Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура национальной безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «безопасность» в применении к обществу означает благоприятные условия его существования и развития. В политике понятие «безопасность» существует на трех уровнях: 1. безопасность личности (означает гарантию ее прав и свобод; 2. безопасность на уровне общества означает сохранение и развитие его материальных и духовных ценностей, его государственной независимости и территориальной целостности и называется национальной безопасностью; 3. безопасность на мировом уровне, где сталкиваются национальные интересы различных обществ, называется международной безопасностью. Наиболее часто употребляемым является понятие «национальная безопасность». Иногда под этим термином подразумевают все три уровня безопасности. Мы уже отмечали, что понятие «национальная безопасность» было введено в политический лексикон американскими политиками. Американские политологи первыми приступили к осмыслению и разработке этого понятия. Преобладающим среди них был подход к национальной безопасности с точки зрения национальных интересов, которые, в свою очередь, опираются на национальную мощь (см. предыдущую главу). Таким образом, получалось, что национальная безопасность будет тем выше, чем мощнее будет нация. Такие представления возникли в первой половине XX в., когда мир не был так тесно заселен, когда было намного меньше суверенных государств—субъектов международной политики и, главное, когда эти страны не были так тесно связаны между собой. Во второй половинеXX в. мир сильно изменился. Появилось ядерное и другие виды оружия огромной разрушительной силы, увеличилось почти втрое население Земли, количество государств более чем утроилось, появились проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, наконец, надвигается угроза нехватки ресурсов. В условиях густонаселенного мира, разделенного национальными границами, любая попытка улучшить свою национальную безопасность может отразиться самым негативным образом на безопасности соседей. Кроме того, появилось мнение, что применение ядерного оружия вызовет гибель жизни на Земле (даже раньше постепенно распространяющегося радиоактивного загрязнения почвы, вод и продуктов питания) от т. н. «ядерной зимы», вызванной подъемом в атмосферу огромного количества пыли, которая закроет поступление солнечной энергии. Эта гипотеза, выдвинутая русским ученым А. Александровым, проверялась американскими экспертами в Канаде, где было сожжено несколько сот гектаров леса. Гипотеза подтвердилась, и уже с начала 80-х годов советские и американские политики заговорили о невозможности победы в ядерной войне, а политологи выдвинули концепцию всеобщий безопасности. В 1982 году по инициативе известного политика У. Пальме была создана Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, сформулировавшая принципы, на которых основана вышеуказанная концепция. Суть их в следующем: — невозможно выживание во всеобщей ядерной войне и невозможна победа в ней; — невозможно применение военных средств для разрешения споров в мире, перенасыщенном оружием массового уничтожения; — принцип равенства вооружений более не гарантирует безопасность; достичь ее можно только снижением уровня военного противостояния; — безопасность поможет быть достигнута сокращением вооружений в одностороннем порядке, а только радикальными совместными действиями многих стран.[47] Еще более утвердилось мировое общественное мнение в верности концепции всеобщей безопасности, когда стали известны результаты Чернобыльской катастрофы 1989 года. В конце 80-х—начале 90-х годов в процессе демократизации стран Восточной Европы и СССР эта концепция дополнялась новыми принципами: — многовариантность общественного развития и право выбора нацией политической системы; — приоритет общечеловеческих ценностей над национальными, блоковыми; — отказ от наступательных военных доктрин и признание принципа оборонительной достаточности. Из этих принципов вытекает содержание концепции всеобщей безопасности. Оно заключается в том, что в современном мире с его реалиями проблема безопасности вышла за национальные рамки. Безопасность сегодня может быть только всеобщей и равной. Безопасность может быть либо для всех, либо ни для кого. Это, во-первых. Во-вторых, безопасность более не обеспечивается наличием ядерного оружия и страхом перед ядерным возмездием. Безопасность достигается на путях сокращения ядерного и другого оружия массового уничтожения до минимального и равного уровня. В-третьих, обеспечение безопасности становится задачей не военно-политической, а чисто политической и должно решаться только политическими средствами. В-четвертых, безопасность должна быть основана не на национальной мощи и не на балансе сил, а на балансе национальных интересов, понимаемых как признаваемые мировым сообществом насущные потребности нации, на принципах международного права. Исходя из вышеизложенного можно дать следующие определения национальной и международной безопасности. Национальная безопасность — это такое положение нации, государства в международной системе, которое позволяет ему благодаря собственным усилиям и международному сотрудничеству без нанесения ущерба другим нациям, государствам обеспечить достойные условия существования и развития общества. Международная безопасность — это состояние международной системы, исключающее возможность мировой или ядерной войны, эффективно предупреждающей и устраняющей военные конфликты, гарантирующей национальную безопасность всех наций, государств. Взаимосвязь национальной и международной безопасности состоит в том, что в современном мире первичным условием национальной безопасности является безопасность международная, базирующаяся на концепции всеобщей безопасности. Следует подчеркнуть, что безопасность не ограничивается только военным аспектом. Основными слагаемыми международной и