Структура, функции и типология политической системы общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, функции и типология политической системы общества



К определению политической системы (а от него во многом зависит и структура) существуют два основных подхода.

1. Институциональный. С точки зрения сторонников этого подхода, политическую систему общества образуют политические институты, в число которых входят законодательная, исполнительная власть, суд, полиция, пенитенциарные учреждения, политические партии, армия. Эти институты связаны в единый организм который хоть и предполагает возможность развития, тем не менее довольно жестко определяет каждому учреждению его роль и место,

2. Генерализующий (обобщающий) подход определяет политическую систему как комплекс взаимосвязанных институтов (см. выше), политических отношений и норм политического сознания, культуры. Некоторые политологи включают в политическую систему также политические закономерности, политическое поведение, политические процессы и т. д.

Чтобы учесть относительную самостоятельность системы политических институтов общества, ее часто называют «политическая организация общества».

Итак, политическая организация общества - это система политических институтов, состоящая из учреждений законодательной власти (например, Федеральное Собрание и Государственная Дума), исполнительной власти (Президент, Правительство Российской Федерации), судебной власти (Конституционный Суд), органов охраны общественного порядка (милиция, суды, прокуратура и др.), пенитенциарных учреждений (тюрьмы, исправительно-трудовые колонии и др.), политических партий, армии, профсоюзов.

Тогда политическая система общества будет иметь следующую структуру:

1. Политические отношения. Это отношения между классами, нациями, социальными группами по поводу власти, за проведение политики, отвечающей их групповым интересам,

2. Политическое сознание. Оно представляет собой совокупность идей, идеологий, взглядов, мнений, представлений, чувств, чаяний всех социальных групп, нации в целом.

3. Политические и правовые нормы. Это нормы конституции и законов о политической деятельности, определяющие взаимоотношения, права и обязанности государственных органов, политических партий и общественных организаций, отдельных граждан в сфере политики.

4. Политическая организация общества. Она представляет собой как бы скелет, костяк, основу общества, которую облекают плотью нормы и политические отношения, а политическое сознание, довершая картину этого «живого» организма, помогает осмысливать его функционирование.

Итак, политическая система общества — это комплекс политических отношений, идей, взглядов, чувств, интересов, регулируемый политическими нормами, традициями, обычаями, функционирующий на основе политических институтов, учреждений и организаций.

Политическая система общества представляет собой совокупность политических отношений, политического сознания, политических норм и политической организации общества.

Политическая система находится в тесном многообразном и многоуровневом взаимодействии с экономической, социальной, культурной и др. системами, составляющими социокультурную суперсистему — человеческое общество.

Политическая система не придуманный кабинетными учетами монстр, а реально существующее общественно-политическое явление, которое выполняет определенные функции в обществе. Суть этих функций состоит в следующем:

— формирование внутренней и внешней политики;

— политическое руководство и управление обществом в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах;

— регулирование и гармонизация общественных отношений между социальными группами, партиями, организациями, гражданами;

— обеспечение экономических, политических, гражданских прав человека;

— выявление и реакция на общественное мнение;

— совершенствование законодательства;

— преобразование, реформа, корректировка самой политической системы;

— контроль над деятельностью государственных институтов.

По своему определению и функциям понятие «политическая система» отличается от понятия «общественный строй» или «общественно-экономическая формация», которое шире и охватывает все сферы общества. В понятие «политическая система» не входят экономические отношения, отношения собственности, хотя уместно будет говорить о их взаимодействии с политическими отношениями. С этой точки зрения, политическая система является как бы способом, методом управления обществом, может воздействовать на экономические отношения и через них постепенно изменить и общественный строй.

Назначение политической системы заключается в том, чтобы наиболее эффективно выявлять и реализовывать заложенные в обществе политические и духовные возможности, способствующие его прогрессу.

В современном мире существуют два основных типа политических систем: демократическая и тоталитарная.

Основные типологические черты этих систем представлены в таблице 2.


Элементы структуры Демократическая политическая система Тоталитарная политическая система
Политическая организация общества · власть конституционно разделена на законодательную, исполнительную и судебную; · суд независим и действует в рамках закона; · полиция и армия выполняют свои функции под контролем закона; · розыск, следствие, осуждение и содержание в исправительных учреждения осуществляются раздельно; · создание политических партий осуществляется снизу по инициативе граждан. Принцип плюрализма позволяет создавать любые политические организации. · интегральная, безраздельная, конституционно неограниченная власть партии, «вождя» или диктатора; · суд действует по принципу политической целесообразности; · полиция, армия и политическая охранка стоят над обществом и обеспечивают защиту политической системы; · розыск, следствие, суд и наказание политических противников системы осуществляет политическая полиция; · принцип единомыслия диктует создание партий по инициативе власти. Существую только партия поддерживающая тоталитарную систему. Оппозиционные партии запрещены.
Политические отношения · разделение власти и судебных функций, политический плюрализм определяют разнообразие и свободу политических отношений, конкурентную борьбу за власть в рамках закона. · единственная правящая партия, сросшаяся с государством, контролирует все политические отношения, предписывает образ действия всех общественных организаций, вплоть до конкретных выступлений на собраниях. Она же определяет социальную структуру общества, подгоняя ее под свои идеологические установки.
Политическое сознание · плюрализм политической жизни и демократические свободы определяют многообразие политических идей, теорий и программ. Политическое сознание раскрепощено и разнообразно. Обеспечено право меньшинства на свое мнение. · единомыслие и преследование инакомыслящих. Правящая элита стремиться создать одномерное политическое сознание, которое в результате расщепляется на официальное (строго следующее политической доктрине) и неофициальное.
Политические нормы · законодательно определены прерогативы каждой ветви власти; · соблюдаются права и свободы граждан; · большую роль играет общественное мнение и независимые средства массовой информации; · закон о выборах предоставляет право реального выбора кандидата и (или) программы. · рамки деятельности власти не определены, а если формально определены, то не соблюдаются; · права и свободы не обеспечены судом; · единая идеология формирует единое мнение через государственные средства массовой информации; · избиратель не выбирает, а обязан демонстрировать «нерушимое единство» власти и народа.

