Цели макроэкономической политики государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели макроэкономической политики государства.



Предмет макроэкономики

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей, при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое, исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как ВВП, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Предметом макроэкономической теории является поведение экономики, системы её внутренних связей, рассматриваемых как единое целое.

Макроэкономическая теория изучает:

- экономическое поведение, подъемы и спады экономики, темпы инфляции и безработицы;

- экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции);

- экономические факторы (влияющие на ставку процента, цены и бюджет).

Макроэкономика является основой экономической политики государства.

 

Модель кругов потоков

 

 

6. Модель кругов потоков. В основу макроэкономического анализа положена простейшая модель кругооборота продуктов и дохода, основными звеньями которой являются фирмы, домашние хозяйства. Домашние хозяйства для удовлетворения своих потребностей предлагают в качестве ресурсов фирмам землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Фирмы с помощью ресурсов производят товары и услуги. Возникающие взаимосвязи осуществляются в натурально-вещественной и денежной формах и бесконечно повторяются. (Первая показана на рисунке против часовой стрелки, вторая — по часовой стрелке). Основным положением модели кругооборота продуктов и дохода является равенство суммы продаж фирм и суммы доходов домохозяйств. Таким образом, заработанные в экономике доходы соотносятся с выпуском продукции и уровнем валового внутреннего продукта.

Рис.1. Модель экономического оборота

Представленная модель характеризует закрытую экономику, в которой отсутствуют государственное вмешательство и связи с внешним миром. Интегрирование национальной экономики в мировую, исчисляемое посредством таких показателей как доля экспорта в производстве, доля импорта в потреблении, удельный вес зарубежных инвестиций и т.д., показывает степень ее открытости. Наиболее высокая степень открытости (50 — 70%) в таких странах как Австрия, Бельгия, Нидерланды. Во Франции, Германии, Италии степень открытости в пределах 40 — 50%, в США, Китае, Индии не превышает 20%.

 

7.Нац эк-ка и ее структура. Нац эк-ка – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике Подходы к определению понятия: 1.технологический и соц-эк.

Технологический подход акцентирует внимание на структуре и элементах народного хозяйства данного государства или группы стран, характеризуемых, исходя из уровня развития производительных сил, производительности труда и т.д. При таком анализе нац кэ-ка - сов отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое объемом произведенной продукции или выполненных услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров и т.д. Напр, исходя из технологического подхода, в национальной экономке можно выделить следующие элементы: материальное и нематериальное производства. Соц-эк подход основан на понятии общественного производства. Оно представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей. Национальная экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности. Структура национальной экономики. В зависимости от критерия классификации можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную, структуру внешней торговли, теневую экономику и инфраструктуру рыночной экономки. Воспроизводственная структура может быть вычленена по критерию — характер и виды осуществляемой хозяйственной активности в рамках экономической системы. При таком подходе национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство. В основу характеристики соц структуры нац экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный. В РБ выдел следующ составн части соц структуры экономики: гос, коллективн, частный, смешанный и основанный на совместн форме собствен секторы. Отраслевая структура нац экономики - совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Территориальн стр-ра определяет деление национальной экономики на экономические районы. Совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции образует инфраструктуру. Структура внешней торговли представляет собой удельный вес отдельных товаров и услуг в структуре импорта и экспорта. Теневая экономика в последнее время является постоянной составляющей национальной экономики. Размер данного сектора зависит от многих факторов и может иметь как отрицательные, так и положительные моменты.

 

 

8. Нац. богатство – это сумма накопленных за всю историю развития матер. и не матер. ценностей, выраженных в денеж. форме на определ. дату.

Некоторые экономисты включают сюда весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления; при этом природные богатства и труд являются источниками и условиями создания национального богатства. Другие исследователи вводят в качестве элемента и естественные ресурсы. Наконец, национальное богатство может содержать в себе и нематериальные ценности — знания, информацию, культуру и т.п.

При широкой трактовке национальное богатство включает в себя два основных элемента: материальные и нематериальные активы и пассивы.

