Аналитические процедуры в аудите 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитические процедуры в аудите



Аналитические процедуры осуществляются в несколько этапов: постановка цели аудита; выбор метода анализа для достижения поставленной цели; составление информационной базы анализа; установление критериев для принятия решений; процедуры тестирования; анализ результатов; формулирование выводов.

Аналитические процедуры, являясь одним из видов аудиторских процедур по существу, состоят из выявления, анализа и оценки соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Основная цель применения аналитических процедур заключается в выявлении наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определя-. ющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора.

Аналитические процедуры могут выполняться на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить затраты времени на проведение. На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска.

При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

На этапе непосредственного проведения проверки аудитор может выполнять аналитические процедуры в сочетании с другими аудиторскими процедурами при исследовании необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются для окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений или других финансовых проблем и могут способствовать выявлению областей, в которых требуется проведение дополнительных аудиторских процедур.

Виды аналитических процедур имеют довольно широкий перечень:

1) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;

2) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором;

3) сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом;

4) сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;

5) сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);

6) анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;

7) другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.

Результатами выполнения аналитических процедур является выявление аудитором наличия или отсутствия необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

Из книги

Аналитические процедуры — это анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица,а также изучение связи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причин возможных отклонений от нее. Их проводят в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 20 «Аналитические процедуры»,утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2005№ 228. Аудитор должен применять аналитические процедуры на стадии планирования и завершающей стадии аудита, а также может использовать их на других стадиях.

Аналитические процедуры включают в себя рассмотрение:

• финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды, ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица, информацией об организациях, осуществляющих аналогичную деятельность;

• взаимосвязей между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица, а также финансовой и другой информацией.

К способам осуществления аналитических процедур относятся:

простое сравнение, комплексный анализ с применением сложных статистических методов и др. Предметом профессионального суждения является выбор аудитором процедур, способов и уровня применения аналитических процедур.

Аналитические процедуры применяются: при планировании аудитором характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

в качестве аудиторских процедур проверки по существу; общей обзорной проверки финансовой отчетности на завершающей стадии аудита.

При планировании аудита аудитору необходимо применять аналитические процедуры в целях понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска.

Применение аналитических процедур в качестве процедур проверки по существу для достижения поставленной цели основывается на профессиональном суждении аудитора. В этом случае аудитору необходимо учитывать:

• цели выполнения аналитических процедур и степень, в которой он считает возможным полагаться на их результаты;

• особенности аудируемого лица и степень возможного разделения информации; и наличие информации финансового и нефинансового характера;

• достоверность, уместность, сопоставимость, источник имеющейся информации;

• знания, полученные аудитором во время предыдущих аудитов, а также понимание им проблем аудируемого лица, которые служили причиной для замечаний и внесения корректировок в финансовую отчетность.

Аудитору следует применять аналитические процедуры ближе к завершению или непосредственно на завершающей стадии аудита при формулировании общего вывода о том, соответствует ли финансовая отчетность в целом мнению о деятельности аудируемого лица, которое сложилось у аудитора. Процесс выполнения аналитических процедур состоит из следующих этапов:

1) определение цели;

2) выбор вида;

3) выполнение;

4) анализ результатов.

Прежде чем использовать результаты применения аналитических процедур в качестве аудиторских доказательств, необходимо оценить их надежность. Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит:

• от существенности рассматриваемых счетов бухгалтерского учета и частей финансовой отчетности;

• других аудиторских процедур, направленных на достижение тех же целей;

• точности, с которой могут предполагаться результаты аналитических процедур;

• оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля.

Аудитор будет уверен в надежности информации и результатах аналитических процедур в большей степени, если средства внутреннего контроля аудируемого лица за подготовкой информации, используемой при аналитических процедурах, можно считать действенными.

Если вследствие применения аналитических процедур будут выявлены отклонения от ожидаемых закономерностей или взаимосвязи, противоречащие другой информации, либо отличающиеся от предполагаемых величин, то аудитор должен исследовать такие расхождения,получить по ним объяснения руководства аудируемого лица и соответствующие аудиторские доказательства. Изучение выявленных отклонений начинают с запросов, представленных руководству аудируемого лица. Полученные ответы на запрос оценивают на предмет достоверности. При необходимости применяют другие аудиторские процедуры.