Таблица 2. Основные черты политических систем.


Кроме этих, основных типов политических систем, существуют и промежуточные, переходные типы. Например, реформирующиеся политические системы таких стран, как Чехия, Болгария Россия, Украина, Узбекистан, Туркмения находятся на разных этапах этого пути.

Рассмотрим на примере России изменения, происходящие в политической системе, точнее в политической организации общества в ходе экономических реформ. Мы не пытаемся охватить весь комплекс экономических, социальных и других проблем, а рассмотрим лишь изменения в политической структуре общества.


 
 


 

 
 

 


 

 

Рис. 4. Замкнутая политическая система.


 

Ядром ПС является единственная партия и её харизматический лидер.

Все население от детей до пенсионеров «охвачено» официальными организациями, служащими сателлитами, приводными ремнями от партии к массам. Все политические идеи, программы генерирует партия, которая приводит в движение всю политическую организацию. Таково было положение в СССР до реформ М. С. Горбачева.

В центре политической системы — «всевластные» Советы. Разделение властей только намечено.


 

Политические партии

 


Общественные организации

 

Рис. 5. Размыкающаяся политическая система

 

 


 

Политические партии не играют большой роли, выборы проводятся на основе индивидуальных программ. Политические связи носят преимущественно центробежный характер. Эта система отражает смысл политической реформы М. С. Горбачева 1988-1990 гг.


 

 

Политические партии

 
 

 

 


Общественные организации, группы давления

Рис. 6. Разомкнутая ПС.

 


 

Проведено разделение властей и определены функции каждой ее ветви. Вместо Советов — профессиональный парламент и местное самоуправление. Политические партии играют решающую роль на выборах. Общественное мнение оказывает значительное влияние на решения властей. Политические связи носят взаимный характер. Эта система закреплена в Конституции России 1993 г.

Кроме критерия демократичности для типизации политических систем используются следующие критерии:

— уровень развития массового сознания, науки итехники (примитивная, традиционная, современная);

— уровень мобилизации людей на достижение целей общества (система мобилизации);

— степень открытости (открытая, закрытая);

— господствующая идеология или система ценностей (фашистская, коммунистическая, демократическая).

Эти критерии используются гораздо реже, чем критерий демократичности.

Структура, функции и типология, рассматривая различные стороны и качества, дают определенную характеристику политической системы общества. Но они характеризуют ее статическое состояние. Динамику политической системы, ее функционирование описывает понятие «политический режим».

Политические режимы

Рассмотрим для примера политическую систему СССР с 1936 года по 1977 год, когда действовала так называемая «сталинская» Конституция (написанная на самом деле Н. Бухариным). При фактически неизменной политической организации общества (политические нормы, отношения, политическое сознание не могут быть неподвижными), политическая система функционировала по-разному в годы правления И. Сталина (до 1953), Н. Хрущева (1953-1963 гг.), Л. Брежнева. Возьмите такие характеристики, как применение властью насилия, коллегиальность руководства, права и свободы человека, благосостояние населения, активность карательных органов, применение или неприменение особенно жестоких статей за политические «преступления» — везде резко бросаются в глаза большие различия. Значит, политическую жизнь нельзя адекватно описать только статическими характеристиками политической системы.

Для описания возможностей функционирования политических систем политологи используют понятие «политическийрежим».

Термин «режим» пришел в русский язык из французского и означает образ правления, распорядок жизни.

Под политическим режимом понимают способ функционирования политической системы, методы управления обществом, степень политической свободы и открытости страны.

В то время, как политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах, допускаемых Конституцией и законами норм. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. Характер политического режима определяется первой и второй парадигмами власти (Кто правит? Каковы взаимоотношения управляющих и управляемых, расстановка политических сил?).Нанего оказывают влияние политические традиции и нормы, политическая культура, все компоненты политической системы.

Существует две основные противоположности политического режима.

1. Авторитарный режим. Здесь правит один или небольшая группа. Этот режим правления предписывает беспрекословное подчинение граждан власти, исключает широкое обсуждение перед принятием политических решений, критику политического курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки и общественности. В средства массовой информации дается уже «отфильтрованное» видение событий.

