Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исаев Б.А. Курс политологии.

Поиск

Б.А. Исаев

 

 

Курс политологии

 

Санкт-Петербург


Исаев Б.А. Курс политологии.

Учебное пособие «Курс политологии» написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Предназначено для студентов факультетов негуманитарного профиля, всех интересующихся вопросами политики.

 

Рецензенты:

Селезнев Л.И. д.ф.н., профессор (Республиканский гуманитарный институт при Санкт-Петербургском Государственном Университете.

Пикалов Г.А. к.и.н., доцент (Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова).

 

Издание третье, исправленное и дополненное.


 

Оглавление

Оглавление. 2

Глава 1. 5

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 5

§ 1. Объект и предмет политологии. 5

§ 2. Краткая история политологии. 12

Глава 2. 17

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 17

§ 1. Политические учения философов Древнего мира. 17

§ 2. Политические идеи христианства. Средние века и Реформация. 28

§ 3. Политические учения Нового времени. 31

Глава 3. 46

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ.. 46

§ 1. Либерализм.. 46

§ 2. Консерватизм.. 51

§ 3. Христианская демократия. 56

§ 4. Анархизм.. 60

§ 5. Коммунизм.. 64

§ 6. Социал-демократия. 68

§ 7. Фашизм.. 71

Глава 4. 78

ВЛАСТЬ, ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.. 78

§ 1. Сущность и характеристики власти. 78

§ 2. Политическая элита и лидерство в системе власти. 85

Глава 5. 90

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.. 90

§ 1. Структура, функции и типология политической системы общества. 90

§ 2. Политические режимы.. 97

Глава 6. 103

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 103

§ 1. Сущность и типизация политической культуры.. 103

§ 2. Политическая субкультура молодежи. 111

Глава 7. 118

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН.. 118

§ 1. Общие замечания. 118

§ 2. Политическая система США. 122

§ 3. Политические системы европейских стран. 128

Глава 8. 134

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ.. 134

§ 1. Принципы и структуры.. 134

§ 2. Место и функции президента в политической системе. 138

§ 3. Федеральное Собрание — парламент России. 139

§ 4. Правительство — исполнительная ветвь власти. 141

Глава 9. 144

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.. 144

§ 1. Сущность и типология государств. 144

§ 2. Правовое государство и гражданское общество. 150

Глава 10. 158

ПАРТИИ, ПАРТИЙНЫЕ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.. 158

§ 1. Место и роль политических партий в политической системе общества. 160

§ 2. Типология партийных и избирательных систем.. 164

§ 3. Партийная система России. 171

Глава 11. 179

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 179

§ 1. Структура мировой политической системы.. 179

§ 2. Типология и движущие силы международных систем.. 186

Глава 12. 200

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА.. 200

§ 1. Сущность и структура национальной безопасности. 200

§ 2. Военная политика и военная доктрина России. 210

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 217

 

Глава 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Краткая история политологии

Политические проблемы возникли в человеческом обществе с появлением политики, т. е. необходимости этим обществом управлять. Эти проблемы решались сначала на основе суеверий и мифов, затем в рамках философии, софистики, этики, права, истории.

Лишь во второй половине XIX века политология оформляется в самостоятельную науку. В 1857 году была создана кафедра истории и политической науки в Колумбийском университете (США).

В XIX веке в развитых странах (Великобритания, Франция, США) шел процесс расширения участия людей в политике. Количественно увеличивался электорат, разрастался круг претендентов на высшие политические должности, росли политические движения, формировались политические партии. Бурные политические процессы требовали теоретического осмысления и практических рекомендаций. Спрос на политологическое знание увеличивался.

В 1872 году во Франции создается Свободная школа политических наук, в 1880 — Школа политических наук при Колумбийском университете (США), а в 1895 — Школа экономики и политики в Лондоне.

Уже к 90 годам XIX в. многие американские и европейские колледжи и университеты подобно Колумбийскому создали кафедры и отделения политических наук. На них не только шло обучение студентов, но и был налажен процесс подготовки научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.

