Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая субкультура молодежиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для выделения в политической культуре общества групповых субкультур (женщин, пенсионеров, военнослужащих и т. д.) и их оценки необходимо опираться на определенную методологическую базу. Долгое время у советских обществоведов господствовал принцип оценочного определения культуры. Политическая культура советских людей, мало различаясь по групповым интересам, обычно оценивалась как высокая. Употреблялись определения «морально-политическое единство», «политическая сознательность», «политическая активность» и т. д., которым придавались однозначно положительный смысл. Определениям же типа «политическая пассивность», «политическая неграмотность» придавался отрицательный, антиобщественный смысл. Задачей политических работников и политических «активистов» и было сделать всех политически сознательными, активными и едиными. В такой обстановке и для решения такой задачи политическая наука не нужна. Здесь действуют политической «работой». Современная российская политология для объективизации научных исследований успешно пользуется сформулированным М. Вебером принципом свободы от оценочных суждений. Он означает, что истинность эмпирически констатируемых фактов и их моральная значимость, оценка лежат в совершенно разных плоскостях. Другими словами, при анализе опытного материала следует, воздерживаться от оценок, а соотносить поведение людей с усвоенными ими ценностями. Отсюда вытекает, что нет плохой или хорошей политической культуры, а есть определенная культура определенных групп людей, которая, собственно говоря, и представляет собой определённую систему ценностей, и вытекающий из нее образ поведения. Изменение системы ценностей — это очень медленный, нелегкий, инерционный процесс, связанный с переосмыслением политических событий и предыдущего опыта. Этот процесс может ускоряться (во время реформ, революций, войн) или замедляться (в период застоя, например). Политология не ставит себе задачей изменить систему ценностей, политическую культуру общества; задача политологии эту культуру изучать. В политической культуре общества можно выделить политическую субкультуру молодежи. Своеобразие политической субкультуры молодежи базируется на: 1. Некоторых особенностях физиологии молодых людей, которые заключаются в быстром физическом росте и относительно отстающем нравственном развитии; в неустойчивости психики; отсутствии наработанных норм, схем поведения и, отсюда, в слабой предсказуемости поступков молодых людей, большой зависимости от лидера группы или окружения. 2. Особенность социального положения молодежи заключается в неустойчивости статусов и ролей. Действительно, статус студента носит временный характер и не дает полной гарантии для занятия высокого положения в будущем, хотя и дает для этого определенные возможности. Для работающей молодежи характерна большая социальная мобильность — частая смена социального статуса по вертикали или по горизонтали (движение вверх по ступеням карьеры или простая смена работы без повышения в должности). Кроме того, с точки зрения социального статуса молодой человек в основном находится в подчиненном положении (студент, молодой рабочий, начинающий инженер, предприниматель и т. д.), ему часто приходится выслушивать сентенции старших воспитательного характера. Особенно отличает молодежь от более старших групп населения материально-финансовое положение. За исключением небольшого числа удачливых предпринимателей и нарушителей закона, вся основная масса молодежи живет значительно ниже среднего уровня данного общества. Лишь меньшая часть молодежи имеет собственное жилье. Большая часть живет в арендуемом жилье (в странах Запада); у родителей или в общежитиях (в России). Молодежь больше других групп населения страдает от безработицы, экономических кризисов. Зато, как практически не имеющей собственности молодежи «нечего терять» во время политических кризисов. Как самая активная политическая сила проявила себя молодежь во 2-й половине XX века (борьба за мир против атомной войны в 50-х гг.; борьба против американского вмешательства во Вьетнаме в 60-е-70-е гг.; студенческая революция во Франции 1968 г.; выступления протеста против военного переворота в Чили в начале 70-х гг.; против «афганской войны СССР» в 70-х-80-х гг. и т. д.). Учитывая указанные особенности физиологии молодых людей и вызываемое ими своеобразие функционирования психики, а также социальное положение и вытекающее из него политическое поведение, рассмотрим структуру политической субкультуры молодежи. Политическое сознание молодежи отличается меньшей устойчивостью, стремлением выделиться, отличаться от поколения «отцов»; приверженностью к крайним, порой экстремистским взглядам. Кроме того, для молодых людей характерно обостренное чувство социальной справедливости. В Европе говорят: «Если в молодости человек не был социалистом — значит у него нет сердца; а если в зрелом возрасте он не стал консерватором — значит у него нет ума». Молодые люди отрицают или критически пересматривают политическую веру отцов, часто отходят от центристских и консервативных взглядов. Именно среди молодежи больше всего рекрутируют своих сторонников троцкисты, анархисты, националисты, фашисты, представители так называемых тоталитарных сект (религиозных групп с жесткой организацией; «железной» дисциплиной и строгой иерархией под властью вождя). Это не означает, что вся молодежь привержена экстремистским политическим взглядам. Подавляющая часть молодежи демократического общества привержена демократическим ценностям. Втоже время политическое сознание её еще вомногом наивно и часто неустойчиво. Политические эмоции и чувства молодых людей также характеризуются неустойчивостью и экспрессивностью. Молодежь весьма активно выражает свои политические симпатии и антипатии. Политические мероприятия с участием молодых людей часто проходят шумно и эмоционально. На них больше «говорят» чувства, чем разум. Молодежь быстро «заражается» в толпе, склонна объединяться в группы и поддерживать своего лидера. Молодые люди ценят меткое слово, юмор, особенно жаргонные выражения, привлекающие своей новизной и отличием от выражений, употребляемых другими группами населения. Негативные политические эмоции и чувства у молодежи вызывает назидательный, поучающий тон политиков, пренебрежение нуждами молодых людей со стороны государственных органов, насилие полиции и др. Политическое поведение молодежи отличается активностью, иногда принимающей агрессивные формы (вплоть до избиения политических противников, разгрома помещений противостоящих политических сил, нападения на полицейских, поддерживающих порядок во время демонстраций и митингов). Молодые люди в силу своего низкого социального статуса часто негативно относятся к политической системе в которой живут и поэтому первые готовы к выступлениям протеста. Для молодежи более характерно деструктивное, чем конструктивное политическое поведение; она ещё не научилась созидать, а разрушать всегда легче. В то же время в демократических странах в периоды длительной экономической стабильности большие группы молодежи вообще отходят от политики или даже совсем «не входят» в нее. Не проходя политической социализации, они остаются аполитичными или малоактивными в политическом отношении на всю жизнь. Для лучшей наглядности представим вышеизложенноев форметаблицы (см. таблицу 3). Таблица 3. Политическая субкультура молодежи.
Вопросы для самоконтроля 1. Определите понятие «культура» и «политическаякультура ». 2. Как они связаны с политической системой общества? 3. Какова структура поли политической культуры? 4. Назовите уровни политической культуры? 5. Перечислите функции политической культуры. 6. Дайте характеристику основным типамполитических культур(по Д. Алмонду). 7. В чем различия между тоталитарной и демократической политическими культурами? 8. Как можно классифицироватьполитическую культурупотипам политического сознания? 9. На чем базируется своеобразиеполитической субкультурымолодежи? 10. Перечислитеосновные черты политического сознания,политическихэмоцийи чувств, политического поведения молодыхлюдей.
Глава 7
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.006 с.) |