Сущность и характеристики власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и характеристики власти



Современные политологи не имеют единого мнения о природе власти. Одни рассматривают ее как доминирующую черту человеческой психики (Ч. Мериам, Г. Лассуэлл), другие — волевое воздействие (М. Вебер), или как влияние (Б. Рассел). Т. Парсонс считал власть свойством социальной структуры общества.

Власть органически заложена как в природу человека, так и структуру общественной организации. Без нее невозможна социальная дифференциация и управление обществом. Власть непосредственно связана с политикой, является ее причиной и следствием. Власть не только разделяет людей на управляющих и управляемых, на группы и классы. Власть интегрирует, объединяет эти группы и классы, заставляет управляемых осуществлять цели, поставленные управляющими. Власть — это то, что превращает толпу в организацию, хаотическое движение людей — в определенный общественный порядок. Таким образом, власть включает в себя такие понятия, как «организация» и «управление».

На чем основывается власть? М. Вебер, который разделял власть институциолизированную и власть как социальный феномен, которую он называл господством, выделял 3 типа господства.

1. Рациональное. Этот тип господства основан на вере людей в справедливость законов, действующих в обществе, в легальность носителей власти, т. е. управляющих. Примерами такого господства являются деятельность финансового инспектора, осуществляющего проверку на основании и в соответствии с законом и инструкциями; деятельность полицейского; штрафующего нарушившего правила уличного движения водителя, или деятельность преподавателя, принимающего экзамен. Ни у проверяемых фининспектором, ни у оштрафованного водителя, ни у студентов не появляется сомнений в легитимности их взаимоотношений с властью. Разумеется, если власть не нарушает законы. При таком типе господства власть деперсонифицирована — здесь мы видим типичные статусно-ролевые отношения. Обобщающим примером рационального господства являются взаимоотношения между властью и населением развитых демократических стран Европы и Америки.

2. Традиционное господство основано на воспринятой с детства привычке следовать традиции, веками установленному порядку, нормам и правилам. При таком типе господства очень важно не нарушать традиций при передаче и осуществлении власти и отношения подчинения не будут нарушены. Примером традиционного господства могут служить наследственные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт. Власть здесь персонифицирована, но личность правителя выступает не ярко, не подчеркнуто. Главное все же королевский статус, а не личностные качества характера. Люди больше привыкли подчиняться королю или эмиру, а не персонально Фахду или Ас-Сабаху.

3. Харизматическое господство зиждется на личной преданности, вере в священный дар и доблести правителя, который как пророк ведет людей по единственно верному пути. Харизма по-гречески означает «благодать», т. е. качества и способности получать истину, качества, дарованные свыше. Как видим, личность харизматического правителя не только персонифицируется, но и наделяется сверхчеловеческими качествами вождя, пророка: предвидением, интуицией, всезнанием или умением общаться с богом. Примерами харизматического типа господства служат пророк Магомет, Гитлер Ленин, Сталин, Аятолла Хомейни.

Чтобы лучше понять природу власти, выделим четыре ее основания или основы.

1. Психологическая основа власти заключается в такой комбинации психических характеристик личности, которая дает внутренний, психический импульс к власти, занятию господствующего положения в любой жизненной ситуации. Речь идет о таком типе направленности, как общественная или общественно-политическая, о таких чертах характера, как активность, стремление к превосходству, неудовлетворенность занимаемым положением и т. д. Этим характеристикам более соответствует холерический и сангвинический темперамент. Если сюда еще добавить способности к тому виду деятельности, к которому стремится наша личность, то мы получаем тип индивида, лидера, органически, в силу своего природного склада, стремящегося к власти. Комбинаций качеств и характеристик людей может быть великое множество, но всех их мы можем разделить по признаку стремления к власти на лидеров и ведомых.

2. Социологическая основа власти заключается в позиции, которую данный индивид занимает в социальной структуре общества. Эта позиция, статус дает ему определенный набор функций и полномочий, который и является его властью по отношению к своим подчиненным.

Чем глубже различия между классами, чем больше высота социального пространства, тем большая власть потенциально имеется в данном обществе. Наоборот, чем менее дифференцировано общество, тем меньше возможности социологической основы власти, и для его управления приходится использовать другие основы власти.

3. Политическая основа власти заключается в наличии в обществе созданных людьми институтов управления и насилия (парламента, президента, суда, полиции, армии, тюрем). Для конкретных людей и социальных групп эта основа означает умение завоевать доверие избирателей и прийти в эти структуры; умение опереться на властные институты при проведении своей политики, умении лавировать между интересами различных политических партий и движений.

4. Идеологическая основа власти заключается в разной степени интеллектуального развития людей и чисто человеческом качестве — подчиняться более мудрому. «Властители дум» часто проявляют себя в политической сфере. Например, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, чешский драматург В. Гавел, болгарский политолог Ж. Желев.

Не следует путать политическую основу власти и политическую власть. Политическая власть базируется на всех четырех основах: психологической, социологической, политической и идеологической.

Для осуществления политической власти необходимы не только отношения господства, но и встречные отношения подчинения. Как выразился Р. Рейган: «Танго танцуют вдвоем». Важной особенностью политической власти является возможность и допустимость насилия. Разумная власть делает это в крайних случаях, не допускающих другого решения и в строго ограниченных законом рамках.