На рубежеXIX - XX вв. появляются самостоятельные политологические исследования. Именно в это время происходит отпочкование политической науки от философии и права. Такие ученые, как Г. Моска («Элементы политической науки» — 1896 г.), Ч. Мерриам («История американских политических теорий» — 1903 г.). М. Вебер («Объективность ученого обществоведа и социально-политическое познание» — 1904 г.) закладывают основы политологического подхода к изучению общественных явлений. В первой половинеXX века активно разрабатываются такие направления политологии, как политическая философия (К. Дойч, Д. Истон, С. Хантингтон), концепция элит (В. Парето, Г. Моска), теория политических партий (Р. Михелс, М. Острогорский), теория управления (Л. Фридман, Ч. Белл, Э. Голдберг), теория групп давления (А. Бентли, Д. Трумен), теория международной политики (М. Каплан, Г. Моргентау). Политологи ведущих стран (США, Франция, Великобритания, Италия и др.) объединяются в национальные ассоциации. В 1949 г. создается Международная ассоциация политических наук (МАПН) при ЮНЕСКО.

Еще более активно развивается политическая наука во второй половине XX века. В этот период она приобретает окончательную самостоятельность и по методам исследования, и по собственному месту среди наук. Возникает система направлений и научных школ. Все более четко разграничиваются предметные области изучения (внешняя и внутренняя политика, политическое лидерство, власть, политические процессы и др.).

В 50 - 60-е гг. в большинстве университетов западноевропейских стран создаются факультеты и кафедры политических наук. В конце 60-х -начале 70-х гг. этот процесс охватывает страны Латинской Америки, Азии, Африки. В 60 - 70-х гг. в Германии, Испании, Франции, затем в СССР появилось новое наименование политической науки — политология.

В настоящее время политическая наука в развитых странах мира является одной из самых авторитетных и распространенных по количеству проводимых исследований, специалистов, преподавателей и студентов. Среди стран по этим показателям лидируют США. Здесь функционирует более 1300 кафедр политических наук. Американская ассоциация объединяет более 13000 членов.

В России политология возникает в конце XIX в. В XIX - начале XX вв. политологические исследования в основном велись в рамках философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, И. А. Ильин и др.), права (Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев), истории (П. Н. Милюков, В. О. Ключевский), социологии (П. А. Сорокин). Выделение политологии в самостоятельную науку только намечалось (М. Острогорский, Б. Чичерин).

В 30 - 80-х гг. политическая наука в России развивалась в рамках научного коммунизма и права («История политических и правовых учений», «Государственное право»).

В 1955 г. создается Советская ассоциация политических наук, ставшая членом МАПН в 1961 г.

В конце 80 - 90-х гг. в связи с демократизацией российского общества и проявлением известных закономерностей его функционирования спрос на политологические исследования резко возрос. Политология выходит из-под опеки научного коммунизма и становится самостоятельной наукой. С 1989 г. ВАК присваивает ученые степени по политическим наукам. С 1989/90 учебного года началось преподавание учебной дисциплины «Политология» в вузах России.

Знание политических проблем необходимо любому члену общества для выполнения своих гражданских обязанностей, для правильного понимания функционирования общества в котором он живет и работает.

Особенно важно разбираться в политике человеку с высшим образованием, чтобы видеть механизмы функционирования государственных институтов, политических партий, разбираться в партийных программах, осознанно участвовать в выборах, контролировать выполнение политиками своих предвыборных обещаний, помогать менее образованным гражданам разбираться в политических проблемах, наконец, активно участвовать в управлении обществом. Без знания основных политологических проблем, текущей политики большинством граждан, невозможно становление гражданского общества, формирование общественного мнения, невозможно само существование демократии как политической системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом и предметом политологии?

2. Что такое политика?

3. Какова структура науки политологии?

4. Какие функции выполняет политология?

5. Назовите закономерности политической науки.

6. Перечислите основные методы и категории политологии.

7. Изобразите место политологии в системе наук.

8. Когда появилась первая кафедра и первые учебные заведения политических наук?

9. Назовите первых политологов, создавших самостоятельные политологические исследования.

10. Перечислите основные направления политической науки первой половины XX века.

11. Когда была создана Международная ассоциация политических наук?

12. Когда зародилась политическая наука в России?

13. Какие периоды развития политологии в России можно выделить?

Глава 2

Вопросы для самоконтроля

1. Что общего в политических теориях Древнего Египта, Междуречья, Китая, Индии?

2. Какие принципиальные отличия имеют политические учения греко-римского общества?

3. Каковы главные идеи учения Платона о государстве? Каково место.Платона в споре двух направлений политической мысли?

