Структура мировой политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура мировой политической системы



Первым признаком системы является наличие компонентов, т. е. взаимосвязанных частей единого целого. Что является элементом мировой системы? Одни политологи (например, К. Дейч - президент Ассоциации политических наук США) за основной компонент принимают нацию, другие (например, Ф. Бурлацкий) считают компонентом государство. В чем разница? Если основообразующим компонентом считать нацию, то этим открывается возможность для всех наций реализовать свое стремление к самоопределению и независимости, быть официально признанной мировым сообществом и создать национальное государство. Но с другой стороны, в современном мире много наций не имеют своей государственности и проживают на территориях других государств. Более того, некоторые нации проживают на территориях нескольких государств.

Например, курдская нация располагается на территориях Ирака, Турции, Грузии, Армении и др. стран. Для самоопределения всех наций пришлось бы изменить большинство государственных границ, что грозит мировой политической системе потерей стабильности. Особенно неприемлем такой подход для многонациональных стран, каковыми являются Россия, Китай, Индия и др. страны. Поэтому большинство российских политологов основным компонентом мировой политической системы считают государство, понимая под ним все население страны, проживающее в определенных границах и имеющее представительные органы (правительство, парламент).

Американские и европейские политологи за основной компонент считают нацию, т. е. народ, проживающий на одной территории, пользующийся общим языком, имеющий общую культуру и историю. Народ избирает себе правительство и народ имеет право «учредить новое правительство... установить власть в такой форме, Какая, по его мнению, лучше обеспечит его безопасность и благоденствие»[40].

Вторым существенным признаком системы являются связи между ее компонентами. Для мировой политической системы наиболее важными являются политические связи (внешняя политика государства), неполитические социальные контакты на групповом в индивидуальном уровне, экономические связи, культурные, правовые, спортивные.

Третьим признаком системы является внешняя окружающая среда. Что считать внешней средой для мировой политической системы? Многие западные политологи считают, что внешней среды в смысле более или менее похожей другой политической системы не существует. Это, кроме всего прочего, затрудняет достижение единства мирового сообщества. Р. Рейган даже высказывал гипотетическое предположение о том, что если бы у землян появился противник в лице внеземной цивилизации, США и СССР быстро сумели бы договориться и объединили бы мир в единую систему. Ф. Бурлацкий считает внешней средой мировой политической системы экономическую и социокультурную среду.[41]

Мы полагаем, что внешней средой для мировой политической системы (и для всей социокультурной человеческой системы) является природа Земли, воздействуя на которую люди совершенствуют свою культуру, в том числе и политическую систему.

Наконец, четвертым признаком системы являются присущие только ей (а не отдельным компонентам) системные свойства.

Основным свойством мировой политической системы являетсястремление к сохранению человечества. Отсюда вытекает стремление к единству и интеграции государств и наций системы, стремление к политической стабильности мировой системы (в отличие от стремления государств-компонентов к соперничеству), стремление к равновесию с внешней средой (физическим миром) и вытекающая отсюда ответственность за сохранение окружающей среды (отдельные государства больше озабочены сохранением природы на своей территории).

Эти стремления выражает ООН. Главными целями этой организации, записанными в уставе ООН, являются:

— поддержание международного мира и безопасности;

— развитие дружеских отношений между нациями, сотрудничество в решении экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем.

Международная система не копирует политическую систему общества. При достижении целей ООН ее члены не вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, кроме случаев угрозы миру и предотвращения актов агрессии.

Рассмотрим подробнее структуру Организации Объединенных Наций.

Основным органом ООН является Генеральная Ассамблея, которая представляет собой собрание делегаций стран-членов ООН. Каждая делегация включает в себя не более 5 представителей и 5 заместителей из числа советников и экспертов.

Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи ООН начинаются в третий вторник сентября. На первом заседании избирается председатель и 21 заместитель председателя (6 — от Африки, 5 — от Азии, 1 — от Восточной Европы, 3 — от Латинской Америки, 2 — от Западной Европы, 5 — от постоянных членов Совета Безопасности). Председателем не может быть представитель страны — постоянного члена Совета Безопасности. Открывает очередную сессию Генеральной Ассамблеи глава той делегации, от которой был избран председатель на предыдущей сессии.

После утверждения повестки дня начинается общеполитическая дискуссия, которая длится две — три недели.

Предварительно вопросы, выносимые на сессию, рассматриваются в Главных комитетах. Всего в ООН создано семь Главных комитетов.