национальной безопасности являются: — политическая безопасность, означающая стабильность международной и национальных политических систем, нерушимость границ, соблюдение Устава ООН, конституций и т. д.; — культурная безопасность, понимаемая как обеспечение сохранения и развития культурных (нравственных, этических, религиозных, научных, искусствоведческих) ценностей; — правовая безопасность обеспечивается разумностью законов и правовой культурой людей; — экономическая безопасность, означающая непрерывное функционирование мировой экономики, взаимосвязь национальных экономик и свободу торговли с разумными ограничениями, взаимообмен в международном разделении труда с максимальной выгодой для каждой нации и т. д.; — военная безопасность, достигающаяся общим сокращением оружия массового уничтожения и вооруженных сил до минимального уровня, обеспечивающего национальную безопасность, общими усилиями по предотвращению военных конфликтов; — экологическая безопасность, обеспечивающаяся международными и национальными усилиями по сохранению окружающей среды, экономному расходованию ресурсов, разумной демографической политикой и др.; — гуманитарная безопасность, означающая обеспечение прав и свобод личности, ее достойного существования и развития. В политологической литературе можно встретить и другие слагаемые безопасности. Какими методами обеспечивается международная безопасность. Политологии выделяют метод «баланса сил», опирающийся на военную мощь и метод «баланса интересов», который основан на политических средствах (см. схему).
Схема. Основные методы обеспечения безопасности.
Мы отмечали, что существуют три уровня безопасности: международная, национальная и личная. Мы достаточно подробно рассмотрели международную безопасность, базирующуюся на концепции всеобщности. Национальная безопасность отличается от международной тем, что она имеет две стороны: 1) внешняя сторона национальной безопасности, развернутая к международной системе; 2) внутренняя сторона национальной безопасности повернута вовнутрь конкретного общества, нации. Важнейшими характеристиками внешней стороны национальной безопасности, определяющими ее общие признаки, присущие и другим нациям, являются: — общественное благополучие, означающее обеспечение условий достойного существования для всех членов нации, стремящихся к ним; — социальная справедливость; — социальный прогресс, т. е. поступательное развитие общества; — политическая, экономическая и социальная стабильность; — развитие демократии; — обеспечение прав человека. Основными характеристиками национальной безопасности, определяющими ее внутреннюю сторону, ее особенными, отличительными признаками являются: — национальный суверенитет и независимость; — национальная культурная самобытность; — территориальная целостность и нерушимость границ; — национальное единство и согласие; — политическая система, конституция, избранная и утвержденная нацией; — правительство и другие институты, обеспечивающие национальную безопасность. В тоталитарном государстве, которое поглощает само общество, на первый план выходит проблема обеспечения не национальной, общественной безопасности, а государственной безопасности, понимаемой как незыблемость установленных институтов власти и навязанных общественных отношений. Для обеспечения государственной безопасности существует разветвленная сеть политической полиции, а нарушение установлении государственной безопасности квалифицируется наиболее тяжким преступлением. В демократическом обществе тоже есть понятие государственной безопасности. Но в этом обществе существует демократический порядок изменения Конституции, а значит отпадает необходимость нелегальной деятельности по изменению политической системы. Политическая полиция здесь охраняет общество и государство от политического экстремизма Понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» в демократическом обществе считаются понятиями одного уровня. В развитых демократических странах обычно в понятие «национальная безопасность» включается понятие «государственная безопасность». В современной России, с учетом ее истории и традиций, в Законе «О безопасности» (1992 г.) эти понятия разведены. Этот закон определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».[48] Третий уровень безопасности — личная безопасность. Безопасность личности — это гарантированное соблюдение прав и свобод, обеспечение достойного существования и развития для каждого члена общества. Основным субъектом обеспечения безопасности личности является государство. «Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство».[49] В Российской Федерации существует система, безопасности. Основными органами этой системы являются: — Президент РФ; — Федеральное Собрание РФ; — Правительство РФ; — Совет безопасности РФ; — министерства и государственные комитеты в пределах своей компетентности. Особенно здесь следует выделить: Министерство внутренних дел (МВД), Министерство иностранных дел (МИД), Министерство обороны (МО), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Служба федеральной безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР). Основными функциями этих органов являются: — выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрожающих факторов жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществление мер по их предупреждению и нейтрализации (см. табл. 12); — создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; — управление этими сила ми в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях; — осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в пострадавших регионах; — участие в мероприятиях по обеспечению международной безопасности в соответствии с обязательствами РФ.[50] Таблица 12. Классификация угроз.
Аналогично, но с учетом исторических и национальных особенностей действуют системы безопасности других развитых стран.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.161 (0.009 с.) |