4. В чем Аристотель развивал политическую теорию Платона, а в чем был с ним не согласен?

5. Применима ли к современному обществу циклическая теория Полибия?

6. В чем видели стабильность государства Платон, Аристотель и Полибий?

7. Сторонниками какого государства были ранние христианские богословы Иоанн Златоуст и Августин Блаженный?

8. Как связывал божественное и естественное право в своем учении о государстве Фома Аквинский?

9. Какое влияние реформаторы церкви М. Лютер и Ж. Кальвин оказали на развитие политической теории?

10. В чем заключается проблема соотношения морали и политики в учении Н. Макиавелли?

11. Как вы понимаете теорию государственного суверенитета Ж. Бодена?

12. Как понимал естественное право Г. Гроций?

13. Какую роль отводил государству в жизни человеческого общества Т. Гоббс?

14. Каким образом Б. Спиноза выводил возможность и желательность демократии для современного ему общества?

15. В чем разница теорий разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье?

16. В чем заключается историческое значение Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина?

17. Сравните теорию государственного суверенитета Ж. Бодена и теорию народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо.

18. Какие пути видел И. Кант к созданию правового государства?

19. Как решал Г. Гегель проблему соотношения государства и гражданского общества?

20. Объясните суть политической реформы Петра I.

21. Какие политические идеи пытались внедрить Екатерина II и Александр I?

 

Глава 3

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

В XIX веке, вследствие бурного развития экономики, роста народонаселения и колонизации европейцами Америки, Азии, Австралии и Африки, происходило дальнейшее усложнение практической политики, накопление политического опыта и знаний. Это вызывает интенсивное развитие политической теории, ее дифференциацию, выделение различных подходов, систем взглядов и идей.

Такие системы взглядов и теорий, опирающиеся на достаточно разработанные философские концепции и широко распространенные как в среде политологов и политиков, так и в гражданском обществе, называются политическими (партийными) идеологиями.

Партийные идеологии захватывают умы и сердца значительной части населения. Идеи, составляющие основу этих систем, постоянно обсуждаются в прессе и в политических клубах, в правительствах и парламентах. На основе партийных идеологий в XIX и XX веках создаются широкие политические движения, общественные организации и политические партии. Рассмотрим наиболее влиятельные политические идеологии.

Либерализм

Наиболее значительной идеологической системой в XIX веке, нашедшей адекватные решения многочисленных общественных проблем в период бурного развития капитализма и роста среднего класса, стал либерализм.

Его философские принципы опираются на идеи Спинозы, Локка, Монтескье, Джефферсона, Канта.

Непосредственная разработка либеральной теории осуществляется в первой трети XIX века. Наиболее видными теоретиками либерализма были французский политолог Бенджамин Констан (1767 - 1830 гг.) и английский философ и экономист Иеремия Бентам (1748 - 1832 гг.).

Б. Констан в своем главном труде «Курс конституционной политики» основное внимание уделил решению проблемы свободы индивида в обществе (liberty (лат) — свобода). Он различал свободу политическую и свободу личную, гражданскую.

Народы античного мира, рассуждал Констан, знали только политическую свободу, которая заключалась в участии в управлении государством (принятие законов, отправление правосудия, выборы должностных лиц, объявление войны и мира). В то же время граждане античных демократий вели образ жизни, полностью предписанный государством: обязательная религия, контроль частной жизни и экономической деятельности.

Новые народы, по Констану, понимают свободу иначе. Право участия в управлении государством уже не имеет столь большого значения, как в античном полисе, ибо государства стали неизмеримо большими и голос одного гражданина мало что решает. Кроме того, граждане современных стран не имеют столько досуга, сколько античные граждане, за которых все бытовые проблемы решали рабы. Современным гражданам приходится больше заниматься коммерцией, трудом, чем политикой и войной. Поэтому они очень резко реагируют на вмешательство государства в их личную жизнь.

Следовательно, для Нового времени, делает вывод Б. Констан, характерно понимание свободы как свободы личной, гражданской, как независимости индивида от государственной власти. Такая свобода включает религиозную свободу, свободу слова, печати и промышленную свободу (т. е. отсутствие государственной регламентации предпринимательства).

Такое понимание свободы ставит интересы отдельной личности выше государственных, отвергает «диктатуру большинства» при решении общественных проблем.