Специальный политический комитет рассматривает политические вопросы и вопросы международной безопасности; первый комитет — вопросы разоружения и связанные с ними вопросы международной безопасности; второй комитет занимается экономическими и финансовыми вопросами; третий комитет — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — деколонизацией, пятый комитет курирует административно-правовые вопросы и шестой — чисто правовые.

Кроме того, существуют комитеты и комиссии, постоянные конференции по более узким вопросам (например, по атомной радиации, использованию космического пространства и т. д.), специальные миссии по мирному урегулированию споров.

На 1995 год с учетом изменений, происшедших в мире за последнее время (распад СССР, Югославии, Чехословакии, образование новых государств), в мире насчитывалось 185 стран-членов ООН и 5 стран-наблюдателей (Ватикан, КНДР, Республика Корея, Монако, Швейцария). Эти государства и составляют компоненты международной системы. Они имеют право решающего голоса на Генеральной Ассамблее (кроме стран-наблюдателей, имеющих совещательный голос); они могут быть избраны в число десяти непостоянных членов Совета Безопасности, они также имеют право ставить вопросы повестки дня.

Совет Безопасности осуществляет оперативные функции по поддержанию мира и стабильности. Это своеобразная исполнительная власть, мировое правительство с урезанными прерогативами. Оно не имеет экономических и ограничено в политических функциях. Кроме десяти непостоянных членов, избираемых на два годи, в Совет Безопасности входят на постоянной основе представители великих держав: США, России, Великобритании, Франции и Китая, официально имеющих ядерный статус. Решение Совета Безопасности считается принятым при наличии минимум девяти голосов из пятнадцати, причем великие державы имеют право вето.

Международный Суд избирается Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН в составе 15 членов па девятилетний срок. Международный Суд избирает председателя, вице-председателя и секретаря на каждый трехлетний срок. Международный Суд правомочен выносить обязательные для сторон решения, а также консультативные заключения по любым вопросам международного права. Сторонами по делам, разбираемым Международным Судом, могут быть только государства. Это еще раз подчеркивает роль государств как основных компонентов международной системы.

Кроме основных органов ООН, существуют так называемые специализированные учреждения — самостоятельные автономные межправительственные организации по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам. Наиболее известные из них:

— Международная организация труда (МОТ);

— Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

— Международный союз электросвязи (МСЭ);

— Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО);

— Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

— Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО);

— Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

— Международный валютный фонд (МВФ).

Под эгидой ООН существуют международные региональные организации, имеющие статус наблюдателя. К ним относятся:

А. Экономические организации:

1. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)

2. Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС)

3.Африканский банк развития (АБР)

Б. Социально-культурные организации:

1. Исламская конференция

2. Содружество наций

3.Афро-азиатский консультативно-правовой комитет

В. Политические организации:

1. Лига арабских государств (ЛАГ)

2. Организация американских государств (ОАГ)

3. Совет Европы (СЕ)

4. Организация африканского единства (ОАЕ).

Международные военные организации не получают статуса наблюдателя ООН. Считается, что их деятельность не соответствует уставу ООН.

Все организации ООН, международные организации государств, действующие под эгидой ООН, и составляют институты международной системы. Кроме институтов, в эту систему следует включить:

— международные правовые нормы,

— политическое сознание и политическую культуру,

— политические отношения.

Международные правовые нормы — это нормы международного права — представляют собой комплекс понятий, сформулированных в обычном праве, в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., в Женевском протоколе 1925 г. и Женевской конвенции 1949 г., в конвенциях ООН и ее Уставе, в Уставе Нюрнбергского трибунала и т. д. Важнейшими категориями международного права являются определение агрессии, аннексии, войны, военнопленного, нейтралитета, гражданства и другое.

Политическое сознание и политическая культура международной системы состоит из тех же компонентов, что и политическое сознание и культура социетального уровня.

Международные отношения представляют собой сложный комплекс взаимоотношений между государствами в рамках ООН, в международных региональных организациях и на двусторонней основе. Сюда входят экономические, политические, военные, культурные связи, осуществляемые как па государственной, так и на общественной и даже личной основе. С развитием цивилизации интенсивность международных отношений нарастает. Особенно быстро в последнее время развиваются негосударственные связи. Все это ведет к интеграции мирового сообщества, развитию международной системы, более успешному решению глобальных проблем.

Таким образом, международная система - это взаимосвязанный комплекс институтов ООН, международных организаций, правовых норм, политического сознания и политической культуры, сложной сети международных отношений, включающих политику всех стран Земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.037 с.)