Стат. комиссия ООН разделила нац. богатство на актив и пассив:

Актив – это те объекты в отнош. кот. осущ-ся права собств-ти и от использ. кот. могут быть получены эк. выгоды (материальные: воспроизвод. и невоспроизводимые; воспроизв. – оборотные фонды, основ. ср-ва, собств-ть коммун. служб и т.д.; к невоспроизв. – земля и ресурсы). Также к активам относят финансовые – это золотовалютный резерв, драг. камни, ценные бумаги и т.д. Нематер. активы – патенты, ноу-хау, авторсике права, интеллект. собств-ть и т.д.

К пассиву относят задолженность гос-ва своим и иностр. субъектам хозяйствования.

Чистое нац. богатство = Актив – Пассив

 

 

9. Совокупный спрос – это общая сумма спросов на конечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги.

Совокупный спрос формируется 4-мя секторами экономики:

1.Спрос домашнего хозяйства (от расходов на продовольствие и оплату коммунальных услуг до покупки автомобиля. Доля потребительских расходов в нац. продукте сост. более 60 %).

2.Спрос предприятий на инвестиционные товары (включают весь прирост физического объёма капитала и запасов, поизведённых жителями данной страны за опр. период времени. Чистые инвестиции равны валовым за минусом амортизации).

3.Спрос гос-ва на отечественные товары и услуги (включают расходы на нац. оборону, строительство дорог. выплаты местным органам власти. зарплвта гос. служащих).

4.Спрос иностранцев (чистый экспорт) (включает спрос на отечественные товары со стороны иностранцев, но не включает внутренние расходы на приобретение импортных товаров. Определяется как разница между экспортом и импортом).

Ценовые факторы, влияющие на совокупный спрос: 1.Эффект богатства (чем выше цены, тем ниже спрос). 2.Эффект процентной ставки (ссудная, депозитная, ставка рефинансирования).

3.Эффект импортных закупок (чем выше цена на отечественные товары, тем больше спрос на импорт).

Неценовые факторы: 1.Упаковка 2.Сервис

3.Экологичность продуктов 4.Сроки хранения

5.Государственные факторы (кредитная политика, соц. политика, инвестиционная политика, налоговая политика, законодательная политика, амортизационная политика) 6.Природные факторы (наводнение, землетрясение).

Следует различать совокупные расходы и конечные продажи. Объём конечных продаж отличается от нац. продукта на величину чистого экспорта и изменения величины запасов.

Совокупные расходы = ВНП + импорт – экспорт

Конечные продажи = ВНП+ импорт – экспорт – изменение величины запасов.

10. Совокупное предложение – совокупность всех товаров и услуг, предложенных к продаже в нац. экономике.

Ценовой фактор: чем выше цена, тем выше предложение. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объёма производства и уровня цен. При этом прослеживается прямая (положительная) зависимость: чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг.

1.горизонтальный участок (на этом этапе доходы населения не велики, но развитие экономики требует увеличение нац. дохода, это возможно только при увеличении пр-ва и сдерживания уровня цен. 2.промежуточный участок (параллельно увеличению доходов предприятия пр-дит увеличение доходов населения, что позволяет предприятиям не только увеличивать объёмы пр-ва, но и розничную цену. 3.вертикальный (кейсианский) участок (цена продолжает расти, доходы граждан растут, но объёмы пр-ва уже не увеличиваются, т.к. экономика работает уже на пределе и может возникнуть кризис перепроизводства.

Неценовые факторы: 1.Цены на ресурсы.

2.Производительность. 3.Изменения в законодат.

 

 

11. Макроэкономическое равновесие – предполагает пересечение кривых совокупного спроса и предложения, а точка пересечения говорит о том, что при данных ценах, сущ. макроэкономич. политики вся произведённая масса товаров и услуг будет поглощена совокупным спросом. Равновесие может быть:

1.Общим (представляет единую взаимосвязанную систему частичных равновесий).

2.Частичным (равновесие на отдельных рынках товаров: равновесие на рынке труда, на валютном рынке, на рынке товаров и услуг, равновесие на фондовом рынке). 3.Реальным. 4.Планируемым. Классическая модель: Классики считали, что идеальным равновесием может быть в случае, если: 1.Объём пр-ва будет постоянен

2.Занятость будет полной

3.реализуемый товар будет продаваться не ниже себестоимости. 4.Будет существовать гос вмешат в опред сектора эк

Помимо этого классики определили необходимый объём пр-ва (уравнение Фишера MV=PQ), а также предложили контроль ден. массы с целью сдерживания инфляции и поддержания совокупного спроса.