Б. Констан считал, что государственная власть не может гарантировать личную свободу, а поэтому не должна мешать ей своими запретами и регламентацией. Гарантией индивидуальной свободы является общественное мнение. Второй гарантией гражданской свободы является наличие выборных государственных институтов, Б. Констан признавал теорию разделения властей, но делил власть на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную и местную. Причем монарх не должен возглавлять исполнительную ветвь власти, а представляет собой некую «нейтральную власть» в лице главы государства, принимающую участие во всех властях, регулирующую взаимоотношения между ними, выступающую гарантом гражданской свободы.

Также с индивидуалистических позиций рассматривает общество и государство И. Бентам, формулируя свою концепцию утилитаризма. Так как природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, то в масштабе общества наиболее разумным будет принцип пользы, т. е. наибольшей полезности (util (лат.) — польза, выгода) наибольшего числа индивидов. В этом, собственно, и должна состоять цель власти.

Для пользы индивидов государству не следует, считал Бентам, заниматься их мелочной опекой, плодить множество законов. Закон есть зло, утверждал Бентам, ибо наказание вызывает страдание индивида. Отсюда следует, что закон надо применять лишь в необходимых случаях, когда индивиды не могут разрешить свои противоречия к обоюдной пользе. Бентам выступал как против законодательной регламентации производственных отношений (предприниматели могут сами договориться с рабочими и подписать договор без участия государства), так и против регламентации частной жизни, которая ведет к развитию всеобщей подозрительности и шпионства.

Таким образом, либерализм как течение политической мысли. впитал в себя идеи и теории естественных неотчуждаемых прав личности, первичности интересов индивида перед обществом, государства как аппарата, гарантирующего гражданские права, максимальную пользу для индивидов и в то же время не вмешивающегося в его личную жизнь.

Классическая либеральная теория основывается на следующих постулатах;

- абсолютная ценность, самодостаточной человеческой личности и естественное (природное) равенство всех людей. Причем, под равенством либералы понимают не искусственное выравнивание, а гарантированные законом гражданские свободы и возможности для деятельности;

- свобода личности. Свобода, в либеральном понимании, есть возможность выбора и осуществления своих естественных прав;

- природная сущность человека основывается на его доброте и рациональности, т. е. преобладании разума над страстями;

- каждая личность, рождаясь, от природы имеет неотчуждаемые права, среди которых основными являются право на жизнь, свободу и собственность;

- государство создается на основе общего согласия индивидов с целью защищать свои естественные права;

- государство служит индивиду, а не наоборот. Сфера его деятельности строго ограничена;

- верховенство закона. Взаимоотношения личности и государственных органов, отношения между гражданами регулируются законом, а не самовластной волей другого человека;

- защищенность частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах деятельности;

- роль ориентира в этой деятельности, в выборе между добром и злом играет индивидуальная мораль (категорический императив) и религия;

Функционирование власти вытекает из философской концепции либерализма.

Оно обязательно включает:

- разделение властей;

- систему сдержек и противовесов для регулирования их взаимоотношений;

- ограничение законом (конституцией) прерогатив каждой ветви власти;

- независимость судопроизводства, которое гарантирует, что любая вина человека должна быть доказана в установленном законом порядке;

- правосубъектность личности, т. е. признание любого человека субъектом права. Это дает ему возможность не только защищаться в суде от любого государственного органа, но и самому предъявлять иск любому лицу в государстве.

Либерализм выступает за эволюционное развитие общества путем постепенных реформ. По отношению к форме государственного устройства взгляды либералов менялись от конституционно-монархических (XIX-начало XX вв.) до республиканских. Поэтому либерализм считается идеологией и конституционно-демократических, и демократических, и республиканских, и либеральных партий. Либерализм XX века — (неолиберализм) много внимания уделяет в теоретическом плане не только разработке прав и свобод личности, но и совмещению принципа свободы с принципом социального равенства (доктрины социального партнерства всеобщего благоденствия и т. д.). На практике это выражается в социально-экономических реформах. Наиболее влиятельными партиями, приверженными либеральной доктрине, являются: Демократическая партия США, Либерально-демократическая партия Японии, Свободно-демократическая партия Германии. В России на теорию классического либерализма опиралась Конституционно-демократическая партия (кадеты); неолиберализм исповедует движение "Демократическая Россия", современные центристские партии.

