедурами,т.е. за процедурами,к-е не находят подтверждение в док-х

- Повторябт процедуры контроля,т.е делают сверх записей в регистре выписки банков и по банков счету.

Внутрен риск и риск ср-в контроля явл взаимосвяз-ми

Риск необнаружения- это вид риска явл показ-м эффективности и качества работы ауд-в,т.е он зависит от порядка проведения ауд проверки,а именно зависит от таких факторов

- Квалиф-я ауд-в

- Степень их знакомства с деят-стью проверяемой орг-ии

Аудиторы несут большую ответс-сть за выполнение таких процедур,как сбор инф-ии т.е именно от этих процедур зависит выяв-е существенных ошибок,к-е влияют на достоверность финн отчетов.

Чем выше ауд риск, тем ниже ур сущест-сти и наоборот

Аудиторская выборка

Аудиторская выборка - в широком смысле - способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила или стандарта аудиторской деятельности.
Аудиторская выборка - в узком смысле - перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности,к-е отбираются определ образом для того чтобы на их основе изучить и сделать вывод о достоверноскти финн отчет-сти

Случаи когда АВ не проводится

1. Когда мален число элементов проверяемой сов-сти

2. Когда применение АВ не эффективно,когда лучше провести сплошную выборку

Допустимая ошибка определяется ауд-ми на стадии планир-я,а именно когда они рассчитывают уровень существенности

Существуют 2 вида АВ

1. Представительная,когда все элементы изучаемой сов-сти должны иметь равную вер-сть быть отоьранными в выборку

2. Непредставительная,когда ауд-ры проверяют отдельно взятую гр операций или весь класс операций и по ним затем устанавливают возможные ошибки. При определении объема всей АВ ауд-ры должны установить вначале допустимую и ожидаемую ощибки и риск АВ

Мошенничество и ошибка

Под мошенничеством понимается преднамеренное неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или несколькими лицами из руководства или служащих предприятия, включающее манипуляцию учетными записями и фальсификацию первичных документов, регистров отчетности, умышленное изменение записей в учете, искажение смысла хозяйственных операций и нарушение правил, определенных законодательством и учетной политикой предприятия.

Ошибка – непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических и логических погрешностей в учетных записях и группировках, недосмотр в полноте учета, или неправильное представление фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества и расчетов.

Все ауд-ры несут ответ-сть ща выявл-е мош-ва и за устранение выявл ошибок. Закл-е к-е составляют аудиторы должно гарантировать,что мош-во или существ-х ошибок финн отчет-сти в огр-ии нет или то что они выявлены и ошибки полностью исправлены. В сл если мош-во существует ауд-ры вправе пересм-ть вопрос о своих обяз-х перед клиентом. Осн виды ошибок:

- Ошибки в ведении учета

- В заполнении отчет форм

- Случайные неправ проводки

- Ошибки,связанные с незнанием правил ведения б/у

- …с незнанием вопросов нал зак-ва

- С незнанием прав основ финн-хоз деят-сти

- Случайные арифметич просчеты

- Отсутствие ведения учета

Если ауд-ры пришли к выводу,что ошибки могут сущест-ть им необ-мо оценить потенциальное влияние этих ошибок на всю финн инф-ю,а также прораб-ть и применить доп процедуры в выявл-ии ошибок.

 

Датой подпис. АЗ

- это дата, по истечению которого в АЗ не может быть внес. ни одного изм., которое не оговорено с провер-м лицом. Ауд. орг-я обязана подписать АЗ не ранее даты подгот. БО, т.е. не ранее даты окончания работ по подготовке отчет-ти.

Перед тем, как подписать АЗ аудиторы должны:

1)достичь уверенности, что все существенные обст-ва и события, кот. подлежат отраж- в отч-ти, определены, оценены и проверены,

2)оценить допущение непрерывности деят-ти эк. суб, т.е. его возможность продолжить свою деят. в будущем, не менее чем 12 мес.

Все события кот. произошли в хоз. деят. аудир-го лица делят-ся на:

1)произошедшие до даты подпис. АЗ

2)сост. пос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.123 с.)