Кейнсианская модель равновесия иначе наз моделью сов расходов.

В данном случае теоретики считали идеальным если все совокупные расходы в экономике соответствовали чистому нац. продукту. При дальнейшем анализе опр. след. факторы, влияющие на идеальность этой модели (метод изъятий и инъекций): При своём потреблении домашние хозяйства часть своих доходов сберегали тем самым как бы делали изъятие из совокупных расходов, чтобы компенсировать эту недостачу государству необходимо сделать инъекции, т.е. стимулировать предприятие, себя и иностранцев выкупить изъятую часть.

 

12.Основы классич теории. Классическая школа зародилась в 18 веке и была первой школой, которая построила модель макроэкономического равновесия Однако в действительности классическая школа не является целостной концепцией, а есть некоторое собирательное изложение взглядов экономистов-классиков Наиболее законченный вид классическое направление имеет в трудах А. Маршалла и других экономистов «Кембриджской школы» (А. Смит, В. Петти, Д. Рикардо)

Основные постулаты классической концепции

-Экономика является саморегулируемой

-Невмешательство государства в экономику

-Ведущая роль в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» принадлежит совокупному предложению

-Объем предложения определяется только наличными факторами производства (факторы – взаимозаменяемые)

-На рынке труда равновесие устанавливается при полной занятости, а совокупное предложение фиксируется на уровне естественного выпуска

-Разделение экономики на 2 автономных сектора: денежный и реальный

-Экономика рассматривается в долгосрочном периоде -Цены в экономике абсолютно гибкие

-Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды

-Экономика по своей природе является экономикой совершенной конкуренции

 

 

Равновесие на ден.рынке.

r – процентная ставка; M – масса денег;

r

M

Dm – спрос денег; Sm – предложение денег.

В т. Е образуется сит., при кот. при текущем ссудном % спрос на деньги = предлож.. Изм. предлож. или спроса в реал.рын. эк-ке автоматически влияет на ссудн.%. Задача гос-ва сост. в том, чтобы при помощи ДКП не допускать серьезн.отклонения от идеал.равновесия. В реал. рын. эк-ке ден. рынок связан с ценн.бумагами, что также влияет на равновесие

 

Кривая Лаффера

Арифметический эффект является простым и заключается в том, что если ставка налога понижается, то поступления в бюджет, доходы бюджета будут уменьшаться в сумме уменьшения ставки. Экономический эффект заключается в положительном воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу

Как подчеркивает Лаффер, сама кривая Лаффера «не говорит», будут ли налоговые изменения увеличивать или снижать доходы. Реакция поступлений в доход бюджета на изменение налоговой ставки зависит от ряда факторов:

· системы налогообложения в государстве или регионе, рассматриваемого временного периода;

· легкости перехода к теневой активности, сложившихся ставок налогов в данном месте;

· присутствия ловушек в законах, в том числе бухгалтерских ловушек;

· склонности в факторах производства.

Экономический эффект должен перевесить арифметический эффект снижения налоговой ставки

 

54. Экономическая теория предложения – набор теоретических положений, возникших в 1980-х гг. на базе неоавстрийской школы, теории предельной эффективности факторов производства и монетаризма, основанных на том, что эффективное распределение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в кратко, так и в долгосрочном периоде, а потому особое внимание уделяется виду и положению долгосрочной функции агрегированного предложения факторов производства. Теоретики предложения исходят из того, что изменение уровня и структуры налогов или государственных трансфертов позволяет воздействовать на процесс распределения и использования факторов производства на микроуровне путем влияния на предложение капитала (на выбор отдельных экономических субъектов между потреблением и сбережением) и предложение труда (на выбор между трудом и досугом). Вместе с тем учитывается, что с одновременным искажающим влиянием налогов на факторные доходы, определяющие предложение факторов производства, происходит и искажающее влияние на факторные издержки, определяющие спрос на факторы производства со стороны корпораций. Возникает так называемый «налоговый клин», сокращая который, а также содействуя конкуренции, можно стимулировать совокупное предложение и таким образом решить ряд макроэкономических проблем, главными из которых являются стагфляция и замедление темпов экономического роста. Причинами роста безработицы по их мнению являются: увеличение налога на заработную плату; выплата пособий по безработице или предоставление других государственных трансфертов, ослабляющих стимулы к труду у занятого населения Причиной инфляции могут стать: высокие налоги на факторы производства, снижающие эффективность их использования и распределения между конкурирующими областями; высокий налог на прибыль корпораций, снижающий интенсивность накопления капитала в частном секторе; действия государства, вызывающие неожиданные колебания издержек производства. В результате экономические субъекты сталкиваются с дополнительным налогом – инфляционным налогом, поступающим в доход государства в виде суммы налоговых платежей, умноженной на темп инфляции.