Существует и международное объединение либеральных партий — «Либеральный интернационал». «Манифест либералов», принятый в 1947 году девятнадцатью партиями-учредителями, включает положения об обеспечении международной безопасности, о развитии интеграционных процессов, о сохранении в экономике рыночных механизмов и свободной конкуренции при минимально необходимой роли государства, об обеспечении свободы торговли и умеренных социальных реформ.

Консерватизм

Консерватизм возник как антитеза либерализму, как реакция на идеи Просвещения и завоевания английской, американской и французской революций. Название происходит от латинского термина «conserve», что означает «сохранять». Одним из первых идеологов консерватизма был английский парламентарий и публицист Э. Берк (1729-1797 гг.). Он оспаривал теорию общественного договора и народного суверенитета. Всякий общественный порядок, — утверждал Берк, — возникает в результате постоянного исторического развития и базируется на обычаях, традициях и предрассудках. Сила государства и закона — в сохранении этого порядка. Отсюда отрицательное отношение Берка и всех консерваторов к революциям. В своем труде «Размышления о французской революции» Берк все теоретические представления либералов о свободе, власти и законе считает абстрактными, оторванными от жизни и ведущими к анархии, а затем и к тирании. В действительности, человек не может быть свободен от общества. Кроме того, природные различия людей делают невозможным никакое равенство: ни политическое, ни правовое. Следовательно, попытка обеспечить политическое равенство и гражданские права — тоже фикция. Природа, а затем и человеческое общество и государство создаются и развиваются по воле бога и в результате действия естественных законов. Значит, они не могут и не должны перестраиваться людьми. Развитие общества Берк видит в покорном следовании ходу истории.

Во Франции большую известность получило учение Ж. де Местра (1753-1821 гг.), бывшего политическим деятелем, дипломатом различных европейских монархий.

Революцию де Местр воспринимал как кару божью за попытки человека все видоизменить и уничтожить религию. Революции, по утверждению Де Местра, всегда производят большее зло, чем то, что хотят исправить.

Как и Берк, де Местр критиковал «умозрительные» законы создаваемые для человека вообще. Но абстрактного человека не существует. Поэтому и законы следует выводить из конкретных условий существования общества (географическая среда, политические отношения, национальные качества, религия и т. д.). Отсюда следует, что подлинную конституцию можно создать в ходе длительного исторического развития, а не единым актом теоретиков, Конституция не может быть неизменной, ибо меняются потребности людей в свободе и правах.

Отсюда де Местр делает вывод, что Франции следует вернуться к своей старинной конституции, восстановить былую роль религии, власть короля, отказаться от просвещения и образования — тогда она вновь станет украшением Европы.

Очень похожие идеи высказывает другой французский идеолог консерватизма де Бональд (1754-1840 гг.). Он также ссылался на бога и естественное монархическое устройство общества, основным элементом которого является семьи. Он выступал против разделения единой королевской власти. Тогда государство и религия будут теми необходимыми уздами, которые сдерживают человеческие страсти.

Учение де Бональда противостоит индивидуалистическому подходу либералов и выражает волю общества, а не отдельной личности, хотя и признает главной целью общества охрану личности и частной собственности.

Философия консерватизма противостоит либеральной теории в том, что она отрицает теорию естественных прав и общественное договора и опирается в своем подходе на теорию естественноисторического развития. В соответствии с этой теорией цивилизованное общество, законы и государство возникают постепенно в ходе накопления традиций, знаний и опыта с учетом конкретной исторической среды. Причем право устанавливается не из человеческого разума, а закреплением и провозглашением в качестве законов норм человеческого общения, не противоречащих божественным установлениям. Важнейшим общественным институтом является семья, ибо именно там сохраняются и передаются традиции, религия и нормы поведения. В отличие от либералов консерваторы первичным считают не индивида, а общество как хранителя традиций. Они также признают необходимость обеспечения безопасности и частной собственности. Но в связи с этим считают они, тем более повышается роль общества, церкви, государства и его институтов: суда, армии, полиции. Характерной особенностью консерватизма является отрицание какой бы то ни было революции (социальной, религиозной, нравственной) и даже глубоких общественных реформ. Консерваторы считают в принципе невозможными какие-либо социальные изменения по заранее намеченному плану на том основании, что они сталкивают общество с пути естественного развития.

Таким образом, консерватизм базируется на таких принципах, как традиционализм, антирационализм, антииндивидуализм.