Документирование аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.

Рабочие документы используются:

1) при планировании и проведении аудита;

2) при осуществлении текущего контроля и проверке выполненной аудитором работы;

3) для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами:

1) характером аудиторского задания;

2) требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;

3) характером и сложностью деятельности аудиторского лица;

4) характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;

5) необходимостью давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

6) конкретными методами и приемами, принимаемыми в процессе аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки.

Для повышения эффективности аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую и иную документацию.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Методика проведения аудита

Методика проведения ауд проверки-это используемые ауд-ми в процессе провыедения проверки опред процедуры,к-е разраб-ся ими самими. Явл комерч тайной.

На практике выделяют осн подходы к созданию методик ауд проверки

Бухгалтерский-разраб-ют методики проверки по различным разделам б/у.Например по аудиту кассовых операций,ауд расч с персоналом по оплате труда,аудит ОС

В ауд стандартах они наз-ся методиками проверки оборотов и сальдо по счетам б/у

Юридический-разраб-ся методики проверки различных видов экон работ,но с юрид т.зр.Например экспертиза закл-я договоров,экспертиза составления учред док-в.В стандартах они наз-ся методиками проверки сред-в системы контроля

Специальный-когда разраб-ся методики проверки групп эк субъектов.Например, орг-прав формы,структуры упр-я.

Также разраб-ют методику проверки эк субъектов в завис-сти от их деят-сти и отраслевой принадлежности отраслевой подход – при нем методики аудита разрабатываются в зависимости от видов деятельности экономических субъектов и их отраслевой принадлежности (с/х организации, строительные организации, оптовая торговля, страховые и кредитные организации)

Каждая ауд орг-ясамост-но выбирает послед-сть своей работы. При проверке ауд-ры должны пройти такие этапы:планирование проверки;знакомство с системой учета;оценка и проверка системы внутр контроля;обобщение и анализ рез-в проверки;закл-е ауд проверки.

Аудит учредит док-в

Учред док-ты орг-ии –это док-ты на основе к-х создается и действует данная орг-я.Для различныз орг-прав форм орг-й существуют и свои опред виды учред док-в.Поэтому при проверке учред док-в установл-ся орг-прав форма и вид собст-сти орг-ии,затем вид деят-сти орг-ии согл уставу и фактически осуществляющая деят-сть,соответ-е вида деят-сти коду отрасли нар хоз-ва,принадлежность орг-ии субъекту малогг пред-ва, в зав-сти от источ-в формир-я устав капитала.

Ауд проверка начинается с просмотра ауд0ми след учред док-в:учредительного договора,устав,свид-во о гос регистрации.

Проверка учред док-в может осущ-ся ауд-ми,а может экспертами.При проведении ауд проверки учред док0в ауд-м также необходимо проверить сооответсвияорг-прав формы проверяемой орг-ии;треб-я действующ гражд зак-ва;затем проверить внесение в учред док-ты док-ты орг-ии решения о выпуске ценных бумаг,проспектов эмиссии цен бумаг и планов приватизации.Затем обязаны проверить полноту формир0я устав капитала и соот-е его величины устав-м нормам.Затем проверить наличие в учред док-х орг-ии инф-ии об обособл подразж-х,к-е не явл юр лицами.Проверить регистрацию док-в о потверждении простановки орг-ии на нал учет и во внеб-х фондах,проверить лицензию на право осущ-я видов деяте-сти. Необходимо помнить,что согл действ-му порядку для малых предприятий установлен льготный режим уплаты отдел налогов и упрощена система н/о. Если орг-я наряду со льготной дея-стью заним-ся другими видами деят-сти она обязана обеспечить раздельный учет рез-в хоз деят-сти.Общехоз расходы при этом подлежат распределению пропорционально выручке от реализации продуктов,РУ от каждого вида деят-сти.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.008 с.)