Причиной замедления темпов экономического роста является дефицит сбережений, который может быть вызван целым рядом факторов:

· выплата государственных трансфертов искажает выбор между потреблением и сбережением, усиливая стимулы к текущему потреблению вследствие формирования ожиданий о получении постоянного дополнительного дохода в первой или во второй половине жизни

· увеличение ставок налогов на доход от процента, на прирост капитальных активов, на дивиденды и других налогов на доходы от собственности ведет к уменьшению склонности к сбережениям по сравнению с потреблением, уменьшает предложение ссудного капитала и увеличивает номинальную процентную ставку, что замедляет инвестиционный процесс и экономический рост; · увеличение налога на прибыль корпораций уменьшает стимулы к инвестированию путем сокращения уровня выплачиваемых дивидендов, что уменьшает рыночную стоимость активов фирмы, не способствует привлечению внешних средств, не позволяет расширить источники внутренних ресурсов накопления, заменить устаревшее оборудование, внедрить в производство достижения научно-технического прогресса, а значит, замедляет экономический рост;

· рост налогов на заработную плату и другие трудовые доходы уменьшает предложение труда и не дает возможности обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом трудовых ресурсов. Это приводит к снижению нормы накопления и замедлению экономического роста, к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе, что требует увеличения социальных расходов государственного бюджета, а, следовательно, и других налогов.

 

55. Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики.

 

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями экономического характера: временные лаги фискальной и монетарной политики; несовершенство экономической информации; изменчивость экономических ожиданий; неоднозначность исторических аналогий. Стабилизационная политика включает фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику

Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема

Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед свободой действий. Эти преимущества могут быть сведены к трем обстоятельствам:

1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений. 2. Политика твердого курса правительства и Центрального банка позволяет относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.

3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и центрального банка.

 

 

56. Понятие и виды занятости. Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу. Законодательство РБ определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан трудоспособного возраста, которые:

1.Работают на семейном предприятии;

2.Трудоустроены на условиях полного и неполного рабочего времени за вознаграждение;

3. Временно отсутствуют на работе по причине отпуска, сессии, декретного отпуска, болезни, ухода за больным или забастовки.

Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны.

Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно-полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественный аспект занятости характеризует эффективная занятость - занятость, обеспечивающая наивысшую эффективность производства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. Виды и формы занятости. Формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: формы организации рабочего времени — работа на условиях полного рабочего дня, неполная занятость на условиях сокращенного рабочего дня, недели, надомная занятость;

значимости для работающего — первичная (основная) занятость, которая является главным источником дохода для работающего, и вторичная занятость, приносящая работнику дополнительный доход; по признаку стабильности выделяют постоянную и временную занятость.

Выделяют такое понятие как теневая занятость, которая неотъемлема в современных рыночных условиях При анализе проблемы занятости современная макроэкономика выделяет следующие теоретические основы: классическую, кейнсианскую и посткейнсианскую, в том числе и неоклассическую.

 

57. Безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. Причины: 1.когда число занятых в народном хозяйстве значительно превышает потребности в них. 2. экономические кризисы, во время которых происходит массовое сокращение рабочих мест из-за банкротств 3.Непропорционально высокий уровень зарплаты по отношению к производительности труда. 4.Жесткость заработной 5.Общий спад производства

Виды: 1.Фрикционная безработица связана с временными перерывами в работе из-за поисков новой работы. 2.Структурная безработица возникает в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, когда новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся профессионально-квалификационная структура рабочей силы. 3.Циклическая безработица связана с экономическими циклами. 4.Добровольную безработицу, когда люди не хотят работать несмотря на наличие свободных рабочих мест; 4.вынужденную, возникающую при избыточном предложении труда, когда невозможно устроиться на работу даже за низкую зарплату; 5.скрытую, когда число работников в производстве превышает объективно необходимое. 6. Сезонная Фрикционная и структурная — имеют место всегда. Поэтому занятость считается полной, если уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Он называется естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы растет - законом Оукена: каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5 %.