Консервативная идеология содержит следующие ценности[18]:

- религиозные и духовные цели политической деятельности;

- культ нравственности;

- авторитет школы, семьи и церкви;

- культ традиций;

- культ национальной культуры;

- патриотизм;

- приоритет интересов государства перед интересами индивида;

- сильное иерархическое государство;

- конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод;

- прагматизм;

- здравый смысл;

- постепенность и осторожность перемен.

Антиценности консерватизма:

- атеизм;

- материалистическая ориентация политики;

- моральный релятивизм;

- культ рассудка;

- антитрадиционализм;

- универсализм;

- космополитизм;

- приоритет интересов индивида перед интересами государства;

- приверженность теоретическим моделям;

- революция.

Философию современного консерватизма (неоконсерватизма) можно выразить положениями, приведенными политологом Росситетом: «Существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; безнадежно несовершенная природа человека, у которого под покровом цивилизованного человека всегда скрывается неразумение и. греховность; естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; необходимость общественных классов и групп и, следовательно безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона; важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка; ненадежность прогресса; признание того, что традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков; подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти...».[19]

Как видим, неоконсерватизм, сохраняя приверженность традиционным ценностям, тем не менее, воспринял от либерализма идею общественного развития, исторической и социальной активности человека, демократизации общественной жизни. В то же время он выступает против социалистических идей государственного регулирования экономики и национализации промышленности.

Несмотря на приверженность общественным идеалам, неоконсерватизм выступает против коллективизма. От либеральной философии консерватизм отличает примат общественных ценностей над индивидуальными, а от социалистической — защита индивидуальной собственности. Идеал человека, в консервативной философии, это индивид, достигающий своих целей на благо всего общества.

Современный консерватизм не стремится повернуть общество назад. Не стоит отождествлять консерваторов с реакционерами. Они не настаивают на возвращении к монархии или теократии. Они выступают за естественное движение общества с учетом развития цивилизации. Так, один из ведущих теоретиков неоконсерватизма в Германии Г. Рормозер считает основным недостатком современного общества ослабление моральных устоев, снижение действенности экономических регуляторов. Для преодоления этих негативных факторов неоконсерваторы предлагают модель «социального рыночного хозяйства», заключающуюся в усилении действия рыночных механизмов, уменьшения роли государства в экономике (при усилении ее в политике), сплочение нации на основе Общественной (а не индивидуалистической) морали. Усиливающаяся роль государства должна проявляться в активной внешней политике, в самоутверждении нации в мире. Для неоконсерваторов характерен поиск врага на мировой арене в целях «сплочения народа», усиление роли государства в жизни общества, превалирование общих интересов нации над частными, индивидуальными, возвращение к традиционным ценностям (семья, религия, национальные традиции, уважение старших).

В политической практике идеи неоконсерватизма лежат в основе программ Р. Рейгана, Дж. Буша (США), М. Тэтчер, Дж. Мейджора (Великобритания), Ф. И. Штрауса и Г. Коля (Германия). Они оказали существенное влияние на развитие ведущих держав мира в 80-90-е годыXX века.

Христианская демократия

Идеология христианской демократии родилась как религиозный ответ на вызов либеральной демократии. Неудовлетворенные не только светским, но порой и атеистическим характером демократии, христианские философы и священники начали поиск собственной демократической идеологии, основанной на соответствии христианского учения с народовластием. Первыми христианскими демократами считаются те священники, которые в период Французской революции клялись в верности Конституции и заявили в Национальном Собрании, что Иисус Христос был первым демократом.