Если искать аналогии с физическим миром, точнее с явлением электричества, то власть можно сравнить с напряжением электромагнитного поля. Оно не заметно для человеческого глаза, но постоянно сопутствует всем электрическим процессам, более того оно определяет и направляет течение электрического тока. Также и власть в обществе незаметно растворена в его социальной структуре, в психике каждого человека, в его интеллекте. И лишь в государственных институтах обнаруживает себя в явной форме. Но именно власть и определяет государственное устройство и все политические процессы, происходящие в обществе.

Таким образом, власть — это органически присущие любому организованному обществу социально-политические и индивидуально- психологические взаимоотношения господства — подчинения, которые выражают его природу и позволяют им управлять.

Политическая власть — это общественный феномен, всеобщее свойство организованного сообщества людей, дифференцированного на социальные группы, классы, партии, организации, имеющие и отстаивающие собственные интересы.

Политическая власть опирается на государственные, политические институты, но проявляется она во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, культурной, военной и др.

Важнейшим качеством власти, обеспечивающим ее стабильность является легитимность, т. е. законность существования, признание её управляемыми. Очень важно иметь в виду, что легитимность власти — это не её абсолютное положение, соответствие законам и традициям, а как бы отражение власти в головах управляемых. Другими словами, легитимность — признание верхов низами. Приведем пример. Российская монархия в феврале 1917 год была абсолютно законной с точки зрения традиций и закона престолонаследия. Но восставшие рабочие Петрограда не признавали Николая II легитимным правителем. Они видели его кровавым, не считающимся с интересами народа и т. д. Именно потеря легитимности в глазах подданных и стоила российскому монарху короны.

По механизму воздействия на людей политическую власть можно разделить на:

власть-веру, обещание. Как правило, обещают что-то очень значительное, имеющее ценность для большинства. Например, Мюнцер обещал «царствие Божие на земле», В. И. Ленин — «царство свободного труда», А. Гитлер — «тысячелетний рейх» и т.д.

власть-убеждение воздействует через сознание, через осознание того набора ценностей, который предлагается обществу. Здесь же действуют свои закономерности: критика, уничтожение ценностей, предлагаемых политическим противником, показ положительных сторон своих ценностей, частый повтор и напоминание о них, пропаганда даже самых малых практических успехов и т. д.;

власть-принуждение. Там, где не удается добиться веры и убедить, действуют принуждением. В арсенал власти-принуждения ходят запугивание, террор, превентивные аресты политических противников, гражданская война, геноцид. Таким видом власти чаще пользуются правящие силы, чем оппозиция. Особенно часто пользуются авторитарные и тоталитарные режимы.

По типу организации власть можно поделить на формальную (институциональную) и неформальную. Формальная власть проявляется в деятельности институтов, учреждений власти: президента, парламента, правительства, суда, общественных организаций и т. д. Власть, оформленная в государственные институты, называется государственной властью. Неформальная власть не имеет руководящих и исполняющих звеньев, строго определенных функций и прерогатив. Эта власть проявляется как лидерство в неформальных движениях, руководство демонстрациями, выступления на митингах и т. д.

По количеству властвующих, как мы знаем из Аристотеля, власть может быть единоличная (монархическая), олигархическая (власть немногих) или демократическая (власть всего народа). Но современная политология, учитывая в основном представительный характер власти, подразделяет ее по количественному признаку на единоличную и коллегиальную. Примером единоличной власти можно считать власть монарха, президента или диктатора. Коллегиальная власть — это, например, власть парламента, конституционного суда, совета министров. Все политические решения в современном мире обсуждаются, а часто и принимаются коллегиально. Здесь важно, кто говорит последнее слово, а главное, кто несет ответственность за эти решения.

Политическая власть организуется и функционирует в обществе на трех взаимосвязанных уровнях:

макроуровень — это верховная власть центральных государственных учреждений;

мезоуровенъ — так называемое среднее звено управления, образуемое региональными, областными властными структурами (например, в России — это республиканские и областные Думы, представители Президента). Их основная функция — передача команд центра, контроль над их выполнением и управление в рамках своих прерогатив;

миниуровенъ — это местные выборные власти районов, райцентров. Они выполняют команды центральных и региональных органов, но имеют и свой бюджет и решают проблемы своего уровня.

Важным признаком демократии является наличие местной власти, власти общины, деревенской улицы, городского, микрорайона.

Это не политическая власть, она не пользуется средствами насилия, но также имеет свой бюджет. Она-то и решает местные проблемы (ремонт дорог, уборку улиц и т. д.). Вспомним реформы Клисфена в Древней Греции (509 г. до н.э.). В Афинах именно с собраний демов и начиналась демократия, т. е. решение своих проблем своими силами. Местная власть пользуется большим влиянием в США. Здесь она собирает налог, имеет свои бюджет и значительные возможности. В России в конце XIX-начале XX в. местная власть существовала в форме земств.

Таким образом, четвертым уровнем власти, но уже властью не государственной, не политической будет микроуровень или власть местная.

Важными обобщающими характеристиками власти являются не количественный, а качественный состав правящих лиц, их взгляды убеждения, а главное, чьи интересы они выражают. Не менее важно знать, насколько прочно положение «властей предержащих» как относятся к управляющим управляемые. Эти качественные характеристики власти (1. Кто и в чьих интересах правит? 2.Каковы взаимоотношения правящей элиты и народа?) иногда называют первой и второй парадигмой власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.031 с.)