 

Понятие и причины инфляции

Инфляция – переполнение в экономике денежными знаками сверх необходимости, которое ведет к их обесцениванию. Инфляция может проявляться по отношению к другим иностранным валютам, к товарам и услугам, к сырью и золотым запасам. Причины: внутренние:

1 Деформирование структуры национальной экономики. 2 Неграмотное макроэкономическое планирование. 3 Бюджетный дефицит.

4 Неграмотная социальная политика.

5 Чрезмерное инвестирование.

6 Увеличение затрат на воен цели.

Внешние: 1 Нарушение платежного баланса.

2 Увеличение внешнего долга. 3 Неблагоприятная коньюктура на мировом рынке.

Последствия инфляции: 1 Снижение реальных доходов граждан. 2 Снижаются сбережения граждан. 3 Отягащается социальная обстановка.

4 В первую очередь страдают граждане с твердыми доходами. 5 При длительной инфляции возникает недоверие к правительству. 6 Крах банковской системы. 7 При длительной и высокой инфляции ухудшается инвестиционный климат.

8 Длительная инфляция увеличивает государственные расходы.

 

Инфляция спроса.

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном

совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения Избыточный спрос приводит к взлету цен. В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться

По мере роста спроса растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен. Условия инфляции спроса:

· рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.

· увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема. · рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.) Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

Последствия инфляции

Для сферы производства: -снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

-обесценение всего фонда накопления;

-обесценение кредитов;

-стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

-перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

-отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

-обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

-определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

-снижение покупательной способности денежной единицы. Для экономических отношений:

-владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

-потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

-поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

-кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

-деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

 

 

63.Антиинф.политики:* политика,напр.на негул-ие доходов гр-н-замораживание доходов гр-н,увеличение доходов соразмерно реал.росту ВВП,воздействие на доходы ч/з соц.политку и ч/з регул-ие рынка труда *Эк.методы влияния – эффект.налог.политика (стимул-ние приорит.отраслей, увеличение налогов в торг.секторе), ч/з кред.политику (сокращение ссудного %), увеличение эф-сти рын-механизмов, формир-ие благопр.инвестиц.климата, возможен контроль цен за товарами первой необх-сти.

 

№63 Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 блока мероприятий:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем.

Монетаризм же исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени

виды современной антиинфляционной политики:

Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы.

антиинфляционных мер: • либерализацию хозяйственной жизни; • освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства; • жесткое ограничение роста денежной массы; • балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д. Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. • поддержку важнейших отраслей производства; • налоговое стимулирование предпринимательства; • частичное регулирование процесса ценообразования;

• создание рыночной инфраструктуры и т.д.

В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов (контроль над заработной платой и ценами).

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют: 1) меры по стимулированию текущего объема производства;

2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

Инфляционные процессы в Беларуси

Первый период (1991–1994 гг.) связан с углублением экономического кризиса, вызванного разрывом хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате проведения жесткой кредитно-денежной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массы, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация. Третий период (1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно-денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля.

Четвертый период (2000–2003 гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике

Пятый период (2004-1 янв 2011гг.) ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %.

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1.Дефицит государственного бюджета.

2. Ограничение конкуренции

3. Долларизация экономики

4. Мировой кризис.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы по:

• ограничению издержек и ресурсосбережению;

• ограничению монетарных факторов инфляции;

• структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

МОДЕЛЬ МАНД – ФЛЕМИНГА.

Является продолжением модели ISLM, которая является слишком маленько, чтобы оказать влияние не мировой финансовый рынок и открыт в том смысле, что копитал движется достаточно свободно прибл. Внутреннюю ставку % к мировой.

В отлич от модели ISLM

1) Ставка % является неизмеримой и = мировой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.128 с.)