Своими философскими предтечами христианские демократы считают Сократа, Платона, Августина, Фому Аквинского. Отцом-основателем доктрины христианских демократов явился Ламенне, а его труд «Будущее» (1830г.) считается первоисточником христианско-демократического учения. Философской основой этого учения является персонализм. Наиболее выдающиеся представители этого философского учения X. Тилике, Б. Боун, Л. Мунье, Н. Бердяев на первое место среди философско-социальных проблем выдвигают проблемы личности, ее свободы и нравственного воспитания. Они всячески подчеркивают уникальность, неповторимость каждого человека, субъективность видения им окружающего мира. Гармония этого мира возможна только через моральное самосовершенствование каждой личности. Это самосовершенствование, проявляясь во внутренней, духовной и внешней жизни человека, имеет трансцендентную направленность на высшие божественные ценности: истину, красоту, благо. Однако нравственная личность, стремящаяся к богу, не должна отвращаться от земного человеческого общества. Более того, жизнь в обществе для христианского демократа означает совершенствование обществана принципах свободы, справедливости, братства, демократии, соблюденияправ человекакак основы социального прогресса. В то же время, с точки зрения христианско-демократической идеологии, человек, являющийся рациональным, социальным и солидарным существом, не является самодостаточным и постоянно нуждается в других людях.В этом христианская демократия расходится с либерализмом и занимает позицию ближе к консервативной. Но для христианского демократа человек не есть часть коллектива (как для коммуниста). Человек свободен. Только в свободном существовании, в личной, духовной жизни возможен физический, интеллектуальный, моральный и духовный расцвет человеческой личности. Обеспечить этот расцвет должно соответствующее устройство общества. Оно должно быть не социалистическим и не капиталистическим. Христианские демократы выступают за т. н. «третий путь» развития, который должен привести к «персоналистскому и сообщественному» обществу с высоким уровнем культуры, образования, развития экономики. Экономика, чтобы преодолеть капиталистические тенденции, должна базироваться на следующих принципах:

- приоритет морали над прибылью;

- приоритет потребности над производством;

- приоритет труда над капиталом;

- замена патроната ассоциацией;

- замена зарплаты участием в прибылях.

Общество, базирующееся на такой экономике, а такжена христианской морали, будет носить следующие черты:

- инструментальная, а не тотальная роль государства;

- демократияучастия, а не представительная;

- децентрализация государства;

- свобода информации;

- постоянно растущая роль культуры и образования.

Таким образом, высшими «персоналистскими и сообщественными» ценностями христианской демократии являются:

- приоритет личности перед обществом н государством;

- уважение к семье, как естественному сообществу людей;

- духовное, интеллектуальное, нравственное самосовершенствование;

- политическая, экономическая и социальная демократия;

- социальная справедливость;

- права человека, включая социальные;

- подчинение государства не только юридическому, но и моральному закону, ограничивающему его суверенитет;

- разделение властей;

- большая роль гражданского общества (общественных организаций, профсоюзов);

- борьба с тоталитаризмом, диктатурой;

- борьба за мир;

- смешанная экономика;

- «третий путь» развития общества.[20]

Практическое массовое движение христианской демократии началось в конце XIX века. Однако оно столкнулось с той трудностью, что католическая церковь не только не поддерживала светское по существу движение, родившееся на религиозной основе, но и противодействовала ему. Поэтому многочисленные христианско-демократические партии, зародившиеся в странах Европы в конце XIX века, уже после Первой мировой войны дистаницируются от церкви (особенно католической). Они даже заменяют свои названия на «народные» или «партии центра». В это время возникают партия Центра (Германия), Народная партия (Италия), Народно-демократическая партия (Франция), Народно-социальная партия (Испания), Народно-консервативная партия (Швейцария). После второй мировой войны формируются собственно христианско-демократические партии. Наиболее влиятельные в Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Христианско-демократическое движение усиливает свое влияние в Латинской Америке, Африке (особенно в Уганде, Камеруне, Мадагаскаре), Азии (Индонезия, Филиппины), вНовой Зеландии. В 1956 годупартии и движения христианско-демократического направления объединяются в Интернационал.Ныне Христианско - демократический интернационал насчитывает в своих рядах 54 партии со всех континентов и является влиятельной силой современного мира.

Анархизм

Название течения происходит от греческого термина, означающего безначалие, безвластие. Идея безгосударственного устройства общества, возникавшая еще в глубокой древности, была обоснована в 1793 г. английским писателем У. Годвином в книге «Исследование о политической справедливости». Именно в этой книге У. Годвин сформулировал понятие «общество без государства».

Существует индивидуалистский и коллективистский анархизм.

Родоначальником индивидуалистского анархизма считается М. Штирнер, изложивший свою теорию в книге «Единственный и его собственность» (1845г.). Вместо государства он выдвигает идею «союза эгоистов». Такой союз должен, по мысли Штирнера, заниматься организацией обмена товарами между независимыми товаропроизводителями, обеспечивать взаимное уважение и сохранение уникальности личности каждого.

Эти идеи развивал французский философ и экономист П.-Ж. Прудон (1809-1864 гг.). Он считал со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.019 с.)