Общественное мнение почти не учитывается властью. Оппозиционным партиям чинятся всяческие препятствия в работе, а правящей партии создаются искусственные преимущества. В государственный аппарат подбираются исключительно сторонники правящей верхушки. Систематически нарушаются права человека. Авторитарный режим правления вводится в случаях:

— захвата власти в итоге переворота;

— сужения социальной базы поддержки власти.

При авторитарном режиме правления в политической системе происходят следующие изменения:

— политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования многих политических институтов), а подчас совпадает с системой власти (в результате затруднения работы не правящих партий, общественных организаций, оппозиционных средств массовой информации);

— разрастаются репрессивныеорганы (полиция, военизированные организации, тюрьмы);

— происходит милитаризацияобщества, выборы проводятся подконтролем полиции и армии;

— снижается общественныйконтроль за деятельностью политической системы,властью неучитывается общественное мнение;

— усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои);

— в крайнем случае — приостанавливается действие Конституции, или ее отдельных глав, гарантирующих права человека, передается власть хунте или диктатору, меняется политическая система на тоталитарную.

2. Авторитарному режиму противостоит демократический, который осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Этот режим предполагает признание принципов народовластия (разделение и выборность властей, строгая законность, гарантия прав и свобод человека и т. д.). Политическая система приобретает следующие черты:

— она в значительной степенине совпадает с системой власти: заметную роль играют политические партии, общественные организации, общественное мнение;

— действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности и прессы;

— в полной мере соблюдаются политические игражданские права человека;

— политика правительства открыто обсуждается и критикуется: публикуются отчеты о расходовании бюджета без секретных изъятий, новый бюджет обсуждается в парламенте;

— заметно проявляются различия, дистанционирование общественности от власти, гражданского общества от государства.

Между противоположными авторитарным и демократическим режимами существуют и другие с более тонкой градацией. Б. Курашвили, например, выделяет шесть возможных политических режимов:

1. Тиранический.

2. Жестко-авторитарный.

3. Авторитарно-демократический.

4. Демократическо-авторитарный.

5. Развернуто-демократический.

6. Анархо-демократический.[30]

Некоторые политологи под тоталитаризмом понимают и политическую систему и режим (например, Л. С. Васильев).

Тоталитаризм — это именно политическая система, где господствует одна единая идеология; и каждый житель этой системы должен в нее верить. К инакомыслящим применяется широкий набор карательных мер от критики и запрета на работу до высылки из страны, тюрьмы или уничтожения. При тоталитаризме есть только одна партия, одна истина и один путь развития. Наиболее известные характеристики тоталитаризмуданы К. Фридрихом и 3. Бжезинским:

1. Единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером.

2. Официальная идеология, которая должна признаватьсявсеми.

3. Монополия на средства массовой информации.

4. Монополия на все средства вооруженной борьбы.

5. Система террористического полицейского контроля.

6. Централизованная система контроля и управления экономикой[31].

Как видим, эти признаки отражают системообразующие характеристики, отражающие основополагающие конструкции общества, уходящие корнями в экономическую, социальную, духовную сферы. Отсюда следует, что под тоталитаризмом большинство политологов понимает политическую (а иногда и общественную) систему, но никак не режим ее функционирования. Понятия «политическая система» и «политический режим» оказались очень плодотворными, с точки зрения методики исследования политической сферы общества. Они дали в руки политологов метод и инструментарий для исследования политической жизни различных стран.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между институциональным и генерализующим подходом к определению политической системы общества?

2. Какую структуру получает политическая система при том или другом подходе?

3. Дайте определениепонятию «политическая система общества».

4. Чем оно отличается от понятий «общественно-экономическая формация», «общественный строй»?

5. В чем заключается назначение политической системы?

6. Назовите различия между демократической итоталитарнойсистемами.

7. Какие критерии (кроме уровня развития демократии) используются для классификации политических систем?

8. В чем сущность политических реформ в России 1985-1993 гг. с точки зрения изменений ее политической системы?

9. Что такое политический режим?

10. Дайте характеристику авторитарному и демократическому режиму.

11. Какие еще существуют политические режимы?

12. Почему под тоталитаризмом понимается политическая система, а не политический режим?

 

Глава 6

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В предыдущей главе мы отмечали, что политическая система складывается постепенно в процессе исторического (следует добавить и культурного) развития общества. Более того, политическая система (политические институты, политические отношения, правовые нормы, традиции) строится на базе определенной общей культуры, т. е. всех духовных и материальных достижений данного общества. Еще теснее связь между политической системой и политической культурой. Вот почему невозможно в короткий промежуток времени изменить политическую систему. Можно изменить Конституцию, законы, создать новые органы власти, но нельзя «в ночь с сегодня на завтра» изменить политические отношения, традиции, уклад жизни и образ мыслей людей. Поэтому любые реформы, чтобы быть необратимыми, должны иметь необходимый переходный период и опираться на традиции политической культуры.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.012 с.)